Урбанистика
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Урбанистика" > Рубрика "Культурное наследие"
Культурное наследие
Нестерова А.А. - Лето городского пионера: опыт начала 1960-х годов c. 33-43

DOI:
10.7256/2310-8673.2015.1.15061

Аннотация: Объектом исследования являются пионерские организации начала 1960-х гг. На материалах городов Тамбовской области РСФСР ( Мичуринска, Моршанска, Кирсанова, Котовска , Рассказово и Тамбова) изучена реализация принятого в мае 1963 г. постановления секретарита ЦК ВЛКСМ «О задачах комитетов комсомола по организации летнего досуга молодежи». Автор попытался учесть специфику малых городов России. Основную группу источников составили впервые введенные в научный оборот документы Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области (ГАСПИТО). Базовой для изучения опыта пионерской и комсомольской организаций стала теория огосударствления комсомола: комсомол рассматривается как своеобразное советское «министерство молодежи», связующее звено между государством и молодежью . Деятельность комсомольской и пионерской организаций оценивается с общечеловеческих и государственных позиций. В статье впервые в постсоветской России осмыслен опыт использования для воспитательной работы выходных и праздничных дней, а также летнего отдыха городских школьников на закате "хрущевской оттепели".Автор приводит примеры разнообразных форм и методов организации активного отдыха детей, актуальность использования которых сохраняется и в практике современных малых городов России.
Прядко И.П. - В. Г. Шухов: портрет архитектора на фоне двух эпох c. 39-50

DOI:
10.7256/2310-8673.2014.1.12337

Аннотация: В статье анализируются отдельные аспекты деятельности выдающегося русского инженера и архитектора Владимира Григорьевича Шухова, дается оценка его новаторских проектов. В качестве ярчайших образцов последних взяты главный железнодорожный проект ученого — дебаркадер Киевского (бывш. Брянского) вокзала и знаменитая радиобашня на Шаболовке. Шухов был виртуозом, сумевшим соединить функциональные технические качества (удобство, технологическую простоту) и эстетические достоинства, среди которых наиболее важным представляется соизмеримость сооружаемого объекта окружающему его ландшафту. В статье принимается во внимание сходство архитектурных подходов Шухова и современного биотека, говорится об использовании русским архитектором метода аналогии. Во второй части статьи особое внимание уделено методологической стороне архитектурного творчества В.Г.Шухова. Биоморфные аналогии, созданные по патентам Шухова, востребованы мировыми архитектурными знаменитостями. Эстетические вкусы, которые формировались в том числе благодаря работам русского гения, продолжают господствовать в инженерной практике сегодня.Методологические аспекты шуховского творчества послужили поводом для того, чтобы еще раз обратиться к теме «Шухов и социокультурная динамика XX века», обратиться к проблеме синтеза культур — научно-технической и гуманитарной, который осуществлялся в это время.
Жабина С.А., Данилов А.А. - Чтение горожан: предмет раздумий, предмет исследований c. 39-46

DOI:
10.7256/2310-8673.2014.3.14050

Аннотация: В статье рассматривается один из видов традиционной досуговой деятельности горожан - чтение. Читательская культура как особый вид коммуникационного взаимодействия уже рассматривался видными социологами и культуролагами XX в., как, например, Н.А. Рубакиным, И.А. Бутенко, П.Б. Бирюковым, Б.А. Успенским. Чтение выступает в исследовании как необходимый атрибут городской культурной жизни. Особое внимание авторами уделяется чтению молодежи, в первую очередь читательской активности студентов технических вузов. Это оперделило объект и предмет исследования на базе которого написана данная работа. В работе авторы используют опросные методы исследования общественного мнения, при этом они опирались на квотную выборку среди студентов МГСУ. Так же использовались методы системного анализа, которые позволили связать состояние информационной культуры современности с читательскими традициями. Новизна исследования заключается в том, что авторами был осуществлен синтез культурологических и социологических подходов к чтению и изучению информационной культуры. Учтены нестрогие выводы культурологии и поддающиеся количественному анализу данные социологических опросов, проведенных в группах учащейся молодежи. Новым является попытка сопоставить традционные формы чтения и формы информационного обмена, связанные с распространением IT-технологий.
Сертакова Е.А. - Визуализация образа города и облика горожан в часовне Параскевы Пятницы в Красноярске c. 50-64

DOI:
10.7256/2310-8673.2014.2.13271

Аннотация: Предмет исследования - городское пространство современного Красноярска, процессы визуализации Красноярска и красноярцев в памятнике архитектуры часовне Параскевы Пятницы. Часовня Параскевы Пятницы является символом города Красноярска, в ее образе концентрируются различные символические комплексы, связанные с уникальностью Красноярска и региональной (городской) идентичностью горожан-красноярцев. В статье рассматриваются знаки, образы, символы, которые сохраняют и транслируют эту уникальную городскую идентичность. Образ часовни Параскевы Пятницы имеет своеобразную смысловую и символическую динамику. Возможно выделить основное содержание этого образа по отношению к досоветской, советской и пост-советской эпохе города Красноярска. Основной метод исследования - семиотико-символический и философско-искусствоведческий анализ часовни Параскевы Пятницы как яркого репрезентанта городского пространства Красноярска. Научная новизна заключается в моделировании процессов городской идентичности красноярцев на основе семиотико-символического и философско-искусствоведческого анализа памятника-репрезентанта. Впервые памятник архитектуры часовня Параскевы Пятницы анализируется в контексте проблем современной региональной и городской идентичности. Новым является указание на историческую динамику в интерпретации образа часовни Параскевы Пятницы, а также аналитика этого образа с точки зрения процессов самоидентификации горожан Красноярска.
Грибер Ю.А. - Указы, регулирующие колористику городов Российской империи c. 57-72

DOI:
10.7256/2310-8673.2016.4.21560

Аннотация: Объектом исследования является комплекс документов, закрепляющих и разрабатывающих принципы городской колористики. Задача статьи заключается в том, чтобы расширить сложившиеся границы традиционного анализа документации городской колористики и представить историю развития документов, определявших цветовые нормы в городах Российской империи. Автор подробно рассматривает связанную с цветом терминологию императорских указов, состав упоминавшихся красок и их оптические свойства. Особое внимание уделяется анализу социокультурной ситуации в других европейских городах этого времени. В исследовании использовалась комбинация нескольких различных методов. На первом этапе был проведен контент-анализ хронологического указателя к полному собранию законов Российской империи, который позволил выявить комплекс императорских указов, регулирующих городскую колористику. На втором этапе использовался метод традиционного анализа документов, целью которого было составление словаря цветообозначений и, на этой основе, прояснение хроматических характеристик применявшихся пигментов. Особым вкладом автора в исследование темы является выявление и систематизация указов, закрепляющих и разрабатывающих принципы городской колористики в Российской империи. Новизна исследования заключается в анализе цветового словаря документов, включавшего как непосредственно цветонаименования, так и указывающие на них названия красок, а также представленная характеристика состава красок и их хроматических свойств.
Слезин А.А. - Городская повседневность в период революционных преобразований: детские игры c. 76-88

DOI:
10.7256/2310-8673.2015.2.16189

Аннотация: Предмет исследования данной статьи - игровая практика юных российских горожан эпохи Великой российской революции. На материалах городов Центральной России раскрывается содержание "революционных" игр детей молодой советской России. Показана роль Коммунистического союза молодежи (комсомола) в популяризации новых игр. Наибольший интерес, с точки зрения автора, имеет содержание игры "Ленин", предвосхитившей суть политических процессов в России XX века (обретение "новых Лениных" на волнах кампаний по борьбе с очередными «врагами народа»). В качестве основных источников использованы материалы Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области и сборники детских игр 1920-х годов. Комсомол рассматривается как социокультурный феномен. Как показано в данной статье, во многом комсомол сохранял преемственность с игровой практикой начала XX века. Более того, зачастую комсомольские организаторы детской воспитательной работы, модифицируя игры, стремились внести в них логику, сделать игры увлекательнее, актуальнее. С точки зрения автора, даже формирование играми рефлексов в области реакции на политические события может использоваться на благо общества.
Сертакова Е.А., Герасимова А.А. - Образ города Красноярска в ксилографии и проблема региональной идентичности c. 89-99

DOI:
10.7256/2310-8673.2015.2.16355

Аннотация: В настоящей статье уделяется внимание такой актуальной проблеме современности как утрате идентичности жителями России вообще и жителями Красноярского края в частности. Уникальность сибирского характера, местной природы, жизни в Сибирском регионе стала восприниматься совершенно иначе, чем в прошлом. Слишком активно стало проявлять себя инокультурное влияние западных стран, изменяя в обществе представления о традициях, нормах, ценностях. Как никогда раньше региональная культура Красноярского края стала нуждаться в эталонах, способных наглядно продемонстрировать сибирскую идентичность, пробудить самосознание людей в качестве сибиряков, вызвать чувство гордости за свою малую Родину. Такими эталонами могут выступать произведения искусства, несущие в своей чувственно-явленной форме глубокие идеи и смыслы. В качестве методологии использовались теоретические положения современной теории изобразительного искусства, а также разработки теории художественной критики. В качестве примера, доказывающего данную гипотезу, был взят такой вид изобразительного искусства как графика и его разновидность - ксилография. Из графических произведений искусства, участвующих в процессах формирования сибирской идентичности были выбраны работы мастеров Сибирской школы ксилографии Германа Паштова. Цель их анализа – выявление ментальных характеристик Сибири, Красноярска, сибиряков, которые могут быть считаны зрителями из произведений. В результате их рассмотрения было выявлено, что в работах красноярских мастеров Сибирской школы ксилографии образы Сибири в различных ее проявлениях (город, природа, люди, отношения и т.д.) действительно демонстрируются идеи, способствующие формированию сибирской идентичности.
Курылева Л.А. - Искусственное освещение: аспекты развития в исторической среде города на примере Саратова c. 94-101

DOI:
10.7256/2310-8673.2016.4.21028

Аннотация: Рассматривается эволюция аспектов системы благоустройства вечерней среды города Саратова как примера развития провинциального подхода к формированию искусственной световой среды в историческом центре города. Исторический центр города играет ведущую роль в интеллектуальных, коммерческих и социальных аспектах городской жизни. Благоустройство его как района, концентрирующего все основные функции города, необходимо для его эффективного функционирования. Проектирование в историческом центре системы искусственного освещения, как аспекта благоустройства, требует тщательного изучения исторически сложившейся системы иллюминации. В статье анализируются тематические упоминания в архивных источниках, сопоставляются хронологически-географические сведения, составляется картина тенденций и особенностей исторического светового благоустройства среды центра провинциального города. Фиксация географических и хронологических результатов исследования на карте города Саратова выявляет сложившийся световой каркас, опорные точки, их связи между собой, степени интенсивности освещения и служит фундаментом для разработки всесторонне обоснованной концепции формирования благоприятной вечерней световой среды в историческом центре города.
Волков В.А. - Московские засеки. Южный рубеж c. 100-116

DOI:
10.7256/2310-8673.2013.1.8175

Аннотация: В статье освещаются формирование и история строительства системы оборонительных сооружений на южных рубежах Московского государства. В ней показано, как было поставлено несение сторожевой и гарнизонной службы, какие предпринимались меры по защите границ от набегов извне, какое значение придавало правительство засечной службе.В период существования Московского царства одной из главных забот правительства было обеспечение безопасности южных границ, подвергавшихся частым татарским нападениям. Оборона страны на «украиннах от Поля» была многоуровневой. Передовой рубеж русской обороны составляли станицы, сторожи и сотни. Обеспечение надежной круговой обороны являлось одним из важнейших принципов строительства передовых засечных линий большой протяженности, т.н. «Черт». Чтобы по настоящему понять значение засечных «Черт» для России следует посмотреть на ее соседку – Речь Посполитую, также подвергавшуюся татарским набегам. Экономя свои богатства, поляки предпочитали встречать врага укрывшись в городах-крепостях, легко жертвуя населением Приднепровья, единственной защитой которого становились лишь казаки-единоверцы. В отличие от равнодушной к бедам русинов шляхетской республики, Москва не готова была отдавать своих людей на расправу крымским хищником и вынуждена была тратить огромные средства и силы для строительства сплошного укрепрубежа (бытующий среди военных историков термин укрепрайон в данном случае явно мелок и недостаточен). Следует признать, что эти средства и силы были потрачены не впустую. Прежде «Дикое Поле», именно в XVII столетии стало Русским Черноземьем – житницей и кормилицей всей страны.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"