Психолог - рубрика Актуальный вопрос
по

 

 

Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Рубрика "Актуальный вопрос"
Актуальный вопрос
Эльзессер А.С., Капустина Т.В. - Проблема диагностических возможностей психологических методик: современное состояние c. 1-9

DOI:
10.25136/2409-8701.2019.3.30013

Аннотация: Предмет статьи - диагностические возможности психологических методик. Данный термин, несмотря на частое употребление, не имеет четкой структуры и принимает различные значения от статьи к статье. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как применение термина «диагностические возможности» в отечественных эмпирических исследованиях; структура понятия «диагностические возможности» психологических методик; современное состояние проблемы широкого задействования ненадежных психодиагностических методик в практической деятельности психолога, причины данной проблемы и способы её преодоления. Произведен теоретический анализ применения термина «диагностические возможности» в последних отечественных эмпирических исследованиях. Рассмотрены объективные причины распространения ненадежных психодиагностических методик. Основные выводы исследования включают следующие положения. 1) В научном психологическом познании наблюдается диалектика теории и практики: границы «диагностических возможностей» определяет заложенная в психодиагностическую методику теоретическая модель психического феномена, которая, в свою очередь, выстраивается на основе актуальных эмпирических данных. 2) В структуру понятия «диагностические возможности» входят: «измеряемые» эффекты и диагностические признаки; применимость для выборки и задач; наличие эталонных образцов для интерпретации; надежность, обоснованность, валидность. Понятие «диагностические возможности» тождественно понятию «психометрические свойства». 3) Объективные причины широкого распространения ненадежных методик: использование устаревших методик; доступность методик; использование методик специалистами непсихологических направлений; механическое использование интерпретатора методики специалистами-психологами. 4) Намечены пути преодоления данной проблемы: привлечение студентов к психодиагностическим исследованиям кафедр; выработка профессиональным сообществом психодиагностов механизма распространения методик; размещение предупреждений о возможном вреде самодиагностики онлайн, повышение доступности онлайн-консультаций; приращение понимания методологических оснований психодиагностического исследования у специалистов-психологов.
Плавинская Ю.Б. - Забытые имена юридической психологии: Эрих Вульфен (1862-1936) c. 1-8

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.1.31873

Аннотация: Предметом исследования являются жизненный путь и научное наследие Эриха Вульфена (Erich Wulffen,1862-1936) – одного из крупнейших представителей немецкой юридической психологии конца XIX – начала XX века. К сожалению, его работы малоизвестны в нашей стране. Поэтому целью проведенного исследования было восполнение информационных пробелов о процессе становления и развития юридической психологии в Германии, рассмотрение истории этой отрасли научного знания через призму личной биографии и научного вклада разносторонне одаренного немецкого ученого, труды которого оказали значительное влияние на развитие западноевропейской юридической психологии. Методы исследования: Историко-функциональный метод; сравнительно-исторический метод; метод систематизации психологических идей исследуемого автора; метод ретроспективной реконструкции процесса развития научных идей ученого; биографический метод, позволяющий увидеть личный вклад ученого в оформление юридической психологии как науки. На основе проведенного исследования проведено комплексное изучение научного наследия Эриха Вульфена (Erich Wulffen,1862-1936) – ученого, оказавшего значительное влияние на становление и развитие юридической психологии в Германии. В научный оборот вводятся новые данные, позволяющие проанализировать логику и динамику развития его психологических воззрений, выявить наиболее значимые идеи Э. Вульфена, не утратившие своей актуальности и в настоящее время.
Кубышкина М.Л., Казакова Е.В., Гашева А.А. - Субъектная позиция в отношении здоровья у мужчин и женщин зрелого возраста c. 1-14

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.2.32546

Аннотация: Предметом настоящего исследования стала субъектная позиция в отношении своего здоровья у мужчин и женщин зрелого возраста. Была выявлена структура субъектной позиции в отношении здоровья у мужчин и женщин, описаны её общие черты (поведенческая активность, направленная на поддержание здоровья; признание здоровья важным ресурсом для достижения жизненных целей; понимание необходимости здорового образа жизни) и черты, специфичные для мужчин (отношение к здоровью как ценности) и женщин (осведомлённость о своём здоровье). Целью стало изучение взаимосвязи субъектных качеств личности и характеристик субъектной позиции в отношении своего здоровья у мужчин и женщин зрелого возраста, выявление гендерной специфики субъектности в сфере здоровья. В исследовании приняли участие 164 человека в возрасте от 22 до 58 лет (80 мужчин и 84 женщины), выборка выровнена по полу, возрасту и уровню образования. Методом корреляционного анализа выявлены субъектные качества личности, поддерживающие активную позицию в отношении здоровья, как общие для мужчин и женщин (автономность, самоценность, креативность, настойчивость, удовлетворённость жизнью, общая интернальность и интернальность в области достижений), так и гендерно специфичные. У женщин в систему субъектности в сфере здоровья дополнительно включены интернальность в области профессии и семьи, у мужчин - активность, опосредствованность и интернальность в сфере здоровья. Учитывая, что проблема человека как субъекта здоровья находится на начальном этапе разработки, полученные данные будут полезны для её более глубокого осмысления и оформления задач будущих фундаментальных и прикладных исследований.
Кубышкина М.Л., Казакова Е.В., Прохорова И.Ф. - Эмоциональный опыт детства как предпосылка оптимизма и социальной активности в старческом возрасте c. 1-21

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.3.32722

Аннотация: Предметом настоящего исследования стал эмоциональный опыт детства людей старческого возраста, то есть поколения «детей войны». Ставилась цель изучения их эмоциональных переживаний, связанных с периодом военного детства, как предпосылки их жизненного оптимизма и социальной активности в старческом возрасте. Анализ основан на материалах биографических нарративов, собранных за период с 2012 по 2019 год. В составе выборки 34 мужчины в возрасте от 75 до 85 лет и 57 женщин в возрасте от 75 до 90 лет. Средством сбора данных выступил метод нестандартизированного биографического интервью. Полученные нарративы обрабатывались посредством контент-анализа (для формализации переменных «оптимизм», «пессимизм» и «социальная активность») и составления плотных структурированных описаний эмоционального опыта военного детства, которые обобщались на основе выделенных номинаций в двух контрастных группах – социально активных оптимистов и социально малоактивных пессимистов. Было выявлено, что позитивный эмоциональный опыт детей войны способствовал становлению их оптимистического мировосприятия и субъектной жизненной позиции, которые у многих сохранились до старческого возраста и проявляются в их социальной активности и сотрудничестве с окружающим миром, в то время как негативный эмоциональный опыт создал основу для утверждения пессимистического мировосприятия, ограничивающих убеждений, способствовал формированию несубъектной (инфантильной) жизненной позиции, которые в старческом возрасте проявляются в слабой социальной активности, беспомощности и претензиях к миру. Обозначены 7 содержательных характеристик позитивного и 6 негативного эмоционального опыта детства этого поколения, которые можно рассматривать как предпосылки оптимизмапессимизма и социальной активностипассивности в старческом возрасте.
Сериков Г.В. - Привлекательный внешний облик как «инструментальная ценность», его значимость в молодежной среде c. 21-31

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.6.27934

Аннотация: В статье констатируется возросшая актуальность исследований, посвященных восприятию внешнего облика человека, ставится вопрос о значимости ценности «привлекательный внешний облик» в системе ценностных ориентаций личности, анализируется ряд социально-психологических и социологических исследований ценностей и ценностных ориентаций современной молодежи, фиксируется, что в отличие от работ западных ученых, данная ценность до настоящего времени в них не рассматривалась. Приводятся результаты эмпирического исследования представлений о значимости привлекательного внешнего облика как инструментальной ценности для достижения, носящих универсальный характер, терминальных жизненных ценностей. В качестве объекта исследования выступили 140 студенток Южного федерального университета (психологи и филологи) в возрасте от 18 до 22 лет. В качестве диагностического инструментария применялся «Опросник определения значимости привлекательного внешнего облика» (авторская модификация «Методики исследования ценностных ориентаций М. Рокича»). В нем сохранились все «терминальные ценности», а в качестве единственной «инструментальной» – выступил «привлекательный внешний облик». Исследование показало, что привлекательный внешний облик в представлениях молодых женщин и девушек может быть значимым фактором достижения терминальных ценностей, причем его значимость неодинакова для разных ценностей, что позволяет выстроить их иерархию. В представлениях респондентов обладание этой характеристикой способствует, прежде всего, достижению таких ценностей, как: «уверенность в себе», «любовь», «интересная работа», «общественное признание», «здоровье», «материально обеспеченная жизнь», «продуктивная жизнь» и «счастливая семейная жизнь». Наименее значимым, обладание привлекательным внешним обликом, оказалось для достижения таких ценностей, как «счастье других», «творчество», «жизненная мудрость», «красота природы и искусства».
Султанова И.В., Орлова Т.Е. - Теоретические аспекты влияния явления «пост-правда» на когнитивную сферу личности c. 22-28

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.3.32674

Аннотация: Предметом исследования является воздействие информационной среды на психику людей. В настоящее время объем информации, доступной человеку, во много раз превышает способность человека к ее усвоению. Возникающая информационная перегрузка приводит к нервному истощению, к ухудшению памяти, потере концентрации внимания, стрессу. Тем самым создаются благоприятные условия для негативного влияния политики «пост-правды» на личность, ее сознание, восприятие картины мира, систему отношений и мировоззрения. Политика «пост-правды», используя инструменты рациональности, обращает их против рационального мышления человека. Воздействуя на эмоции и обращаясь к личным убеждениям, «пост-правда» не отвергая факты, и еще больше усиливает предрассудки человека. Изложенное обусловливает актуальность исследования теоретических аспектов влияния явления «пост-правда» на когнитивную сферу личности. Методология исследования объединяет методы исследования фундаментальных психологических механизмов и закономерностей происхождения и функционирования психики человека; методы общепсихологического исследования; методы исследования психических процессов, сознания и личности; методы когнитивной психологии; технологии исследования познавательных процессов и общения в компьютерных сетях. Основным выводом проведенного исследования является то, что в условиях информационной перегрузки и дефицита времени на анализ человек совершает необдуманные поступки, основываясь на своем прошлом опыте, а противостоять «пост-правде» возможно путем развития умения мыслить критически, давать оценку, учиться анализировать и формировать собственное мнение на те или иные явления и события, происходящие в мире.
Овруцкий А.В. - Импульсивное потребление в психологии и экономике: дифференциация подходов и их интеграция в рамках экономической психологии c. 62-79

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.6.27780

Аннотация: Описаны и проанализированы два подхода к импульсивному потреблению: психологический и экономический (маркетинговый). Проведен их сравнительный анализ по следующим параметрам: определение феномена, характер импульса, детерминанты, эффекты, объекты потребления, оценка, последствия, корре-ляции, специфические феномены, способы коррекции. Детерминанты импульсивного потребления в рамках психологического подхода – это 1. личностные диспозиции потребителя, 2. аффективные паттерны и 3. когнитивные условия, которые способствуют или тормозят проявление импульсивности. Второй особенностью психологического подхода является нозологический контекст восприятия феномена (явный или латентный). Психологическая шкала импульсивного потребления: импульсивные покупки – компульсивные покупки – ониомания. Маркетинговый подход базируется на трех аксиомах: 1. Импульсивная покупка – это незапланированная покупка; 2. Импульсивное потребление в большей степени детерминировано внешних факторами и высту-пает как продукт управления системой маркетинговых коммуникаций; 3. Импульсивное потребление – положительный вид социальной активности. Специфическими феноменами импульсивного потребления в маркетинговых концепциях являются: мароч-ное переключение, стиль жизни, креативное потребление. Показано, что в психологическом подходе акцентируется внимание на внутренних детерминантах поведе-ния, в экономическом – на внешних. В психологии импульсивное потребление расценивается как иррацио-нальное, в маркетинге трактуется как рациональное. Рассматриваем экономико-психологический подход к импульсивному потреблению как интегративный. Та-кая интеграция должна идти по пути раскрытия механизмов взаимодействия психологических и экономиче-ских факторов в описании и объяснении импульсивного потребления.
Саввина О.В. - Причины легализации абортов в ХХ веке и современные дебаты о моральной допустимости абортов c. 221-243

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.3.12657

Аннотация: В статье рассматриваются причины легализации абортов в ХХ веке в странах Европы, Великобритании, США и других. Целью данного рассмотрения является прогнозирование дальнейшего развития дискуссии о легализации абортов (преимущественно – абортов «по просьбе») в странах мира; определение современных тенденций в решении вопроса об абортах на государственном уровне; а также выявление определяющих социальных групп в решении этого вопроса. Предметом исследования является дискуссия о легализации абортов, развернувшаяся в ХХ веке. В исследовании используется метод философского анализа, культурно-исторический метод, историческая справка, анализ юридических документов, легализующих аборты «по просьбе» в странах Запада (Великобритания, США). Автор приходит к выводу, что в ХХ веке служители церкви и медицинский персонал - прежние социальные слои, имевшие приоритетное влияние на решение вопроса о легализации абортов потеряли свою силу и были вынуждены участвовать в новом биоэтическом дискурсе наравне с обывателями и другими специалистами. Формирование биоэтического дискурса в странах Европы, Великобритании и США позволило принимать решения об аборте самим женщинам, что с одной стороны, освободило их, а с другой – лишило биоэтический дискурс влияния на решение проблемы легализации абортов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"