Статья 'Рецензия на монографию Рогач О.В. "Социальный капитал развития туристической привлекательности российских территорий"' - журнал 'Урбанистика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Урбанистика
Правильная ссылка на статью:

Рецензия на монографию Рогач О.В. "Социальный капитал развития туристической привлекательности российских территорий"

Фролова Елена Викторовна

доктор социологических наук

профессор, кафедра менеджмента и административного управления, Российский государственный социальный университет

129226, Россия, г. Москва, ул. В.пика, 4

Frolova Elena Viktorovna

Doctor of Sociology

Professor, the department of Management and Administrative Governance, Russian State Social University

129226, Russia, g. Moscow, ul. V.pika, 4

efrolova06@mail.ru

DOI:

10.7256/2310-8673.2019.4.31373

Дата направления статьи в редакцию:

15-11-2019


Дата публикации:

03-01-2020


Аннотация: Автором дано заключение на научную работу "Социальный капитал развития туристической привлекательности российских территорий", представленную О.В. Рогач в 2019 году. Монография подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-011-00565 "Взаимодействие ключевых субъектов местных сообществ в целях повышения туристической привлекательности российских территорий: ограничения, ресурсы и технологии развития». Монография содержит теоретические и эмпирические результаты, проведенных исследований, что представляется интересным для широкого круга ученых, представителей муниципальных органов управления, а также других исследователей, занимающихся вопросами развития социального капитала. Актуальность поднимаемых в монографии вопросов, низкая проработанность проблем конвертации социального капитала в развитие туристической привлекательности муниципальных образований России формирует перед учеными широкий круг вопросов, частичные ответы на которые представлены в данном научном труде. Научная новизна представленных материалов и выводов опирается на результаты оригинального эмпирического исследования. Интерес представляют идеи автора о креативных кластерах, их способности привлечения туристских потоков, благодаря встроенности в структуру экономики впечатлений, возможности предложить путешественнику туристский продукт, обладающий аутентичными чертами местной культуры и традиций.


Ключевые слова:

муниципальное образование, туристическая привлекательность, социальный капитал, социальное конструирование, социальное взаимодействие, социальный ресурс, местные сообщества, муниципальные органы управления, город, социальные сети

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-011-00565 "Взаимодействие ключевых субъектов местных сообществ в целях повышения туристической привлекательности российских территорий: ограничения, ресурсы и технологии развития»

Abstract: The author delivers an opinion on the scientific work “Social Capital of the Development of Tourism Attractiveness of Russian Territories” presented by O. V. Rogach in 2019. The monograph was prepared with the financial support from the Russian Foundation for Basic Research within the framework of the scientific project No. 19-011-00565 “Interaction of the key actors of local communities for increasing tourism attractiveness of Russian territories: restrictions, resources and technologies of development”. The monograph contains theoretical and empirical results of the conducted research, which is of interest to a wide array of scholars, representatives of municipal administration, and other experts involved in the questions of development of social capital. Relevance of the raised in the monograph questions, low elaboration of the problems of converting social capital into the development of tourism attractiveness of municipal formations of Russia, form a broad range of questions for the scholars, the partial answers for which are given in this scientific publication. The novelty of the presented materials and conclusions is defined by the results of the original empirical research. The author’s ideas on the creative clusters, their capability of attracting tourist flow by offering the travelers a tourist product fused with authenticity of the local culture and traditions.


Keywords:

municipality, tourist attractiveness, social capital, social construction, social interaction, social resource, local community, municipal governments, city, social networks

Рецензия

Тематика монографии О.В. Рогач «Социальный капитал развития туристической привлекательности российских территорий» отражает актуальные вопросы территориального развития [14]. Наличие в российских муниципальных образованиях острых проблем социально-экономического характера, низкая гражданская активность субъектов местных сообществ и их недостаточное представительство в выборе траекторий развития территорий, актуализирует поиск новых инструментов и форм социального взаимодействия населения [9, 10, 15]. В данном контексте актуальным представляется исследование социального капитала как предиктора, формирующего дополнительные возможности развития местных сообществ на основе идей солидаризации, кооперации и доверия.

Следует заметить, что идеи, изложенные в монографии, позволяют рассматривать вопросы, традиционно относимые к экономическому аспекту территориального развития (индустрия туризма, туристическая привлекательность и пр.), а также вопросы социального характера (социальный капитал местных сообществ, социальные взаимодействия и социальные сети) в единой аналитической рамке [14]. В работе немецкого социолога Р. Бахлайтнера «Социология туризма, или о социологии путешествий», отмечается что «массовый туризм стал обычной практикой современного общества и одновременно символом глобализации» [5]. Туристическая привлекательность все чаще транслируется через понятие инвестиционной привлекательности территории – совокупности признаков территориально-специализированной части национальной экономики, влияющих на целесообразность инвестиций в воспроизводственный процесс [6, 19]. Однако развертывание исследований по пути обоснования экономической целесообразности туристической привлекательности муниципальных образований, без учета социологической оценки процессов ее формирования, приводит к искажению в интерпретации данного понятия. Как подчеркивает в своей работе О.В. Рогач, чрезмерная акцентуализация проблематики туризма на хозяйственных и производственных вопросах, исключает из ракурса современных исследований социальный капитал как внутренний источник формирования туристической привлекательности территории [14].

Сравнение концепций социального капитала, представленных в работе [1, 7, 20, 21. 22], позволяет заключить, что общим тезисом, разделяемым сегодня в социологическом подходе, является не только установка на построение доверительных отношений, но и необходимость инвестирования в них, участия в социальном обмене. Наличие инвестиций (сопереживание, время или материальные блага) подкрепляется социальным признанием, что означает фактическое участие акторов в социальном капитале. Исходя из результатов, полученных в ходе проведенного автором анализа, можно предположить необходимость институционального подкрепления процессов формирования социального капитала как механизма снижения деструктивных проявлений: закрытость социального капитала, «нахлебничество» малоресурсных членов социальных сетей, сокрытие участниками потенциальных выгод от взаимодействия. Возможное страхование рисков потерь в социальном обмене через участие муниципальных органов власти в поддержании устойчивости социальных сетей, подкреплении межмуниципальных форм сотрудничества, может стать тем механизмом, который обеспечит развитие социального капитала не как побочного эффекта от взаимодействия представителей местных сообществ, а через подкрепление личной мотивации акторов социальной сети в получении дивидендов от общей «прибыли» муниципального образования.

Понимание сущности «социального капитала» как консолидированного отражения индивидуальных ресурсов социальных акторов, которые конвертируются в сложившиеся социальные сети, согласно их пространственному расположению, институциональной устойчивости и нормативно-ценностному наполнению, может послужить методологической базой для более основательного его осмысления в рамках других исследований и теорий.

Автором делается интересное заключение, что сущность социального капитала имеет значительные расхождения с иными формами капитала, в виду его немонетарности, способности к самовозрастанию при увеличении частоты использования, учета радиуса доверия и качественных характеристик контактов социальных акторов. Вместе с тем, сущность социального капитала местных сообществ иллюстрируется способностью к накоплению и наследованию, ликвидностью и конвертируемостью [12, 13].

Особого внимания заслуживает рассмотрение институциональных факторов, определяющих специфику конвертации социального капитала местных сообществ в развитие туристической привлекательности муниципальных образований [4]. Автор делает заключение, что формальное институциональное подкрепление неформальных практик, обеспечивает повышение эффективности формальных институтов за счет включения населения в решение вопросов местного значения на основе развития идей социального партнерства, гражданской активности, роста уровня доверия населения к действиям местных властей. Научный и практический интерес представляет осмысление ожиданий и предпочтений российских туристов в рамках культурно-познавательных поездок по городам России. Эмпирические данные, полученные автором, иллюстрируют интересные закономерности и тенденции.

Представленные данные коррелируют с иными исследованиями проведенными в данной области П.Г. Можаевой, О.В. Лысиковой, Е.А. Воронцовой и другими учеными [11, 3, 8, 16]. Однако в монографии дано комплексное отражение влияния социально-экономических факторов на формирование туристического спроса и предложения через интенсификацию процессов социального взаимодействия представителей местных сообществ. Кроме того, раскрывается также новый тренд туристического поведения - потребность в визуализации, тиражирования «фотографируемых мест» в социальных сетях. В ходе проведенного исследования выявлены рассогласования в восприятии различными социальными группами российского общества культурно-познавательного туристического потенциала и туристских услуг в городах РФ. Характеризуя проблемы российской туристической действительности, Рогач О.В. фокусируется не столько на ограничениях развития туризма, сколько на ресурсах формирования конкурентоспособного туристского продукта.

Автор убедительно доказывает читателям, что социальный капитал местных сообществ может быть конвертирован в развитие туристической привлекательности территорий. Интерес представляют идеи автора о креативных кластерах, их способности привлечения туристских потоков, благодаря встроенности в структуру экономики впечатлений, возможности предложить путешественнику туристский продукт, обладающий аутентичными чертами местной культуры и традиций. Креативные кластеры рассматриваются автором в качестве драйвера продвижения конкурентоспособных туристских продуктов и услуг, привносящих в городскую среду практическое воплощение идей кооперации, солидаризации и гостеприимства. Обобщение отечественных и зарубежных практик конвертации социального капитала в развитие туристической привлекательности территорий позволило автору сформулировать ряд интересных выводов, имеющих не только практическую, но и научную значимость. Сделанные выводы дополняют исследования, проведенные Е.Е. Кабановой, А.А. Чернега, С.К. Волковым и некоторыми другими учеными [2, 17, 18].

В монографии представлен анализ специфики интеракции туристов и местных жителей, выделены траектории формирования социального капитала: траектория солидаризации (объединение отдельных представителей местных жителей и/или бизнес-структур в целях формирования линейки взаимосвязанных туристских продуктов и услуг); траектория индифферентности (когда местные жители не готовы нести индивидуальную ответственность за развитие туристского сектора или не связывают свой жизненный сценарий с туризмом); траектория отчуждения. Автор обосновывает вывод, что при активной поддержке местных властей будет преобладать возможность доминирования первой траектории формирования социального капитала местных сообществ.

Подводя итоги, хочется отметить, что формирование социального капитала местных сообществ, его конвертация в развитие туристической привлекательности территории относится к числу наиболее перспективных направлений исследований. Недостаточная теоретическая и методическая разработанность данной проблематики, ее актуальность и возрастающая практическая значимость обуславливают необходимость исследований в данном направлении. В данном контексте монография Рогач Ольги Владимировны представляется весьма своевременной. Представленная монография носит научно-практический и проблемный характер. Теоретические положения, авторская интерпретация результатов исследований обладают несомненной новизной, представляют интерес для широкого круга читателей.

Библиография
1. Бюссе С. (2002) Социальный капитал и неформальная экономика в России // Мир России. № 2. С.93-104.
2. Волков, С.К. Анализ туристской привлекательности г. Волгограда с точки зрения теории Джона Урри / С.К. Волков // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2013. — № 17 (120). — С. 113–118.
3. Воронцова Е.А. Индустрия туризма в условиях экономического кризиса: тенденции и перспективы развития // Studia Humanitatis Borealis. 2015. № 1. С. 59–67.
4. Гончарова Н.А. Местное cообщество как ключевой актор туристской дестинации // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015.-№ 2-7.-С. 158-163.
5. Ким С.Г., Бахлайтнер Р. Социология туризма, или о социологии путешествий / РЖ. Серия 11. Социология. 2006. № 3. С. 90–97.
6. Коваленко Т.Д. Туристический имидж как фактор социально-экономического развития региона. Труды Международного симпозиума «Надежность и качество». 2010.
7. Коулман Дж. (2001) Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. № 3. С. 122-139.
8. Лысикова О.В. Современные туристы и местные жители: социальные практики взаимодействия // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2011. – т. XIV. – № 5 (58). – с. 270-277.
9. Магомедов К.О. Проблемы функционирования и развития местного самоуправления в России. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. №4. С.96-103.
10. Мерсиянова И.В. Территориальное общественное самоуправление как форма общественного участия. Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. №3. 149-168.
11. Можаева П.Г., Рыбачек Г.В. Организация туристской индустрии и география туризма. М.: Форум; НИЦ ИИФРА-М, 2014.
12. Полищук Л. Порознь или сообща. Социальный капитал в развитии городов. М.: Strelka Press, 2014
13. Радаев В.В. (2002) Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Экономическая социология. №4. С. 20-32.
14. Рогач О.В. Социальный капитал развития туристической привлекательности российских территорий.-М.: Перспектива, 2019.-192 с. ISNB 978-5-88045-411-2
15. Уржа О.А. (2012). Роль местного самоуправления в развитии гражданского общества и повышении социальной активности населения. Социальная политика и социология, 4. (28).
16. Фролова Е.В., Кабанова Е.Е., Медведева Н.В., Рогач О.В., Шиманская И.Ю., Сеничева Л.В. Культурно-познавательный туризм в городах России: потребности, стереотипы и технологии развития. Тамбов, 2017.
17. Фролова, Е.В. Развитие туристической привлекательности российских территорий/ Е.В. Фролова, Е.Е. Кабанова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2016. — № 1 (43). — С. 153–166.
18. Чернега А.А. Конвертация ресурсов в капитал в сфере туризма (на примере городов Великий Устюг и Мышкин) // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konvertatsiya-resursov-v-kapital-v-sfere-turizma-na-primere-gorodov-velikiy-ustyug-i-myshkin
19. Шубаева В.Г., Бурова Н.В. Индикаторы привлекательности региона как туристской дестинации и маркетинговая стратегия ее развития // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. — 2012. — № 2. — С. 124—128.
20. Becker G. (1964) The Human Capital. Chicago: University of Chicago Press. P. 412.
21. Putnam R.D. (2000) Bowling alone: The Collapse and Revival of American Community. New York: Simon & Schuster. 541 p.
22. Portes A. (1998) Social capital: Its origins and application in Modern sociology // Annual Review of Sociology. 24:1-24
References
1. Byusse S. (2002) Sotsial'nyi kapital i neformal'naya ekonomika v Rossii // Mir Rossii. № 2. S.93-104.
2. Volkov, S.K. Analiz turistskoi privlekatel'nosti g. Volgograda s tochki zreniya teorii Dzhona Urri / S.K. Volkov // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. — 2013. — № 17 (120). — S. 113–118.
3. Vorontsova E.A. Industriya turizma v usloviyakh ekonomicheskogo krizisa: tendentsii i perspektivy razvitiya // Studia Humanitatis Borealis. 2015. № 1. S. 59–67.
4. Goncharova N.A. Mestnoe coobshchestvo kak klyuchevoi aktor turistskoi destinatsii // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2015.-№ 2-7.-S. 158-163.
5. Kim S.G., Bakhlaitner R. Sotsiologiya turizma, ili o sotsiologii puteshestvii / RZh. Seriya 11. Sotsiologiya. 2006. № 3. S. 90–97.
6. Kovalenko T.D. Turisticheskii imidzh kak faktor sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona. Trudy Mezhdunarodnogo simpoziuma «Nadezhnost' i kachestvo». 2010.
7. Koulman Dzh. (2001) Kapital sotsial'nyi i chelovecheskii // Obshchestvennye nauki i sovremennost'. № 3. S. 122-139.
8. Lysikova O.V. Sovremennye turisty i mestnye zhiteli: sotsial'nye praktiki vzaimodeistviya // Zhurnal sotsiologii i sotsial'noi antropologii. – 2011. – t. XIV. – № 5 (58). – s. 270-277.
9. Magomedov K.O. Problemy funktsionirovaniya i razvitiya mestnogo samoupravleniya v Rossii. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny. 2015. №4. S.96-103.
10. Mersiyanova I.V. Territorial'noe obshchestvennoe samoupravlenie kak forma obshchestvennogo uchastiya. Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya. 2010. №3. 149-168.
11. Mozhaeva P.G., Rybachek G.V. Organizatsiya turistskoi industrii i geografiya turizma. M.: Forum; NITs IIFRA-M, 2014.
12. Polishchuk L. Porozn' ili soobshcha. Sotsial'nyi kapital v razvitii gorodov. M.: Strelka Press, 2014
13. Radaev V.V. (2002) Ponyatie kapitala, formy kapitalov i ikh konvertatsiya // Ekonomicheskaya sotsiologiya. №4. S. 20-32.
14. Rogach O.V. Sotsial'nyi kapital razvitiya turisticheskoi privlekatel'nosti rossiiskikh territorii.-M.: Perspektiva, 2019.-192 s. ISNB 978-5-88045-411-2
15. Urzha O.A. (2012). Rol' mestnogo samoupravleniya v razvitii grazhdanskogo obshchestva i povyshenii sotsial'noi aktivnosti naseleniya. Sotsial'naya politika i sotsiologiya, 4. (28).
16. Frolova E.V., Kabanova E.E., Medvedeva N.V., Rogach O.V., Shimanskaya I.Yu., Senicheva L.V. Kul'turno-poznavatel'nyi turizm v gorodakh Rossii: potrebnosti, stereotipy i tekhnologii razvitiya. Tambov, 2017.
17. Frolova, E.V. Razvitie turisticheskoi privlekatel'nosti rossiiskikh territorii/ E.V. Frolova, E.E. Kabanova // Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz. — 2016. — № 1 (43). — S. 153–166.
18. Chernega A.A. Konvertatsiya resursov v kapital v sfere turizma (na primere gorodov Velikii Ustyug i Myshkin) // Vestnik RUDN. Seriya: Sotsiologiya. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konvertatsiya-resursov-v-kapital-v-sfere-turizma-na-primere-gorodov-velikiy-ustyug-i-myshkin
19. Shubaeva V.G., Burova N.V. Indikatory privlekatel'nosti regiona kak turistskoi destinatsii i marketingovaya strategiya ee razvitiya // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov. — 2012. — № 2. — S. 124—128.
20. Becker G. (1964) The Human Capital. Chicago: University of Chicago Press. P. 412.
21. Putnam R.D. (2000) Bowling alone: The Collapse and Revival of American Community. New York: Simon & Schuster. 541 p.
22. Portes A. (1998) Social capital: Its origins and application in Modern sociology // Annual Review of Sociology. 24:1-24

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Автор представил в журнал «Урбанистика» свою статью, в которой предлагается рецензия на монографию Рогач О.В. "Социальный капитал развития туристической привлекательности российских территорий".
Автора рецензии данная монография привлекла, в частности, тем, что в ней поднимается актуальная проблема современного российского общества. Формирование социального капитала местных сообществ, его конвертация в развитие туристической привлекательности территории относится к числу наиболее перспективных направлений исследований. Недостаточная теоретическая и методическая разработанность данной проблематики, ее актуальность и возрастающая практическая значимость обуславливают необходимость исследований в данном направлении. Как полагает автор, в данном контексте монография Рогач Ольги Владимировны представляется весьма своевременной.
Отмечается, например, что особого внимания заслуживает рассмотрение институциональных факторов, определяющих специфику конвертации социального капитала местных сообществ в развитие туристической привлекательности муниципальных образований. Автор монографии делает заключение, что формальное институциональное подкрепление неформальных практик, обеспечивает повышение эффективности формальных институтов за счет включения населения в решение вопросов местного значения на основе развития идей социального партнерства, гражданской активности, роста уровня доверия населения к действиям местных властей.
Автору материала важно было показать, что научный и практический интерес представляет осмысление ожиданий и предпочтений российских туристов в рамках культурно-познавательных поездок по городам России. Эмпирические данные, полученные автором, иллюстрируют интересные закономерности и тенденции. В монографии раскрывается также новый тренд туристического поведения - потребность в визуализации, тиражирования «фотографируемых мест» в социальных сетях. В ходе проведенного исследования выявлены рассогласования в восприятии различными социальными группами российского общества культурно-познавательного туристического потенциала и туристских услуг в городах РФ.
Рассматривая специфику обозначенного в монографии вектора исследования, автор рецензии специально подчеркивает, что Рогач О.В. фокусируется не столько на ограничениях развития туризма, сколько на ресурсах формирования конкурентоспособного туристского продукта. Автор монографии убедительно доказывает читателям, что социальный капитал местных сообществ может быть конвертирован в развитие туристической привлекательности территорий. Интерес представляют идеи автора о креативных кластерах, их способности привлечения туристских потоков, благодаря встроенности в структуру экономики впечатлений, возможности предложить путешественнику туристский продукт, обладающий аутентичными чертами местной культуры и традиций. Креативные кластеры рассматриваются автором в качестве драйвера продвижения конкурентоспособных туристских продуктов и услуг, привносящих в городскую среду практическое воплощение идей кооперации, солидаризации и гостеприимства.
Автор в своей работе сосредоточивает внимание на том, в частности, что обобщение отечественных и зарубежных практик конвертации социального капитала в развитие туристической привлекательности территорий позволило автору сформулировать ряд интересных выводов, имеющих не только практическую, но и научную значимость. В монографии представлен анализ специфики интеракции туристов и местных жителей, выделены траектории формирования социального капитала: траектория солидаризации (объединение отдельных представителей местных жителей и/или бизнес-структур в целях формирования линейки взаимосвязанных туристских продуктов и услуг); траектория индифферентности (когда местные жители не готовы нести индивидуальную ответственность за развитие туристского сектора или не связывают свой жизненный сценарий с туризмом); траектория отчуждения. Автор обосновывает вывод, что при активной поддержке местных властей будет преобладать возможность доминирования первой траектории формирования социального капитала местных сообществ.
Итак, представляется, что представленная рецензия отвечает в основном тем требованиям, которые предъявляются к данному жанру. Так, автором показаны преимущества и некоторые проблемные места в излагаемой в монографии концепции.
В связи с указанным выше полагаю, что данный материал может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.