Урбанистика
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Урбанистика" > Рубрика "Философия урбанистики"
Философия урбанистики
Зеленкова В.А. - Национальные символы в интерьере пассажирского пространства аэровокзалов c. 1-16

DOI:
10.7256/2310-8673.2013.1.9269

Аннотация: Анализ интерьеров пассажирских пространств аэровокзалов выявляет использование национальных символов и их гармонию в дизайне интерьеров. Цель работы является анализ интерьеров пассажирских пространств на наличие в их дизайне элементов национальной культуры: символов, традиционных элементов, выявление наиболее часто встречающихся из них, проследить их трансформацию. Несмотря на то, что некоторые видоизмененные знаки и символы уже с трудом можно характеризовать как элементы определенной культуры, с конца ХХ века и в начала XXI-го, с активизацией процессов глобализации, мы видим как вновь возрождается национальный стиль. В связи с этим, определена классификация государственных и политических символов, разделяющихся на идеологические и национальные. Последние, в свою очередь, классифицируются на советские, национально-этнографические, абстрактно-образные, героико-тематические, бытовые, исторические, религиозные, мифологические. На основании исторического и сравнительного анализа символов в интерьерах, выявлены основные элементы и характеризующие черты при различении художественных образов. Изучение интерьеров пассажирских пространств аэровокзалов (на трехстах примерах) выявило, что в зависимости от территориального размещения объектов в странах Восточной и Западной Европы, Азии, Ближнего и Дальнего Востока, степени ее открытости для общественности, политического режима, основной религии, национальных традиций, зависит использование национальных символов разной классификации. Выявлено: как рождаются символы интернациональные по форме и национальные по содержанию.
Болтаевский А.А., Прядко И.П. - "Услышать будущего зов": технополис и экоград как модели городов будущего c. 1-9

DOI:
10.7256/2310-8673.2014.1.12875

Аннотация: Задача комплексного обустройства городского пространства уже неоднократно ставилась в истории градостроительной мысли. Разные варианты решения данной проблемы предлагались и социальными философами древности, и современными градопроектировщиками и архитекторами. XX век отмечен устойчивой оппозицией индустриального города и "города-сада". В статье рассматривается историческое противостояние двух концепций: технополиса и экограда. Авторами предпринят ретроспективный анализ исследований по данной проблеме. В работе сопоставляются концептуальные схемы и примеры их реализации в практике градостроительства. В данном исследовании используются сравнительно-исторический подход, метод аналогии, а также индуктивное обобщение данных средств массовой информации. В настоящее время дихотомия технополис – экогород потеряла свою актуальность, характеризуя два вектора развития урбанистической цивилизации в индустриальную эпоху. Теоретики архитектуры стремятся уйти от противопоставления концепта «экологического» и «технократического». Проекты городов будущего, с одной стороны, удоволетворяют требованиям биосферной совместимости, с другой, соответствуют вызовам эпохи высоких технологий.
Болтаевский А.А., Прядко И.П. - "Тяжба двух столиц" в аспекте философии культуры c. 1-13

DOI:
10.7256/2310-8673.2014.2.13255

Аннотация: Антиномии отечественной истории суть частный пример противоречивости и паралогичности бытия социальных феноменов вообще [1]. Среди примеров подобного можно назвать непрерывное соперничество двух русских столиц - Москвы и Петербурга. Авторы в рассматриваемой теме предполагают учитывать выводы философов, историков и общественных деятелей Серебряного века русской культуры, который предшествовал революционному взрыву 1917 г. Очевидно, что наличие двух центров государственной и общественной жизни отражало параллельное существование двух культурных доминант модернизационной западнической, воплотившейся в образе «Северной Пальмиры», и охранительно-традиционной, славянофильской, репрезентируемой древней столицей Московии. Именно данная полярность находила отражение в спорах интеллектуальных элит, по-разному понимавших цели культурного строительства. В качестве методологической основы для своих умозаключений авторы используют идеи выдающихся русских логиков и философов. Русская культура давно заметила размежевание двух столиц. Именно в контекст поиска национальной идентичности в литературе и философии ложатся рассуждения отечественных мыслителей о революции, о соотношении в ней «московского» и «петербургского» элементов. С патриотических славянофильских позиций чаще всего происходила оценка революции, что, разумеется, не могло совпасть с точкой зрения большевистских вождей, подвергавших уничтожающей критике социально-исторические построения своих случайных попутчиков.
Жабина С.А. - Москва и Санкт-Петербург в зеркале солженицынского текста c. 1-7

DOI:
10.7256/2310-8673.2014.4.13637

Аннотация: Создание культурологического портрета двух российских столиц является задачей новой и актуальной. Исторические коллизии, ставшие причиной размежевания Москвы и Петербурга, послужили основой для формирования двух историософических парадигмЮ обусловивших сложность и неоднозначность исторического пути всей нашей страны. Именно поэтому образ двух столиц в творчестве А.И. Солженицына становится дихотомическим, проявляет свою глубину и диалектичность. Ностальгические образы дореволюционной Москвы, данные в главах "Красного колеса" сменются политической метафорой, ставшей основным стилистическим приемом в произведениях, посвященных событиям сталинской эпохи. Основным методом работы является метод реконструкции смысла анализируемого текста через его исторический и социо-культурный контекст. Автор рассматривает тему, ранее практически не поднимавшуюся исследователями творчества А.И. Солженицына, - анализ города не просто как фона для исторических событий, а как непосредственного участника действия романов великого писателя. Город выступает как коллективный субъект действия, как одушевленная сущность, активно вторгающаяся в судьбы героев.
Болтаевский А.А. - Город, удобный для жизни: составные элементы. c. 1-9

DOI:
10.7256/2310-8673.2015.1.16035

Аннотация: Человек с каждым годом предъявляет все большие требования к городскому пространству. Однако многие мегаполисы являются своеобразными сгустками карьерных устремлений и преступных деяний своего населения. С одной стороны, возможности приложения своего труда с максимальной отдачей, с другой, повышенная криминогенная обстановка, транспортные и жилищные проблемы не способствуют комфортной жизни населения. Мегаполис становится инородным телом на планете. На примере ряда городов, особенно Москвы, автор показывает основные тенденции в развитии благоприятной среды обитания. Статья написана на основе критического, диалектического и герменевтического методов. Анализируются источники по формированию городской среды. Идеальный город на практике мало реализуем из-за разных представлений его жителей. В то же время в основе организационного пространства должны быть следующие составляющие: благоприятная эстетическая среда, взаимосвязь с природой, транспортная доступность. Для достижения этих положений необходимо постоянное взаимодействие городских властей и жителей.
Розин В.М. - От социальной технологизации к новой типологии архитектурно-строительных объектов c. 1-39

DOI:
10.7256/2310-8673.2015.2.16365

Аннотация: В статье рассматриваются этапы создания в СССР городской среды и типологии архитектурно-строительных объектов, а также необходимость в настоящее время в связи с новыми социально-экономическими реалиями построения новой типологии. Вводится предположение, что закономерности в этой области могут быть объяснены на основе понятия «социальная технологизация». Доказывается, что именно социальная технологизация приводит не только к созданию типологий архитектурно-строительных объектов, но и новых социальных институтов, обеспечивающих воспроизводство сформированной новой технологии. Обсуждаются особенности современной социокультурной ситуации, заставляющие формировать новые технологизацию, типологии и социальные институты. Методология исследования данных проблем включает в себя: проблематизацию, ситуационный анализ, сравнительный анализ, построение новых понятий, выделение закономерностей, культурно-историческую реконструкцию этапов создания в СССР городской среды и типологии архитектурно-строительных объектов. В результате удалось ввести важное понятие социальной технологизации, показать, что ее формирование приводит к необходимости построение новых типологий и социальных институтов, выделить закономерности становления и развития в СССР городской среды, проанализировать особенности современной социокультурной ситуации, требующей новой технологизации, типологий и социальных институтов.
Овруцкий А.В. - Городской стиль в контексте потребления c. 1-10

DOI:
10.7256/2310-8673.2016.3.19561

Аннотация: Целью этой теоретической работы является анализ городских потребительских практик, являющихся неотъемлемой частью городского стиля, а также иных феноменов урбанизации, связанных с потребительскими процессами. Таким образом, предметом исследование является "потребительское" содержание городского стиля. В общем виде под городским стилем понимаем совокупность внешних проявлений в жизнедеятельности горожанина, детерминированных его принадлежностью к городской цивилизации: территориальной, ценностной, деятельностной, коммуникационной, культурной, принадлежностью к специфическому экономическому укладу, организации быта и т.д. Методологическими принципами работы являются: дихотомический принцип, обусловивший рассмотрение городского стиля в рамках бинарной оппозиции «город – деревня» (дифференциация стилей), а также принцип пространственно-временной структуры феномена. Последний предполагает анализ городского стиля в единстве пространственной и временной локализаций с выделением функционально различных городских пространств, а также фиксацией специфического «городского времени». Дано определение городскому стилю, дан исторический экскурс относительно автономизации городского стиля, проанализированы «потребительские» причины процесса урбанизации. Выделены следующие специфические характеристики городского стиля, связанные с процессами потребления: появление перепотребления, разнообразие форм городского бытия и его полимотивационность, открепление от природной цикличности, убыстряющийся и искусственно заданный темпоритм, унификация, точность, хорошие манеры, сдержанность, индивидуализм, дистантность, возникновение новой городской социальности, жесткое структурирование времени и пространства, опосредованность деятельности и коммуникаций, высокая социальная мобильность, пространственная трансформация города (перенос исторического центра, освоение пригородов), «приватизация» общественного пространства, город как территориальный бренд, трансформация психотипа горожанина, шопинг как специфический городской жанр времяпрепровождения.
Спектор Д.М. - К онтологии простора и архитектуре формы. c. 9-23

DOI:
10.7256/2310-8673.2016.1.16847

Аннотация: В статье подвергаются критике тенденции связывания онтологии (ХХ столетия) преимущественно с «временем» и процессуальностью. Показывается, что вне понятия границы (формы) осуществление бытия- сбывание невозможны не только в отнесении к реальности (истории), но и к ее представлению (понятию). Существенность берет начало в архитектуре континуума как исходного инструмента преобразования единства-бытия в совокупность пространственных подобий (тел). Представления о континууме редуцируются к исходным формам со- бытия, обуславливающего форму бытия того или иного рода и вместе с тем архитектуру формы осуществления. Метод исследования связан с апологией «формы» и «тела» (формы тела), приведенных в связь с пространством и временем. «Тело» при этом реконструируется, рассматриваясь в отношении «образа» и геометрической фигуры. Научная новизна исследования заключается в придании «пространству» онтологической значимости. Восстановлено изначальное сродство пространства и времени в фигурах уклонения и проникновения, обуславливающих архитектуру тел наряду с физическими общностями «направлений» и «взаимо-нахождений». «История тела» приводится в связь с историей пространства и времени как со стороны гуманистической линии генезиса игры и искусства, так естественнонаучного генезиса физических перемещений.
Копцева Н.П., Сертакова Е.А. - Сумма методов современной урбанистической антропологии: постановка проблемы c. 40-53

DOI:
10.7256/2310-8673.2015.2.16354

Аннотация: Предмет исследования - возможности урбанистической антропологии для современных культурных исследований. В статье рассматривается проблема эффективной методологии современных городских исследований. В настоящее время для получения достоверного результата в научном исследовании недостаточно использовать один метод или следовать принципам только одной научной дисциплины. Наиболее достоверный результат в городских исследованиях можно получить с помощью конкретной методологической стратегии. Методологическая стратегия в урбанистической антропологии представляет собой конкретное сочетание теоретических и прикладных методов исследования. Основной метод - выделение интеллектуальных инструментариев урбанистической антропологии, систематизация теоретических, прикладных и синтетических ее методов. Основное внимание уделяется синтетической методологической стратегии. На основе концепций города А. Лефевра разрабатывается интегративная методологическая стратегия исследования городского пространства. Современный город представляет собой сложное пространство социальных коммуникаций. Различные объекты города выступают репрезентантами сложных символических конструкций. Содержание символов города можно раскрыть через анализ репрезентантов, в том числе памятников архитектуры.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"