DOI: 10.7256/2454-0684.2017.11.24539
Дата направления статьи в редакцию:
25-10-2017
Дата публикации:
06-11-2017
Аннотация:
В данной статье предметом исследования является влияние информации с использованием информационных технологий на улучшение демографической ситуации в Российской Федерации. Объектом исследования выступают задачи демографической политики, реализация которой является одним из направлений государственного управления. Особое внимание уделяется критериям измерения существующей демографической ситуации среди многообразия факторов влияющих на демографию, таким как суммарным коэффициентам рождаемости. Автор подробно рассматривает и обобщает схожие проблемы современных демографических ситуаций, имеющихся в Российской Федерации и странах Европейского Союза. В статье используя аналитическое исследование проанализировано влияние информации как инструмента государственного управления в области реализации демографической политики на демографическую ситуацию во времени. Особым вкладом автора в исследование темы является предложение по использованию отдельных инструментов информационных технологий как меры по улучшению имеющейся демографической ситуации в Российской Федерации. Новизна исследования заключается в предложении в качестве сценария процесса влияния информации на женщину для последующего понимания государством предоставления новой или видоизмененной информации с целью повышения рождаемости. Основными выводами являются то, что проведение системной и целенаправленной демографической политики на формирование общественного мнения с использованием информационных технологий окажет влияние на улучшение демографической ситуации в Российской Федерации.
Ключевые слова:
демографическая политика, демографическая ситуация, депопуляция, суммарные коэффициенты рождаемости, социология управления, государственное управление, информационные технологии, Интернет, Российская Федерация, Европейский Союз
Abstract: The subject of this research is the impact of information with the use of information technologies upon the improvement of demographic situation in the Russian Federation. The object of this research is the tasks of demographic policy, the implementation of which is one of the directions of public administration. Special attention is given to the criteria of assessing the existing demographic situation among the multiple factors affecting the demographics, such as the total fertility rate. The author examines and generalizes the similar problems of modern demographic situations in the Russian Federation and countries of the European Union. Using the analytical study, the article analyzes the impact of information as an instrument of public administration in the area of demographic policy implementation upon the demographic situation over time. The author’s special contribution consists in proposition on using the separate instruments of information technologies as the method of improving the existing demographic situation in the Russian Federation. The scientific novelty lies in suggesting as a scenario of the process of influence of information upon women for further understanding by the government of providing the new or modified information for the purpose of increasing the birthrate. The main conclusion lies in the statement that the realization of systemic and target demographic policy upon the shaping of public opinion with the use of information technologies will affect the improvement of demographic situation in the Russian Federation.
Keywords: demographic policy, demographic situation, depopulation, total fertility rates, sociology of management, public administration, information technology, Internet, Russian Federation, European Union
Известно, что для проведения правильной демографической политики в ее взаимосвязи с политической демографией играет большую роль социальный контекст (то есть конкретные институциональные структуры и параметры политики, норм, ценностей и гендерных ролей) для семьи в динамике.
«Демография – это судьба.»[1] – так считает Жан-Клод Шене, и на первый взгляд это утверждение кажется сильным, и немного преувеличенным, но это исторически справедливо и для человеческих сущностей, как наций, цивилизаций, религий, сообществ, и др. В краткосрочной перспективе демографические тенденции не оказывают влияние, но в долгосрочной имеют кумулятивный, мультипликативный эффект.
Считается, что первым использовал термин «демография» французский ученый А. Гийяр в середине XIX века, он считал ее наукой «естественной и социальной истории человеческого рода».[2]
По мнению демографов Н. В. Зверевой, В. В. Елизарова и И. Н. Веселковой, «демографическая политика – это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения».[3]
Демограф Л. Л. Рыбаковский полагает, что «демографическая политика – это система общепринятых на уровне государства и общества идей и концептуально взаимосвязанных средств и методов, с помощью которых предполагается достижение определенных количественных и качественных целей в области воспроизводства и динамики населения как в данный момент, так и на некоторую долгосрочную перспективу».[4]
В совокупности существующих понятий, включая и определение в «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»[5], автор делает вывод, что демографическая политика – это целенаправленная деятельность институтов системы государственного управления, в том числе и социальных, и общественных институтов, в сфере регулирования процессов смертности, воспроизводства населения путем сокращения уровня смертности, роста рождаемости, регулирования миграционных потоков, реализации проектов в области здравоохранения, создания благоприятных социальных и материальных льгот, информационного освещения.
Европейские ученые и политики, кто занимается демографией как наукой считают, что демографическая ситуация может сыграть решающую роль в понимании прошлых тенденций и в процессе подготовки будущих трендов демографии и политики. Кроме того, они разъясняют, что понимание демографических показателей может дать важные объяснения наблюдаемых экономических и социальных тенденций в демографии. Следовательно, демография становится важным компонентом анализа государственной политики и развития государства.[6]
Есть основания полагать, что выбор того или иного курса развития государственного управления зависит от ряда причин, факторов, характерных для определенного государства, например, особенности исторического развития, господствующий тип политической культуры, общественное мнение и публичные ценности, основанные на предоставляемой информации, и т. д.
Согласно определению, закрепленному в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» «информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов».[7]
Американская Библиотечная Ассоциация определяет информационные коммуникационные технологии (ИКТ) как «применение компьютеров и других технологий для сбора, организации, хранения, поиска и распространения информации».[8] Это компьютеры, используемые для обработки и хранения данных, в то время как телекоммуникационные технологии предоставляют средства связи, что позволяет пользователям получать доступ к базам данных и связывать их с другими компьютерными сетями в разных местах.
Влияние информационных технологий на производственный процесс в условиях глобализации общества отмечал М. Кастельс в своем труде «Информационная эпоха: экономика, общества и культура». В своей работе он отмечал, что при использовании информационных технологий в производственном процессе определяется способность к инновациям; образуются возможности для исправления возникших ошибок и получение обратной связи; получение инструментов гибкости и приспособляемости в управлении целом процессом.[9]
Известный социолог и философ М. Вербер всегда был известен как проповедник теории бюрократизма, но при этом, он считал, что с точки зрения социальной науки современное государство может быть таким же «предприятием», как фабрика.
Вместе с тем, по мнению автора, государственное управление – это особый вид социального управления, целенаправленно реализующегося через определенные направления деятельности государственных органов и других субъектов системы государственного управления, такие как аналитическое, организующее, координирующее и контролирующее, а также которые в совокупности приводят к формированию управленческого решения с последствием в его реализации к удовлетворению общественных потребностей и интересов.
В древности, имеющие власть люди понимали, что обладание информацией имеет преимущество над другими, которые информации не обладают, это позволяет побеждать, держать в повиновении и эффективно контролировать. Надо обратить внимание, что это негативные последствия злоупотреблением информационными потоками, но если их направить на достижение положительного результата для государства или общества, то можно коренным образом изменить ситуацию, в частности улучшить демографическую ситуацию в Российской Федерации. Трансформация процессов положительного «формирования картины мира человека, пересмотр морально-нравственных устоев, семейного уклада»[10] в Российской Федерации может поспособствовать улучшению в демографической ситуации.
По мнению демографа Л. Л. Рыбаковского, применяемые в 1980-х гг. меры снизили влияние демографической ямы, возникшей в годы Великой отечественной войны, и привели к возникновению новой демографической волны в 1980-е гг. В это время советское правительство уделяло большое внимание пропагандистско-воспитательной работе в демографической области. К примеру, семья преподносилась как одна из высших моральных ценностей общества, предлагалось уделять больше внимания усилению престижа материнства и укреплению брачно-семейных отношений, создавать атмосферу заботы и уважения к семьям, имеющим детей; выпускалась научная, учебная и иная литература по вопросам демографии, семьи, воспитания детей, укрепления здоровья населения.[11]
В настоящее время с учетом того, что информационные и коммуникационные технологии активно внедряются в работу, жизнь, быт, преобладающей формой деятельности становится персонифицирующий механизм, моделирующий будущее состояние, с учетом преподносимой информации на фоне индивидуализации образов.
При условии мгновенного развития информационных и коммуникационных технологий, на первое место среди таких технологий вышел интернет. Согласно статистическим данным Международного союза электросвязи в 2017 году интернетом будут пользоваться 3,5 миллиарда человек, в 2005 году их было порядка 1 миллиарда.[12]
Принимая во внимание, что информационные технологии используются гораздо шире, чем их можно применить к изменению одной какой-либо ситуации в государстве, можно рассмотреть сценарий процесса влияния информации на жизнь одного человека для последующего понимания необходимости генерации новой или видоизмененной информации для человека под определенного рода задачу.[13]
Например, репродуктивного возраста женщина, осуществляющая свою жизнедеятельность на определенной территории, в процессе своего освоения собирает определенную для нее информацию о тех особенностях, которые могут оказать влияние на достижение ее преимуществ перед другими конкурирующими субъектами. Как правило, изучается наличие источников информации (дом, семья, работа) и возможностей их использования (наличие транспортной доступности, обеспечения образовательными учреждениями, наличие высокой заработной платы и т. д.). Привлекая имеющийся личный багаж знаний, воспитания и семейных привычек, а также информационный потенциал общества (родители, муж, друзья, социальные сети, телевидение и т. п.), генератор информации (государство) на основе геополитического анализа территории (демографических показателей, популяции, миграции и других) генерирует новое знание (информацию) о необходимых технологиях (создание семьи, рождение в период с 20 до 30 лет первого ребенка, необходимость рождения второго и третьего, наличие льгот как для матери, так и для ребенка, существование возможности кредитования жилья, обучения, возможность совмещения работы и воспитания детей, предоставление оплачиваемого отпуска как для матери, так и для отца и т. д.), которые позволят путем совершения действий человеком трансформировать социальную и экономическую жизнь человека, а также оказать такое воздействие на территорию (материальную реальность), чтобы улучшить демографическую ситуацию в Российской Федерации с учетом геополитических интересов (представлено на блок-схеме).
Блок-схема
Механизмы использования информационных технологий на поведение личности для повышения рождаемости могут быть различными по своей природе как формирующие образ мышления личности (женщины, мужчины), направленный на создание семьи до 30 лет, рождение первого ребенка в возрасте от 20 - 30 лет и т. п., так и распространяющие информацию полезную для личности, такую как наличие в шаговой доступности детских садов, яслей, школ, медицинских учреждений, с указанием стоимости, времени работы, услуг и другой необходимой информации.
Что касается, населения в целом, то путем создания средствами массовой информации и распространения информации о необходимости создания семьи, рождения ребенка, возможности использования отпуска по уходу за ребенком отцом, бабушкой, дедом, другим родственником, и транспортной доступности к медицинским и образовательным учреждениям и другой необходимой информации, формируется общественное мнение. В процессе личностного общения внутри семьи указанная информация будет распространяться как между членами семьи, так и во всевозможных группах, создаваемых личностями в процессе контакта в различных общностях (все кто посещают кружки, творческие группы развития детей, медицинские учреждения и т. д.), создавая тем самым положительное общественное мнение.
На современном этапе развития общества, информация зачастую является товаром, который информационные агентства пытаются выгодно подать и получить прибыль, не заботясь о последствиях ее усвоения и применения населением.
Формирование общественного мнения и публичных ценностей, необходимых для улучшения демографической ситуации, возможно с использованием информационных технологий. Существующий информационный меморандум Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании «Использование информационных и коммуникационных технологий в среднем образовании Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры» закрепляет использование информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе для подготовки государствами граждан для соответствия требованиям XXI века. Как следует из указанного информационного меморандума «использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) необходимо для удовлетворения образовательных потребностей современного общества и его устойчивого социально-экономического развития».[14]
В соответствии с этим использование информационных технологий в разных стратегических областях уже используется или разрабатываются различного рода механизмы для внедрения таких технологий. В частности, ЮНЕСКО продолжает стимулировать дискуссию о взаимосвязи между средствами массовой информации и информационными технологиями, включая новую концепцию «Универсальности Интернета».[15]
Перечень инструментов ИКТ не является исчерпывающим и продолжает расти. Некоторые инструменты ИКТ, такие как компьютеры и телефоны, существуют на протяжении десятилетий. Другие, такие как смартфоны, цифровые телевизоры и роботы, появились не так давно. Использование ИКТ лежит в основе широких сдвигов в обществе, поскольку люди массово переходят от личных, очных взаимодействий к взаимодействию в цифровом пространстве.
Например, во многих странах уделяется пристальное внимание информационной открытости оказания государственных услуг в какой-то ни бы области. Информационное обеспечение населения по вопросам социальной защиты и социального обслуживания существует, например, в Великобритании. В структуре каждого органа местного самоуправления существует описание деятельности департаментов социальной работы и сотрудничающих с ними общественных организациях.[16]
В качестве сравнения, демографическая ситуация, сложившаяся в Европейском Союзе за последние десятилетия, подходит к демографическому кризису, демографы, понимая ужасающие последствия депопуляция и нарастающих миграционных потоков и экономического кризиса, пытаются найти наиболее эффективные и доступные пути выхода из нее. Ситуация осложняется тем, что на наднациональном уровне демографическая политика как институт отсутствует и входит в социальную политику, реализуемую Европейским Союзом.
Изменения в демографии, которые связаны с социально-экономическим прогрессом в экономике и образовании, появились после второго демографического перехода, что явилось результатом дальнейшего экономического роста и интеллектуальных технологий путем инновационного образования и модернизации идей. Удовлетворение материальных потребностей через процветание благосостояния, а в Европе – как минимум – безопасности государства путем процветания экономики и производства, дали населению трансформировать свои взгляды от традиционных режимов поведения в демографии к материальным потребностям. В этих условиях семья как традиционная ячейка общества потеряла сущностную необходимость, а сожительство, одинокие родители и расторжение брака стали более социально приемлемыми.
Однако, в то время как диверсификация в жизни, может быть объяснена тем, что население имеет возможность осуществлять свой дифференцированный выбор, это и объясняет падение рождаемости, так как низкие коэффициенты в Европе наблюдаются практически во всех странах, где развиты новые подходы и идеи к институту семьи и брака (Великобритания и Швеция), в то же время, где традиционализм в отношении к семье и условиям жизни сохраняется, коэффициенты либо растут или стабилизированы (Испания, Португалия, Италия, Эстония). Конечно, прогресс в области медицины и общего уровня жизни способствовал непрерывному росту продолжительности жизни и поддержке одиноких родителей или стабилизации проходящих сложных процессов зачатия (Франция, Нидерланды), но в целом не решил проблему увеличения рождаемости.[17]
Одновременно с увеличением падения рождаемости возникший страх перед демографическим кризисом, распространившийся по всей Европе, заставил демографов искать пути решения демографической ситуации, в которую попал в настоящее время не только Европейский Союз, но и Российская Федерация.
Надо обратить внимание, что руководство Российской Федерации в качестве одной из приоритетных задач определило необходимость формирования системы мер социальной защиты и поддержки семьи, материнства и детства, в целях создания благоприятных условий для их жизнедеятельности.[18]
В то же время в Российской Федерации происходит изменение численности женщин, достигших репродуктивного возраста, в ближайшие годы будет снижаться, и к 2025 году снизится почти на 5 миллионов.[19] Кроме этого на рождаемость будет влиять и повышение возраста женщин, готовых к рождению детей, как показывает первое десятилетие XXI века. Последствием демографической волны также является сокращение численности лиц трудоспособного возраста.
Надо обратить внимание, что на 2017 год в Российской Федерации выше коэффициент рождаемости – 1,78, чем средний по Европейскому Союзу в целом – 1,61[20] (временное сравнение показано в графике). Разница в суммарных коэффициентах рождаемости существенна как в субъектах Российской Федерации, в частности, Республика Тыва (3,35), Республика Алтай (2,63), Республика Бурятия (2,24), Курганская область (2,03), Еврейская автономная область (1,99), Тамбовская область (1,5), г. Москва (1,46), Республика Мордовия (1,4),[21] так и у ряда стран Европейского Союза, например, Польша (1,3), Германия (1,4), Хорватия (1,4), Испания (1,49), Португалия (1,5), Латвия (1,5), Эстония (1,6). Несколько выше показатель рождаемости во Франции (2,07), Ирландии (1,98), Швеции (1,88)[22].
Как видно из графика суммарного коэффициента рождаемости, политика, направленная на поддержания рождаемости в Российской Федерации дала свои плоды, но увеличивается не быстро. Кроме того, в ближайшее время без участия субъектов системы государственного управления в проведении активной политики на увеличение рождаемости в Российской Федерации сложится ситуация падения уровня естественного прироста, что может привести к образованию демографической ямы.
График
При этом необходимо понимать, что в Европейском Союзе ситуация с рождаемостью начала улучшаться в основном из-за миграционных потоков, которые восполнили популяцию Европейского Союза. При этом, как писал, известный демограф Пол Демени, процесс иммиграции вряд ли остановит сокращение населения в Европейском Союзе, но и создаст трансформацию в этническом составе населения, а также ее культурного наследия.[23]
Поэтому при осуществлении миграционной политики в Российской Федерации надо понимать области ее применения, так как она играет решающую роль для будущих демографических изменений, представляется целесообразным концентрировать в определенных географических местах Российской Федерации, но при этом сосредоточить усилия во введении организационных и информационных мер для усиления эффектов естественного прироста населения (сократив разницу между рождаемостью и смертностью).
С учетом существующих трех вариантов развития ситуации с рождаемостью в Российской Федерации, какой выбор сделают семьи, женщины зависит и от проводимой политики как государством, так и субъектами системы государственного управления, к примеру, СМИ или субъектами государственно-частного партнерства. Конечно, даже с учетом высокого варианта развития демографического прогноза до 2035 (варианты развития отражены в Таблице) рождаемость в среднем по России будет ниже уровня воспроизводства населения, который составляет – 2,14. При этом поняв и применив меры, направленные на улучшение ситуации с рождаемостью, можно построить дальнейшее развитие ситуации с рождаемостью с целью достижения «заветного» показателя.
Таблица
Прогнозы суммарного коэффициента рождаемости в РФ до 2035 года[24]
год
|
низкий вариант
|
средний вариант
|
высокий вариант
|
2017
|
1,7
|
1,76
|
1,79
|
2018
|
1,68
|
1,82
|
1,82
|
2019
|
1,65
|
1,79
|
1,85
|
2020
|
1,63
|
1,8
|
1,88
|
2021
|
1,61
|
1,82
|
1,91
|
2022
|
1,59
|
1,84
|
1,94
|
2023
|
1,57
|
1,85
|
1,95
|
2024
|
1,55
|
1,86
|
1,96
|
2025
|
1,54
|
1,87
|
1,98
|
2026
|
1,54
|
1,88
|
1,99
|
2027
|
1,54
|
1,88
|
1,99
|
2028
|
1,54
|
1,88
|
2,0
|
2029
|
1,55
|
1,88
|
2,0
|
2030
|
1,55
|
1,87
|
2,01
|
2031
|
1,55
|
1,87
|
2,01
|
2032
|
1,55
|
1,87
|
2,02
|
2033
|
1,55
|
1,87
|
2,02
|
2034
|
1,55
|
1,87
|
2,02
|
2035
|
1,55
|
1,87
|
2,03
|
Следует подчеркнуть, что одним из устранения причин возникновения демографического кризиса, главным образом, является увеличение рождаемости населения путем создания основной ячейки общества – семьи, включая воспитание и социализацию детей. Таким образом, институт семьи и увеличение рождаемости нуждается в активной поддержке как государства, так и гражданского общества, включая средства массовой информации.
Надо обратить внимание, что Президент Российской Федерации 1 декабря 2016 г. в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации отметил, что «смысл всей нашей политики – это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России. Поэтому наши усилия направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы, улучшение экологии, здоровья людей, развитие образования и культуры».[25]
Есть основания полагать, что в настоящее время внедрение информационных технологий в гражданское общество, в семью, в личную жизнь человека является все более и более активным. Информационные технологии являются методом продвижения ценностей, формирования образов человека, его поведения, стандартов поведения в обществе и жизни.
Данные условия многократно усиливают значение информационной политики государства, которая должна устанавливать традиционные семейные ценности, укреплять статус семьи и способствовать увеличению рождаемости населения.[26]
Демографическая ситуация и человеческий капитал всегда были важным фактором социально-экономического роста. Из-за разных социальных, экономических и политический условностей демографическая ситуация в странах мира меняется, и нужно смотреть на нее системно.[27] Правильно построенная и проанализированная демографическая политика, может позволить государству выйти на демографическую волну. В то время как демографическая политика, брошенная на самотек или реализуемая субъектами государства самостоятельно, разными способами, без существования единой стратегии, может привести к образованию демографической ямы.
Можно сказать, для того, чтобы добиться качественных изменений в демографической ситуации необходимо взаимосвязано действовать с учетом различных методов и направлений, существующих на стыке задач демографии, таких как демографическая политика, политическая демография, миграционная и семейная политика. Все эти институты должны анализироваться в части улучшения демографической ситуации и действовать для реализации достижения этого сообща, с учетом информационного сообщества.
Таким образом, особую важность имеет изучение факторов, от значения которых будет определяться развитие демографической ситуации в государстве, с тем чтобы потом планомерно и последовательно реализовать ряд подходов и методов, таких как поддержание высокого уровня занятости как трудоспособного населения, так и населения пенсионного возраста, формирование общественного мнения с использованием информационных технологий, осуществление инвестиций в человеческий капитал, совершенствование образования путем адаптации высвобождающихся трудовых ресурсов под необходимые вакансии, интенсивное, инновационное экономическое развитие в дотационных регионах и точечная миграционная политика.
В Европейском Союзе существует ряд программ, направленных на улучшение ряда показателей демографической ситуации, например:
1. Программа Грундтвиг (Grundtvig) – призвана обеспечить взрослым возможность улучшения знаний и навыков, их личностное развитие, для дальнейших перспектив их трудоустройства. Направлена на решение проблем, связанных со старением населения Европы. Проводится с 2000 года для людей, которые не имеют базового образования или квалификации.
2. ИКТ (ICT) программы – проекты направлены на обучение пользованием информационно-коммуникационными технологиями пожилых людей.
3. Проект «Оазис» (OASIS) направлен на развитие доступных сетей новых и действующих услуг из всех сфер жизни для пожилых людей.[28]
Все эти программы направлены на обеспечение занятости людей пенсионного возраста и других нетрудоспособных людей, для того чтобы снизить нагрузку на бюджетные системы стран Европейского Союза.
По мнению автора, возможно по аналогии с использованием информационных технологий в Европейском Союзе создать различного рода информационные группы в системе «Интернет» с размещением на указанных сайтах информации о существующих льготах и программах для молодых семей в их субъекте Российской Федерации. С целью разработки интересных, но затратных программ возможно привлечение коммерческих и некоммерческих организаций с использованием института государственно-частного партнерства. Представляется, что указанная информация должна быть разработана исполнительными органами субъекта Российской Федерации во взаимодействии с институтами гражданского общества и с учетом единой стратегии, формируемой на федеральном уровне.
Таким образом, целесообразно разработать механизм для проведения на государственном уровне политики по формированию целенаправленной, коммуникационной модели, которая сопровождала бы человека с детства, сосредотачиваясь на его образовании, повышению культурных и семейных ценностей, продвижения конкурентоспособности в организационной помощи семье, используя для этого современные информационные и коммуникационные технологии.
Библиография
1. Jean-Claude Сhesnais Below. Replacement Fertility in the European Union (EU-15): Facts and Policies, 1960-1997 // Review of population and social policy. 1998. № 7. P.9
2. Историческая демография: учебно-методическое пособие / Н.А. Федорова, Л.К. Каримова. – Казань: Изд-во Казанского университета, 2012. С. 12
3. Основы демографии: учебное пособие для вузов / Н.В. Зверева, В.В. Елизаров, И.Н. Веселкова. – М.: Высшая школа, 2004. С. 9
4. Демография: учебник для высших учебных заведений / Под ред. проф. Н.А. Волгина и проф. Л.Л. Рыбаковского. – М.: РАГС при Президенте РФ и ИСПИ РАН, 2003. С. 264
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Собрание законодательства РФ, 2007, № 42, ст. 5009
6. Legislative Assembly of New Brunswick [website]. – New Brunswick at the Dawn of a New Century. – Access mode: URL: https://www.gnb.ca/legis/business/committees/previous/reports-e/demog/what-e.asp (дата обращения: 19.10.2017)
7. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ. Об информации, информационных технологиях и о защите информации. Собрание законодательства РФ, 2006, № 31 (1 ч.), ст. 3448
8. A. Saleem, S. Z. Shabana Tabusum, M. Sadik Batcha. Application and Uses of Information Communication Technology (ICT) in Academic Libraries: An Overview [website]. – International Journal of Library Science. 2013. 2(3). P. 49-52 – Access mode: URL: http://article.sapub.org/10.5923.j.library.20130203.01.html#Sec5 (дата обращения: 28.10.2017)
9. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/kastel/ (дата обращения: 27.10.2017)
10. Хаустов Н. Информационная безопасность. Взгляд ЮНЕСКО // Международная жизнь. 2015. № 5. С. 132
11. Рыбаковский Л.Л. 20 лет депопуляции в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://rybakovsky.ru/dem1/demografia4.html (дата обращения: 18.10.2017)
12. International Telecommunication Union (ITU) [website]. – Time series of ICT data for the world, by geographic regions and by level of development, for the some indicators (2005–2017). – Access mode: URL: http://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Pages/stat/default.aspx (дата обращения: 22.10.2017)
13. Вепринцев В.Б. Информационная составляющая взаимодействия геополитических субъектов // Международные отношения. 2015. № 2. С. 225
14. Информационный меморандум Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании «Использование информационных и коммуникационных технологий в среднем образовании Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.ifap.ru/library/book275.pdf (дата обращения: 28.10.2017)
15. Building Inclusive Knowledge Societies [website]. – UNESCO. United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. France. 2014. – Access mode: URL: http://unctad.org/meetings/fr/Contribution/CSTD_2014_Con_UNESCO.pdf (дата обращения: 28.10.2017)
16. Гасумова С.Е. Информационная открытость системы социальной защиты в России и Великобритании // Власть. 2015. № 1. С. 72
17. Maria Jepsen. Demography Social Cohesion and the Future of the Welfare State [website]. Florence, 2005. – Access mode: URL: http://library.fes.de/pdf–files/gurn/00288.pdf (дата обращения: 02.10.2017)
18. Маслова Т.А. Материнский капитал: как получить и распорядиться // Библиотечка «Российской газеты». 2014. Вып. 7 (2-е издание, переработанное и дополненное). С. 1
19. Рыбаковский Л.Л. Демографический вектор России. Первая четверть XXI в. // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2014. № 5 (115). С. 80
20. Worldometers [website]. – Population of Europe (2017 and historical). – Access mode: URL: http://www.worldometers.info/world–population/europe–population/ (дата обращения: 22.10.2017)
21. ЕМИСС Государственная статистика [Электронный ресурс]. – Суммарный коэффициент рождаемости (число детей, рожденных одной женщиной на протяжении всего периода (15–49 лет). – Режим доступа: URL: https://www.fedstat.ru/indicator/43697 (дата обращения: 22.10.2017)
22. World by map [website]. – Total Fertility Rates Fertility rates of the countries of the world. – Access mode: URL: http://world.bymap.org/FertilityRates.html (дата обращения: 22.10.2017)
23. Paul Demeny. Population Policy Dilemmas in Europe at the dawn of the Twenty–First century // Population and development review. 2003. № 29 (1). P. 27
24. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Демографический прогноз до 2035. – Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения: 02.10.2017)
25. Президент Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Послание Президента Федеральному Собранию 01.12.2016 г. – Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53379 (дата обращения: 23.10.2017)
26. Мищенко В.А. Семейные ценности и информационная политика Российской Федерации // Россия и современный мир. 2014. № 3. С. 181
27. Dyba Wojciech. Demographic challenges for eastern European Union countries in the context of the Europe 2020 strategy [website]. – Adam Mickiewicz University, Poznan (Poland). – Access mode: URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/121010/1/DEMOGRAPHIC%20CHALLENGES%20FOR%20EASTERN%20EUROPEAN%20UNION%20COUNTRIES%20IN%20THE%20CONTEXT%20OF%20THE%20EUROPE%202020%20STRATEGY%20Dyba%20Wojciech.pdf (дата обращения: 12.10.2017)
28. Kathrin Linz, Sabrina Stula. Demographic change in Europe - An Overview [website]. - Observatory for Sociopolitical Developments in Europe. 2010. - URL: Access mode: http://www.sociopolitical-observatory.eu/uploads/tx_aebgppublications/Working_Paper_no_4_Observatory_Demographic_change_in_Europe_Overview.pdf (дата обращения: 29.10.2017)
References
1. Jean-Claude Shesnais Below. Replacement Fertility in the European Union (EU-15): Facts and Policies, 1960-1997 // Review of population and social policy. 1998. № 7. P.9
2. Istoricheskaya demografiya: uchebno-metodicheskoe posobie / N.A. Fedorova, L.K. Karimova. – Kazan': Izd-vo Kazanskogo universiteta, 2012. S. 12
3. Osnovy demografii: uchebnoe posobie dlya vuzov / N.V. Zvereva, V.V. Elizarov, I.N. Veselkova. – M.: Vysshaya shkola, 2004. S. 9
4. Demografiya: uchebnik dlya vysshikh uchebnykh zavedenii / Pod red. prof. N.A. Volgina i prof. L.L. Rybakovskogo. – M.: RAGS pri Prezidente RF i ISPI RAN, 2003. S. 264
5. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 09.10.2007 № 1351. Ob utverzhdenii Kontseptsii demograficheskoi politiki Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda. Sobranie zakonodatel'stva RF, 2007, № 42, st. 5009
6. Legislative Assembly of New Brunswick [website]. – New Brunswick at the Dawn of a New Century. – Access mode: URL: https://www.gnb.ca/legis/business/committees/previous/reports-e/demog/what-e.asp (data obrashcheniya: 19.10.2017)
7. Federal'nyi zakon ot 27.07.2006 g. № 149-FZ. Ob informatsii, informatsionnykh tekhnologiyakh i o zashchite informatsii. Sobranie zakonodatel'stva RF, 2006, № 31 (1 ch.), st. 3448
8. A. Saleem, S. Z. Shabana Tabusum, M. Sadik Batcha. Application and Uses of Information Communication Technology (ICT) in Academic Libraries: An Overview [website]. – International Journal of Library Science. 2013. 2(3). P. 49-52 – Access mode: URL: http://article.sapub.org/10.5923.j.library.20130203.01.html#Sec5 (data obrashcheniya: 28.10.2017)
9. Kastel's M. Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/kastel/ (data obrashcheniya: 27.10.2017)
10. Khaustov N. Informatsionnaya bezopasnost'. Vzglyad YuNESKO // Mezhdunarodnaya zhizn'. 2015. № 5. S. 132
11. Rybakovskii L.L. 20 let depopulyatsii v Rossii [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://rybakovsky.ru/dem1/demografia4.html (data obrashcheniya: 18.10.2017)
12. International Telecommunication Union (ITU) [website]. – Time series of ICT data for the world, by geographic regions and by level of development, for the some indicators (2005–2017). – Access mode: URL: http://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Pages/stat/default.aspx (data obrashcheniya: 22.10.2017)
13. Veprintsev V.B. Informatsionnaya sostavlyayushchaya vzaimodeistviya geopoliticheskikh sub''ektov // Mezhdunarodnye otnosheniya. 2015. № 2. S. 225
14. Informatsionnyi memorandum Instituta YuNESKO po informatsionnym tekhnologiyam v obrazovanii «Ispol'zovanie informatsionnykh i kommunikatsionnykh tekhnologii v srednem obrazovanii Organizatsiya Ob''edinennykh Natsii po voprosam obrazovaniya, nauki i kul'tury» [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://www.ifap.ru/library/book275.pdf (data obrashcheniya: 28.10.2017)
15. Building Inclusive Knowledge Societies [website]. – UNESCO. United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. France. 2014. – Access mode: URL: http://unctad.org/meetings/fr/Contribution/CSTD_2014_Con_UNESCO.pdf (data obrashcheniya: 28.10.2017)
16. Gasumova S.E. Informatsionnaya otkrytost' sistemy sotsial'noi zashchity v Rossii i Velikobritanii // Vlast'. 2015. № 1. S. 72
17. Maria Jepsen. Demography Social Cohesion and the Future of the Welfare State [website]. Florence, 2005. – Access mode: URL: http://library.fes.de/pdf–files/gurn/00288.pdf (data obrashcheniya: 02.10.2017)
18. Maslova T.A. Materinskii kapital: kak poluchit' i rasporyadit'sya // Bibliotechka «Rossiiskoi gazety». 2014. Vyp. 7 (2-e izdanie, pererabotannoe i dopolnennoe). S. 1
19. Rybakovskii L.L. Demograficheskii vektor Rossii. Pervaya chetvert' XXI v. // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2014. № 5 (115). S. 80
20. Worldometers [website]. – Population of Europe (2017 and historical). – Access mode: URL: http://www.worldometers.info/world–population/europe–population/ (data obrashcheniya: 22.10.2017)
21. EMISS Gosudarstvennaya statistika [Elektronnyi resurs]. – Summarnyi koeffitsient rozhdaemosti (chislo detei, rozhdennykh odnoi zhenshchinoi na protyazhenii vsego perioda (15–49 let). – Rezhim dostupa: URL: https://www.fedstat.ru/indicator/43697 (data obrashcheniya: 22.10.2017)
22. World by map [website]. – Total Fertility Rates Fertility rates of the countries of the world. – Access mode: URL: http://world.bymap.org/FertilityRates.html (data obrashcheniya: 22.10.2017)
23. Paul Demeny. Population Policy Dilemmas in Europe at the dawn of the Twenty–First century // Population and development review. 2003. № 29 (1). P. 27
24. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki [Elektronnyi resurs]. – Demograficheskii prognoz do 2035. – Rezhim dostupa: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (data obrashcheniya: 02.10.2017)
25. Prezident Rossiiskoi Federatsii [Elektronnyi resurs]. – Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu 01.12.2016 g. – Rezhim dostupa: URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53379 (data obrashcheniya: 23.10.2017)
26. Mishchenko V.A. Semeinye tsennosti i informatsionnaya politika Rossiiskoi Federatsii // Rossiya i sovremennyi mir. 2014. № 3. S. 181
27. Dyba Wojciech. Demographic challenges for eastern European Union countries in the context of the Europe 2020 strategy [website]. – Adam Mickiewicz University, Poznan (Poland). – Access mode: URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/121010/1/DEMOGRAPHIC%20CHALLENGES%20FOR%20EASTERN%20EUROPEAN%20UNION%20COUNTRIES%20IN%20THE%20CONTEXT%20OF%20THE%20EUROPE%202020%20STRATEGY%20Dyba%20Wojciech.pdf (data obrashcheniya: 12.10.2017)
28. Kathrin Linz, Sabrina Stula. Demographic change in Europe - An Overview [website]. - Observatory for Sociopolitical Developments in Europe. 2010. - URL: Access mode: http://www.sociopolitical-observatory.eu/uploads/tx_aebgppublications/Working_Paper_no_4_Observatory_Demographic_change_in_Europe_Overview.pdf (data obrashcheniya: 29.10.2017)
|