Психолог
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Рубрика "Психопатология повседневности"
Психопатология повседневности
Овруцкий А.В. - Психология потребительских аддикций c. 31-38

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.2.18906

Аннотация: В статье рассмотрены психологические аспекты потребительских аддикций. Обозначены психоаналитический, бихевиоральный и когнитивный подходы в анализе потребительского поведения. Общей характеристикой психологического подхода к потреблению считаем рассмотрение потребительского процесса как опосредованного личностными и социально-психологическими феноменами. Актуальность темы обусловлена ростом числа так называемых потребительских неврозов, детерминированных формированием нового общества потребления и трансформацией личности современного человека. В частности, к последнему отнесена системная фрагментация сознания, появление новой формы восприятия и организации картины мира - мозаичность, клиповость, появление новой нозологической единицы multiple personality disorder (MPD) – «болезнью множественной личности». Проанализирована психолого-эволюционная классификация потребительских форм, включающая интроекцию, ассимиляцию и проекцию. К потребительским аддикциям отнесены: ониомания, «коллекционерский фанатизм», наркотическая зависимость, алкогольная зависимость, табачная зависимость, Интернет-зависимость, игровая зависимость, клептомания, патологическое коллекционирование. Даны общие характеристики обществу потребления и современному потребителю. Для анализа потребительских аддикций использована психологическая методология. Показано, что ее эффективное использование для анализа и коррекции потребительских неврозов востребует понимание более широкого социально-экономического контекста личностных деформаций. Вместе с тем, созданные в психологии описательные и объяснительные схемы позволяют надеяться на хорошие результаты их применения в направлении гуманизации личности и общества в целом. К основным выводам относим следующие положения. 1. Психологические изыскания потребительских аддикций выходят за методологические рамки бихевиоризма, и на сегодняшний день «психология потребления» существует и в рамках неопсихоанализа и когнитивизма. 2. Предложенная на основе неокогнитивистской модели психолого-эволюционная классификация потребительских форм обладает высоким уровнем эврестичности и применима для диагностических и коррекционных практик. 3. Общий вектор онтогенетического движения в развитии потребления от интроектного вида через ассимиляционный к проекционному, повторяет общий контур развития потребления в филогенезе.
Джанерьян С.Т., Гвоздева Д.И., Панина Е.А. - Типы отношения к взяточничеству у школьников и учащихся колледжей c. 65-81

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.4.23735

Аннотация: В статье излагаются результаты исследования, предметом которого выступило смысловое отношение к взяточничеству (взятке) у школьников и учащихся колледжа. Смысловое отношение к взяточничеству (взятке) определяется как устойчивое целесредственное психологическое отношение субъекта, в котором взятка презентируется в его сознании как занимающая место средства (или цели) в реализации субъектом тех или иных потребностей и ценностей. По ведущему содержанию трактовок взяточничества установлены типы отношения: Противоправное деяние, Деловая экономическая сделка, Аморальное поведение. Рассмотрено содержание компонентов каждого из типов отношения у школьников и учащихся колледжа. Предложены эмпирические критерии полноты осознания, структурированности и сформированности отношения к взяточничеству. Показано, что каждый из типов отношения к взяточничеству у учащихся колледжа по сравнению со школьниками является более осознанным и структурированным. С учетом полноты осознания и структуры установленных типов отношения показана их дифференциация по сформированности у школьников и учащихся колледжа. Методами исследования вступили: опрос (авторская анкета), контент-анализ открытых вопросов анкеты, тестирование, методы статистической обработки данных. Новизна результатов исследования усматривается в изучении и установлении типов отношения к взяточничеству у школьников и учащихся колледжа, в рассмотрении на базе концепции отношений В. Мясищева вопроса о сформированности отношения к взяточничеству у школьников и учащихся колледжа, в установлении эмпирических критериев сформированности изучаемого отношения. Полученные результаты могут найти применение в практике антикоррупционного воспитания молодежи, получающей довузовское образование.
Воронцова Ю., Ермолаев В.В. - Гендерные представления о семье у поколения z: кросс-культурный анализ c. 79-95

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.3.19518

Аннотация: Предметом исследования является гендерные представления о своей будущей семье у российских и литовских старшеклассников, как представителей поколения Z. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы, как полоролевой аспект семейной жизни, непрерывно растущую тенденцию к увеличению числа неполных семей, в результате многочисленных расторжений браков, обосновывая тем самым актуальность изучения проблемы трансформации института семьи. Особое внимание авторами уделяется представлениям российских и литовских старшеклассников, как представителей цифрового поколения о своей будущей семье, нравственным нормам и уровнем субъективного контроля, их сбалансированности в системе социальных представлений. Для исследования содержания представлений о будущей семье и выраженности нравственных норм и уровнем субъективного контроля у цифрового поколения применялись: методика стереометрического тестирования (Гарбер Е. И., Козача В. В.); экспресс-методика оценки отношения к соблюдению нравственных норм (Купрейченко А. Б.); тест опросник уровень субъективного контроля (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голыкина, А. М. Эткинд). Проведено кроcс-культурное исследование представлений о своей будущей семье российских и литовских старшеклассников как представителей поколения Z. Были сформулированы следующие выводы: обнаружены различия у представителей поколения Z между представлениями о будущей семье, нравственными нормами и уровнем субъективного контроля российских и литовских школьников.
Киреева О.В., Демин А.Н. - Когнитивный и эмоциональный компоненты отношения человека к кредитам c. 126-139

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.4.20092

Аннотация: В статье рассматриваются когнитивный и эмоциональный компоненты отношения к кредитам. Когнитивный компонент отношения к кредитам изучается через представления о рисках и ресурсах, которые ожидает личность от кредитования, а эмоциональный компонент анализируется через базовые эмоции, которые испытывает личность на разных этапах кредитования. Кредитование рассматривается как последовательность следующих действий заемщика: принятие решения взять кредит в банке, выбор банка и условий кредитования, получение одобрения на кредитование, выплата долга и процентов по кредитному договору. Особое значение в исследовании придается случаям невозврата долга и процентов по кредиту, то есть этапу персонального дефолта. Исследование представления о кредитовании и спектра переживаний потенциальных и реальных заемщиков осуществлялось с помощью качественно-количественных методик. В рамках изучения когнитивного компонента отношения к кредитованию по содержанию личностных смыслов выделены: нормативные заёмщики, вынужденные заёмщики, заемщики-гедонисты, заемщики, воспринимающие кредитование как риски и угрозы, заемщики с амбивалентным отношением к кредитам. В рамках изучения эмоционального компонента установлено, что на четырёх этапах кредитного поведения преобладает эмоция интереса, а на этапе персонального дефолта добавляются горе, вина, страх. Следовательно, кредитное поведение содержит в себе риск психологического кризиса.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"