Психолог
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Рубрика "Профессиональная психология"
Профессиональная психология
Рысёв Н.Ю. - Стратегии интерперсонального влияющего поведения c. 1-9

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.4.20107

Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются классификации стратегий переговоров и поведения в конфликтах. Автор рассматривает классификацию R.E. Walton и R.B. McKersie интегративных и распределительных переговоров; классификацию К. Томаса (соперничество, приспособление, компромисс, кооперация и избегание); модель двойной заботы Д. Пруитта; этиологию конфликтующих культур M.I. Gelfand, L.M. Leslie и Keller K.M.; пять уровней установок на взаимодействие Е.В. Доценко. После детального и подробного анализа существующих концепций предлагается авторская классификация интерперсонального влияющего поведения. Данная классификация, по мнению автора, имеет как важное теоретическое, так и практическое значение. Методы, которые использует автор во время своего исследования: анализ литературы, синтез существующих концепций, применение классификации. Научная новизна исследования заключается в том, что автор предлагает собственную классификацию стратегий интерперсонального влияющего поведения: событиё, сотрудничество, компромисс, манипуляция, соперничество, доминирование, служение, приспособление, переключение, бездействие. Данная классификация создается на основании двух критериев – отношение к оппоненту и учет интересов: 1. отношение к оппоненту как к субъекту или как к объекту, 2. учет общих интересов; учет и своих, и чужих интересов; учет только своих интересов; учет только чужих интересов; отсутствие учета и своих, и чужих интересов. Стратегии интерперсонального влияющего поведения могут быть применены в широком спектре ситуаций ведения переговоров и разрешения конфликтов.
Манукян А.Р., Шхагапсоева М.Х. - Насильственный экстремизм и индивидуальные факторы радикализации c. 1-8

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.6.20852

Аннотация: Достижение успеха в борьбе с экстремизмом невозможно без понимания его причин и условий возникновения. Решение задачи профилактики и квалификации экстремистских проявлений требует понимания генезиса и сущности насильственного экстремизма и его детерминант. В статье проводится анализ индивидуальных факторов риска радикализации. Исходя из данной цели в статье изучено понятие насильственного экстремизма и радикализации; рассмотрены различные модели радикализации, существующие в литературе; обозначены основные причины и условия, влияющие на радикализацию. С использованием системного подхода и сравнительного анализа имеющейся литературы, синтеза и логического обобщения полученных результатов в статье уточнено понятие насильственного экстремизма и его признаки, а также выделен комплекс индивидуальных и контекстуальных факторов риска радикализации. Использование результатов исследования в процессе профессионально-психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов будет способствовать более глубокому пониманию причин насильственного экстремизма, и как следствие, совершенствованию мер профилактической деятельности. Выводы, сделанные в статье, могут быть учтены при разработке программ профессиональной подготовки работников полиции, отдельных курсов и их комплексов.
Пухарева Т.С. - Психологическая безопасность и ее роль в профессиональном развитии личности c. 9-19

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.2.19195

Аннотация: Статья посвящена изучению психологической безопасности личности в контексте профессионального развития. В статье представлен анализ концептуальных подходов к разработке проблемы психологической безопасности личности и теоретический анализ феномена психологической безопасности личности в контексте ее профессионализации. Психологическая безопасность рассматривается как интегральное психологическое явление, субъективно переживаемое как защищенность от внутренних и внешних угроз, и обеспечивающее оптимальное функционирование личности. Особое внимание уделяется вопросу о роли психологической безопасности в конструктивном профессиональном развитии личности. Теоретико-методологическими основаниями исследования явились фундаментальные принципы психологии личности и ее развития; основные теоретические положения деятельностного подхода к развитию личности; идеи о психологических отношениях личности; концептуальные подходы, раскрывающие специфику феномена психологической безопасности; идеи о профессиональном развитии личности. Особый вклад автора в исследование темы заключается в том, что на основе проведенного теоретического анализа осуществлена попытка определения функций психологической безопасности личности как детерминант конструктивного профессионального развития, выделены условия, определяющие состояние психологической безопасности личности в профессиональной сфере ее жизнедеятельности. Отмечается, что психологическая безопасность, как состояние защищенности личности от внешних угроз, обеспечивается поведением, направленным на конструктивное решение жизненных задач. Констатируется, что состояние психологической безопасности личности инициирует ее активность в профессиональной среде, является условием профессиональной самореализации, обеспечивает работоспособность личности и ее самоорганизацию в труде, способствует сохранению профессиональной идентичности личности, является личностным ресурсом, позволяющим сохранить оптимальное состояние личности в труде, обеспечивает позитивное функционирование личности в профессии. В заключении сформулирован вывод о роли психологической безопасности в конструктивном профессиональном развитии личности, о многоаспектности проблемы психологической безопасности, о перспективности ее дальнейшего изучения в контексте научных и практических разработок психологии профессионального развития.
Васильева И.И. - Культура безопасности: управлять или… лучше не надо? c. 24-33

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.5.19883

Аннотация: В статье сделана попытка определить понятия управленческой психологии: организационная культура, культура безопасности, климат безопасности, — преодолев свойственную категориям гуманитарной науки нечеткость и, раскрывая их функциональный смысл, предложить обоснованные управленческие решения.Стартовой точкой в рассуждении принимается без доказательства множественность одновременно реализуемых производственной организацией деятельностей, которые могут быть сгруппированы в три класса: формальные, внеформальные и неформальные. Признается одновременная актуальность целей разной направленности, а множество конфликтов между ними рассматривается как естественное следствие и как важнейшее неустранимое качество реальной производственной деятельности. Функция организационного управления логически определяется необходимостью разрешения конфликтов и обеспечения результативности основной деятельности. Она реализуется руководителем. Каждый конкретный случай разрешения им конфликтной ситуации задает приоритеты между конфликтующими целями и выступает для персонала как образец для решений в аналогичных конфликтных ситуациях. Совокупность типовых правил поведения, задаваемых руководителем, образует организационную культуру. При этом руководитель проявляет себя как главный ее творец. Специфичность конкретной организационной культуры задается структурой устойчиво доминирующих целей и определяется понятием климат. Культура безопасности определяется как последовательно проводимый руководителем организации принцип приоритета безопасности во всех без исключения ситуациях конфликта интересов. Она представляет собой побочный результат каждодневного решения руководителем производственных задач и не является самостоятельным бизнес-процессом. Попытки пренебречь в управленческой практике действительными детерминантами формирования организационной культуры ведут к имитации полезной деятельности, к образованию псевдофункций, порождающих организационный невроз, одним из признаков которого являются «игры в безопасность». Все формы организационного невроза деструктивны и ведут к консервации предпосылок аварийности и несчастных случаев. Приводятся примеры такого рода ошибочных управленческих решений проблемы безопасности на предприятиях российской энергетики.
Смолко С.А. - Исследование интуиции и рациональности как регуляторов принятия решений на примере руководителей среднего звена c. 42-56

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.3.19544

Аннотация: Автор подробно рассматривает в теоретической части такие аспекты темы, как интуиция и рациональность как процессы мышления, определяющие выработку и принятие решений; факторы, определяющие успешность использования интуитивных процессов при принятии решений - наличие опыта в области решаемой задачи и характеристики самой задачи; интуитивные решения в управленческой деятельности. Затронуты вопросы, связанные с особенностями выработки решений в групповом формате. Освещены тенденции перехода от структурного подхода в исследовании группы принятия решений к социокогнитивному и эмоциональному. Выделены связи успешности выработки решений в группе с эмоциональным интеллектом. В конце теоретической части автором сформулированы проблемные факторы, затрудняющие эмпирические исследования интуиции как процесса принятия решений в управленческой деятельности. В эмпирической части представлены результаты исследования успешности управленческих решений, принимаемых в малых группах 5-6 человек, на примере руководителей крупного холдинга (204 чел.), проходивших курс бизнес-образования и участвующих в многоэтапной бизнес-игре по управлению предприятием. Основными выводами проведенного эмпирического исследования являются:1. Выдвинутая гипотеза о положительной связи более успешных решений с более выраженной интуитивной способностью, а также доверием интуитивным суждениям, была подтверждена. 2. Были также получены положительные связи успешности решений со шкалой "Управление эмоциями других", свидетельствующие о большей успешности решений тех команд, уровень эмоционального интеллекта участников которых выше.Научная новизна работы состоит в проверке положений западных сторонников применения интуиции в управленческой деятельности на российской выборке руководителей. Подобные исследования в нашей стране практически отсутствуют.
Матюхин И.В. - Личность психолога в контексте решения диагностических задач c. 56-75

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.5.15589

Аннотация: Статья посвящена теоретическому обзору и анализу личности психолога в контексте пространства поисково — оценочных задач. Подчеркивается необходимость учета диагностических данных на основе изученных типичных проявлений признаков и свойств. Описаны интегральный, дифференциальный и эклектичный подходы в исследовании личности специалиста а также выявлена специфика системы «диагност—задача—эффективность». Перечислены основные диагностические запросы образовательной, клинической и корпоративной сфер. Обозначена величина эффективности решения задач, как прикладная точка пересечения многозначных связей между личностью и задачей. А также описаны аналитико-дедуктивными методами структурные компоненты эффективности такие как точность, скорость решения, энергоемкость применяемых техник и методик и катамнестический эффект. На основе запросов точно определены направления дальнейших приоритетных исследований как составных личностных характеристик психолога, так и динамики личности как целостности. Основной тенденцией статьи является акцентирование прикладного характера теоретического анализа данных и предстоящих эмпирических исследований.Представлена возможность расширения типических фиксаций диагностического плана.
Ферапонтова М.В. - Удовлетворенность жизнью и оптимизм у профессионалов на разных этапах жизненного пути. c. 61-70

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.5.8796

Аннотация: Проводится исследование удовлетворенности жизнью и оптимизма у профессионалов в разные возрастные периоды. Предполагается, изучить удовлетворенность жизнью и оптимизм у профессионалов в разные возрастные периоды. Удовлетворённость жизнью выступает в качестве важнейшего внутреннего фактора человека, определяющего и его социальную активность, и взаимоотношения с другими людьми, и отношение к самому себе как к личности. Она выступает в качестве общего основания для многих других величин - удовлетворенность браком, здоровьем, а также для различных оценочных шкал, а так же удовлетворенности работой. На уровень субъективной удовлетворенности человеческой жизни влияет оптимизм. Под понятием оптимизмом понимается - проявляющееся в разных ситуациях чувство уверенности, связанное с обобщенными, касающимися разных сфер жизни положительными ожиданиями. При этом у молодежи более выраженная взаимосвязь между удовлетворенностью трудом и удовлетворенностью своим будущим жизненным путем, а у старшего возраста между и удовлетворенностью своим трудом и своей реальной жизнью.
Федотова Н.А., Борейко А.Д. - Стрессогенные факторы журналистской профессии: результаты исследования c. 89-101

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.3.15284

Аннотация: Предметом исследования является специфика стрессогенных факторов и условий свойственных журналистской профессии. Необходимость переносить информационные, эмоциональные перегрузки, и способность выдерживать избыточное, порой нежелательное общение в профессиональных целях, и ненормированный рабочий день, увеличение ответственности за быстрое принятие решений, и дефицит времени, в условиях которого трудится современный журналист. Работа в средствах массовой информации приводит к эмоциональному напряжению, которое может негативно отражаться на психологическом состоянии, творческом потенциале и уровне профессионализма работников СМИ. Использованы методики «Шкала депрессивности Бека», «Шкала оценки интенсивности профессионального стресса» и анкета, отражающая специфику журналистской профессии. Зарубежные и российские исследователи имеют значительный теоретический и эмпирический материал, посвященный стрессогенности журналистики как профессии, в Беларуси изучению этого проблемного поля уделяют недостаточно внимания.Основными выводами является то, что проведенное исследование позволяет зафиксировать стрессогенность профессиональных переживаний и обозначить высокий уровень интенсивности профессионального стресса у журналистов. Однако зачастую они не готовы рефлексировать и публично обсуждать профессиональные стрессоры, что можно понимать как показатель психологического неблагополучия представителей этой профессии.
Кукуев Е.А. - Ригидность субъектов образования c. 96-125

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.4.12796

Аннотация: В статье анализируются результаты эмпирического исследования субъектов образования, проведенного в марте-апреле 2014 года. Выборку составили учителя школ, преподаватели вуза, выпускники школ, колледжа и вуза. Предметом исследования выступила ригидность субъектов образования. Анализируется сопряженность понятий открытость/закрытость – ригидность. Проводится параллель между открытостью человека и его отношением к новациям. На основе дисперсионного анализа делаются выводы о соотношении ригидности педагогов и ригидности обучающихся; исследуется связь ригидности субъектов образования и местности проживания (город/село), ступени образования (школа-колледж-вуз). В качестве диагностического инструментария выступила методика «Томский опросник ригидности Г.В.Залевского» (ТОРЗ). Данная методика позволяет сделать вывод не только о ригидности человека, но и проанализировать ее составные компоненты. В целом анализ проводится по 8 шкалам: 1. Шкала общей ригидности; 2. Субшкала актуальной ригидности; 3. Шкала сенситивной ригидности; 4. Шкала установочной ригидности. 5. Шкала ригидности как состояния. 6. Шкала преморбидной ригидности. 7. Шкала реальности. 8. Шкала лжи. Эмпирическое исследование ригидности субъектов образования позволяет сделать следующие выводы:1. По всем компонентам ригидности (ТОРЗ) получены значимые различия. В частности, у педагогов уровень ригидности выше по четырем компонентам (из шести): общая ригидность (,000); актуальная ригидность (,000); сенситивная ригидность (,010); ригидность как состояние (,000).2. Ригидность субъектов образования не связана с местностью их проживания (город/село).3. Гипотеза о том, что «ригидность выпускников образовательных учреждений не связана со ступенью образования (школа-колледж-вуз)» получила подтверждение частично. То есть, статистически значимые различия между выборками проявились по шкалам: сенситивная ригидность (,043); преморбидная ригидность (,017). При этом, выборка «школьники» по всем шкалам показали самые низкие баллы по компонентам ригидности. Что с одной стороны можно характеризовать положительно: школьники наиболее открыты изменениям, происходящим в их жизни. С другой стороны, ставит вопрос о влиянии послешкольного образования на формировании фиксированных форм поведения.При этом необходимо отметить, что данный анализ рассматривается как первичный. Полученные результаты должны быть положены в формулирование следующих гипотез, а значит и продолжение исследования. Заявляемый системный подход требует анализа феномена открытости в системе взаимосвязанных особенностей человека, что и позволяет приблизиться, в частности, к раскрытию «природы и механизмов инновационного поведения», что особенно важно в системе образования.
Чернецкая Е.Д., Воскресенская Н.В. - Человек-оператор как ответственный субъект деятельности в эргатических системах c. 102-120

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.8.10613

Аннотация: В статье представлены результаты исследования содержания и структур концептуальных моделей у операторов атомных станций. На основании результатов ассоциативного эксперимента раскрываются особенности содержания и организации представлений о функционировании атомной станции в концептуальных моделях операторов в зависимости от их профессиональной успешности. Показана роль концептуальной модели в обеспечении эффективности деятельности операторов атомных станций.Цель нашего исследования состояла в выявлении особенностей содержания и структур концептуальных моделей у операторов атомных станций с разной профессиональной успешностью. Для изучения особенностей содержания и структур концептуальных моделей нами использовался ассоциативный эксперимент. Для оценки уровня успешности профессиональной деятельности операторов использовался уровень их должностного соответствия. Показана взаимосвязь особенностей содержания и структур концептуальных моделей у операторов атомных станций (далее – АС) с разной профессиональной успешностью.1. Структуры концептуальных моделей у операторов с высоким уровнем должностного соответствия отличаются большей обогащенностью и информативностью.2. Процесс называния ассоциаций является общим для всех операторов и отражает определенный способ их организации в концептуальной модели, а именно в виде «компактных» компонентов, находящихся на разной «дистанции» от словосочетания-стимула.3. Операторов с высоким и средним уровнем должностного соответствия отличает разное содержание (понимание) некоторых словосочетаний-стимулов.4. Для всех операторов содержание практически всех ассоциаций (96%) было связано с функционированием АС и 4% эмоционально-оценочный (коннотативное значение) аспект отношения обследованных операторов к работе.
Шантырь Е.Е. - Актуальность практической психологии и алгоритм профессиограммы практического психолога c. 116-138

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.4.15267

Аннотация: В данной статье показана актуальность практической психологии в современном обществе. В условиях постоянной интенсификации жизни человека и нарастания кризисных явлений прогрессивные личностные преобразования в обществе должны происходить достаточно быстро и массово, что позволит обратить вспять кризисные явления и нынешнюю направленность современного человечества к саморазрушению и самоуничтожению. Проблемы, с которыми сегодня сталкивается человечество, являются результатом нынешнего духовно-психологического кризиса. Уровень эволюции человеческого сознания, как носителя психических процессов, не обеспечивает во многих случаях, адекватную реакцию социума и его индивидуумов на существующие ныне вызовы и не приводит к своевременной выработке нового мировоззрения по преодолению кризисных явлений. В этих условиях психология и её практическая реализация представляется, чуть ли не единственной наукой, к которой обращены взгляды в поисках ответа на актуальные вопросы сегодняшнего дня и определение практических действий по выходу из кризисных ситуаций.Вместе с тем, профессия психолога пока ещё далеко не однозначно воспринимается сегодня в современном обществе, сама практическая психология не заявила о себе должным образом, а деятельность практических психологов не стала конкретной и понятной людям. Ключевой причиной этого является, прежде всего, отсутствие четко сформулированных основ профессиограммы практического психолога, позволяющих отделить психологическую помощь от всех других близких по содержанию парапсихологических и астрологических видов деятельности. Методология исследования данной работы включает в себя анализ научного материала и теоретическая разработка основной концепции деятельности практического психолога. Научная новизна представленных материалов заключается в том, что автором предложен и обоснован алгоритм профессиограммы практического психолога, деятельность которого, в отличие от других профессий, должна быть направлена, прежде всего, на развитие психических процессов человека с целью формирования новой личности, способной в любых условиях адекватно решать свои конкретные проблемы. При этом автором разработан и описан метод гуманитарно-поведенческого психоанализа, который отражает основное содержание работы практического психолога. Статья может быть интересна широкому кругу специалистов в сфере психологических услуг: студентам, преподавателям, практическим психологам и госслужащим системы образования.
Матюхин И.В. - Влияние психометрической диагностики адаптивности на фактор самоопределения c. 116-131

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.6.16061

Аннотация: Развитое представление о себе у личности должно состоять в конкретном определении своих ресурсов познавательным путем посредством существующих методик. Наиболее развитыми психологическими методиками на сегодняшний день являются психометрические методики в виде опросников и тестов, результаты которых могут считаться важной частью психообразования и самоопределения личности. Поэтому представляется целесообразным изучение влияния психообразовательного компонента на оценку персоны и ее самоопределения путем диагностики определенного личностного качества, предоставления результатов обследования, выдержки времени и повторной диагностики этого же качества. Так можно проследить, как познавательный компонент влияет на диагностируемое качество после самой диагностики. В нашем исследовании диагностируемым качеством является адаптивность Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к развитию болезней, срывам в учебной, профессиональной деятельности, антисоциальным поступкам. Процесс адаптации чрезвычайно динамичен. Его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функционального состояния, социального опыта, жизненной установки и др. Каждый человек по-разному относится к одним и тем же событиям, а один и тот же воздействующий стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию.
Борисова Л.Н. - Роль и механизм рефлексии в психолого-педагогической деятельности c. 118-145

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.2.14666

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является психолого-педагогическая деятельность профессионального педагога. Предмет исследования – рефлексия, осуществляемая педагогом в ней. Автор подробно анализирует взгляды отечественных исследователей о структуре психолого-педагогической деятельности и предлагает рефлексию в качестве одного из основных её компонентов. В статье приводятся аргументы в пользу того, что без рефлексии невозможно профессиональное и личностное развитие педагога. Особое внимание автора уделяется содержанию рефлексии педагога и её роли в формировании психолого-педагогических умений, а также её механизму Методом исследования в данной статье выступает анализ существующих трактовок и интерпретаций структуры деятельности педагога, а также содержания его рефлексии. Основные выводы автора статьи сводятся к тому, что при любой трактовке структуры психолого-педагогической деятельности её эффективное осуществление невозможно без рефлексии – отражения образовательного процесса и опыта педагога в его сознании, что является одним из условий его профессионального и личностного развития. Новизна статьи заключается в том, что профессиональная рефлексия показана сквозь призму разнообразия взглядов и представлений о структуре психолого-педагогической деятельности и о профессиональном и личностном росте педагога.
Белая Е.А. - Формирование групповой сплоченности воинского коллектива ( на примере подразделения роты почетного караула) c. 127-141

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.6.13281

Аннотация: В статье анализируются особенности групповой сплоченности воинского коллектива на примере подразделения роты почетного караула. Дается определение групповой сплоченности, описываются факторы, которые влияют на групповую сплоченность именно воинского коллектива (разновозрастные группы, жизненный опыт, характер, привычки призывника и др.). Отмечаются проблемы, существующие в настоящее время перед российской армией и влияющие на переживание солдатом групповой сплоченности (недостаточный престиж военной службы, плохое материально-технические обеспечение части, низкая мотивация призывников, неуставные отношения в части, плохие условия службы, недостаточность подготовки кадрового состава и др.). В статье анализируется эффективность авторской программы по формированию групповой сплоченности воинского коллектива. Используются диагностические методы исследования групповой сплоченности с помощью методов социометрии – составление социоматрицы и методы экспериментального воздействия - апробация авторской программы, проводится сравнительный анализ входной и итоговой диагностики. На основании проведенного исследования делается вывод о том, что разработанная программа по психологическому просвещению военнослужащих позволяет снизить уровень проявления агрессии, повысить уровень коммуникативных способностей и учит выбору наиболее оптимальной стратегии поведения в конфликтной ситуации. Отмечается, что для получения наиболее эффективных результатов необходимо организовывать и проводить работу не только с военнослужащими, поступившими на службу, но и с личным составом части: офицерами и командирами; организовывать совместную работу со смежными службами – заместителями командиров по воспитательной работе.
Ханова З.Г. - Психологические детерминанты личностных деформаций предпринимателей с разным уровнем успешности c. 183-205
Аннотация: В статье дана психологическая характеристика личностным деформациям предпринимателей. Выделены профессиональные личностные деформации, в состав которых может быть включена личностная деформация предпринимателя. Рассматриваются виды профессиональных деформаций, которые затрагивают ключевые параметры деятельности специалиста определенного профиля деятельности. Представлена сравнительная характеристика психических особенностей предпринимателей с разным уровнем успешности.Раскрывается разнообразие психологических барьеров, для достижения предпринимательской успешности и развития предпринимательства в целом. Рассматриваются психологические факторы, которые способствуют возникновению профессиональных деформаций в среде отечественных предпринимателей.
Медведева Т.Н. - Проблемы профессионального самоопределения современных старшеклассников c. 183-195

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.1.392

Аннотация: Изучаются особенности профессионального самоопределения современных старшеклассников с различными учебными интересами. Показано, что предпочтения к профессиям типа «Человек-Человек» преобладают у старшеклассников с ориентацией на психологию, медицину и математику; к профессиям типа «Человек-Техника» - с ориентацией на медицину, биологию и химию; к профессиям типа «Человек - Знаковая система» - с ориентацией на математику, психологию и химию; к профессиям типа «Человек - Художественный образ» - с ориентацией на математику, химию и литературу. Отмечалось, что современные старшеклассники, выбирая профессию, стремятся связать ее с общением, свободой и желанием сделать карьеру в будущем. Также было показано, что 100% обследованных старшеклассников в общем желают получить высшее образование, однако уровень их знаний о конкретных специальностях не достаточен, поэтому многие их них затрудняются с выбором профессии.
Артемьева О.А., Синёва О.В. - Теоретические основы изучения проблемы соотношения прикладной и практической психологии c. 249-270

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.3.599

Аннотация: В статье раскрывается проблема соотношения фундаментальной, прикладной и практической отраслей психологии. На основе анализа обобщающих работ В.А. Кольцовой, Т.Д. Марцинковской, О.Г. Носковой, Т. Лихи, Р. Смита и других отечественных и зарубежных историков психологии делается экскурс в историю становления и развития прикладных и практических течений в психологии, прежде всего педологии и психотехники. Для анализа историко-научных и методологических закономерностей привлекается динамическая модель отношений теоретической психологии и общественной практики через развитие прикладной психологии, предложенная Л.С. Выготским. Рассмотрение более поздних периодов выстраивания взаимоотношений отечественной фундаментальной психологии и психологической практики опирается на позиции А.Л. Журавлева, Д.В. Ушакова, А.Г. Лидерса, И.Н. Карицкого. Раскрываются возможности разграничения прикладной и практической отраслей деятельности психолога-практика при помощи понятия ролевого кольца, предложенного Ю.М. Жуковым. В итоге в качестве важного основания классификации рассматриваемых направлений определяется структура взаимоотношений объекта и субъекта психологической деятельности; внутри практической психологии разводятся психология прикладная и собственно практическая. Обращение к истории развития практической и прикладной отраслей психологии в первой половине XX столетия позволяет сформулировать гипотезу о единстве основных закономерностей их развития. Статья подготовлена при поддержке гранта Президента Российской Федерации МК-2419.2012.6.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"