Статья '"Медведи в городе": визуальная эстетика городской среды Перми' - журнал 'Урбанистика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Урбанистика
Правильная ссылка на статью:

"Медведи в городе": визуальная эстетика городской среды Перми

Дианова Юлия Викторовна

Преподаватель, Отделение архитектуры и строительства, Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Пермский строительный колледж"

614039, Россия, Пермский край, г. Пермь, ул. Комсомольский Проспект, 59

Dianova Yuliya Viktorovna

Educator, the department of Architecture and Engineering, Perm College of Civil Engineering

614039, Russia, Permskii krai, g. Perm', ul. Komsomol'skii Prospekt, 59

dianova.uv@gmail.com

DOI:

10.7256/2310-8673.2020.3.33515

Дата направления статьи в редакцию:

16-07-2020


Дата публикации:

23-07-2020


Аннотация.

В визуальном облике современной Перми наиболее ярко проявляются "медвежьи" образы. Самым узнаваемым в городской среде является образ медведя в жертвенной позе («медведь-жертва»). В этом образе заключается феноменальное «ядро» пермских архаичных культур дохристианского времени. Предания и легенды о «чудских» древностях, о Биармии и Парме сегодня подаются в художественно-стилизованной форме в объектах городской среды Перми. Образ «медведя-жертвы» запечатлен на фасадах общественных зданий, в сети уличной подсветки, в малых архитектурных формах. Архитекторы, художники и дизайнеры объясняют свое обращение к к данному образу возможностью придать произведениям «пермский характер». При этом в фестивальном движении образ медведя в жертвенной позе теряется на фоне других медвежьих композиций: полигональный «радужный» медведь туристического бренда «Пермь Великая», полигональный медведь мега-фестиваля «Пермский период. Новое время» в красно-белом цветовом решении. Представляется, что пермский звериный стиль с его стилизованными образами, не утратившими семантические и символические черты, может рассматриваться в качестве основания для реализации стратегии городского геокультурного брендинга не только Перми, но и других городов уральского региона. Искусствоведческий потенциал звериного стиля, полезный для визуализации эстетики городской среды, предлагается также раскрывать через обращение к практикам оформления уличного пространства Перми.

Ключевые слова: креативный город, пермский звериный стиль, городская среда, медвежья символика, культурный ландшафт, имиджевые ресурсы, творческое действие, брендинг, полигональный медведь, комфортная среда

Abstract.

Visual image of modern Perm resembles the images of bear. Most recognized in urban environment is image of a bear in sacrificial pose (“bear-pray”). This image reflects a phenomenal “core” of Perm archaic cultures of pre-Christian time. Myths and legends about Bjarmia and Parma are currently depicted in the artistic-stylized form in the objects of Perm’s urban environment. The image of “bear-pray” is captured on the facades of public buildings, street lightening, small architectural forms. Painters, architects and designers explain their reference to this image as imposing “Perm character” to their works. At the same time, in festival movement such image of bear is overshadowed by other bear-themed compositions: polygonal “rainbow” bear of the “Great Perm” tourist brand, polygonal bear of the mega festival “Perm Period. Modern Age” in white and red colors. It is demonstrated that Perm animalistic style with its stylized images that retained semantic and symbolic features, can be viewed as the foundation for realization of the strategy of city’s geocultural branding for Perm and other cities of Ural Region. It is suggested to use art potential of animalistic style, useful for visualization of aesthetics of urban environment, through reference to the practices of arranging street space of Perm.

Keywords:

polygonal bear, branding, creative action, image resources, cultural landscape, bear the symbolism, urban environment, Perm animal style, creative city, comfortable environment

Современная городская среда Перми меняется и приобретает креативный характер благодаря творческому действию местных сообществ архитекторов и скульпторов, дизайнерских студий и мастеров стрит-арта. Особое внимание сегодня уделяется репрезентации историко-культурного наследия в визуальной эстетике городской среды, поискам «пермского характера». Самыми распространенными образами-символами в культуротворческой деятельности признаются медвежьи образы, прочно закрепившиеся в городском культурном ландшафте Перми [2]. Цель настоящей исследовательской работы заключается в изучении места образа пермского медведя в визуально-эстетическом облике города. В ходе анализа развития городской среды было установлено, что к основным образам пермского медведя следует отнести:

- «медведь в жертвенной позе» – образ, выведенный из артефактов пермского звериного стиля [1; 4];

- «полигональный медведь» – образ, являющийся логотипом фестивальных движений в Перми.

Рассмотрим практику обращения к образу «медведя в жертвенной позе». Так еще в советский период данный образ медведя проявился в рисунке наличников окон на фасадах нескольких деревянных домов в центре Перми. В 1976 г. при возведении нового кирпичного многоэтажного дома в районе городской эспланады архитекторами было использовано оригинальное решение – по периметру между первым и вторым этажом появился бетонный фриз, который содержал чередующиеся изображения объектов пермского звериного стиля (Рис. 1). Среди них явно выделялся медведь в характерной позе. Отметим, что художественные образы были сильно стилизованы, и неподготовленному зрителю даже сегодня сложно «считывать» содержащийся информационный посыл. В настоящее время фризу требуется ремонт, он потрескался и загрязнился, во многих местах перекрыт рекламными вывесками. Однако сама идея внести во внешний вид экстерьера жилого дома «сакральные» сюжеты древних народов Прикамья продемонстрировала уникальные возможности сочетания атипических элементов.

Рис. 1. Многоэтажный жилой дом (ул. Крисанова, д. 19)

В 1980-е гг. медведь в жертвенной позе появился на барельефе здания (ул. Большевистская, д. 68А), представляющего пристрой (флигель) известного в советское время ресторана «Кама» (Рис. 2). Стилизованный образ троекратно продублирован, что напоминает об общеизвестной композиции в артефактах древних мастеров металлопластики. Вся конструкция представляет собой трехчастный сюжет, каждая часть которого может иллюстрировать картину мира народов Прикамья, этапы мироздания: нижний, средний и верхний мир. Символами каждого мира являются ящер, звери (медведь) и люди, птицы, соответственно.

Рис. 2. Флигель ресторана «Кама». 1980.

В 1996 г. пермский архитектор М.И. Футлик привнес медвежий образ в той же жертвенной позе в экстерьер административного здания – государственной налоговой инспекции (ул. Советская, д. 28А). По замыслу автора, медведи, вырезанные из цельного камня, располагались в основаниях арочных оконных конструкций и явились своеобразной «визитной карточкой» здания (Рис. 3). Свой опыт обращения к пермскому звериному стилю, архитектор использовал и в 2005 г. на верхних этажах, под крышей, другого высотного здания. М.И. Футлик также расположил рельефные вставки с головами медведей, а также женский лик, обрамленный крыльями птиц (Рис. 4).

Рис. 3. Фасад административного здания. М.И. Футлик. 1996 г.

Рис. 4. Фасад административного здания. М.И. Футлик. 2005 г.

Новым периодом в креативных практиках визуализации образов пермского звериного стиля в городском пространстве Перми стало время реализации «пермского культурного проекта» (2009–2013 гг.). В 2010 г. авторы-разработчики проекта выразили свои мысли в следующих концептуальных положениях: «Регион, город, район – это пространство, привлекательное прежде всего для своих собственных жителей. При этом ландшафтное и архитектурное, историческое и художественное, индустриальное и сельское наследие ближайшего и отдаленного прошлого врастает в новый образ жизненного пространства. Идентичность и уникальный имидж Пермского края обеспечивают археологическое и палеонтологическое наследие» [4, с. 30]. На первое место в археологическом наследии выводился пермский звериный стиль. Как следствие в городской среде Перми проявились уникальные творческие практики. Самым оригинальным решением стало оформление фасада Центрального универмага (ЦУМ), расположенного в центре города. Серое и неприглядное здание универмага визуально преобразовалось за счет широкоформатных наклеек на панорамных стеклах, демонстрирующих изображения медведя, ящера, человеколося (Рис. 5).

Рис. 5. Фасад центрального универмага Перми.

Наконец, в 2017 г. «медведь в жертвенной позе» появился в композиционном решении уличной подсветки в темное время суток (ул. Шоссе Космонавтов). На фонарных столбах чередуются светодиодные панно двух вариантов, каждый из которых представляет характерную морду медведя, заключенную в светящиеся узоры и орнаменты (Рис. 6). С помощью современных технологий и материалов разработчикам удалось создать оригинальное оформление уличного освещения, подчеркивающее характерную индивидуальность Пермского региона.

Рис. 6. Элементы сети уличного освещения (ул. Шоссе Космонавтов).

С 1 июня по 21 сентября 2017 г. на территории Пермского края впервые состоялся мультижанровый фестиваль «Пермский период. Новое время». Объединение значимых культурных событий в городском пространстве Перми и на всей территории региона объявлялось главной целью фестиваля. Участники выступали с коллективными и индивидуальными проектами по направлениям: театр, музыка, спорт, изобразительное искусство. Логотипом фестиваля был выбран полигональный медведь . Цветовое решение было представлено в красно-пурпурном и желтом тонах. Контурное изображение медведя было заимствовано из туристического бренда «Пермь Великая» в виде разноцветного («радужного») оригинала («Ozon Group», 2014 г.), который, в свою очередь, явился прообразом серебряного медведя, размещенного на гербе Пермского края. В 2019 г. тот же полигональный медведь был представлен в другом колористическом исполнении: красно-белой цветовой гамме, которая стала в дальнейшем визитной карточкой пермского фестивального движения (Рис. 7).

В 2018 г. на бортах городских маршрутных автобусов появились стилизованные изображения медведя-«жертвы», человеколося, ящера – белые фигуры на красном фоне. Также, в интерьере электропоезда «Ласточка», подголовники сидений для пассажиров были украшены образами медведей в жертвенной позе в красно-белом цвете. Таким образом, одновременная презентация двух медвежьих образов – медведя-«жертвы» и полигонального медведя – в типовом красно-белом оформлении в визуальном облике города неизбежно приводит к искажению смыслов первичных образов, к медиаэффекту слияния форм. В пермских СМИ, как правило, не обсуждается вопрос о том, что «пермские» медвежьи образы имеют разное историко-культурное, символичное основание. Порой это приводит к возникновению серьезных противоречий в процессе реализации брендинговых инициатив. Так, неоднократно полигональный медведь относился к пермскому звериному стилю.

Рис. 7. Полигональный медведь

В сентябре 2018 г. на региональном портале «Управляем вместе» жители Перми состоялось онлайн голосование по выбору единого варианта оформления сети общественного транспорта. Свое мнение выразили около 1,5 тыс. чел. Большинство голосов пермяки отдали проекту, предполагавшему дизайн автобусных бортов в виде стилизованных образов в пермском зверином стиле красно-белого оформлении. Автором дизайн-проекта выступил ООО «Битмап» по заказу администрации города. Однако через несколько месяцев МУП «Пермгорэлектротранс» г. Перми, произведя закупку 65 дизельных и двадцати газомоторных автобусов, принял решение разместить на их бортах рекламу фестиваля «Пермский период. Новое время»: полигональный медведь и информация о фестивале в характерных красных и белых тонах. В пресс-службе администрации Перми на вопросы журналистов о причине такого решения были даны разъяснения, что голосование производилось только в качестве «примера», иллюстрирующего пожелания горожан. В настоящее время на городских маршрутах выполняют рейсы автобусы, оформленные и в пермском зверином стиле, и в стиле фестиваля «Пермский период. Новое время» (Рис. 8).

Рис. 8. Автобусы транспортной сети г. Перми.

Итак, несмотря на то, что пермский звериный стиль с его образами прочно вошел в визуальную среду Перми, его искусствоведческий потенциал не реализуется в фестивальном движении и массово-досуговой повседневности. Семантически целостный образ медведя в жертвенной позе в этой важной сфере культурного ландшафта города уступает изображению полигонального медведя, сравнительно недавно ставшего брендом туристической индустрии.

Представляется, что одним из прогрессивных путей разрешения рассматриваемой проблемы может стать органичное включение рассмотренных выше «носителей» стилизованных образов «медведя-жертвы» в общественные пространства для праздничных мероприятий. Для достижения этой задачи предлагается стилистическое преобразование такого важного объекта городской инфраструктуры как пешеходные улицы и бульвары. Важно связать архитектуру города тематически оформленными пешеходными маршрутами с целью придания визуального эффекта образам звериного стиля [5]. Оформление на постоянной или на временной основе (во время фестиваля, праздника) пешеходных улиц и новых пешеходных маршрутов в пермском зверином стиле придаст художественную выразительность уличной среде и оживит досуговую повседневность горожан. Поиски «пермского характера» продолжаются.

Библиография
1.
Вильданов Р. Ф., Мельничук А. Ф. Влияние сюжетов Сасанидского и Согдийского серебра на образы пермского звериного стиля // Вестник Пермского университета: История. 2005. № 5. – С. 66–69.
2.
Дианова Ю.В. Креативный город. Организация уличного пространства г. Перми в пермском зверином стиле. Итоги конкурса дизайн-проектов по благоустройству улицы Макаренко и пешеходной части улицы Крупской Мотовилихинского района г. Перми: проектные решения – Пермь: Астер Диджитал, 2019. – 42 с.
3.
Медведь в истории культуры: [альбом] / Под общ. ред. Б. А. Эренбурга. Пермь: Сенатор, 2017. – 199 с.
4.
Оборин В.А. Древнее искусство народов Прикамья. Пермский звериный стиль. Пермь: Перм. кн. ид-во. 1976. – 190 с.
5.
«Пермский проект». Концепция культурной политики Пермского края / Авт. колл.: Н.В. Гладких, Е.В. Зеленцова, Е.Х Мельвиль и др.; Рук. проекта Е.В. Зеленцова. Пермь: Агентство Творческие индустрии, 2010. – 121 с.
References (transliterated)
1.
Vil'danov R. F., Mel'nichuk A. F. Vliyanie syuzhetov Sasanidskogo i Sogdiiskogo serebra na obrazy permskogo zverinogo stilya // Vestnik Permskogo universiteta: Istoriya. 2005. № 5. – S. 66–69.
2.
Dianova Yu.V. Kreativnyi gorod. Organizatsiya ulichnogo prostranstva g. Permi v permskom zverinom stile. Itogi konkursa dizain-proektov po blagoustroistvu ulitsy Makarenko i peshekhodnoi chasti ulitsy Krupskoi Motovilikhinskogo raiona g. Permi: proektnye resheniya – Perm': Aster Didzhital, 2019. – 42 s.
3.
Medved' v istorii kul'tury: [al'bom] / Pod obshch. red. B. A. Erenburga. Perm': Senator, 2017. – 199 s.
4.
Oborin V.A. Drevnee iskusstvo narodov Prikam'ya. Permskii zverinyi stil'. Perm': Perm. kn. id-vo. 1976. – 190 s.
5.
«Permskii proekt». Kontseptsiya kul'turnoi politiki Permskogo kraya / Avt. koll.: N.V. Gladkikh, E.V. Zelentsova, E.Kh Mel'vil' i dr.; Ruk. proekta E.V. Zelentsova. Perm': Agentstvo Tvorcheskie industrii, 2010. – 121 s.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Рассматриваемую работу характеризует своеобразный лаконизм, в позитивном отношении интерпретируемый как сосредоточенность на избранном сюжете (тематике «медвежьего стиля» в архитектуре Перми). В такой связи, очевидно, обычные вводные характеристики (актуальность, новизна и пр.) во введении минимизированы или отсутствуют вовсе. Представим вниманию читателя то, что имеется. Предмет и цель исследования: «Современная городская среда Перми меняется и приобретает креативный характер (?) благодаря творческому действию (?) местных сообществ архитекторов и скульпторов, дизайнерских студий и мастеров стрит-арта (понять, о чем идет речь, разумеется, несложно — но фразы автора характеризует удивительное сочетание затасканности и, вместе с тем, недостаточной корректности выражений). Особое внимание сегодня уделяется репрезентации историко-культурного наследия в визуальной эстетике городской среды, поискам «пермского характера» (кем уделяется?). Самыми распространенными образами-символами в культуротворческой деятельности (кого?) признаются медвежьи образы, прочно закрепившиеся в городском культурном ландшафте Перми [2]. Цель настоящей исследовательской работы заключается в изучении места образа пермского медведя в визуально-эстетическом облике города. » Придется этим удовлетвориться (хотя что такое «место образа медведя» — Бог весть, хотя догадаться, разумеется, можно). Проблема исследования (что есть; следует сразу за предыдущим): «В ходе анализа развития городской среды было установлено, что к основным образам пермского медведя (т. е., следует полагать, модификациям образа?) следует отнести: - «медведь в жертвенной позе» – образ, выведенный из артефактов пермского звериного стиля [1; 4]; - «полигональный медведь» – образ, являющийся логотипом фестивальных движений в Перми.» Покончив таким образом со всеми предварительными настройками, автор немедленно приступает к непосредственной аналитике городской ткани. Стиль, структура, содержание «В 1980-е гг. медведь в жертвенной позе появился на барельефе здания (ул. Большевистская, д. 68А), представляющего пристрой (флигель) известного в советское время ресторана «Кама» (Рис. 2). Стилизованный образ троекратно продублирован, что напоминает об общеизвестной композиции в артефактах древних мастеров металлопластики (о чем это? Кому именно известна эти «артефакты древних мастеров металлопластики»???). Вся конструкция представляет собой трехчастный сюжет, каждая часть которого может иллюстрировать картину мира народов Прикамья, этапы мироздания: нижний, средний и верхний мир. Символами каждого мира являются ящер, звери (медведь) и люди, птицы, соответственно (как-то с этими «людьми, птицами, соответственно» не все понятно). » «Новым периодом в креативных практиках визуализации образов пермского звериного стиля в городском пространстве Перми стало время реализации «пермского культурного проекта» (2009–2013 гг.). В 2010 г. авторы-разработчики проекта выразили свои мысли в следующих концептуальных положениях: «Регион, город, район – это пространство, привлекательное прежде всего для своих собственных жителей. При этом ландшафтное и архитектурное, историческое и художественное, индустриальное и сельское наследие ближайшего и отдаленного прошлого врастает в новый образ жизненного пространства. Идентичность и уникальный имидж Пермского края обеспечивают археологическое и палеонтологическое наследие» [4, с. 30]. На первое место в археологическом наследии выводился пермский звериный стиль. » Как может «археологическое и палеонтологическое наследие» обеспечить «идентичность (чему?) и уникальный имидж (речь, по всей видимости, о самоидентичности)»? Какое отношение имеет «первое место в археологическом наследии» (кем, когда, как оно присуждалось) к «пермскому культурному проекту»? «В 2018 г. на бортах городских маршрутных автобусов появились стилизованные изображения медведя-«жертвы», человеколося, ящера – белые фигуры на красном фоне. Также, в интерьере электропоезда «Ласточка», подголовники сидений для пассажиров были украшены образами медведей в жертвенной позе в красно-белом цвете. Таким образом, одновременная (?) презентация двух медвежьих образов – медведя-«жертвы» и полигонального медведя – в типовом красно-белом оформлении в визуальном облике города неизбежно приводит к искажению смыслов первичных образов, к медиаэффекту слияния форм (непонятно; чем обусловлен этот «эффект искажения»?). В пермских СМИ, как правило (?), не обсуждается вопрос (так обсуждается или нет?) о том, что «пермские» медвежьи образы имеют разное историко-культурное, символичное основание. Порой (?) это приводит к возникновению серьезных противоречий в процессе реализации брендинговых инициатив (какого рода? И что в этом катастрофичного?). Так, неоднократно полигональный медведь относился (кем?) к пермскому звериному стилю. » Ужас. Но это «неоднократно» столь же расплывчато, как и ранее встреченные «порой» и «как правило». Библиография весьма скудна и включает 5 наименований. Выводы, интерес читательской аудитории Из заключения (выдержка): «Итак, несмотря на то, что пермский звериный стиль с его образами прочно вошел в визуальную среду Перми, его искусствоведческий потенциал не реализуется в фестивальном движении и массово-досуговой повседневности (то есть недостаточно реализуется?). Семантически целостный образ медведя в жертвенной позе в этой важной сфере культурного ландшафта города уступает изображению полигонального медведя, сравнительно недавно ставшего брендом туристической индустрии (по прежнему непонятно, что в этом плохого; кстати, в многообразных иллюстраций «медведя в жертвенной позе» толком рассмотреть не удается). Представляется, что одним из прогрессивных путей разрешения рассматриваемой проблемы (если это — основная проблема исследования, следовало бы уделить большее внимания ее обоснованию) может стать органичное включение рассмотренных выше «носителей» стилизованных образов «медведя-жертвы» в общественные пространства для праздничных мероприятий. Для достижения этой задачи предлагается стилистическое преобразование такого важного объекта городской инфраструктуры как пешеходные улицы и бульвары. » Если упростить изложение — решение состоит в насыщении городской среды большим количеством «правильных» медведей в пику «неверным». Довольно незамысловато. Заключение: работа не отличается глубиной постановки и проработки проблемы, однако написана со знанием предмета и представляет определенный интерес с точки зрения «прикладной урбанистики» (урбанистической эстетики), раскрывая своеобразие архитектуры Перми в достаточно своеобразном ракурсе.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"