по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Рубрика "Спектр эмоциональных переживаний"
Спектр эмоциональных переживаний
Епифанова Е.С. - Экстремальные виды активности как форма формирования стрессоустойчивости тинейджеров c. 16-38

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.5.13238

Аннотация: В статье описывается стрессоустойчивость как системная динамическая характеристика, определяющая способность человека противостоять стрессогенному воздействию или совладать со многими стрессовыми ситуациями. Утверждается, что появление и переживание стрессового события зависит в большей степени не от объективных, а от субъективных факторов, а именно, от характерных особенностей каждого отдельного человека: его оценивания стрессовых условий, сопоставления внутренних ресурсов и способностей со стрессогенными факторами. Отмечается, что для субъектов, занимающихся экстремальными видами активности, уровень стрессогенных факторов значительно завышен, по сравнению с людьми, занимающимися обычными видами деятельности. Проведено эмпирическое исследование стрессоустойчивости у двух групп подростков: занимающихся обычными видами деятельности и ведущих экстремальный образ жизни. Проводилось измерение показателей, стрессоустойчивости, нервно-психической устойчивости, саморегуляции, немотивированной тревожности, самочувствия, активности и настроения. Оценивалось различие между группами, статистически измерялась взаимосвязь выделенных показателей со стрессоустойчивостью. Было показано, что у подростков, ведущих экстремальный образ жизни, уровень стрессоустойчивости выше, и что в формировании стрессоустойчивости основополагающую роль будут играть ресурсы нервно-психической устойчивости и саморегуляции.
Соколов Г.А. - Оптимизация психоэмоционального состояния студентов в период сессии c. 28-43

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.1.13888

Аннотация: В статье описывается концепция эмоциональной безопасности образовательной среды, дается определение понятия психоэмоциональные состояния, рассматривается аутотренинг как эффективный метод оптимизации психических состояний у студентов. Дается описание теорий эмоции, описываются виды эмоций, выделяются стенические и астенические эмоции, а эмоциональные состояния подразделяются на положительные, отрицательные и нейтральные. Методологической основой данной статьи является концепция эмоциональной безопасности образовательной среды. Аутотренинг рассматривается как средство оптимизации некоторых ее составляющих.Основной научной проблемой статьи является выяснение того, какие составляющие психоэмоциональных состояний могут регулироваться с помощью аутотренинга. Методы исследования.Диагностические методы.-тест «DREAM»;- ТСН -«Тест стрессового напряжения»; - «Пульсар-А»; Показатели методики «Пульсара-А» показывают изменения не в баллах, а по санотипам человека, от «возможно патология» до «спортивной форме». - метод «ТУЗ», осуществляет измерение «Темпа Усвоения Знаний». Аутотренинг по Шульцу. Цель -оптимизация психоэмоциональных состояний студентов. Для контроля эмоциональных порывов есть специальные психологические службы, которые предлагают помощь в привитии навыков контроля над нежелательными проявлениями. Не все порывы имеют отрицательный заряд, но в большинстве своего проявлении люди часто подвержены отрицательным эмоциональным состояниям. На возможностях коррекционной работы по нормализации психоэмоциональных состояний были взяты студенты, обучающиеся в СГА. Все участники сначала проходили диагностическую часть для выявления первичного состояния, затем проводилось воздействия на их психоэмоциональное состояния. После чего была проведена еще раз диагностическая часть для выявления изменений. В этой работе акцент делается на негативные эмоции, потому что чаще всего люди страдают из-за негативных эмоций, чем положительных.
Усынина Т.П., Степанова Н.В., Маликов Л.В. - К вопросу о формировании социоэмоциональной компетентности детей-сирот c. 37-44

DOI:
10.7256/2409-8701.2017.1.21363

Аннотация: Предметом исследования являются особенности социоэмоциональной компетентности детей-сирот, воспитывающихся в интерантных учреждениях. Авторы подробно рассматривают структуру социоэмоциональной компетентности воспитанников интернатных учреждений, которая представлена ими как совокупность когнитивного (взаимопонимание, взаимопознание, рефлексия), эмоционального (эмпатия, эмоциональная выразительность, саморегуляция) и поведенческого (социальная активность, социальная адаптивность, социальная автономность) компонентов. Особое внимание в статье уделяется психолого-педагогическим условиям формирования социоэмоциональной компетентности старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях. В статье представлено сравнение социоэмоциональной компетентности в группах старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях, и учащихся, воспитывающихся в семьях. В исследовании использованы методики: «Эмоциональный интеллект» Д.В. Люсина, «Диагностика перцептивно-интерактивной компетентности», модифицированная Н.П. Фетискиным, «Диагностика эмпатии» А. Мехрабиана и Н. Эпштейна, «Исследование социального интеллекта» Дж. Гилфорда и М. Салливена. Особым вкладом авторов в исследовании темы являются результаты первичной и повторной диагностики, подтверждающие целесообразность реализации психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование социоэмоциональной компетентности. Новизна исследования заключается в положительной динамике в формировании социоэмоциональной компетентности, что проявляется в повышении эмоционального и социального интеллекта, наличии эмпатии и рефлексии, повышении социальной активности, социальной адаптивности и автономности. В целом, проявилась общая тенденция к повышению уровня социоэмоциональной компетентности, обеспечивающей эффективное взаимодействие детей-сирот.
Шереметьева Н.Н. - Восприятие вокальной музыки и ее воздействие на человека c. 68-88

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.3.15360

Аннотация: Статья посвящена исследованию психологических аспектов влияния вокальной музыки на психическое состояние человека. Предметом исследования выступает восприятие вокальной музыки, а объектом люди, воспринимающие музыку, чье психическое состояние изменяется. Показано, что музыка влияет на функциональное состояние человека, на его морально-нравственное состояние, на деятельность, на когнитивные процессы. Выделяется воздействие вокального компонента музыки, анализируются психофизиологические механизмы вокала, описывается головной резонатор, как важнейший физиологический механизм формирования вокала, рассматривается формирование голоса посредством головного резонатора. Отмечается существование различий в восприятии вокала, прошедшего через головной резонатор и не прошедшего. Основной метод исследования – теоретический анализ современной и классической литературы и теоретическая интерпретация полученных данных в психологическом аспекте с выделением роли вокала, пропущенного через головной резонатор. В статье показано, что главный компонент вокальной музыки – певческий голос, и он является исключительно благотворно влияющим для слушателя только в том случае если исполнитель целостно проводит его через головной резонатор. Так же показано, что певческий голос, проходящий через головной резонатор певца, можно использовать для регуляции функциональных состояний человека, и что именно такой голос, способствует улучшению трудовой деятельности человека и может применяться для профилактики эмоционального выгорания профессий типа «человек- человек», а также для профилактики других профессиональных деформаций.
Болдырева Т.А., Щербинина О.А. - Психологическая детерминация моббинга в подростковых группах c. 86-101

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.4.19630

Аннотация: Подробно рассмотрены и проанализированы с позиций их объяснительной ценности и прогностической эффективности современные концепции моббинга: психоэнергетическая, социального научения, фрустрационная. Выделены противоречия в названных теориях, предложены пути их разрешения за счет выявления психологических детерминант возникновения моббинга как социально-психологического явления, что, в свою очередь, и выступило в качестве теоретического основания эмпирического исследования. Эмпирическое исследование проведено на выборке из 124 подростков общеобразовательных школ, в которых были зарегистрированы случаи моббинга. Использованы опросный и проективный методы исследования. Проведен сравнительный анализ профилей самоотношения у подростков, обучающихся в учебных коллективах, в которых имели место явления моббинга. Использованы психодиагностические методики: «Методика исследования самоотношения» Р.С. Пантилеева и «Тест руки» Э. Вагнера. Предметом – явилась взаимосвязь профиля самоотношения подростков с их агрессивностью. Посредством корреляционного анализа выявлены те элементы самоотношения, которые детерминируют разные типы агрессивных проявлений подростка, составляющих поведенческую модель в моббинге и могут рассматриваться в качестве прогностических признаков как инициации моббинга, так и выбора активной или пассивной позиции в процессе моббинга. Выявлено, что на уровень и характер агрессивности оказывают влияние четыре основных параметра самоотношения: закрытость, саморуководство, внутренняя конфликтность, самопринятие; выделены типы профилей самоотношения у подростков, принимавших участие в моббинге или занимающих нейтральную позицию. Результаты исследования позволяют конкретизировать содержание первичной и вторичной профилактики моббинга в подростковых группах.
Березина Т.Н. - Социальность и сексуальность в природе человека (на основе анализа фантастической литературы). c. 130-164

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.10.1106

Аннотация: Анализируется взаимосвязь социальности и сексуальности в психологической науке и в художественной литературе. Материалом для исследования выступила фантастическая литература, которая рассматривается как мысленные эксперименты авторов по моделированию возможного развития человека и общества в будущем. Выявляются интересные закономерности в представлении человека будущего писателями фантастами. Анализируются произведения, в которых в художественной форме описывается социальность человека будущего (сверхчеловека), изучается взаимосвязь социальности и сексуальности. Отмечается тот факт, что во многих художественных произведениях о сверхчеловеке, отмечается у него снижение сексуальности, которое закономерно приводит к снижению социальности. Методом является психологический анализ художественного творчества, с опорой на аналитическую психологию. Изучаются психологические особенности человека будущего, являющегося героем фантастических романов. По результатам анализа можно отметить, что существует несколько точек зрения на взаимосвязь социальности и сексуальности у сверхчеловека будущего. В некоторых романах снижение сексуальности героя приводило к утрате социального интереса, в других сексуальный инстинкт заменяется на какой- то другой, а социальность остается неизменной. Очень мало произведений, где снижение сексуальности ведет к развитию социальности через актуализацию инстинктов саморазвития (игрового, познавательного, саморазвития, свободы).
Корнеенков С.С. - Психодиагностика, психокоррекция и психотерапия субъективных переживаний страха в измененных состояниях сознания c. 238-278

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.4.122

Аннотация: Рассматриваются психологические и духовные причины возникновения страха, фобий. Приводится методика вхождения в измененное состояние сознания (ИСС). В ИСС человек может самостоятельно проводить психодиагностику, психокоррекцию и психотерапию отрицательных эмоций. Главная характеристика ИСС: глубина погружения, энергоемкость, пропускная способность, что выражается в количестве энергии, которую индивид может вобрать в себя и излучать. Гипотезы исследования: в ИСС индивид выходит на новый уровень сознания отличающейся от бодрствующего качеством информации, характером переживаний, силой мышления, величиной психической энергии, что способствует самопознанию, психологической коррекции и психотерапии. В ИСС индивид может получать информацию о состоянии и протекании физиологических и психических процессов непосредственно от самого себя. Цели исследования: а) изучить вариативные особенности одновременного применения установки, настройки, концентрации, сонастройки, суггестии, самовнушения, гипноза как методов вхождения в ИСС; б) изучить возможность ИСС в плане психологической диагностики, психокоррекции и психотерапии страхов личности; в) научиться контроли-ровать проявление отрицательных эмоций в измененном состоянии и переносить данный опыт в реальную жизнь; г) установить особенности восприятия и переживаний страха в ИСС. Объект исследования: эмоциональные состояния личности, в частности страх и его производные. Разработана интегральная технология обучения и самопознания (ИТОиС). Приводятся экспериментальные данные субъективных переживаний страха в ИСС. Выводы. Данная технология позволяет самостоятельно изучать свои психические процессы, свойства, состояния, новообразования и качества личности в их динамике. Технология с использованием ИСС имеет ярко выраженный психотерапевтический эффект, гармонизирует психосоматическое состояние, развивается и закрепляется целый ряд положительных личностных качеств: терпение, спокойствие, уравновешенность, ответственность за свои действия и слова.
Ерзин А.И. - Гендерные различия в реактивной и проактивной агрессии у студентов c. 326-337

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.3.640

Аннотация: В статье представлен краткий обзор литературы по теме проактивной и реактивной агрессии. Согласно проведенному анализу, в современной психологии четко прослеживается тенденция изучать феномен агрессивного поведения с позиции реактивности, то есть агрессия в данном случае понимается лишь как ответная реакция на провоцирующие воздействия извне. Автор подчеркивает важность и необходимость введения проактивного компонента в теорию и практику исследования агрессии. В статье представлены данные эмпирического исследования проактивной агрессии у студентов. Согласно полученным результатам, для юношей характерен более высокий уровень проактивной агрессии, в то время как для девушек – реактивной. Также для мужской группы обследованных характерны такие формы агрессивного поведения, как физическая агрессия и негативизм, а для женской выборки – вербальная агрессия, раздражение и обида. Проективное исследование личности студентов выявило повышенную склонность к открытым агрессивным действиям у юношей. Приведены рекомендации по коррекционной работе с выявленными психологическими особенностями в обеих группах обследованных студентов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"