Статья 'Мотив пути в древнеегипетской культуре: культурно-исторический и психологический аспекты' - журнал 'Психология и Психотехника' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Мотив пути в древнеегипетской культуре: культурно-исторический и психологический аспекты

Шеркова Татьяна Алексеевна

кандидат исторических наук

старший научный сотрудник, Центр египтологических исследований РАН

119049, Россия, г. Москва, ул. Ленинский Проспект, 29, строение 8, оф. Центр египтологических исследований РАН

Sherkova Tat'yana Alekseevna

PhD in History

senior research officer at Center for Egyptological Studies of the Russian Academy of Sciences

119049, Russia, g. Moscow, ul. Leninskii Prospekt, 29, stroenie 8, of. Tsentr egiptologicheskikh issledovanii RAN

sherkova@inbox.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0722.2015.4.14884

Дата направления статьи в редакцию:

02-04-2015


Дата публикации:

26-05-2015


Аннотация: Предметом исследования архетипа пути в древнеегипетской мифологии и ритуальной практике в сопоставлении с идеями и образами бессознательного в целостной психике современного человека в Юнгианской комплексной психологии. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как мифологические представления о круговом вращении солярного бога-творца как пути бога, отраженном в планировке храма-пути. Эта мифологема отразилась в инициации умершего, идущего по божественным путям через преисподнюю. Его проводником считался бог познания Тот. Магическими заклинаниями он нейтрализовал демонов страны мертвых. Этот путь приводил душу покойного в небесный божественный мир вечной жизни. Эти мифологические представления сопоставляются с такими ключевыми понятиями в комплексной психологии как либидо, внутренний человек, архетипами Самости, Мудрого старца и др. Исследование основано на сравнительно-сопоставительном методе в аспекте научного синтеза в области изучения мифологического сознания и комплексной психологии. Основными выводами проведенного анализа являются: мифологическое сознание основополагалось на изоморфизме материально-чувственного и духовно-психического в представлениях о картине мира и роли в ней человека. Мотив пути в древнеегипетских представлениях, рассмотренный в аспекте единства мифа о солярном боге-творце и инициации в погребальном обряде, «перебрасывает мост» к философско- психологической идее К. Г. Юнга о борьбе противоположностей и снятии конфликтов благодаря связующему символу в единой целостности – Самости. Особым вкладом автора в исследование темы является обстоятельное рассмотрение архетипа пути в сопоставительном историко-психологическом анализе. Новизна исследования заключается в том, что впервые в сравнительной мифологии раскрываются глубинные основы ключевого мотива пути личности, что возможно только на основе комплексной психологии К.Г. Юнга. Данное исследование может найти практическое применение при чтении лекций и в практической работе, в психотехнике.


Ключевые слова:

солнечный бог-творец, инициация, бессознательное, самость, храм-путь, либидо, душа, дух, проводник, внутренний человек

Abstract: In the present research the motif of the road in ancient egyptian mythology and ritual practice is compared with the ideas and images of the unconscious developed within the framework of the integral personality in the analytical psychology of Carl Gustav Jung. Studying mythological conceptions of the eternal gyre of the Sun God – the supreme Creator – the author finds out that these mythological beliefs were reflected in the architecture of the motif of the road. This mythologeme also occurs in the initiation of the deceased walking along divine ways through the netherworld. Thoth – the God of knowledge and scholarship – was considered to be the guide of the dead. He could manage demons of the other world with the help of magic spells. Following these ways the soul of the deceased was brought to the divine celestial world of the eternal life. The discussed mythological beliefs are also compared with such fundamental concepts of the analytical psychology as libido, the inward man, the archetypes of what Jung has called in German – Selbst (Self), the wise man, etc. The research work is based on the comparative method in terms of scientific synthesis aplied in the area of mythological consciousness and analytical psychology. The main conclusions are the following: The mythological consciousness was based on the similarity between the material-sensual and the spiritual-psychical in the beliefs about the picture of the world and the role of man in it. The motif of the road in the ancient egyptian mythological conceptions was studied in terms of unity between the myth of the Sun God – Creator and initiation in the burial custom. In the course of research the author of the article 'built the bridge' to the philosophical-psychological idea of Carl Gustav Jung concerning the conflict of opposites and elimination of conflicts by means of what he has called Selbst in German – the symbol of uniform integrity. The main contribution to the theme is the detailed comparative historical and psychological analysis of the archetype of the road. It is for the first time in the academic literature of the comparative mythology that the deep-laid origins of the individual's motif of the road are studied on the basis of the analytical psychology founded by Carl Gustav Jung. This work can be applied in the course of lectures and in the practical work in psychotechnics.


Keywords:

sun god - creator, initianion, the unconscious, Selbst, the temple-road, libido, soul, spirit, guide, inward man

Библиография
1. Элиаде М. Священное и мирское. М.: «Московский университет», 1994.
2. Юнг К. Г. Символы трансформации. М.: «АСТ», 2009.
3. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Минск: «Харвест».
4. Юнг К.Г. Об энергетике души. М.: «Академический Проект», 2008.
5. Ассман Я. Египет. Теология и благочестие ранней цивилизации. М.: «Присцельс», 1999. В этой книге автор, изучая письменные источники, обосновал гипотезу «близости к богу» (как пространство действия и смысловой горизонт) и установил три измерения: культовый, космический и мифологический.
6. Меекс Д., Фавар-Меекс К. Повседневная жизнь египетских богов. М.: «Молодая гвардия. ПАЛИМПСЕСТ», 2008.
7. Pinch G. Magic in Ancient Egypt. Lond.: British Museum Press, 1994.
8. Юнг К. Г. Психологические типы. Минск.: «Харвест», 2003.
9. Франс М.–Л. фон. Проекции и возврашение проекций в юнгианской психологии. М.: серия «Суверенное Юнгианство», 2011.
10. Юнг. К. Г. Структура психики и архетипы. М: «Академический проект», 2013.
11. Франц М.-Л фон. Процесс индивидуации// К. Г. Юнг. Человек и его символы. М.: «АСТ», 1998.
12. Faulkner R. O. A Concise Dictionary of Middle Egyptian. Lond.: «Griffith Institute Oxford», 2002.
13. Кассирер Э. Философия символических форм. М.–Спб: «Университетская книга», 2002. Т.2.
14. Лотман Ю. М. Семиосфера. Культура и взрыв внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки. Спб: «Искусство – СПБ», 2004.
15. Поэзия Древнего Египта // Поэзия и проза Древнего Востока. М: «Художественная литература», 1973.
16. Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Минск: «Харвест», 2003.
17. Топоров В. Н. Мифология. Статьи для мифологических энциклопедий. Т. 2. М.: «Языки славянской культуры», 2014.
18. Lichtheim M. Ancient Egyptian Literature. Vol. I. Berkeley, Los Angeles, London: «University of California Press», 1975.
19. Тураев Б. А. Бог Тот. Спб.: «Летний сад», 2002. С. 51.
20. Кеес Г. Заупокойные верования древних египтян. Спб.: «Журнал Нева», 2005. С.462.
21. Юнг К. Г. Психологический комментарий к «Бардо Тходол». – К. Г. Юнг. О психологии восточных религий и философий. Составитель В. Бакусев. М.: «Медиум», 1994. С. 26-35.
22. Линч Э. Культура и коммуникация. Логика взаимосвязи символов. М.: «Восточная литература», 2001.
23. Франц фон М.–Л. Космогонические мифы. М.: серия «Суверенное Юнгианство», 2012.
24. Юнг К. Г. Комментарий к «Тайне Золотого Цветка» // К. Г. Юнг. О психологии восточных религий и философий. Составитель В. Бакусев. М.: «Медиум», 1994. C. 57-69.
25. Франц фон М.–Л. Проекции и возвращение проекций в Юнгианской психологии. М.: серия «Суверенное Юнгианство», 2011.
26. Юнг К. Г. Дух Меркурия. М.: «КАНОН», 1996.
27. Юнг К. Г. Психология и алхимия. М. «Рафл–бук Ваклер», 2003.
28. Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: «Наука», 1983.
29. Стайн М. Когда полжизни прожито… Юнгианский взгляд. М.: «Независимая фирма Класс», 2009. С. 118–119.
30. Топоров В. Н. О ритуале. Введение в проблематику. // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988. С.7-60.
31. Из устного сообщения египтолога М. Ю. Лаврентьевой, автора книги «Рамессейский Драматический папирус: перевод и комментарий (готовится к печати).
References
1. Eliade M. Svyashchennoe i mirskoe. M.: «Moskovskii universitet», 1994.
2. Yung K. G. Simvoly transformatsii. M.: «AST», 2009.
3. Yung K.G. Dusha i mif. Shest' arkhetipov. Minsk: «Kharvest».
4. Yung K.G. Ob energetike dushi. M.: «Akademicheskii Proekt», 2008.
5. Assman Ya. Egipet. Teologiya i blagochestie rannei tsivilizatsii. M.: «Pristsel's», 1999. V etoi knige avtor, izuchaya pis'mennye istochniki, obosnoval gipotezu «blizosti k bogu» (kak prostranstvo deistviya i smyslovoi gorizont) i ustanovil tri izmereniya: kul'tovyi, kosmicheskii i mifologicheskii.
6. Meeks D., Favar-Meeks K. Povsednevnaya zhizn' egipetskikh bogov. M.: «Molodaya gvardiya. PALIMPSEST», 2008.
7. Pinch G. Magic in Ancient Egypt. Lond.: British Museum Press, 1994.
8. Yung K. G. Psikhologicheskie tipy. Minsk.: «Kharvest», 2003.
9. Frans M.–L. fon. Proektsii i vozvrashenie proektsii v yungianskoi psikhologii. M.: seriya «Suverennoe Yungianstvo», 2011.
10. Yung. K. G. Struktura psikhiki i arkhetipy. M: «Akademicheskii proekt», 2013.
11. Frants M.-L fon. Protsess individuatsii// K. G. Yung. Chelovek i ego simvoly. M.: «AST», 1998.
12. Faulkner R. O. A Concise Dictionary of Middle Egyptian. Lond.: «Griffith Institute Oxford», 2002.
13. Kassirer E. Filosofiya simvolicheskikh form. M.–Spb: «Universitetskaya kniga», 2002. T.2.
14. Lotman Yu. M. Semiosfera. Kul'tura i vzryv vnutri myslyashchikh mirov. Stat'i. Issledovaniya. Zametki. Spb: «Iskusstvo – SPB», 2004.
15. Poeziya Drevnego Egipta // Poeziya i proza Drevnego Vostoka. M: «Khudozhestvennaya literatura», 1973.
16. Yung K. G. Vospominaniya, snovideniya, razmyshleniya. Minsk: «Kharvest», 2003.
17. Toporov V. N. Mifologiya. Stat'i dlya mifologicheskikh entsiklopedii. T. 2. M.: «Yazyki slavyanskoi kul'tury», 2014.
18. Lichtheim M. Ancient Egyptian Literature. Vol. I. Berkeley, Los Angeles, London: «University of California Press», 1975.
19. Turaev B. A. Bog Tot. Spb.: «Letnii sad», 2002. S. 51.
20. Kees G. Zaupokoinye verovaniya drevnikh egiptyan. Spb.: «Zhurnal Neva», 2005. S.462.
21. Yung K. G. Psikhologicheskii kommentarii k «Bardo Tkhodol». – K. G. Yung. O psikhologii vostochnykh religii i filosofii. Sostavitel' V. Bakusev. M.: «Medium», 1994. S. 26-35.
22. Linch E. Kul'tura i kommunikatsiya. Logika vzaimosvyazi simvolov. M.: «Vostochnaya literatura», 2001.
23. Frants fon M.–L. Kosmogonicheskie mify. M.: seriya «Suverennoe Yungianstvo», 2012.
24. Yung K. G. Kommentarii k «Taine Zolotogo Tsvetka» // K. G. Yung. O psikhologii vostochnykh religii i filosofii. Sostavitel' V. Bakusev. M.: «Medium», 1994. C. 57-69.
25. Frants fon M.–L. Proektsii i vozvrashchenie proektsii v Yungianskoi psikhologii. M.: seriya «Suverennoe Yungianstvo», 2011.
26. Yung K. G. Dukh Merkuriya. M.: «KANON», 1996.
27. Yung K. G. Psikhologiya i alkhimiya. M. «Rafl–buk Vakler», 2003.
28. Terner V. Simvol i ritual. M.: «Nauka», 1983.
29. Stain M. Kogda polzhizni prozhito… Yungianskii vzglyad. M.: «Nezavisimaya firma Klass», 2009. S. 118–119.
30. Toporov V. N. O rituale. Vvedenie v problematiku. // Arkhaicheskii ritual v fol'klornykh i ranneliteraturnykh pamyatnikakh. M., 1988. S.7-60.
31. Iz ustnogo soobshcheniya egiptologa M. Yu. Lavrent'evoi, avtora knigi «Ramesseiskii Dramaticheskii papirus: perevod i kommentarii (gotovitsya k pechati).
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.