Urban Studies
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Requirements for publication > Editorial collegium > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Urban Studies" > Rubric "География города"
География города
Khusyainov T.M. - Accessibility of the urban environment: ensuring citizens' rights pp. 10-18


Abstract: In this paper, the author analyzes the provisions of the "Convention on the Rights of Persons with Disabilities" adopted by the UN General Assembly in December 2006, as well as the prominent international legal obligations of the participating countries to ensure accessibility for mobility-impaired citizens, and the provisions of legal acts of the Russian Federation as a U.N. Convention country, regarding accessibility on the background of modern urban development and social welfare. The author examines the concepts of "accessible environment", "barrier-free environment", "universal design", their social function and the consequences of their implementation. The author uses the following methods of research: analysis of the Russian and foreign legislation and a theoretical analysis of the Russian and foreign scientific literature. The main conclusions of this work are focused on the importance of universal design principles is much wider accessible environment that can meet the needs of more people. Another important conclusion is that the creation of an accessible environment provides the realization of human rights for a group of citizens with limited mobility, allowing them to use the services, to acquire goods, attend the institutions, and can solve multiple issues regarding access to education and employment.
Voronicheva O.V. - Metaphorical nature of ravines as an element of Bryansk’s natural landscape pp. 11-23


Abstract: The subject of this research is the metaphorical nature of ravines as a distinct element of Bryansk’s natural landscape and the conceptual constant of Bryansk text. Special attention is focused on the decoding of the hidden cultural meanings realized within the framework of spatial oppositions “top-bottom” and “periphery-center”, in which there is a clear manifestation of a ravine as a capacious symbol of border and attribute of the bottom level of earthly vertical. Academic interests lies in determination of the role of these natural dominants in revelation of the fundamental idea of Bryansk text – antiquity of topos that sealed its fate, image, and purpose. For understanding of the semantics of its cultural landscape along with the ideological-conceptual wealth of a cultural text, the author applies a metaphor. The article represents a first attempt to interpret the natural landscape of Bryansk as a metaphor that generated the cultural meanings. The author concludes that the ravines define the distinctness of natural landscape of Bryansk, and as a result, substantiate the specificity of Bryansk text. As an important element of Bryansk’s landscape, the ravines contain the information about a peculiar geopolitical location of the city, history of its origin, and dynamics of growth. Identification of metaphorical meanings of the ravines allowed concluding about their ambivalent nature, which indicated the dialectical unity of the opposites in Bryansk character, as well as predetermined the wealth of creative potential of the Bryansk cultural space.
Yashkov I., Ivanov A., Vinogradova T. - The experience of studying the transformation of industrial city at the turn of XX-XXI centuries (by the example of Zhanatas, Kazakhstan) pp. 27-42


Abstract: The object of research is urban space Kazakh industrial city Zhanatas, appeared on the map of the Soviet Union in the 1960s of the last century and became one of the largest centres of extraction of phosphorite ore and production of the mineral and chemical raw materials.The authors pay special attention to the study of the transformation of the urban space, which is an illustration of the complex of geo-political, socio-economic, geoecological, historical, demographic and migration processes in Kazakhstan abroad XX-XXI centuries.The authors of the report focus on the evolution of the urban landscape that has experienced special aspects of rapid industrial development and the destructive processes of nature and became an arena of new industrialization.The methodological basis of the study is the aggregation of Earth sciences methods - field work route, geoinformation mapping and thematic interpretation with geo-ecology and environmental history methods, which allows you to make the tools of modern urbanity base more effectively.Particular attention is paid to the role of multiple crises of the 1990s in the evolution of cities and urban environmental management that affected the comfort of the population living in an urban environment.In the study, the authors come to conclusions about the complex mechanism of the transformation of urban space, urban system conditions of adaptation to the social and economic reality and the process of searching of effective urban environmental management instruments.
Polyushkevich O.A., Popova M.V. - Symbolic construction of territorial identity (on the example of typonymy of Irkutsk) pp. 117-134


Abstract: This article demonstrates that Irkutsk, being a historical city of the Russian Federation and oriented towards the development of tourism, has a number of unresolved issues associated with typonymy. Such questions are often discussed at different levels – from the local mass media to city administration. Toponyms in the city of Irkutsk can be generally characterized as the reflection of a strong print of the previous government regime, whether or not it corresponds with the historical image and preserved historical heritage. The described situation creates problems on the path of establishment of the historically factored image of a city, necessary for the harmonious comprehension of city and in the context of plans for the advancement of tourism. The work carries an interdisciplinary character, and is depicted through socio-political and historical-cultural approach within the framework of the problem of typonymy and city image. The socio-political approach is reflected in examination of the problem through the prism of influence of political views of the citizens alongside the political situation in a particular case of study; while the historical-cultural approach implies a complex examination of such historical segment, which significantly affected the cultural development of symbols of the city of Irkutsk. At the same time, takes place the symbolic construction of territorial identity of Irkutsk residents through the previous, current, and future names of the streets and squares of Irkutsk. Despite the opinion of the supporters of typonomic restoration, the primary task in popularization of such idea among the city residents must consist not in the explanatory work about the value and following advantages, but rather debunking of myths and delusions pertaining to the expenses that are the main stumbling block in this question. However, the author underlines that at the present time, mass media covers the information on toponymic restoration of the cults quite inappropriately, which escalates the associated with it deceptions in the society. Due to this fact, the initiators of toponymic restoration must provide adequate information to the population, as well as mass media; otherwise, the process of information distribution to population can receive a low level of trust.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Урбанистика
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Урбанистика" > Рубрика "География города"
География города
Хусяинов Т.М. - Доступность городской среды: обеспечение прав граждан c. 10-18

DOI:
10.7256/2310-8673.2015.1.15604

Аннотация: В данной работе автором анализируются положения "Конвенции о правах инвалидов" принятой на Генеральной Ассамблее ООН в декабре 2006 г., особенности международно-правовых обязательств стран-участниц по обеспечению средовой доступности для маломобильных граждан и положения нормативно-правовых актов Российской Федерации, как страны-участницы Конвенции ООН, в сфере обеспечения доступности, в контексте современного городского развития, градостроительства и социального обеспечения. Рассматриваются понятия "доступная среда", "безбрарьерная среда", "унивесальный дизайн" и их социальные функции и последствия реализации. В качестве методов исследования автор используется анализ российского и зарубежного законодательства, а также теоретический анализ российской и иностранной научной литературы. Основными выводами данной работы является вывод о значении универсального дизайна, принципы которого существенно шире доступной среды и могут удовлетворить потребности большего количества людей. Другой важный вывод заключается в том, что создание доступной среды обеспечивает реализацию прав человека для категории маломобильных граждан, позволяет им пользоваться услугами, приобретать необходимые товары, посещать необходимые учреждения, а также может решить проблему с получением образования и трудоустройством.
Вороничева О.В. - Метафорическая природа оврагов как элемента природного ландшафта Брянска c. 11-23

DOI:
10.7256/2310-8673.2017.3.23782

Аннотация: Предметом исследования является метафорическая природа оврагов как уникального элемента природного ландшафта Брянска и смысловой константы брянского текста. Особое внимание сконцентрировано на раскодировании скрытых в них культурных смыслов, реализуемых в рамках пространственных оппозиций «низ – верх», «периферия – центр», в которых отчетливо проявляется значение оврагов как емкого символа границы и атрибута нижнего уровня земной вертикали. Исследовательский интерес представляет выявление роли этих природных доминант в раскрытии главной идеи брянского текста – древности топоса, предопределившей его судьбу, облик и предназначение. Исследование выполнено в рамках семиотического подхода к изучению города. Для понимания семантики его культурного ландшафта и идейно-содержательного богатства городского текста использована метафора. Статья представляет собой первую попытку интерпретировать природный ландшафт Брянска как метафору, порождающую культурные смыслы. Были сделаны следующие выводы. Овраги определяют уникальность естественного ландшафта Брянска и, как следствие, обусловливают специфику брянского текста. Как значимый элемент культурного ландшафта Брянска они заключают в себе информацию об особом геополитическом положении города, истории его появления и динамике роста. Выявление метафорических значений оврагов позволило прийти к мысли об их амбивалентной природе, указывающей на диалектическое единство противоположностей в брянском характере и предопределившее богатейший творческий потенциал культурного пространства Брянска.
Яшков И.А., Иванов А.В., Виноградова Т.Н. - Опыт изучения трансформации пространства индустриального города на рубеже XX – XXI веков (на примере г. Жанатаса, Казахстан) c. 27-42

DOI:
10.7256/2310-8673.2016.4.21162

Аннотация: Объектом исследования является городское пространство казахстанского индустриального города Жанатас, возникшего на географической карте СССР в 1960-ые годы и ставшего одним из крупнейших центров добычи фосфоритовой руды и производства из нее минерально-химического сырья. Особое внимание авторы уделяют исследованию трансформации городского пространства, которое и сегодня является иллюстрацией сложных геополитических, социально-экономических, геоэколого-исторических, демографических и миграционных процессов в Казахстане рубежа XX – XXI веков. Авторы подробно рассматривают эволюцию городского ландшафта, испытавшего особенности бурного промышленного развития и деструктивных процессов природопользования, а также ставшего сегодня ареной новой индустриализации. Методологической основой исследования является комплексирование методов наук о Земле – полевых маршрутных работ, геоинформационного картографирования и тематического дешифрирования с методами геоэкологии и экологической истории, позволяющее сделать инструментую базу современной урбанистики более эффективной. Впервые исследуется роль многочисленных кризисных явлений в эволюции городов Казахстана, которые повлияли на комфортность проживания населения в городской среде. В ходе исследования авторы приходят к выводам о сложном механизме трансформации городского пространства, условиях адаптации городской системы к социально-экономической реальности и процессах поиска инструментов эффективного городского природопользования.
Полюшкевич О.А., Попова М.В. - Символическое конструирование территориальной идентичности (на примере топонимики Иркутска) c. 117-134

DOI:
10.7256/2310-8673.2017.3.23665

Аннотация: В статье показывается, что Иркутск, как город, находящийся в списке исторических поселений РФ и стремящийся к развитию туризма, имеет в своем багаже ряд нерешенных проблем, касающихся топонимики. Эти вопросы часто муссируются на разных уровнях – от городских СМИ до городской администрации. Топонимы в городе Иркутске можно в целом охарактеризовать, как несущие на себе сильный отпечаток предыдущего государственного режима, в независимости, соответствует ли это историческому облику и сохранившемуся историческому наследию. Данная ситуация создает проблемы на пути формирования исторически-взвешенного облика города, необходимого для гармоничного восприятия города и в контексте планов по развитию туризма. Исследование носит междисциплинарный характер в контексте проблемы топонимики и городского образа отображается социально-политическим и историко-культурным подходом. А) Социально-политический подход отображается в изучении проблемы через призму влияния политических взглядов горожан и политической обстановки в конкретном изучаемом случае. Б) Историко-культурный подход отображается в комплексном изучении того раздела истории, которые значительно влиял на культурное развитие образа и символов города Иркутска.Вместе с тем, происходит символическое конструирование территориальной идентичности жителей Иркутска, через прошлые, настоящие и будущие названия улиц и площадей Иркутска. Вопреки мнению сторонников топонимической реставрации, первоочередной задачей в популяризации данной идеи среди горожан должна быть не разъяснительная работа о пользе и последующих преимуществах, а развенчание мифов и заблуждений по поводу издержек, которые и являются, как выяснилось в результате опроса основным камнем преткновения в данном вопросе. Однако на сегодняшний день приходится согласиться с тем, что в СМИ информация о топонимической реставрации культов освещается и подается не совсем верно. Это лишь сохраняет, а порой, и усиливает влияние на социум распространенными в связи с этим заблуждениями. В связи с этим, инициаторам топонимической реставрации следует предоставлять верную информацию не только населению, но и СМИ, иначе процесс информирования населения инициаторами может получить низкую степень доверия.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"