Статья 'К вопросу о понятии и характеристиках многоконтурного земельного участка сельскохозяйственного назначения' - журнал 'Сельское хозяйство' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакционный совет > Редакция > AGRIS
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Сельское хозяйство
Правильная ссылка на статью:

К вопросу о понятии и характеристиках многоконтурного земельного участка сельскохозяйственного назначения

Мельников Николай Николаевич

доктор юридических наук

Ведущий научный сотрудник сектора экологического, земельного и аграрного права, Институт государства и права РАН

119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10

Mel'nikov Nikolai Nikolaevich

Doctor of Law

Chief Researcher of the Department of Environmental, Land and Agricultural Law of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences

119019, Russia, g. Moscow, ul. Znamenka, 10

rurcredit@yandex.ru

DOI:

10.7256/2453-8809.2020.2.33843

Дата направления статьи в редакцию:

03-09-2020


Дата публикации:

10-09-2020


Аннотация: Особое внимание в статье уделено понятию, характеристикам и специфике многоконтурных земельных участков сельскохозяйственного назначения. В правоприменительной практике многоконтурный земельный участок выступает объектом земельных отношений, при этом нормативная база РФ характеризуется существенными пробелами в регулировании режима данного участка. В частности, Земельный кодекс РФ и другие положения действующего законодательства не содержат норм о понятии многоконтурного участка, порядке его образования и правовом режиме. Особенности режима многоконтурных сельскохозяйственных земельных участков также характеризуются неполнотой правового регулирования. Пробельностью характеризуется вопрос о допустимости пересечение границ многоконтурного земельного участка с границами населенных пунктов и (или) муниципальных образований, что может привести к размещению частей многоконтурного участка в составе разных категорий земель и в свою очередь свидетельствует о существовании проблемы отнесения многоконтурного земельного участка к землям нескольких категорий.   В статье анализируются ряд дискуссионных вопросов, в том числе о многоконтурном участке как объекте прав и экономической потребности образования таких земельных участков в отсутствие законодательно установленных критериев. Практике известны примеры отождествления части многоконтурного участка с обычным земельным участком, что затрудняет разграничение указанных объектов. Актуальным представляется вопрос о целесообразности образования многоконтурных участков и внесения изменений в ЗК РФ и дополнения норм Кодекса положениями и соответствующем виде земельного участка. По результатам исследования сделан вывод о том, что недопустимости принадлежности отдельных частей многоконтурного земельного участка сельскохозяйственного назначения к различным категориям земель.


Ключевые слова:

земельный участок, контур, многоконтурный земельный участок, единое землепользование, часть земельного участка, сельское хозяйство, землепользование, судебная практика, земельные отношения, земельное законодательство

Abstract: Special attention is paid to the concept, characteristics and specificity of multi-boundary agricultural land plots. In law enforcement practice, a multi-boundary land plot is an object of land relations, while the regulatory framework of the Russian Federation is characterized by significant gaps in regulating the regime of this plot. In particular, the Land code of the Russian Federation and other provisions of current legislation do not contain rules on the concept of a multi-boundary plot, the procedure for its formation and the legal regime. Features of the regime of multi-boundary agricultural land plots are also characterized by incomplete legal regulation.The problem of permissibility of border crossing of multi-boundary land plots and populated areas and (or) municipal formations is also characterized by lacunae which may lead to the placement of parts of a multi-boundary plot within various categories of lands. The article analyzes a number of controversial issues, including the multi-boundary plot as an object of rights and the economic need for the formation of such land plots in the absence of legally established criteria. In practice, there are examples of identifying a part of a multi-boundary plot with an ordinary land plot, which makes it difficult to distinguish these objects. In the author’s opinion, the question of multi-boundary land plots formation reasonability and the necessity to change and amend the Land Code of Russia with the corresponding provisions, is a topical question. The author arrives at the conclusion that it should not be acceptable if parts of multi-boundary agricultural lands come under various categories of lands.   


Keywords:

land plot, contour, multi-contour land plot, single land use, part of the land plot, agriculture, land use, judicial practice, land relations, land legislation

Анализ судебной практики показывает, что многоконтурные земельные участки сельскохозяйственного назначения активно формируются и вовлекаются в оборот, несмотря на отсутствие в законодательстве норм о понятии такого участка, порядке его образования и правовом режиме. В качестве примера можно привести материалы дела (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 июня 2019 г. N 19АП-2347/19), из которого следует, что в счет выдела 133,5 земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения был образован многоконтурный земельный участок, состоящего из 11 контуров.

Актуальность исследования многоконтурного участка как объекта земельных отношений также подтверждается тем, что по мнению некоторых авторов, фонд перераспределения, образуемый из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии со ст. 80 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ), в целях расширения сельскохозяйственного производства, преимущественно сформирован за счет многоконтурных земельных участков, не вовлеченные в приватизацию 1993-1994 гг., находящихся в распоряжении органов местного самоуправления [1].

Экономическое обоснование необходимости образования многоконтурных сельскохозяйственных земельных участков может обосновываться тем, что земли сельскохозяйственного назначения часто представлены отдельными разрозненными частями (полями), в отношении которых по причине излишней дороговизны не целесообразно нести расходы, связанные с проведением кадастрового учета и уплатой государственной пошлины [2]. Данную точку зрения следует дополнить и указать на необходимость разработки оснований и условий формирования многоконтурных земельных участков, позволяющих объединить в один участок фактически разрозненные участки, которые могут выступать самостоятельными объектами оборота. При отсутствии надлежащего обоснования и законодательно установленных критериев существует риск массового образования многоконтурных участков в составе земель различного назначения, состоящих из значительного числа участков (контуров), что представляется недопустимым.

Определение многоконтурного земельного участка можно найти в подзаконных актах, например, п. 89 приказа Министерства экономического развития РФ от 8 декабря 2015 г. N 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» // www.pravo.gov.ru 25.01.2016.), согласно которому многоконтурный земельный участок – это участок, состоящий из совокупности контуров (частей), отделенных друг от друга иными земельными участками или землями. В действующем законодательстве нечетко вопрос о возможности образования в настоящее время многоконтурных земельных участков. В письме Министерства экономического развития РФ от 22 декабря 2009 г. N 22409-ИМ/Д23 «Особенности подготовки документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета многоконтурных земельных участков, осуществления такого учета и предоставления сведений государственного кадастра недвижимости о многоконтурных земельных участках» (журнал «Кадастр недвижимости». 2010. № 3). со ссылкой на нормы ЗК РФ указывается, что объединение отдельных земельных участков в один участок допустимо применительно к участкам со смежными (общими) границами. В то же время правомерным является образование многоконтурных земельных участков посредством объединения уже существующих многоконтурных участков, которые также могут выступать источниками образования новых земельных участков и многоконтурных участков в соответствии с требования земельного законодательства.

Заслуживает внимания вопрос о режиме частей (контуров) многоконтурного земельного участка. В литературе справедливо обращалось внимание на необходимость внимательного изучения содержания договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, в части определения предмет аренды, а именно является ли объектом договора земельный участок или отдельный контур (например, поле) многоконтурного участка [3]. В отличие от «обычного» земельного участка части (контуры) многоконтурного участка не имеют смежных границ и представлены как несколькими разделенными между собою частями, так и контурами с вкраплениями.

Части в составе «обычного» земельного участка могут образовываться для различных целей, в том числе для передачи в аренду, при установлении сервитута или охранной зоны, что влечет появление наряду с собственником участка правообладателя части участка (например, арендатора), обладающего с собственником участка взаимными правами и обязанностями. В границах многоконтурного участка возможно выделение для указанных целей частей участка и в пределах одного контура, т.е. части контура. Сервитут или охранная зона, устанавливаемые в отношении многоконтурного земельного участка, не взаимосвязаны с отдельными контурами или частями контуров участка. Режим охранной зоны распространяется на контуры или части контуров многоконтурного земельного участка, что влечет установление запретов на определенные виды хозяйственной деятельности в соответствии с нормами об ограничениях прав на землю (ст. 56 ЗК РФ).

Разновидностями частей земельных участков являются их улучшения, а именно почвенные, рекультивационные слои, земляные насыпи и т.д. Как в обычном, так и многоконтурном земельном участке улучшения участка являются его приращениями.

Отдельная часть многоконтурного земельного участка может иметь границы и быть поставлена на кадастровый учет, вместе с тем, недопустимым является кадастровый учет отдельного контура без установления границ всего многоконтурного земельного участка, о чем справедливо подчеркивалось в судебной практике (определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 7 октября 2015 г. N 305-КГ15-7535).

Предлагается обратить внимание на положения письма Министерства экономического развития РФ от 22 декабря 2009 г. N 22409-ИМ/Д23, где указывается, что часть многоконтурного земельного участка может быть представлена как рамками одного контура, так и нескольких контуров, но в последнем случае часть многоконтурного участка должна формироваться из частей контуров, с границей нескольких контуров. Следует добавить, что в этом случае в составе многоконтурного земельного участка образуется его многоконтурная часть.

В связи с тем, что части (контуры) многоконтурного земельного участка не имеют между собой общих характерных точек и отделены друг от друга иными участками или землями, актуальным представляется вопрос о допустимости пересечения границ многоконтурного участка и границ муниципальных образований и (или) населенных пунктов. По общему правилу, согласно ст. 11.9, 83 ЗК РФ такое пересечение является недопустимым. Следует обратить внимание на то, что в земельном законодательстве отсутствует определение многоконтурного земельного участка, а также не урегулировано содержания понятия «пересечение границ» применительно к границам муниципальных образований и многоконтурных участков. Вместе с тем, исследуемый вопрос о пересечение границ урегулирован ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (СЗ РФ. 2015. N 29 (ч. I). Ст. 4344), которая определяет указанное пересечение как расположение за границами муниципальных образований и (или) населенных пунктов хотя бы одного из контуров границ многоконтурного участка, что правомерно по смыслу норм данного Закона. Эта норма свидетельствует о том, что части многоконтурного участка могут находиться в границах различных категорий земель, например земель населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения, промышленности и иных категорий. Такой подход противоречит нормам земельного законодательства о правовом режиме земель, но следует признать, что в некоторых случаях он допустим, в частности при размещении линейных объектов. Так, расположение контуров многоконтурного участка, на которых располагаются опоры линий электропередач, одновременно на землях промышленности и сельскохозяйственного назначения согласно действующему законодательству и судебной практике не приводит к нарушению норм о целевом назначении сельскохозяйственных земель, поскольку размещение линейного объекта на земельном участке предполагает лишь возникновение ряда публичных ограничений, связанных с землепользованием, но само по себе не препятствует использованию участка в соответствии с определенной категорией земель и видом разрешенного использования. Исследуемое положение ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ нуждается в доработке, и в текущей редакции может рассматриваться лишь как исключение из действующих правил образования земельных участков; его распространение на земли сельскохозяйственного назначения представляется недопустимым, как и размещение отдельных контуров многоконтурного участка одновременно как на сельскохозяйственных землях, таки и землях промышленности или населенных пунктов. Принадлежность многоконтурного земельного участка сельскохозяйственного назначения, а равно и его отнесение к различным категориям земель противоречит нормам земельного законодательства о правовом режиме земель и не согласуется с принципом деления земель по целевому назначению на категории, предусматривающему определение правового режима в соответствии с категорией и разрешенным использованием согласно нормам о зонировании территорий и требованиям законодательства.

Библиография
1.
2.
3.
References
1.
2.
3.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Представленная на рецензирование научная статья «К вопросу о понятии и характеристиках многоконтурного земельного участка сельскохозяйственного назначения» подготовлена на актуальную тему, релевантную специализации журнала «Сельское хозяйство», поскольку образование многоконтурных земельных участков допускается некоторыми нормативными актами, тогда как основания и условия формирования таких участков не в полной мере разработаны в доктрине и не урегулированы действующим законодательством. Именно в отношении земель сельскохозяйственного назначения формирование многоконтурных участков представляется оправданным (например, в отношении малых по площади и разрозненных контуров, участков с вкраплениями, которые не могут экономически эффективно использоваться отдельно друг от друга), в то же время, их участие в имущественном обороте требует правовой определенности. Указанные обстоятельства подчеркивают актуальность и своевременность научной дискуссии по исследуемой проблематике.
Наименование статьи отражает ее основное содержательное наполнение. Предметом исследования, исходя из наименования и содержания, являются нормативные правовые акты, а также доктринальные источники, позволяющие выделить понятие многоконтурного земельного участка сельскохозяйственного назначения и дать таковому последовательную и максимально возможно полную характеристику. Методология исследования, с учетом обозначенного предмета, предполагает использование комплекса общенаучных и частно-научных (включая специально-юридические) методов – формально-юридический, системный, комбинация которых должна была позволить автору выявить предпосылки определения правового режима многоконтурного земельного участка сельскохозяйственного назначения в отечественном законодательстве. Несмотря на то, что автор не обозначает цели исследования, его предмета, методологии и вспомогательных исследовательских задач непосредственно в тексте работы, на качество изложения материала это существенным образом не влияет, так как рассматриваемая частная проблема очевидна, а само исследование носит ярко выраженную прикладную направленность.
Стиль изложения произведения в целом научный, материал статьи структурирован и представляет собой последовательное изложение научной проблемы (как ее видит автор), включая авторский анализ нормативных источников, позволяющих сформулировать определение многоконтурного земельного участка, исследование правового режима частей (контуров) такового, особенностей установления сервитутов или охранных зон в отношении многоконтурного земельного участка, специфики правовой регламентации улучшений таких объектов собственности. Особый интерес представляет исследование отдельно взятой проблемы, связанной с допущением пересечения границ многоконтурного участка и границ муниципальных образований и (или) населенных пунктов. Здесь критически оцениваются противоречащие нормы ст. 11.9, 83 ЗК РФ и ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», обращается внимание на несоответствие общих нормативных положений о многоконтурном земельном участке особенностям правового режима земель сельскохозяйственного назначения.
В произведении слабо представлена апелляция к оппонентам, а библиография насчитывает всего 3 доктринальных источника. Подобный подход можно объяснить узконаправленным характером центральной научной проблемы, вместе с тем, в любом случае некорректным представляется приведение полных библиографических описаний анализируемых нормативных правовых актов непосредственно в тексте статьи. При принятии решения об опубликовании представленного материала библиография должна быть приведена в соответствие с требованиями издательства.
К сожалению, итоговые выводы по результатам исследования не формулируются, по существу рецензируемый текст обрывается на пике критического анализа нормативных источников. Так, автор резюмирует, что «исследуемое положение ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ нуждается в доработке, и в текущей редакции может рассматриваться лишь как исключение из действующих правил образования земельных участков….. Принадлежность многоконтурного земельного участка сельскохозяйственного назначения, а равно и его отнесение к различным категориям земель противоречит нормам земельного законодательства о правовом режиме земель и не согласуется с принципом деления земель по целевому назначению на категории, предусматривающему определение правового режима в соответствии с категорией и разрешенным использованием согласно нормам о зонировании территорий и требованиям законодательства». Однако заявленное понятие многоконтурного земельного участка сельскохозяйственного назначения по результатам исследования не предлагается, а его характеристики «растворены» по тексту работы, не обобщены и не структурированы, что можно считать наиболее существенным упущением, снижающим интерес читательской аудитории и препятствующим принятию положительного решения по итогам рецензирования.
В целом представленный материал является самостоятельным научным исследованием, обладающим, несмотря на достаточно узкую научную проблематику, некоторой степенью научной новизны, и может вызвать интерес у читательской аудитории журнала в контексте обсуждения и дальнейшего изучения проблем правового режима многоконтурных земельных участков и земель сельскохозяйственного назначения в целом.
Для принятия решения о публикации желательно осуществить доработку представленного произведения. Рекомендации по доработке: 1) сформулировать выводы и рекомендации по результатам исследования согласно заявленному наименованию (как минимум, определить понятие многоконтурного земельного участка сельскохозяйственного назначения, структурировать его характеристики, по возможности дать предложения по совершенствованию действующего законодательства в контексте выявленных противоречий; 2) скорректировать библиографию согласно требованиям издательства, исключить полные библиографические описания источников из основного текста статьи.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.