Международные отношения
Правильная ссылка на статью:
Кривов С.В., Баранова Т.В., Старкин С.В., Рахманов Н.В.
Террористические организации как гибридные акторы международно-политического процесса: новый вызов трансатлантическомусообществу
// Международные отношения.
2022. № 2.
С. 57-69.
DOI: 10.7256/2454-0641.2022.2.37278 EDN: ETYGNU URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=37278
Террористические организации как гибридные акторы международно-политического процесса: новый вызов трансатлантическомусообществу
DOI: 10.7256/2454-0641.2022.2.37278EDN: ETYGNUДата направления статьи в редакцию: 10-01-2022Дата публикации: 05-08-2022Аннотация: Предметом исследования является выявление места и роли террористических организаций в системе международных отношений и глобальной безопасности с точки зрения стратегических подходов западного экспертно-аналитического сообщества и официальных политических институтов национальных государств, ЕС и НАТО. Глобализация, рост влияния негосударственных субъектов, включая вооруженные группы, а также меняющиеся взгляды на природу и сущность государства способствовали скрытой или явной субъективизации многих участников международно-политического процесса. Особое внимание в статье уделяется новому концепту «гибридный актор», широко дискутируемому в настоящее время среди экспертов и учёных. В работе впервые предпринимается попытка сравнения позиций США и их европейских союзников по взаимодействию с гибридными акторами. Таким образом, в последние десятилетия негосударственные субъекты эволюционировали с точки зрения политического, социального и военного потенциала. Эта тенденция очевидна в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, где сочетание слабости государственных институтов, наличия конфликтов и нестабильности обеспечило благодатную почву для действий вооруженных групп. Негосударственные вооруженные группы на Ближнем Востоке чрезвычайно разнообразны и включают локальные, племенные и общинныеформирования, транснациональные преступные организаций и сети, классические повстанческие оппозиционные группы и так далее. В рамках этой широкой категории ряд негосударственных вооруженных групп эволюционировал для выполнения политических, социальных и управленческих функций. Ключевые слова: гибридный актор, Общая политика безопасности, НАТО, Европейский союз, Глобальная стратегия ЕС, национальная безопасность, гибридные угрозы, экспертное сообщество, ХАМАС, квазигосударстваAbstract: The subject of the study is to identify the place and role of terrorist organizations in the system of international relations and global security from the point of view of strategic approaches of the Western expert-analytical community and official political institutions of nation states, the EU and NATO. Globalization, the growing influence of non-State actors, including armed groups, as well as changing views on the nature and essence of the State have contributed to the hidden or explicit subjectivization of many participants in the international political process. Special attention is paid in the article to the new concept of "hybrid actor", which is widely discussed among experts and scientists at the present time. For the first time, the paper attempts to compare the positions of the United States and its European allies on interaction with hybrid actors. Thus, in recent decades, non-State actors have evolved in terms of political, social and military capabilities. This trend is evident in the Middle East and North Africa region, where the combination of weak State institutions, the presence of conflicts and instability has provided fertile ground for the actions of armed groups. Non-State armed groups in the Middle East are extremely diverse and include local, tribal and communal formations, transnational criminal organizations and networks, classic rebel opposition groups and so on. Within this broad category, a number of non-State armed groups have evolved to perform political, social and managerial functions. Keywords: hybrid actor, General Security Policy, NATO, European Union, EU Global Strategy, national security, hybrid threats, expert community, HAMAS, quasi - statesВведение Переосмысление базовых понятий и концептов, вокруг которых традиционно строилась мировая политика, приобрело в последнее время большое значение в исследованиях по международным отношениям. Хотя сами по себе попытки пересмотра таких вопросов, как национальный суверенитет, права человека, изменение климата, гуманитарная помощь, контроль над распределением природных ресурсов, не являются новыми, их глобальный характер стал настоящим вызовом для академического и экспертного сообщества. Во многом это объясняется тем, что так называемый либеральный международный порядок и безоговорочное лидерство Запада все чаще ставятся под сомнение «новыми центрами силы». Также очевиден «параллельный сдвиг от доминирования государства как основного международного актора к росту значения и влияния негосударственных субъектов и транснациональных организаций»[1]. В то время как политика великих держав стала более многополярной, дипломатия в XXI в. требует взаимодействия с различными «новыми частичными, псевдо- и квазигосударственными субъектами, которые могут быть даже более легитимными, чем государства, в более широком международно-политическом контексте» [2]. Однако, несмотря на все более осознаваемую глобальную опасность терроризма, не существует общепризнанного подхода к определению данного явления, равно как и нет какого-либо внутреннего консенсуса в этом вопросе среди правительственных учреждений в разных странах мира. Это, в свою очередь, препятствует разработке внутренних и международных правовых рамок и конвенций, необходимых для управления целым рядом угроз со стороны террористических организаций. На доктринальном уровне США и страны ЕС начали признавать новые международные вызовы, включая множественность вовлеченных субъектов, объединяемых общим понятием «гибридные угрозы». Так, в рамках Европейской общей политики безопасности и обороны (CSDP) признается, что ЕС является частью все более сложного мира, состоящего из «государственных, негосударственных, межгосударственных и транснациональных субъектов» [3]. В том же контексте Европейская комиссия в 2019 г. сделала акцент на необходимости стать более активным игроком на международной арене, а Верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель объявил, что Евросоюз «должен научиться использовать язык силы, чтобы справиться с внешней конкуренцией и кризисами»[4]. В политике безопасности США, по крайней мере на экспертно-аналитическом уровне, получила распространение формула «4+1», разработанная бывшим председателем Объединенного комитета начальников штабов Д. Данфордом для выявления основных угроз национальной безопасности США. В качестве таковых она рассматривала Китай, Россию, Иран, Северную Корею, а также угрозу насильственного экстремизма и терроризма [5]. Причем во Временной стратегии национальной безопасности администрации Байдена перечислены точно такие же угрозы, причем в том же порядке [6]. Однако, несмотря на всеобщее признание терроризма главной угрозой человечества, на практике существуют разногласия в отношении признания тех или иных организаций в качестве террористических. Кроме того, есть понимание того, что в условиях трансформации системы международных отношений происходит постепенная субъективизация негосударственных международных акторов, что ставит на повестку дня выработку механизмов взаимодействия с ними, как минимум, в краткосрочной и среднесрочной перспективах. В рамках данной статьи рассматриваются концептуальные подходы, существующие в США и странах ЕС в отношении негосударственных вооруженных групп, включая организации, внесенные в списки террористических, в рамках концепции «гибридных акторов». Гибридные акторы: постановка проблемы Конвенция Монтевидео 1933 г. как один из основополагающихдокументов в современном международном праве определяет государство как любое образование с постоянным населением, определенной территорией, правительством и способностью вступать в отношения с другими государствами, что исходит из его веберовского понимания как устойчивого территориального образования, управляемого центральной властью и имеющего монополию на законные средства насилия [7]. Впоследствии М.Манн добавил к этим характеристикам наличие инфраструктурной власти как «отношения сотрудничества между государством и обществом» [8], а Ч. Тилли – возможность вступления в войну, устранение внутренних распрей, защиту населения и сбор налогов [9]. Постепенный отход от веберианской модели означал пересмотр роли государств как международно-политических субъектов и уделял бóльшее внимание роли негосударственных акторов, включая транснациональные корпорации, неправительственные организации и межправительственные учреждения, с которыми государства регулярно сотрудничают, а иногда и конкурируют. Особенно возросла роль негосударственных вооруженных групп (NSAG), действующих вне контроля государства и опирающихся на «насилие и силу, включая нетрадиционные и асимметричные способы достижения своих целей» [10]. Спектр таких групп широк: к ним относят ополченцев, повстанцев, террористические организации. Этот список можно концептуально расширить, включив в него также преступные сообщества. На практике существуют трудности с отнесением ряда акторов к той или иной категории. Так, например, субъекты, бросающие вызов монополии государства на насилие, могут сосуществовать и даже конкурировать с государством в качестве властных субъектов. Возникает также вопрос о статусе населения, проживающего на территории, контролируемой подобными вооруженными группами. Так, объявление украинскими властями Донецкой и Луганской народных республик террористическими организациями неизбежно порождает правовые и политические последствия для населения непризнанных республик: они могут рассматриваться либо как «заложники», либо как члены указанных организаций. Термин «непризнанное государство» или «квазигосударство» также содержит ограничения с точки зрения скрытой легитимизации рассматриваемых субъектов, что может противоречить нормативным требованиям национальных государств о запрете и непризнании терроризма. Таким образом, возникла потребность в концептуальном переосмыслении как самой проблемы, так и связанного с ней терминологического аппарата. Получившее в последнее время широкое распространение понятие «гибридные акторы» относится к совокупности субъектов современных международных отношений, которые являются одновременно государственными и негосударственными образованиями. Т. Камбанис, введя это понятие в научный оборот применительно к ближневосточным реалиям, определяет его,как «военизированные структуры, обладающие способностью обеспечивать безопасность и предоставлять социальные услуги своему населению»[11]. Они не признаются на международном уровне в качестве государственных акторов, однако их возможности соответствуют функциональным концепциям государственности. Эти акторы могут действовать в рамках государства или даже как часть государства или его правительства, но могут функционировать также и вне их рамок, параллельно или конкурируя с ними. В российском научном и экспертном сообществе в трудах Т.А. Шаклеиной [12], М.М.Лебедевой [13],Е.М. Примакова [14], А.И. Подберезкина [15]и ряда других, утвердилось понятие «радикальных субъектов международных отношений». Вместе с тем понятие «гибридного актора», как и «гибридной угрозы», не нашло отражения в отечественном академическом дискурсе, что обусловлено иными теоретико-методологическими подходами, а также негативным восприятием близкого по звучанию концепта «гибридной войны», получившего антироссийское пропагандистское звучание в контексте западных оценок политики РФ в отношении соседних государств, включая Украину, Грузию и страны Балтии. Однако новая концептуализация необходима, поскольку выводит дискуссию за рамки дихотомии «государство или негосударственный субъект», присутствующей в большинстве исследований по международным отношениям. Такое противопоставление вызывает сложности, прежде всего, применительно к странам Ближнего Востока, где разница между государственными и негосударственными субъектами рассматривается многими исследователями как неочевидная, особенно в тех областях, где легитимность и возможности государств были поставлены под угрозу. Б.Берти объясняет, как «различные роли этих групп в качестве альтернативных акторов де-факто стирают грань между государственными и негосударственными субъектами и создают ситуацию, которая одновременно бросает вызов, оспаривает и переопределяет такие понятия, как государственность и суверенитет» [16]. Кроме того, это понятие позволяет не акцентировать внимание исключительно на «вооруженном» или «насильственном» аспекте деятельности таких субъектов. Гибридные акторы стали более заметными как в региональном, так и в глобальном контексте, особенно после событий Арабской весны, способствовавших снижению потенциала государств Ближнего Востока и Северной Африки из-за внутренних беспорядков, региональных конфликтов и внешних интервенций. В результате возникли «территории ограниченной государственности» [17] или «альтернативно управляемые пространства» [18], а новые субъекты часто оказываются более устойчивыми в качестве носителей реальной власти и, как правило, заполняют пустоты там, где государственный контроль ослаблен или совсем отсутствует. Можно выделить новые типы взаимодействия между государством и негосударственными, или гибридными,акторами. Так, К.Кауш [19] указывает, что такое сотрудничество стало основным инструментом внешней политики для региональных и международных держав на Ближнем Востоке. Маркетти и аль-Захрани отмечают, что, «следуя общим моделям гибридизации внешней политики, широко практикуемым в глобальном управлении, правительства стран Ближнего Востока все больше и больше полагаются на партнерские отношения с неправительственными субъектами, включая гибридных акторов» [20]. Таким образом, понятие «гибридные акторы» стало новой аналитической категорией, отражающей более сложный характер международно-политического процесса и сосуществующей с рядом других: насильственные негосударственные субъекты, террористические организации, исламистские партии, движения сопротивления и т.д. Концепт «гибридный актор», как более «гибкое» понятие, представляет собой противовес в отношении категорий, которые неправомерно сводят определение субъектов к одной конкретной черте или к политическим обозначениям, сопровождаемых нормативными предубеждениями, как, например, в случае с понятием «террористическая организация». Интересы ЕС и США в отношении гибридных субъектов При рассмотрении трех уровней внешней политики – интересов, стратегий и действий – Соединенных Штатов и Европейского Союза в отношении ближневосточного региона, а также действующих там многообразных акторов на каждом уровне обнаруживается значительное совпадение позиций. Так, обе стороны заявляют о поддержке одних и тех же принципов, таких, как содействие демократии и верховенство закона, поддержка прав человека и открытых обществ, что может включать в себя расширение прав и возможностей ненасильственных негосударственных субъектов (неправительственных организаций), а также их вовлеченность в процесс мирного урегулирования. Тем не менее просматривается тенденция отдавать приоритет более узким интересам в отношении определенных стран, например, США в Египте или ЕС в Марокко. Также важно и общее смещение глобальных приоритетов. Для американских политиков и экспертов Китай и Индо-Тихоокеанский регион все чаще воспринимаются как главный стратегический приоритет, что представляет собой существенный отход от идеи «глобального НАТО» 2000-х гг., связанной с терроризмом и нестабильностью на глобальном Юге, особенно в регионе Ближнего Востока. Сразу после окончания холодной войны и после террористического акта 9/11 крах государств и гуманитарные кризисы рассматривались не только как представляющие прямые и серьезные угрозы для союзников, но и как основание для военных интервенций за пределами территорий стран НАТО. Сегодня в США эти вопросы утратили значимость, что отчасти связано с переоценкой террористической угрозы, с которой сталкиваются Соединенные Штаты. Некоторые эксперты даже отмечают, что «терроризм, связанный с джихадом», похоже, «на спаде» и что оценки террористической угрозы были «завышены» [21]. Однако есть и те, кто считает необходимым предупредить, что террористическая угроза «не закончена» [22]. В целом интерес ко многим явлениям ближневосточной политики, включая активность гибридных акторов, существенно снизился. Как консервативные, так и либеральные наблюдатели и исследователи утверждают, что прошлые зарубежные миссии, направленные на искоренение терроризма, защиту гражданского населения и установление прочной стабильности в ключевом регионе Ближнего Востока в значительной степени потерпели неудачу, а интересы США в регионе, включая борьбу с терроризмом, могут быть достигнуты обычными дипломатическими средствами или даже военными операциями. Примечательно, что на этом фоне объявление администрации Байдена о полном выводе войск из Афганистана к сентябрю 2021 г. не стало неожиданностью и даже было поддержано большинством экспертов. По словам Б.Стэплтона, Альянс «не может позволить внешним операциям отвлекать внимание и ресурсы от своей основной миссии» [23], а Л.Коффи и Д.Кочис из Фонда наследия полагают, что «НАТО не должен быть везде, делая все и становясь глобальной контртеррористической силой или главным инструментом Запада по доставке гуманитарной помощи» [24]. Более того, в Средиземноморском регионе, включая Ливию и, возможно, Сирию, именно европейские члены НАТО должны быть готовы взять на себя инициативу в потенциальных миссиях, поскольку США переориентируются на внутренние проблемы и направляют больше ресурсов в Азиатско-Тихоокеанский регион. Перспективы стратегического трансатлантического сближения в отношении гибридных акторов В рамках Стратегии национальной безопасности США 2015 г. [25] и Глобальной стратегии ЕС 2016 г. [26] очевидно стремление работать с негосударственными субъектами по многим направлениям. Главное обоснование такого сотрудничества заключается в повышении социальной устойчивости путем включения субъектов гражданского общества в международно-политический процесс. Однако трансатлантическая координация политики отнюдь не представляет собой какой-либо общий политический подход. Более того, западные политики неоднократно отмечали, что предпочитают стабильность демократическим изменениям [27]. Особенно ярко это проявилось на примере политики ЕС в отношении палестинской организации ХАМАС. Несмотря на то, что Евросоюз в 2003 г. внес ХАМАС в свой список террористических организаций, он поддержал палестинские выборы 2006 г., отметив, что они прозрачны и демократичны. Однако руководство ЕС не смогло принять результат, когда ХАМАС победил в Газе, и вместе с США, Россией и ООН выдвинул явно невыполнимые условия, включая безоговорочное признание Государства Израиль, заключение дипломатических соглашений с ним и полный отказ от насилия. Фактически реакция ЕС на победу ХАМАС явно контрастирует с его нормативной политикой в странах Южного соседства, сосредоточенной на продвижении демократии. С тех пор многие наблюдатели пытаются объяснить причины и последствия этой противоречивой политической позиции по отношению к ХАМАС, поскольку пренебрежение ЕС в отношении его демократической легитимности определяет отношения европейцев с ведущей палестинской партией [28]. Такая же двойственность имела место и в отношении оценки роли Хезболлы в ливанском политическом процессе. В отличие от ХАМАС, она рассматривается ЕС как имеющая легальное «политическое крыло», в то время как ее «военное крыло» было включено европейцами в список террористических организаций в 2013 г. При этом Хезболла является иерархически более структурированной и организованной и в большей степени контролирует свои военные структуры. В отношении тактики «Хезболла» не стремится, в отличие от ХАМАС, к абсолютной электоральной победе, а обеспечивает свое положение в правительстве с помощью политических альянсов и предвыборных соглашений. Хотя, как отмечает Сиберг, «ЕС на практике признаёт неформальную политическую среду Ливана и принимает прагматичный подход к осуществляемым здесь политическим практикам, а Хезболлу – как неотъемлемую составляющую ливанской политической системы и участника политического диалога», однако структуры ЕС по-прежнему «испытывают трудности с таким образованием, как Хезболла» [29]. Такая стратегия отражает не столько политическую близорукость, сколько склонность ЕС к межгосударственному формату отношений, даже если это означает работу с автократическими режимами. В то время как США часто проявляют бóльшую гибкость и прагматизм, поддерживая новых негосударственных субъектов, как из числа гражданских, так и вооруженных групп в автократических государствах, внешние отношения ЕС структурированы гораздо более прочно в соответствии с межгосударственными линиями. Несмотря на неоднократные декларативные обещания в отношении более систематического вовлечения гражданского общества, ЕС по-прежнему крайне осторожно относится к работе с негосударственными субъектами за рубежом, особенно, когда это расходится с обязательствами в отношении официального правительства. Что касается действий на местах, то многие аналитики отмечают отсутствие координации усилий между ЕС и США за пределами территорий стран-участников. Так, если в украинском кризисе Европа и США координировали свои действия из-за «российского фактора», сделав его сдерживание общим ключевым приоритетом, то в отношении Египта, напротив, такая координация отсутствует. Даже сделка с Ираном 2015 г., которую часто называют трансатлантическим успехом, является примером очень трудно достигнутого согласования позиций по обе стороны Атлантики, а перспективы её продолжения при новой администрации США становятся все более туманными. В дополнение к общему отсутствию трансатлантической координации политики концептуальные различия между партнерами, когда речь заходит о значении демократизации или конкретных инструментов, таких, как использование потенциала субъектов гражданского общества, создают дополнительные препятствия для более тесного сотрудничества. Как США, так и некоторые государства-члены ЕС, оказывают прямую поддержку вооруженным негосударственным субъектам, таким, как ополченцы и повстанческие группы, в продолжающихся конфликтах, особенно в Сирии и Ираке. При этом в Сирии США продолжают взаимодействовать с «умеренной», неисламистской оппозицией, в то время как Франция и Великобритания наносят воздушные удары по ИГИЛ. В Ираке Вашингтон поддерживал центральное правительство, включая отправку военных советников в зону конфликта и непосредственное участие американских военных в освобождении Мосула, в то время как Берлин поставляет оружие курдскому военизированному формированию Пешмерга (Pêşmerge) на севере страны. В дополнение к этому отношения внутри ЕС между государствами-членами также осложняют его сотрудничество с негосударственными субъектами за рубежом. 27 государств-членов ЕС сохраняют свою собственную внешнюю политику в отношении третьих стран, хотя и в рамках общей стратегии, но с большей свободой действий в отношении отдельных международных субъектов. Это регулярно приводит к внутриевропейским столкновениям из-за стран, с которыми некоторые государства-члены имеют особые отношения. Например, в Ливии различные группы и кланы, конкурирующие за власть, предлагают государствам-членам ЕС, таким, как Франция, Италия и Соединенное Королевство, наряду с другими региональными державами, такими, как Соединенные Штаты, Турция, Египет, Катар и Объединенные Арабские Эмираты, возможности влиять на потенциальный постконфликтный порядок на собственных условиях. Однако условия и интересы этих различных иностранных держав в основном противоречат друг другу, подпитывая нестабильность в Ливии за счет политической, военной и/или материально-технической поддержки различных субъектов на местах. Наконец, в дополнение к структурным и внутренним политическим ограничениям и проблемам на местах, потенциал политики США и ЕС ограничен рядом серьезных отвлекающих факторов. За последнее десятилетие ЕС столкнулся с напряженными внутренними кризисами, от фискальной нестабильности до притока миграции и вопроса о Brexit. Соединенные Штаты, напротив, переживают период, который при президенте Трампе, по сути, превратился в откровенный изоляционизм в сочетании с агрессивными вспышками. На этом фоне следует ожидать, что обе стороны Атлантики сосредоточатся на «быстрых решениях» ощутимых угроз, пренебрегая долгосрочными проблемами. Вопрос будет заключаться в том, поможет это или помешает урегулированию конфликтов и государственному строительству в регионе, который отчаянно нуждается и в том, и в другом. Когда дело доходит до разрешения конфликтов, трансатлантические партнеры должны сдерживать радикальных противников государственного порядка. В отношении государственного строительства они должны поощрять тех ненасильственных негосударственных субъектов, которые могут бросить вызов существующему (недемократическому) порядку, но имеют решающее значение для установления более плюралистического государственного устройства. То, что Запад может и должен по-прежнему предлагать – это образовательные возможности, либеральные визовые правила, а также достаточная защита для тех, кто бежит от конфликтов и преследований. Заключение Таким образом, в последние десятилетия негосударственные субъекты эволюционировали с точки зрения политического, социального и военного потенциала. Эта тенденция очевидна в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, где сочетание слабости государственных институтов, наличия конфликтов и нестабильности обеспечило благодатную почву для действий вооруженных групп. Негосударственные вооруженные группы на Ближнем Востоке чрезвычайно разнообразны и включают локальные, племенные и общинные формирования, транснациональные преступные организаций и сети, классические повстанческие оппозиционные группы и так далее. В рамках этой широкой категории ряд негосударственных вооруженных групп эволюционировал для выполнения политических, социальных и управленческих функций. Учитывая сложности, с которыми государства сталкиваются на концептуальном уровне, трансатлантические партнеры могли бы работать рука об руку, чтобы расширить возможности конструктивных негосударственных субъектов, поддерживая демократическое развитие и государственное строительство, а также предотвращая упадок государственной власти на Ближнем Востоке в интересах насильственных негосударственных спойлеровв разрешении конфликтов. На сегодняшний день трудности США и европейских стран при согласовании общих подходов к реагированию на рост негосударственных субъектов и их взаимодействие с регионом зависят, по крайней мере, от трех факторов. Во-первых, Соединенные Штаты и Европейский союз в прошлом оказались структурно неспособными к совместной разработке стратегий по глобальным вызовам. Во-вторых, так называемый «синдром стабильности», то есть предпочтение «стабильного» статус-кво непредсказуемым рискам политических изменений, по-прежнему является доминирующим мышлением для политиков по обе стороны Атлантики при выработке политикив отношении региона Ближнего Востока и Северной Африки. В-третьих, трансатлантические партнеры имеют серьезные отвлекающие факторы, такие, как Brexit, рост популистских партий, иммиграционная проблема, которые препятствуют их способности адекватно реагировать на вызовы из региона. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00666 «Интеграционные процессы в Европе: сравнительный анализ». Библиография
1. AydinliE.Assessing violent nonstate actorness in global politics: A framework for analysis // Cambridge Review of International Affairs, 28(3). 2015. p. 424–444.
2. EmrichR., SchulzeD. Diplomacy in the 21st Century – What Needs To Change? // SWP Project Working Paper 22. 2017. p.7. 3. European Union Global Strategy (EUGS). Shared vision, common action: A stronger Europe. A Global Strategy for the European Union's Foreign and Security Policy, June 2016.URL:https://eeas.europa.eu/topics/eu-global-strategy_en(дата обращения: 02.12.2021). 4. Hearing of Josep Borrell Fontelles, High Representative/ Vice President-Designate of the European Commission: Opening Statement by Josep Borrell Fontelles. October 7, 2019. URL:https://multime-dia.europarl.europa.eu/en/hearing-of-josep-borrell-fontel-les-high-representative-vice-president-designate-of-the-euro-pean-commission-openingstatement_I178140-V_v(датаобращения: 03.12.2021). 5. Garamone J. Dunford: Global security environment has implications for joint force //Department of Defense. Dec. 2016. Т. 1.URL: https://www.defense.gov/News/Article/Article/1017146/dunford-global-security-(датаобращения: 03.12.2021). 6. Biden Jr J. R. Interim National Security Strategic Guidance. – EXECUTIVE OFFICE OF THE PRESIDENT WASHINGTON DC. The White House, March2021. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2021/03/NSC-1v2.pdf (датаобращения: 05.12.2021). 7. Вебер М. Политика как призвание и профессия / Перевод с немецкого и вступительная статья А. Ф. Филиппова; редактор А. А. Рындин. — М. :Рипол-классик, 2018. 292 с. 8. Манн М. Автономная власть государства: истоки, механизмы и результаты //Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2018. №. 2. С. 3-33. 9. Tilly C. Reflections on the history of European state-making //The formation of national states in Western Europe. 1975. Т. 38. 10. Berti B. Power beyond the state.Non-state actors in the broader Southern Mediterranean. Outside publications, 2016. Foreign Policy Research Institute. URL: https://www.fpri.org/article/2016/12/power-beyond-state-non-state-actors-broader-southern-mediterranean/ (датаобращения: 05.12.2021). 11. CambanisT., Esfandiary D., Ghaddar S., Wahid HannaM., LundA., MansourR. Hybrid actors.Armed groups and state Fragmentation in the Middle East. // NewYork: TheCenturyFoundation, 2019. 12. Введение в прикладной анализ международных ситуаций / под ред. Т.А. Шаклеиной. М.: Аспект Пресс, 2014. С. 4. 13. Лебедева М.М. Мировая политика. М.: Кнорус, 2018. 256 с. 14. Примаков Е. М. Мир без России? К чему ведетполитическая близорукость. М., Российская газета, 2009. 239 с. 15. ПодберезкинА.И.Современная военно-политическая обстановка: учебное пособие по курсу «Государство и военная безопасность»/Центр военно-политических исследований МГИМО(У) – концерна ВКО «Алмаз-Антей». Москва, 2019. 698 с. 16. Berti B. What’s in a name? Re-conceptualizing non-state armed groups in the Middle East //Palgrave Communications. 2016. Т. 2. №. 1. С. 1-8. 17. Risse T. (ed.). Governance without a state?: policies and politics in areas of limited statehood. – Columbia University Press, 2011. 18. Baylouny A. M. Authority Outside the State: Non-State Actors and New Institutions in the Middle. 2008. 19. Kausch K. State and Non-state alliances in the Middle East //The International Spectator. 2017. Т. 52. №. 3. С. 36-47. 20. Marchetti R., Al Zahrani Y. Hybrid partnerships in middle east turbulence. 2017. p. 107-122. 21. BymanD. Some terrorism good news, Order from Chaos, Brookings, 31 December, 2018. URL:https://www.brookings.edu/blog/order-fromchaos/2018/12/31/some-terrorism-good-news/ (датаобращения: 15.12.2021). 22. TraversR. The terrorist threat is not finished, Foreign Affairs, 21 August, 2020. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/africa/2020-08-21/terrorist-threat-not-finished(датаобращения: 18.12.2021). 23. Stapleton B. Out of area ops are out: reassessing the NATO mission //War on the Rocks. 2016. Т. 7. URL: https://warontherocks.com/2016/07/ out-of-area-ops-are-out-reassessing-the-nato-mission/ (датаобращения: 19.12.2021). 24. CoffeyL., Kochis D. At 70th anniversary, NATO must return to basics. Washington DC, TheHeritageFoundation.April, 2019. URL: https://www.heritage.org/defense/report/70th-anniversary-nato-must-return-basics(датаобращения: 18.12.2021). 25. United States. President (2009-2017: Obama). National security strategy. – White House,2015.URL: https://www.whitehouse.gov/sites/default/files/docs/2015_national_security_strategy.pdf(датаобращения: 19.12.2021). 26. A Global Strategy for theEuropean Union’s Foreign And Security Policy. June 2016. URL:https://eeas.europa.eu/archives/docs/top_stories/pdf/eugs_review_web.pdf(датаобращения: 18.12.2021). 27. Powel B. T. The stability syndrome: US and EU democracy promotion in Tunisia //The Journal of North African Studies. 2009. Т. 14. №. 1. С. 57-73. 28. Dandashly A., Noutcheva G. Unintended consequences of EU democracy support in the European neighbourhood //Unintended Consequences of EU External Action. – Taylor & Francis, 2019. p. 105-120. 29. Seeberg P. EU policies concerning Lebanon and the bilateral cooperation on migration and security–new challenges calling for new institutional practices? //Palgrave Communications. 2018. Т. 4. №. 1. С. 1-9. References
1. AydinliE.Assessing violent nonstate actorness in global politics: A framework for analysis // Cambridge Review of International Affairs, 28(3). 2015. p. 424–444.
2. EmrichR., SchulzeD. Diplomacy in the 21st Century – What Needs To Change? // SWP Project Working Paper 22. 2017. p.7. 3. European Union Global Strategy (EUGS). Shared vision, common action: A stronger Europe. A Global Strategy for the European Union's Foreign and Security Policy, June 2016.URL:https://eeas.europa.eu/topics/eu-global-strategy_en(data obrashcheniya: 02.12.2021). 4. Hearing of Josep Borrell Fontelles, High Representative/ Vice President-Designate of the European Commission: Opening Statement by Josep Borrell Fontelles. October 7, 2019. URL:https://multime-dia.europarl.europa.eu/en/hearing-of-josep-borrell-fontel-les-high-representative-vice-president-designate-of-the-euro-pean-commission-openingstatement_I178140-V_v(dataobrashcheniya: 03.12.2021). 5. Garamone J. Dunford: Global security environment has implications for joint force //Department of Defense. Dec. 2016. T. 1.URL: https://www.defense.gov/News/Article/Article/1017146/dunford-global-security-(dataobrashcheniya: 03.12.2021). 6. Biden Jr J. R. Interim National Security Strategic Guidance. – EXECUTIVE OFFICE OF THE PRESIDENT WASHINGTON DC. The White House, March2021. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2021/03/NSC-1v2.pdf (dataobrashcheniya: 05.12.2021). 7. Veber M. Politika kak prizvanie i professiya / Perevod s nemetskogo i vstupitel'naya stat'ya A. F. Filippova; redaktor A. A. Ryndin. — M. :Ripol-klassik, 2018. 292 s. 8. Mann M. Avtonomnaya vlast' gosudarstva: istoki, mekhanizmy i rezul'taty //Neprikosnovennyi zapas. Debaty o politike i kul'ture. 2018. №. 2. S. 3-33. 9. Tilly C. Reflections on the history of European state-making //The formation of national states in Western Europe. 1975. T. 38. 10. Berti B. Power beyond the state.Non-state actors in the broader Southern Mediterranean. Outside publications, 2016. Foreign Policy Research Institute. URL: https://www.fpri.org/article/2016/12/power-beyond-state-non-state-actors-broader-southern-mediterranean/ (dataobrashcheniya: 05.12.2021). 11. CambanisT., Esfandiary D., Ghaddar S., Wahid HannaM., LundA., MansourR. Hybrid actors.Armed groups and state Fragmentation in the Middle East. // NewYork: TheCenturyFoundation, 2019. 12. Vvedenie v prikladnoi analiz mezhdunarodnykh situatsii / pod red. T.A. Shakleinoi. M.: Aspekt Press, 2014. S. 4. 13. Lebedeva M.M. Mirovaya politika. M.: Knorus, 2018. 256 s. 14. Primakov E. M. Mir bez Rossii? K chemu vedetpoliticheskaya blizorukost'. M., Rossiiskaya gazeta, 2009. 239 s. 15. PodberezkinA.I.Sovremennaya voenno-politicheskaya obstanovka: uchebnoe posobie po kursu «Gosudarstvo i voennaya bezopasnost'»/Tsentr voenno-politicheskikh issledovanii MGIMO(U) – kontserna VKO «Almaz-Antei». Moskva, 2019. 698 s. 16. Berti B. What’s in a name? Re-conceptualizing non-state armed groups in the Middle East //Palgrave Communications. 2016. T. 2. №. 1. S. 1-8. 17. Risse T. (ed.). Governance without a state?: policies and politics in areas of limited statehood. – Columbia University Press, 2011. 18. Baylouny A. M. Authority Outside the State: Non-State Actors and New Institutions in the Middle. 2008. 19. Kausch K. State and Non-state alliances in the Middle East //The International Spectator. 2017. T. 52. №. 3. S. 36-47. 20. Marchetti R., Al Zahrani Y. Hybrid partnerships in middle east turbulence. 2017. p. 107-122. 21. BymanD. Some terrorism good news, Order from Chaos, Brookings, 31 December, 2018. URL:https://www.brookings.edu/blog/order-fromchaos/2018/12/31/some-terrorism-good-news/ (dataobrashcheniya: 15.12.2021). 22. TraversR. The terrorist threat is not finished, Foreign Affairs, 21 August, 2020. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/africa/2020-08-21/terrorist-threat-not-finished(dataobrashcheniya: 18.12.2021). 23. Stapleton B. Out of area ops are out: reassessing the NATO mission //War on the Rocks. 2016. T. 7. URL: https://warontherocks.com/2016/07/ out-of-area-ops-are-out-reassessing-the-nato-mission/ (dataobrashcheniya: 19.12.2021). 24. CoffeyL., Kochis D. At 70th anniversary, NATO must return to basics. Washington DC, TheHeritageFoundation.April, 2019. URL: https://www.heritage.org/defense/report/70th-anniversary-nato-must-return-basics(dataobrashcheniya: 18.12.2021). 25. United States. President (2009-2017: Obama). National security strategy. – White House,2015.URL: https://www.whitehouse.gov/sites/default/files/docs/2015_national_security_strategy.pdf(dataobrashcheniya: 19.12.2021). 26. A Global Strategy for theEuropean Union’s Foreign And Security Policy. June 2016. URL:https://eeas.europa.eu/archives/docs/top_stories/pdf/eugs_review_web.pdf(dataobrashcheniya: 18.12.2021). 27. Powel B. T. The stability syndrome: US and EU democracy promotion in Tunisia //The Journal of North African Studies. 2009. T. 14. №. 1. S. 57-73. 28. Dandashly A., Noutcheva G. Unintended consequences of EU democracy support in the European neighbourhood //Unintended Consequences of EU External Action. – Taylor & Francis, 2019. p. 105-120. 29. Seeberg P. EU policies concerning Lebanon and the bilateral cooperation on migration and security–new challenges calling for new institutional practices? //Palgrave Communications. 2018. T. 4. №. 1. S. 1-9.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Введение новых концептуальных оснований в теорию современных международных отношений делает данную публикацию значимой не только с научной и теоретической, но также и с практической точек зрения. Библиографический список представлен большим количеством современных источников, как фундаментального, так и прикладного характера, причем активно используются научные работы на английском языке. В целом список литературы адекватно отражает обозначенную исследовательскую проблематику, раскрывает отдельные аспекты текущих проблем международной политики в области глобальной безопасности. Однако имеются недочеты технического характера, которые должны быть устранены перед публикацией статьи - в тексте в некоторых предложениях отсутствуют пробелы между словами - это портит общее впечатление и восприятие материала, необходимо тщательно выверить рукопись на предмет технических и стилистических ошибок. Также автору не мешало бы в большей степени использовать статистические данные мировых аналитических центров, которые свидетельствуют о распространении террористических явлений в мире и выделяют некоторые корреляции в связи с глобальной либеральной идеологией. Статью необходимо доработать и направить на рецензирование повторно. Роль Европейского Союза и отдельных государств, таких как Франция, Германия (их активное участие в международной миротворческой деятельности) как фактор противостояния гибридным акторам слабо раскрыта в данной публикации.
Результаты процедуры повторного рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
К достоинствам работы можно отнести следующие. Статья хорошо структирована. В тексте выделены следующие блоки: введение, постановка проблемы, анализ интересов ЕС и США в отношении гибридных субъектов, описание перспектив стратегического трансатлантического сближения в отношении этих субъектов и заключение. Во «Введении» автор справедливо указывает на несколько ключевых моментов современной мировой политики, актуализирующих тему, которой посвящено исследование: - изменение роли государства в мировом политическом процессе, который по мере вовлечения новых негосударственных игроков становится всё более многополярным; - отсутствие консенсуса в отношении глобальной проблемы международного терроризма и связанных с этой проблемой концепций национальной безопасности разных стран; - различия в оценках негосударственных вооружённых формирований и связанная с этим проблема критериев идентификации этих формирований в качестве террористических. В этом контексте ставятся проблема и задачи исследования: необходимость переосмысления категориального аппарата международных отношений, и прежде всего, включения в этот аппарат категории «гибридный актор», введённого Т. Камбанисом с целью описания ближневосточных реалий. При решении поставленной задачи автор анализирует существующие понятия «негосударственных вооружённых групп» (P. Berti), «радикальных субъектов международных отношений» (Т.А. Шаклеина, М.М. Лебедева, Е.М. Примаков, А.И. Подберёзкина и др.), «насильственных негосударственных субъектов» и др. термины, в которых научное сообщество пыталось схватить и описать указанный феномен. В результате критического анализа автор приходит к справедливому выводу о том, что понятие «гибридный актор» более адекватно в отношении описываемого феномена, поскольку это понятие отражает сложный и многомерный характер современного международно-политического процесса, и при этом достаточно нейтрально в ценностном плане. В следующих двух разделах «Интересы ЕС и США в отношении гибридных субъектов» и «Перспективы стратегического трансатлантического сближения в отношении гибридных акторов» автор демонстрирует эвристический потенциал предложенного понятия, проанализировав интересы и действия ЕС и США в отношении действующих в ближневосточном регионе вооружённых негосударственных субъектов, по поводу террористического статуса которых возникают разногласия, таких как «ХАМАС», «Хезболла» или «Пешмерга». Автор справедливо отмечает более прагматичное отношение к подобным организациям со стороны США, которые нередко оказывают прямую поддержку этим формированиям, в то время как ЕС квалифицирует их в качестве террористических и отказываются иметь с ними дело. Более нейтральное в ценностном плане понятие «гибридных акторов» позволило бы решить многие ценностные проблемы мировой политики. Излагая в «Заключении» результаты исследования, автор справедливо указывает на сложность и неоднозначность исследуемого феномена, при этом отмечая существенную эволюцию этого феномена в последние десятилетия: негосударственные вооружённые группы на Ближнем Востоке и в Северной Африке за последнее время взяли на себя выполнение ряд задач, прежде атрибутируемых исключительно государствам, таких как управленческие, социальные и даже политические функции. Поэтому плоские категории «террористический/нетеррористический», «государственный/негосударственный» и др. перестают работать при изучении этих формирований. Необходимо, как отмечает автор, концептуальное сближение позиций США и ЕС в отношении гибридных акторов и согласование общих подходов к реагированию на их распространение. Эти выводы автора обладают всеми признаками научной новизны. Не менее интересно также описание трёх факторов, от которых зависят перспективы стратегического трансатлантического сближения США и ЕС в отношении гибридных акторов: решение концептуальных расхождений, преодоление «синдрома стабильности» и минимизация отвлекающих факторов вроде Brexit, рост популизма в Европе, проблемы иммиграции и т. д. В целом, по результатам рецензирования можно сделать следующие выводы. По стилю работа носит научный характер, написана хорошим языком и практически не имеет орфографических ошибок. Статья хорошо структурирована, а выводы автора достоверны и имеют признаки научной новизны. Выводы соответствуют поставленным задачам. Библиография включает 29 источников, в том числе на иностранных языках, и в достаточной мере репрезентирует состояние исследований по рассмотренной в статье проблеме. Апелляция к оппонентам имеет место в части обсуждения проблемы идентификации и концептуального описания гибридных акторов международной политики. В числе некоторых недостатков можно отметить непропорциональность выделенных в тексте разделов (главка «Интересы ЕС и США в отношении гибридных субъектов» в два-три раза меньше остальных разделов; да и с логической точки зрения выделение этой главки навряд ли было оправданно), отсутствие внятного описания предмета, объекта и методологии исследования, а также некоторую «смазанность» выводов. Тем не менее, эти недостатки незначительны и не влияют на общую положительную оценку статьи. Общий вывод: представленная на рецензирование статья соответствует тематике и основным требованиям журнала «Международные отношения», представляет несомненный интерес для читательской аудитории этого журнала и рекомендуется к публикации. |