Политика и Общество
Правильная ссылка на статью:

Сравнительный анализ политической партийной активности регионов России

Борщик Наталья Дмитриевна

доктор исторических наук

профессор, кафедра документоведения и архивоведения, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Таврическая академия

295007, Россия, Республика Крым, г. Симферополь, пр. Вернадского, 4

Borshchik Natalia Dmitrievna

Doctor of History

Professor, the department of Document Science and Archival Science, Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky

295007, Russia, the Republic of Crimea, Simferopol, Prospekt Vernadskogo 4

arktur4@rambler.ru
Подосинников Евгений Юрьевич

кандидат политических наук

доцент, кафедра менеджмента, государственного и муниципального управления, Курский государственный университет

305000, Россия, Курская область, г. Курск, ул. Радищева, 29

Podosinnikov Evgenii Yur'evich

PhD in Politics

Chief Treasurer, the Federal Treasury of Kursk Region; Docent, the department of Management, State and Municipal Administration, Kursk State University

305000, Russia, Kursk, Radischeva Street 29

podosinnikov_e_u@mail.ru
Фёдоров Андрей Викторович

кандидат физико-математических наук

доцент, заведующий, кафедра прикладной информатики и математики, Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса

305000, Россия, Курская область, г. Курск, ул. Радищева, 35

Fedorov Andrei Viktorovich

PhD in Physics and Mathematics

Docent, the department of Applied Informatics and Mathematics, Kursk Institute of Management, Economics, and Business

305000, Russia, Kursk, Radischeva Street 35

fedorov@mebik.ru

DOI:

10.7256/2454-0684.2017.2.21745

Дата направления статьи в редакцию:

19-01-2017


Дата публикации:

01-03-2017


Аннотация: В статье исследованы актуальные вопросы парламентаризма, сделана попытка найти универсальный индикатор оценки уровня политической партийной активности в субъектах РФ. Так как одним из ключевых принципов парламентаризма в современном государстве является идеологическое и политическое многообразие, то политические партии играют центральную роль в политической системе, в том числе и в нашей стране. Приводятся фактологические и статистические данные по регионам России из официальных источников, отражающие состояние политических процессов в стране. В ходе исследования были использованы системный, нормативный, институциональный и сравнительно-политологический методы. При подготовке работы авторы руководствовались принципами, позволяющими сочетать возможности логического и исторического методов, количественного и качественного анализа. Впервые использованы количественные методики группировки регионов по числу зарегистрированных в субъектах РФ отделений партий. В статье используются официальные ведомственные данные Министерства юстиции России, Федеральной службы государственной статистики, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Центральной Избирательной комиссии. Официальные данные в статье используются для выделения «регионов-лидеров» и «регионов-аутсайдеров» по политической партийной активности. Решение задач, поставленных в рамках работы, способствует развитию перспективного научного направления количественного анализа политической среды, уточнению ее предметного поля и понятийно-категориального арсенала.


Ключевые слова:

эволюция партийной системы, регионы России, многопартийность, Российская Федерация, партийная активность, регион-аутсайдер, регион-лидер, политическая, партия, парламентаризм

УДК:

330.322.14

Abstract: This article examines relevant questions of parliamentarism, as well as makes an attempt to find a universal indicator for assessment of the level of activity of political parties in constituents of the Russian Federation. As one of the key principles of parliamentarism in modern state is the ideological and political multiplicity, then the political parties play a central role within the political system, including Russia. The work presents facts and statistical data on the Russian regions from the official sources, which reflect the status of political processes in the country. The authors for the first time use the qualitative methodologies of grouping the regions according to the amount of registered divisions of parties in constituents of the Russian Federation. The official data from the Ministry of Justice of Russia, Federal Service for State Statistics, State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, and Central Election Commission are applied in the article for highlighting the leaders and outsiders among the regions based on the activity of political parties. Resolution of the tasks within the framework of this work contributes into development of the promising scientific direction of qualitative analysis of the political environment, clarification of its subject field and conceptual-categorical arsenal.


Keywords:

evolution of party system, regions of Russia, multi-party system, Russian Federation, party activity, outsider region, leader region, political, party, parliamentarism

На современном этапе развития в Российской Федерации проводятся масштабные реформы, охватывающие практически все сферы функционирования общества, в том числе и политическую. Достаточно актуальным аспектом настоящего исследования представляется выбор пути дальнейшего развития нашей страны, связанный с изучением отечественного исторического опыта становления и развития государственности, важнейшей формой которой стал парламентаризм. История российского парламентаризма берет свое начало с подписания Николаем II Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 года, где первая статья гласит: «Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов» [1, с. 754]. В 1906 г. начала свою работу I Государственная Дума, в чьи функции входило «…чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы» [1, с. 754].

Историография изучения проблем российского парламентаризма достаточно обширна и имеет междисциплинарный характер. Свои соображения по поводу функционирования отечественного парламента высказывали дореволюционные историки и правоведы [2, 3, 4, 5]. В дальнейшем научный интерес к изучаемой проблематике был надолго утрачен. Только на современном этапе появились труды специалистов разных научных направлений, в которых освещаются вопросы становления и развития парламентских основ в Российской Империи [6, 7], рассматриваются политические, социологические, юридические аспекты регламентации парламентской деятельности Федерального Собрания РФ [8, 9]. Российский парламентаризм стал объектом специального изучения в диссертационных сочинениях [10, 11, 12]. Имеются публикации, посвященные современной российской многопартийной системе [13]. Научная новизна настоящего исследования заключается в попытке выявить универсальный индикатор оценки уровня политической партийной активности регионов России, впервые использованы количественные методики группировки регионов по числу зарегистрированных в субъектах РФ отделений партий.

В современной политической практике демократических государств концепция парламентаризма противостоит различным формам автократии, диктатуры и вождизма, однако во многих случаях не исключает национального лидерства в политическом руководстве страны, сопрягая юридические и политические формы такого лидерства с ответственностью и опорой на парламентское представительство. Как способ правления парламентаризм обеспечивает эффективный контроль за исполнительной властью на общенациональном уровне, однако не лишен недостатков в плане создания устойчивого парламентского большинства [14].

В современной политологии исследования политических партий являются одним из актуальных направлений. Политические партии играют центральную роль в политической системе общества большинства стран мира, что обусловливает актуальность исследования феномена политических партий современной России [15].

Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «О политических партиях» статья 3 «Понятие политической партии и ее структура» пункт 2 декларирует: «политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии (в ред. Федерального закона от 02.04.2012 № 28-ФЗ)», приэтом пункт 3 разъясняет: «под региональным отделением политической партии в настоящем Федеральном законе понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом» [16].

В соответствии со ст. 65 гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции Российской Федерации, в состав РФ входят 85 субъектов: республики – 22, края – 9, области – 46, города федерального значения – 3, автономная область – 1, автономные округа – 4 [16].

По состоянию на 01.12.2016 г. в список зарегистрированных Министерством юстиции России входит 76 политических партий [17].

Используя официальные данные Министерства юстиции России, построим таблицу, в которой:

– отразим количество отделений политических партий, зарегистрированных в регионах РФ;

– проранжируем регионы в соответствии с количеством зарегистрированных отделений политических партий;

– рассчитаем удельный вес в процентах от количества всех зарегистрированных политических партий в России (см. табл. 1).

Таблица 1 – Количество отделений политических партий, зарегистрированных в регионах РФ (информация представлена по состоянию на 01.12.2016 г.)

п/п

Регион РФ

Количество зарегистрированных отделений партий

Ранг

Удельный вес

(%)

1.

Москва

73

1

96,05

2.

Ростовская область

72

2

94,73

3.

Санкт-Петербург

72

3

94,73

4.

Республика Дагестан

70

4

92,10

5.

Республика Татарстан (Татарстан)

68

5

89,47

6.

Краснодарский край

68

6

89,47

7.

Московская область

67

7

88,15

8.

Ставропольский край

66

8

86,84

9.

Ивановская область

66

9

86,84

10.

Самарская область

65

10

85,52

11.

Тверская область

65

11

85,52

12.

Новосибирская область

64

12

84,21

13.

Свердловская область

64

13

84,21

14.

Волгоградская область

63

14

82,89

15.