по
Urban Studies
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Urban Studies" > Rubric "Microsociology"
Microsociology
Polyushkevich O.A. - Toponymy of Irkutsk in assessment of its residents pp. 12-22

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.2.25168

Abstract: The subject of this research is the results of sociological survey of the Toponymy of Irkutsk in perception of its residents. The article discusses the key problems related to renaming of the streets of historical city and associated with it socio-cultural and routine transformation of the conditions and peculiarities of life of the Irkutsk residents. The author generalizes the existing inconsistencies and suggests the alternatives for alleviating the social tension and discontent. The solution methods of toponymic inconsistencies through the binomial names of streets and squares of the city. Methodology contains the standardized interview of the city residents, conducted with the help of quota sampling: based on the gender and age. The scientific novelty in indication of the major problems in streets renaming, determination of the moral-ethnical and routine difficulties that are faced by the residents of renamed streets in Irkutsk. The author demonstrates the options of the sociopolitical modelling and pressure that can be understood vaguely by the city population, and thus have ambiguous consequences.  
Gorelova Y.R. - Urban environment in perception of residents of a large provincial city (on the example of Omsk) pp. 51-60

DOI:
10.7256/2310-8673.2017.1.21203

Abstract: This article presents the results of sociological research aimed at identifying the characteristics of the urban environment perception of the inhabitants of a large provincial city (on Omsk data). As a result, the author formulates a list of parameters covered in this study. The main parameters are the following : firstly, the assessment of the subjective perception of citizens of the visual characteristics of urban environment (including aesthetic, formal (size, structure, composition); secondly, the assessment of the level of emotional perception (based on a list of basic and secondary emotional state); and thirdly, the additional features aimed primarily at identifying the parameters inherent to urban lifestyle author characterizes the dynamics of the research interest in urban space perception problems. The author develops an original version of semantic differential consisting of twenty polar scales defined by the pairs of antonymous adjectives. Within the framework of this research, the pairs of antonymous adjectives are deliberately mixed between the blocks, but in the preparation of the questionnaire, the author takes into account the existence of such conceptual blocks as the visual characteristics of space, emotional perception, and additional characteristics. The results of the research allow estimating the current state of perception of the inhabitants of the city environment of their stay, and can be applied in the development of urban solutions alongside the conceptual foundations of regional cultural policy. Most of the responses are determined by the objective characteristics of lifestyle in the large cities, such as substantial size, rapid pace of life, environmental problems, a high level of protection provided by the visual monotony largely objects panel construction and others.
Anosov S.S. - The specificity of civic initiatives in the cities of Irkutsk Region pp. 63-69

DOI:
10.7256/2310-8673.2017.4.24589

Abstract: The subject of this research is the civic initiatives realized in the cities of Irkutsk Region. The author examines the expert evaluation of civic initiatives by the participants of such events, as well as provides the data of the public opinion poll regarding the inclusion into the activity of civic initiatives and assessment of its efficiency. Particular attention is given to the essential characteristics of civic initiatives that testify to the uneven development of civil society in the cities of Irkutsk Region. The author specifically reviews the assessment and forms of perception of successfulness and unsuccessfulness of the realized initiatives, when in accordance to the author’s opinion along with the experts and population, the result can be evaluated based on the positive result (when the participants have achieved their goal), as well as negative (when the goal has not been achieved, but caused public response or other reactions. Methodology implies expert survey and questionnaire. The latter involved 900 females and 300 males in the age of 18-75, with different level of education and professional status, as well as financial income or social status. The expert survey involved 12 people, selected based on the criterion of participation in the regional civic initiatives (of minimum 10 per year). The scientific novelty consists in analysis of the assessment of the performance of civic activists, participants of civic initiatives by themselves and the society. Civic initiatives in the cities of Irkutsk Region help solving the issues that the municipal and regional authorities do not deal with. Participation in civil initiatives develops the skills of self-organization, cooperation, and socially responsible behavior.
Kovrigina G.D. - Specificity of mentality of the residents of small cities of Siberia pp. 70-77

DOI:
10.7256/2310-8673.2017.4.24622

Abstract: The subject of this research is the mentality of the residents of small cities of Siberia. The author meticulously examines the residents of small cities of Irkutsk, Kemerovo, and Krasnoyarsk Regions, indicates the key features of the Siberian mentality justified by the historical and cultural traditions of the regions, as well as social and political processes that create the modern framework for the development of Siberian territories. The article refers to the basic part of the establishment of mentality, constant in time and space, and temporary local circumstances that emphasize certain peculiarities of Siberian mentality. The research involved 2,400 respondents in the age of 18-75, who have been residing in the small cities of Siberia (Zima, Shelekhov, Sayansk, Baykalsk, Yeniseysk, Zheleznogorsk, Sosnovoborsk, Uyar, Guryevsk, Kaltan, Myski, and Tayga) for five or more years. As the main conclusion, the author listed the following distinct features of mentality inherent to the residents of small cities of Siberia: values of territorial identity form the foundation of the mentality of Siberians; limited vertical mobility; manifestation of the traditional features of Russian culture (collectivism and paternalism); special attitude to the social institutions – government, religion, and family.
Borisova Y.V. - Image of a city as a development strategy (on the example of Irkutsk) pp. 81-92

DOI:
10.7256/2310-8673.2017.3.24017

Abstract: The object of this article is the theoretical formulations of the Russian scholars dedicated to the study of image of a city within the national discourse, marking the main spheres, forms, and methods of examination of the cities. The work provides the results of the authorial empirical study of the image of Irkutsk, structured upon the perception of the city dwellers of high, medium, and low level of satisfaction with the city, urban semiotics, and space. The author traces the emotional state of each of the highlighted groups, as well as analyzes the trans-symbolic peculiarities of perception of the image of Irkutsk through the affective, cognitive, and activity essences, which the residents put in the image itself. The research applies the method of survey, which involved 1800 residents of Irkutsk, 55% of women and 45% of men, from 18 to 75 years of age. The level of education varied: secondary education – 10%; vocational education – 15%; higher education – 55%; post-graduate degree – 20%. The conclusion is made on the establishment of the city image of Irkutsk for the government authorities and its residents. The main vectors of the positive image of Irkutsk are based on harmonious development policy of the city's infrastructure, sociocultural and ecological traditions, combined with the advancement of innovation forms of production. The final thesis is reduced to the fact that the future of Irkutsk is being formed in the present.
Gorelova Y.R., Gefner O.V. - pp. 134-140

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.3.26690

Abstract:
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Урбанистика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Урбанистика" > Рубрика "Микросоциология"
Микросоциология
Полюшкевич О.А. - Топонимика Иркутска в оценках его жителей c. 12-22

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.2.25168

Аннотация: Предметом изучения в данной статье выступают результаты социологического исследования топонимики города Иркутска в восприятии его жителей. В работе обсуждаются ключевые проблемы, связанные с переименованием улиц исторического города и связанных с этим социально-культурных и повседневных изменений условий и особенностей жизни иркутян. Автором обобщаются имеющиеся противоречия и предлагаются варианты для сглаживания социальной напряженности и недовольства. Рассматриваются способы решения топонимических противоречий через двойные названия улиц и площадей города. Методом исследования выступает стандартизированное интервью жителей города, проводимое при помощи квотой выборки: по полу и возрасту. Новизна данной работы прослеживается в том, что обозначены основные проблемы переименования улиц, выявление нравственно-этические и повседневно-бытовые сложности, с которыми сталкиваются жители переименованных улиц в городе Иркутске. Автором показываются варианты социально-политического моделирования и давления, которые могут быть не однозначно поняты жителями города и тем самым иметь неоднозначные последствия.
Горелова Ю.Р. - Городская среда в восприятии жителей крупного провинциального города (на материалах г. Омска) c. 51-60

DOI:
10.7256/2310-8673.2017.1.21203

Аннотация: В данной статье приводятся данные социологических исследований, направленных на выявление особенностей восприятия городской среды жителями крупного провинциального города (по материалам г. Омска). В результате сформирован перечень параметров, охваченных исследованием. Основными среди них стали: во-первых, оценка субъективного восприятия горожанами визуальных характеристик городской среды (в т.ч. эстетических, формальных (размер, структура, композиция); во-вторых, оценка уровня эмоционального восприятия (на основе перечня базовых и второстепенных эмоциональных состояний); в-третьих, блок дополнительных характеристик, нацеленный, прежде всего, на определение параметров, присущих городскому образу жизни. Автор характеризует динамику развития исследовательского интереса к проблемам восприятия городского пространства. В основу положен метод семантического дифференциала, адаптированный соответственно целям исследования. Разработан авторский вариант семантического дифференциала состоящий из двадцати полярных шкал, задаваемых парами антонимичных прилагательных. В рамках исследования пары антонимичных прилагательных сознательно перемешивались между блоками, но при составлении анкеты мы учитывали наличие таких содержательных блоков как: визуальные характеристики пространства, эмоциональное восприятие, дополнительные характеристики. Результаты исследования позволяют оценить актуальное состояние восприятия жителями города среды их пребывания, могут быть использованы при уточнении градостроительных решений и выработке концептуальных основ региональной культурной политики. Большинство ответов определено объективными характеристиками жизни больших городов, таких как значительные размеры, стремительный темп жизни, проблемы экологии, высокий уровень визуальной монотонности среды представленной в значительной степени объектами панельного домостроения и др.
Аносов С.С. - Особенности гражданских инициатив в городах Иркутской области c. 63-69

DOI:
10.7256/2310-8673.2017.4.24589

Аннотация: Предметом исследования выступают гражданские инициативы, реализуемые в городах Иркутской области. Автор рассматривает экспертную оценку гражданских инициатив участниками этих мероприятий, а также приводит данные опроса населения по поводу включенности в деятельность гражданских инициатив и оценку их эффективности. Особое внимание уделяется сущностным характеристикам гражданских инициатив, свидетельствующих о неравномерном развитии гражданского общества в городах Иркутской области. Также автор уделяет особое внимание оценке и формам восприятия успешности или не успешности реализуемых инициатив, где, по мнению и экспертов и населения, результат может оцениваться как от положительно реализованного мероприятия (когда участники добились своей цели), так и от отрицательного (когда цель не достигнута, но получен общественный резонанс или иные реакции). Методами исследования выступают экспертный опрос и анкетирование. В анкетном исследовании приняло участие 900 женщин и 300 мужчин в возрасте от 18 до 75 лет, имеющих разный уровень образования и профессионального статуса, а также материального и социального достатка. В экспертном опросе приняло участие 12 человек, отобранных по критерию руководства и участия в гражданских инициативах в регионе (не менее 10 в год). Научная новизна работы заключается в анализе оценки деятельности гражданских активистов, участников гражданских инициатив как ими самими, так и населением. Гражданские инициативы в городах Иркутской области помогают решать проблемы, которые не могут решить муниципальные и региональные власти. Участие в гражданских инициативах помогает развивать навыки самоорганизации, сотрудничества и социально ответственного поведения.
Ковригина Г.Д. - Специфика ментальности жителей малых городов Сибири c. 70-77

DOI:
10.7256/2310-8673.2017.4.24622

Аннотация: Предметом исследования выступает ментальность жителей малых городов Сибири. Автором детально изучаются жители малых городов Иркутской и Кемеровской областей, а также Красноярского края. В исследовании обозначаются основные черты сибирского менталитета, обусловленные историческими и культурными традициями изучаемых регионов, а также социальными и политическими процессами, создающими современные рамки для развития сибирских территорий. Автор говорит о базовой части формирования менталитета, неизменной во времени и пространстве и временных локальных условий, подчеркивающих те или иные особенности менталитета сибиряков. Основным методом исследования выступает опрос жителей малых городов Сибири, таких как: Зима, Шелехов, Саянск, Байкальск, Енисейск, Железногорск, Сосновоборск, Уяр, Гурьевск, Калтан, Мыски, Тайга. Всего в исследовании приняло участи 2400 человек в возрасте от 18 до 75 лет. Все они проживают в малых городах Сибири 5 и более лет. К основным выводам исследования относится то, что существуют следующие уникальные черты ментальности жителей малых городов Сибири: - ценности территориальной идентичности формируют основу менталитета Сибиряков; ограниченность вертикальной мобильности; выраженность традиционных черт русской культуры (коллективизм и патернализм); особое отношение к социальным институтам - власти, религии и семье.
Борисова Ю.В. - Образ города как стратегия развития (на примере Иркутска) c. 81-92

DOI:
10.7256/2310-8673.2017.3.24017

Аннотация: Объектом данной статьи являются теоретические разработки ученых России, посвященные изучения образа города в отечественном дискурсе, обозначаются основные сферы, формы и методы изучения городов. Также приводятся результаты авторского эмпирического исследования образа города Иркутска, построенного на изучении представлений о городе высоко, средне и низко удовлетворенных жителей городом и городской символикой и пространством. В работе прослеживаются эмоциональные состояния каждой из выделенных групп, анализируются транссимволические особенности восприятия образа города Иркутска через аффективные, когнитивные и деятельностные смыслы, вкладываемые жителями в сам образ. Помимо этого, осуществляется анализ положительных и отрицательных сторон жизни в Иркутске. Методом исследования выступил опрос. В опросе приняло участие 1800 человек – все жители г. Иркутска, в возрасте от 18 до 75 лет, 55% женщин и 45% мужчин. Уровень образования не одинаков: среднее образование – 10%, средне-специально – 15%, высшее – 55%, ученая степень – 20%.При анализе данных применялся контент-анализ и транссимволический анализ открытых вопросов анкеты. В конце работы осуществляются выводы по формированию образа города Иркутска для органов власти и его жителей. Основные векторы позитивного образа Иркутска строятся на гармоничной политике развития инфраструктуры города, социокультурных и экологических традиций, совмещенных с развитием инновационных форм производства. Итоговое заключение сводится к тому, что будущее Иркутска формируется в настоящем.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"