Статья 'Анализ профессиональной надежности операторов управления воздушным движением' - журнал 'Транспортный вестник' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакционный совет
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Транспортный вестник
Правильная ссылка на статью:

Анализ профессиональной надежности операторов управления воздушным движением

Засядько Константин Иванович

доктор медицинских наук

начальник лаборатории, ЦНИИ ВВС Минобороны России

127083, Россия, г. Москва, Петровско-Разумовская аллея, 12, оф. 305

Zasyad'ko Konstantin Ivanovich

Doctor of Medicine

Head of Laboratory at the Central Research Institute of Air Forces of the Ministry of Defence of the Russian Federation 

127083, Russia, Moscow, Petrovsko-Razumovskaya alleya, 12, of. 305

gniiivm-z@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Вонаршенко Александр Павлович

кандидат медицинских наук

старший научный сотрудник, ЦНИИ ВВС Минобороны России

127083, Россия, г. Москва, Петровско-Разумовская аллея, 12, оф. А

Vonarshenko Aleksandr Pavlovich

PhD in Medicine

Senior Research Fellow at the Central Research Institute of Air Forces of the Ministry of Defence of the Russian Federation 

127083, Russia, Moscow, Petrovsko-Razumoskvaya alleya, 12, of. A

gniiivm-z@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Солдатов Сергей Константинович

доктор медицинских наук

ведущий научный сотрудник Центрального научно-исследовательского института ВВС Минобороны России

127083, Россия, г. Москва, Петровско-Разумовская аллея, 12-А

Soldatov Sergei Konstantinovich

Doctor of Medicine

Leading Scientific Associate at Central Research Center of the Ministry of Defense of Russia

127083, Russia, Moscow, Petrovsko-Razumovskaya Street 12 A

gniiivm-d@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Соломка Александр Владимирович

кандидат медицинских наук

начальник отдела, ЦНИИ ВВС Минобороны России

127083, Россия, г. Москва, Петровско-Разумовская аллея, 12, оф. "А"

Solomka Aleksandr Vladimirovich

PhD in Medicine

Head of the department, Central Scientific Research Institute of Air Force of the Ministry of Defense of the Russian Federation

127083, Russia, Moscow, Petrovsko-Razumovskaya Alleya 12, office #A

gniiivm-s@yandex.ru

DOI:

10.7256/2453-8906.2017.1.19565

Дата направления статьи в редакцию:

24-06-2016


Дата публикации:

12-02-2017


Аннотация: Предметом исследования является профессиональная надежность операторов управления воздушным движением как уровень безот­казности, безошибочности и своевременности его рабочих операций при взаимодей­ствии с техническими системами или другими специалистами, занятыми в процессе управления воздушным движением. В интересах поиска путей повышения профессиональной надежности операторов управления воздушным движением проведено исследование связи уровня развития их профессионально важных качеств с опытом работы и анализ возможности целенаправленной тренировки этих качеств, направленной на их развитие в период планового обучения (подготовки, повышения квалификации). В исследовании применен профессиографический анализ, методы инженерной психологии, психофизиологии, инженерной психологии, математической психологии, эргономики и авариологии. В результате исследования определены профессионально важные качества операторов управления воздушным движением, уровень которых заметно повышался в результате специальных тренировок, а также показана возможность их развития и совершенствования путем проведения цикла тренировок с использованием штатного автоматизированного рабочего места специалиста профессионального отбора.


Ключевые слова:

управление воздушным движением, профессионально важные качества, безопасность полетов, надежность профессиональной деятельности, профессиональная надежность, профессиональная пригодность, надежность деятельности, операторская деятельность, повышение надежности деятельности, управление надежностью

Abstract: The subject of this research is the professional reliability of operators of the air traffic control as the level of flawlessness, accurateness, and promptness of their work with regards to interaction with the technical systems or other specialists involved in the process of air traffic control.  To benefit the increase of the professional reliability of operators of air traffic control, the authors conduct a research on the connection between the level of their professionally important qualities and the work experience, as well as analyze the possibility of the target training of these qualities, aimed at their development during the period of the scheduled advanced training. The professiographic analysis alongside the methods of engineering psychology, psychophysiology, mathematical psychology, and ergonomics are applied in this work. In the conclusion, the authors determine the professionally important qualities of the operators of air traffic control, the level of which has significantly increased as a result of special training. The article demonstrates the possibility of their improvement and development by means of the cycle of trainings, using the staff automated work place of the specialist of professional selection.


Keywords:

air traffic control, professional qualities, flight safety, professional activity reliability, professional reliability, professional suitability, reliability of work, operator activity, increase of reliability of the work, reliability management

Введение

Достижение профессионального мастерства при усложнении содержания и условий деятельности, ее успешная реализация оказывается возможным только при достаточно высоком уровня развитии у исполнителя – субъекта деятельности, определенных индивидуальные свойства которые коррелируют хотя бы с одним ее основным результативным показателем (качеством, производительностью, надежностью) – профессионально важных качеств [1-5].Одним из важных итогов исследования профессионально важных качеств явилось установление того, что любая деятельность реализуется на базе определенной системы профессионально важных качеств. Это означает, что каждая деятельность требует определенной совокупности профессионально важных качеств, которая является не «механической» суммой качеств, а их закономерно организованной системой [6-8]. При этом профессия оператора не только предъявляет определенные требования к субъекту деятельности, но и способствует выработке у него системы профессионально важных качеств и их совершенствованию по мере освоения профессии [9-11].

В связи с этим исследование динамики развития специальных способностей или профессионально важных качеств операторов управления воздушным движением (УВД) на основе профессиографического анализа их профессиональной деятельности, их диагностики, изучение и оценка являются одним из перспективных направлений ее оптимизации [12-14].

Целью исследования явилось исследование связи уровня развития профессионально важных качеств у операторов УВД, определяющих эффективность их деятельности, с опытом работы и изучение возможности целенаправленной тренировки этих качеств, направленной на их развитие в период планового обучения (профессиональной подготовки).

Результаты и обсуждение

Профессиографический анализ деятельности операторов УВД выявил, что общая структура профессионально важных качеств как главных субъектных детерминант деятельности оказывается достаточно сложной и внутренне дифференцированной [1-15]. Она включает ряд основных профессионально важных качеств, наличие которых и является основным условием эффективной реализации основных элементов профессиональной деятельности. Наиболее важными из них являются: перцептивные действия (поиск, обнаружение цели, идентификация); решение интеллектуальных задач (расчеты с формированием динамического оперативного образа воздушной обстановки) для принятия решения по эффективной организации воздушного движения в своей зоне ответственности [16-18].

Личностные и психофизиологические характеристики операторов УВД определяющие развитие их основных профессионально важных качеств исследовались с помощью методик автоматизированного рабочего места специалиста профотбора. Нами была сформирована совокупность тестов («батарея» тестов), в которую вошли методики, направленные на изучение восприятия, внимания, мышления, памяти и состояние личности - целого ряда профессионально важных качеств оператора, отражающие прежде всего способности к анализу (замечать мельчайшие детали, которые в условиях дефицита времени могут иметь решающее значение), и умение видеть сразу и целое, и все детали, т.е. синтезу, соединенному с конкретностью мышления [19-25].

Батарея тестов включала следующие методики [26-31]:

1) методика «Пространственная экстраполяция» предназначена для исследования восприятия и способности к оперированию пространственными представлениями путем мысленного представления;

2) методика «Готовность к экстренному действию», позволяющая оценить внимание в условиях монотонно действующих факторов;

3) методика «Избирательность» направлена на исследование и избирательности помехоустойчивости внимания;

4) методика «Распределение» предназначена для исследования способности удерживать в фокусе внимания несколько разнородных объектов (процессов) и (или) осуществлять одновременно несколько различных действий путем моделирования интенсивной совмещенной деятельности, что позволило оценивать особенности распределения ресурсов между конкурирующими задачами и предельные возможности обследуемого в переработке разнородной зрительной информации;

5) методика «Пространственно-временная экстраполяция» предназначалась для определения адекватности отражения динамических пространственно-временных отношений на уровне восприятия и представления, а также точности антиципирующих действий;

6) перцептивно-когнитивная методика (S–тест) предназначалась для исследвоания способности мышления к оперированию пространственными образами, темпа мыслительных операций;

7) методика «Компасы» предназначена для исследования мышления, способности оперирования пространственными представлениями и сообразительности оператора;

8) методика «Узоры» (тест на способность к образным представлениям) предназначена для исследования образного мышления;

9) тест структуры интеллекта Амтхауэра (МИОМ) – субтест «Задание с кубиками» предназначена для исследования способности к пространственному представлению, аналитических способностей, технико-конструктивных компонентов мышления;

10) методика «Фигуры» предназначена для исследования памяти;

11) методика «Припоминание порядкового номера числа» комбинированная многофакторная методика, предназначенная для определения объема кратковременной (оперативной) памяти, способности к удержанию, дифференцированной переработке и эффективному использованию в деятельности нескольких оперативных единиц информации.

Все участвующие в экспериментах операторы УВД были разделены на две группы. В первую группу (15 человек) вошли операторы УВД, только что закончившие учебу, без опыта работы, возраст 22…23 года, вторую группу (11 человек) составляли опытные операторы УВД со стажем работы 8…10 лет, имеющие квалификацию специалиста 1 класса, возраст 31…37 лет.

Результаты исследований (результирующие оценки по каждой методике) представлены на рисунке.

_

Рисунок. Показатели уровня развития профессионально важных качеств операторов УВД (в стенах)

Как следует из рисунка, по большинству методик (9 из 11) характеристики заметно (разность между группами превышала 1 стен) отличаются в обеих группах (стен ‑ от англ. standart ten ‑ нормированная и центрированная оценка, получаемая путем стандартизации психофизиологических показателей в результате перевода исходных тестовых оценок в 10-бальную равноинтервальную шкалу долей стандартного отклонения со средним арифметическим 5,5 балла).

Оценка полученных данных даже в тех методиках, результаты которых укладывались в одну градацию, например, по методике «Пространственная экстраполяция», позволила отметить достоверно более высокие средние показатели по критериям «скорость принятия решения» и «эффективная дальность» у обследуемых 1 класса, чем у обследуемых без опыта. Это означало, что более опытные обследуемые могли быстрее оценивать окружающую обстановку и принимать важные решения в стрессовых ситуациях, прогнозировать дальнейший ход событий.

При анализе показателей полученных в результате использования готовности к экстренному действию выявлено, что группа обследуемых операторов УВД 1 класса, по всем критериям методики («эффективность», «скорость реакции», «точность», «стабильность») показали результат выше среднего. При этом обследуемые без опыта работы по первым трем критериям показали средний результат, а по критерию «скорость реакции» результат был получен ниже среднего. Следовательно, со временем и приобретением опыта и навыков работы, у операторов УВД вырабатывается устойчивость и умение действовать безошибочно в экстремальных ситуациях, способность принимать эффективные решения в максимально сжатые сроки.

Результаты, полученные при диагностики мышления показали, что у операторов УВД, имеющих 1 класс подготовки, отмечалась более высокая скорость переработки полученной информации, лучше развита способность к абстрактно-логическому мышлению, на что указывают большие значения стенов по критериям «точность», «скорость», «стабильность».

Анализ результатов исследования способности оперирования пространственными представлениями показал, что операторы УВД, имеющие опыт работы, намного лучше справляются с заданиями, требующими оперирования пространственными представлениями.

Следовательно, на основании полученных данных можно заключить, что у операторов УВД, имеющих опыт работы и более высокую профессиональную квалификацию, достоверно выше уровень развития большинства профессионально-важных качеств, таких как собранность, высокая скорость восприятия и переработки получаемой информации, способность принимать решения в стрессовых ситуациях в максимально сжатые сроки, ответственность, высокий интеллект.

Вместе с тем анализ результатов исследований показал что ряд профессионально важных качеств не связан с опытом работы операторов УВД, а именно, оценки избирательности внимания по критериям «эффективность», «скорость реакции», «стабильность» и памяти по критериям «точность», «скорость», стабильность» способность работать, не отвлекаясь на внешние посторонние раздражители, так как их уровень развития не имеет различий между группами испытуемых.

Полученные данные позволили определить набор из 9 методик для изучения возможности их использования для тренировки в лабораторных условиях тех профессионально важных качеств, уровень развития которых возрастает по мере повышения профессионализма операторов УВД.

С целью изучения возможности целенаправленного совершенствования профессионально важных качеств у операторов УВД без опыта работы во время прохождения ими планового цикла обучения были проведены тренировки по соответствующим тестовым методикам. Каждый оператор УВД ежедневно, в течение 10 учебных дней выполнил 10 тренировок по каждой из методик, влияющей на определенное профессионально важное качество.

Установлено, что после проведения цикла тренировок отмечена тенденция к увеличению значений стенов по многим показателям. По ряду же показателей, таких как скорость реакции («Готовность к экстренному действию»), распределяемость, пропускная способность, частотная характеристика, точность слежения («Распределение»), точность, скорость реакции («Припоминание порядкового номера числа»), уровень профессионально важных качеств заметно повышается, что свидетельствует о возможности тренируемости основных профессионально важных качеств операторов УВД.

Заключение

Результаты исследований свидетельствуют, что опытные операторы УВД характеризуются более высокой выраженностью профессионально важных и психофизиологических качеств, а именно, хорошей оперативной памятью, высокой способностью пространственных представлений и пространственно-временной экстраполяции, умением правильно распределять ресурсы между различными задачами и высокими возможностями в переработке разнородной зрительной информации. Были определены профессионально важные качества операторов УВД, уровень которых заметно повышался в результате специальных тренировок. Показана возможность развития и совершенствования у операторов УВД во время прохождения ими плановой программы обучения указанных профессионально важных качеств путем проведения цикла тренировок по предложенным методикам с использованием штатного автоматизированного рабочего места специалиста профессионального отбора.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.