Психолог
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Рубрика "Психология и педагогика"
Психология и педагогика
Клятис А.Е. - Особенности образовательной среды в учреждениях для детей-сирот в разных странах c. 20-30

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.2.18730

Аннотация: Рассматривается проблема актуальности создания безопасной и развивающей образовательной среды в учреждениях для детей-сирот. Показано, что внешние условия оказывают непосредственное воздействие на интеллектуальное и физическое развитие детей, их ключевых способностей, необходимых для нормального взаимодействия с окружающим миром, и, как следствие, полноценного включения в образовательный процесс. В учреждениях для детей-сирот ключевым отрицательным фактором среды выступает явление депривации, охватывающее практически все стороны жизни и направления развития детей за время их пребывания в учреждении. Для получения полноценного представления об образовательной среде для детей, оставшихся без попечения родителей, рассматривается международный опыт по созданию условий в детских учреждениях. Отмечается разница в организационных подходах, общественной оценке и правовой составляющей системы воспитания детей-сирот в различных государствах мира. На примере одного из российских интернатов приводится характеристика типовых особенностей сиротских учреждений в нашей стране. Рассмотрение концепции образовательной среды проведено с учетом международного опыта и имеет цель обобщить современные актуальные данные и дать объективную оценку ситуации вопроса в нашей стране. Показана недостаточная степень развития системы воспитания таких детей в России по сравнению с воспитательной практикой в других странах. Делается вывод о необходимости рассмотрения возможностей ключевого перестроения отечественной институциональной системы воспитания детей-сирот.
Сенницкая Е.В. - Влияние количества и иерархической структуры воспринимаемой информации на эмоциональное состояние читателя и слушателя c. 34-39

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.5.20482

Аннотация: Объектом исследования является эмоциональное состояние читателя и слушателя при восприятии информации разного количества и иерархической структуры. Работа посвящена проблеме того, как зависит эмоциональное состояние от структурирования и дозирования информации. Основной задачей является выработка рекомендаций, как структурировать и дозировать словесную, математическую и двигательную информацию, чтобы избежать отрицательных эмоций, возникающих по причине её недостаточности или избыточности. Исследование развивает информационную теорию эмоций П.В. Симонова. Выводы могут быть использованы в педагогике, рекламе, политической и клинической психологии. Методами исследования являлись эмпирическое исследование в форме наблюдения за ходом занятий школьных и вузовских преподавателей, а также естественный эксперимент с учащимися 9–11 классов и студентами 1–2 курсов колледжа. Содержание занятий, проводимых автором или другим преподавателем, моделировалось в виде объектно-иерархической схемы. Далее путём наблюдения и беседы отмечалось изменение эмоционального состояния испытуемого. До настоящего времени эмоциональное состояние человека рассматривалось исследователями лишь в связи с содержанием воспринимаемой информации, в то время как в настоящей работе доказывается связь эмоционального состояния с самой структурой и количеством информации, независимо от её содержания. Выводы: 1) если неизвестный объект раскрывается менее чем 3 известными, испытуемые сообщают об ощущении тоски; 2) если неизвестный объект раскрывается за счёт более чем 5 известных объектов, представляющих собой линейную последовательность, испытуемые сообщают о раздражении, ощущении избыточности информации; 3) если неизвестный объект характеризуется 3–5 известными, испытуемые определяют своё состояние как бодрое, приподнятое, а информацию находят приятной для восприятия. Теоретическая значимость настоящего исследования заключается в уточнении понятий «дефицит информации» и «информационные перегрузки».
Панина Е.А. - Методы формирования позитивных паттернов поведения у подростков в конфликтной ситуации c. 39-59

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.5.13353

Аннотация: В статье исследуется взаимосвязь между уровнем агрессии и стратегиями поведения в конфликтной ситуации у подростков, а также вопрос формирования позитивных паттернов поведения в конфликте в данной возрастной группе. Как известно, подростковый возраст является одним из ключевых моментов формирования личности человека, его взглядов, интересов, направленностей. В данной работе представлено исследование, проведённое в подмосковном общеобразовательном учреждении среди учащихся десятых классов возрастом от 15 до 17 лет, направленное на изучение предпочитаемых стратегий поведения в конфликтной ситуации. Основной гипотезой исследования было предположение о существовании взаимосвязи между уровнем агрессии и выбранной стратегией поведения, а именно учащиеся с высоким уровнем агрессии и доминированием в коллективе сверстников предпочитают неконструктивные способы урегулирования конфликта, в частности стратегию «соперничество». Формирование позитивных паттернов поведения возможно путём проведения коррекционно-развивающей программы с элементами тренинга. Изучение конфликтности учащихся выбранной возрастной группы и полученные по этому вопросу данные помогут педагогам и психологам, работающим в образовательном учреждении, опираясь на индивидуальные характеристики отдельно взятых учеников, строить наиболее эффективные программы обучения и коррекции поведения для лиц с высокими показателями конфликтности. Кроме того, разработанные методы и программы позволят обучать учащихся правильному реагированию в конфликтной ситуации, а также применению полученных знаний в области урегулирования конфликтов в повседневной жизни в старшем возрасте.В результате проведённой работы были получены данные, позволяющие судить о взаимосвязи этих двух показателей. Гипотеза была подтверждена, то есть предположение о взаимосвязи уровня агрессии, доминированием среди сверстников и предпочитаемой стратегией поведения было верным. Учащиеся с высокими показателями агрессии и доминирования выбирали такую стратегию поведения, как «соперничество», респонденты со средними или низкими показателями выбирали конструктивные способы урегулирования конфликта. По итогам исследования была составлена и апробирована коррекционно-развивающая программа с элементами тренинга для коррекции негативных паттернов поведения подростков, в результате которой были получены положительные сдвиги, позволяющие судить об эффективности предложенной программы
Пахалкова А.А. - Эмоциональное благополучие как компонент безопасной образовательной среды c. 44-65

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.1.13783

Аннотация: В статье описывается проблема формирования эмоционального благополучия в школе как компонента безопасной образовательной среды. Рассматриваются различные подходы к определению психологической безопасности, эмоциональной безопасности, эмоционального благополучия, эмоционального неблагополучия, эмоционального здоровья и т.п. Психологически безопасная образовательная среда рассматривается как среда, свободная от насилия в любых формах, обеспечивающая удовлетворение потребностей школьника в личностно-доверительном общении и обладающая для него референтной значимостью. Эмоционально безопасная образовательная среда понимается как среда насыщенная подлинными положительными эмоциями, а отрицательные эмоции в которой минимизированы. Целью данной работы выступает теоретический анализ проблемы формирования эмоционального благополучия в школе как компонента психологической безопасности образовательной среды. Используются теоретические методы исследования. Предлагается авторское определение эмоционального благополучия образовательной среды как эмоционально-положительное ощущение ученика, при котором основные социальные потребности данного возраста удовлетворены и которое является устойчивым во временной перспективе. Подробно проанализирована связь эмоционального благополучия со здоровьем учащихся, отмечается, что она положительная. Предложены технологии достижения эмоционального благополучия через развитие способностей эмоционального самоконтроля и самоуправления.
Долганов Д.Н. - Метарегуляция учебной деятельности c. 45-52

DOI:
10.7256/2409-8701.2017.1.21717

Аннотация: Автором предпринята попытка использования концепции метасистемной организации психических процессов к исследованию учебной деятельности. Предметом исследования является метарегулятивное влияние системы межличностных отношений субъекта учебной деятельности на ее протекание и успешность. Учебная деятельность рассматривается как система со встроенным метасистемным уровнем, который представлен мотивационными процессами. Другими компонентами этой системы являются: непосредственно учебная деятельность как отдельная система; успешность учебной деятельности; субъект учебной деятельности; система межличностных отношений субъекта учебной деятельности. Эмпирическая проверка выдвинутого предположения осуществлялась в два этапа. На первом этапе мы проводили общий анализ взаимосвязи системы межличностных отношений, интенсивностью участия во внеучебной деятельности с учебной деятельностью и ее результативностью, построение предикативных моделей, позволяющих прогнозировать успешность обучения. На втором этапе мы провели формирующий эксперимент, позволивший доказать метарегулятивное влияние системы межличностных отношений на учебную деятельность. Использовались следующие методы и методики: эксперимент, анкетирование, семантический дифференциал «межличностные отношения», опросник диалогичности межличностных отношений, психографический тест В. Г. Леонтьева. Статистическая обработка осуществлялась с использованием программы Statistica. Основные выводы данного исследования: 1) применение концепции метасистемной организации психических процессов к исследованию учебной деятельности существенно расширяет возможности понимания того как деятельность осуществляется и какими средствами управляется; 2) раскрыто метарегулятивное влияние системы межличностных отношений на учебную деятельность; 3) эмпирически доказано позитивное влияние системы межличностных отношений на учебную деятельность.
Терюшкова Ю.Ю. - Коммуникативная компетентность как фактор успешной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья c. 54-64

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.6.19806

Аннотация: Объектом исследования является адаптация первокурсников, предметом исследования - коммуникативная компетентность как фактор успешной адаптации к обучению в вузе. Автор рассматривает такие аспекты темы как процесс адаптации к обучению в высшем учебном заведении, факторы благоприятно влияющие на адаптацию первокурсников, особенности адаптации студентов с проблемами в здоровье. Определен фактор адаптации к обучению в вузе – коммуникативная компетентность – как фактор, который можно контролировать и на который можно влиять, повышая адаптационные способности первокурсников. Исследование проходило в три этапа. Первый этап – первичная диагностика; второй этап – проведение тренинга на развитие коммуникативной компетенции; третий этап – итоговая диагностика. Методы исследования: методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, методика оценки уровня общительности В.Ф. Ряховского, методика коммуникативной социальной компетентности (КСК) Н.П.Фетискина, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов, тест коммуникативных умений Л. Михельсона (в адаптации Ю.З. Гильбуха), анкета удовлетворенности процессом обучения в ВУЗе. Основным выводом проведенного исследования является то, что важным фактором в процессе адаптации студентов с ОВЗ становится уровень владения коммуникативными умениями. Студенты, которые имеют высокий уровень коммуникативной компетентности или студенты, которые имеют возможность пройти тренинги коммуникативных умений на первых ступенях обучения, преодолевают адаптационный период к обучению в вузе быстрее и с наименьшими переживаниями, демонстрируют более высокий уровень готовности продолжать обучение на выбранной специальности. Основным вкладом в исследование темы является разработка и апробация серии тренингов, направленных как на развитие коммуникативных умений первокурсников с ОВЗ и первокурсников без явных нарушений здоровья.
Сиромаха О.В. - О психологической неэффективности наказания как воспитательного средства c. 80-101

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.8.10636

Аннотация: В последнее время растет напряженность и агрессия в обществе. Государство пытается бороться с агрессией при помощи ужесточения наказания. Родители и воспитатели, добиваясь послушания детей, зачастую идут тем же путём. Считается, что наказание есть неотъемлемая часть воспитания и оно необходимо для того, чтоб вырастить полноценную личность. В статье рассматривается наказание с точки зрения его эффективности и отсроченных последствий. Рассматриваются также последствия такого вида воспитательного воздействия, как соревновательность. На основе анализа и обзора литературы, диссертаций, статей, монографий отечественных и зарубежных авторов, сравнения исследований различных авторов по данной тематике. Приведены свидетельства различных авторов о том, что телесные и другие жестокие виды наказания ребёнка приводят к росту его агрессивности, снижению когнитивных способностей, а более мягкие виды наказаний способствуют развитию у ребёнка инфантильного поведения, неуверенности в себе и формированию различных психологических защит. Приводятся примеры, как можно сделать неизбежные в воспитательном процессе запрет и принуждение менее травматичными для ребёнка. Делается вывод о том, что наказание во всех его видах приводит к результату, противоположному тому, к которому стремятся родители, а тёплые дружеские отношения родителей с детьми способствуют воспитанию альтруистической личности, умеющей лучше взаимодействовать с людьми, более счастливой и успешной.
Вершинкина Е.В. - Суицидальное поведение и защитные механизмы психики в старшем подростковом возрасте. c. 84-93

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.10.1145

Аннотация: В статье исследуется проблема суицидального поведения в старшем подростковом возрасте и его связь с защитными механизмами психики. Подростковый возраст характеризуется формированием чувства взрослости, критическими для индивида психологическими и физиологическими изменениями. Происходят значительные изменения в структуре Я-концепции, усиливается склонность к самонаблюдению, некоторые личностные качества подвергаются существенной переоценке. Основной психологический смысл подростковых суицидов заключается в желании привлечь внимание к себе, к своей проблеме и к эмоциям по отношению к сложившейся ситуации. Из-за инфантильных представлений о смерти, у большинства подростков отсутствует реальное желание умереть. Из-за этого подростком могут выбираться такие средства совершения суицидального акта, которые оцениваются взрослыми как не опасные, но, так как подростку в состоянии кризиса сложно прогнозировать свои действия, выбранный им способ может принести серьезный вред физическому состоянии или привести к смерти. В данной статье была проведена проверка гипотезы о взаимосвязи общей напряженности защитных механизмов и склонности к проявлению суицидальных реакций. Для проверки гипотезы были использованы результаты исследования, проведенные среди учащихся 10-11 классов в возрасте 15-17 лет. До сих пор остается неразрешенным вопрос о том, какие защитные механизмы проявляются при различных формах суицидального поведения. Считается, что у индивидов с повышенной тенденцией к суицидальному риску общая напряженность защитных механизмов существенно выше, чем у людей с меньшими суицидальными проявлениями. Для лиц, склонных к суицидальным проявлениям, наиболее характерны механизмы проекции, интеллектуализации, отрицания и регрессии. В данном исследовании была выдвинута и подтверждена гипотеза о взаимосвязи общей напряженности защитных механизмов и склонности к проявлению суицидальных реакций.
Киракосян А.Х. - Оптимизация психологической готовности к коррекции чтения в начальной школе. c. 94-134

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.2.12066

Аннотация: Представлено качественное исследование путей повышения психологической готовности к коррекции познавательных действий через использование разработанного в деятельностной теории приема включающей активности. Исследование выполнено на материале чтения. Работа включает осуществление коррекции негативного отношения слабочитающих учеников 4-ого класса к чтению с помощью проведения в течении учебного года кружка по записи аудиокниг. В статье подробно описаны этапы изменения отношения учащихся к чтению и, соответственно, этапы организации хода кружка. Исследование выполнено с использованием качественных методов сбора и анализа данных – естественный эксперимент, наблюдение, интервью, контент-анализ, интерпретация, а так же статистических методов обработки данных. По результатам исследования показано, что повышение психологической готовности к занятиям связано с изменениями смысла чтения для учеников. Исследование интересно как раскрытие приема включающей активности на материале коррекции, а также имеет практическую ценность как способ повышения психологической готовности к занятиям чтением.
Макарова М.В. - Совладающее поведение студентов в зависимости от удовлетворенности психологической образовательной средой (на примере ФБГОУИ ВО МГГЭУ) c. 102-125

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.3.15383

Аннотация: Актуальной областью изучения совладающего поведения является исследование особенностей личности учащихся в их взаимоотношении с копинг-стратегиями в процессе учебной деятельности.Объект исследования − совладающее поведение студентов.Предмет исследования − совладающее поведение студентов в зависимости от удовлетворенности психологической образовательной средой вуза.Цель исследования − совладающее поведение студентов в зависимости от удовлетворенности/неудовлетворенности образовательной средой вуза.Гипотеза исследования− предполагается, что более конструктивные стратегии совладания свойственны студентам более удовлетворенным образовательной средой вуза. 1. Модифицированная методика определения удовлетворенности значимыми характеристиками образовательной среды И.А. Баевой2. Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса, 3. Методика «Индикатор копинг-стратегий» Основными выводами проведенного исследования является:Анализ результатов группы с низким уровнем психологической безопасности образовательной среды показывает, что в первый фактор вошли следующие компоненты: планирование решения проблемы, положительная переоценка, самоконтроль, принятие ответственности, пол, когнитивный компонент. Во второй фактор вошли дистанцирование, бегство-избегание, поиск социальной поддержки. В третий фактор вошли возраст, разрешение проблем и избегание проблем.Выявлено 3 основных фактора, свойственных группе, высоко оценивающих свою безопасность в университете. В первый фактор вошли следующие копинг-стратегии: положительная переоценка, принятие ответственности, самоконтроль, поиск социальной поддержки, планирование решения проблемы, дистанцирование, бегство-избегание. Во второй фактор вошли конфронтация (то есть стремление вести себя агрессивно и отвечать на действия соответственно), когнитивный компонент, то есть представления студентов об университете, знания о нем (он выражен больше у респондентов мужского пола) и поведенческий компонент (заключается в удовлетворенности своей специальностью, будущей профессией, своей группой и т.д.). В третий фактор вошли поиск социальной поддержки и эмоциональный компонент.
Сенницкая Е.В. - Управление вниманием аудитории с помощью объектно-иерархического метода моделирования и дозирования информации (на примере учебного занятия) c. 102-114

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.4.19908

Аннотация: Объектом исследования является внимание школьников и студентов колледжа при восприятии информации разного количества и иерархической структуры. Работа посвящена проблеме, как зависит внимание слушателя от структурирования и дозирования информации. Основной задачей является выработка рекомендаций, как структурировать и дозировать словесную, математическую и двигательную информацию, чтобы избежать рассеивания внимания и нарушения дисциплины, возникающих по причине её недостаточности или избыточности. Ещё одна задача заключается в разработке несложного метода вычисления количества вербальной информации, который может послужить инструментом моделирования учебного занятия. Методами исследования являлись эмпирическое исследование в форме наблюдения за ходом занятий школьных и вузовских преподавателей, а также естественный эксперимент с учащимися 1, 3, 5, 6 классов и студентами 1–2 курсов колледжа. Содержание занятий, проводимых автором или другим преподавателем, моделировалось в виде объектно-иерархической схемы. Далее путём наблюдения и аудиозаписи отмечалось изменение внимания испытуемых. Результатом данного исследования стал вывод, что в случае, когда абстрактные объекты раскрываются за счёт менее чем 3 или более чем 5 предметных, у слушателей наблюдается рассеивание внимания и нарушение дисциплины. В случае, когда абстрактные объекты раскрываются за счёт 3–5 предметных, удаётся поддерживать дисциплину на всём протяжении урока при условии, что урок представляет собой иерархическую структуру из 4–5 ветвей с глубиной 3–5 ступеней иерархии. Выводы исследования могут быть использованы в педагогике, рекламе, политической и клинической психологии.
Францкевич Е.Т. - Психологическое неблагополучие, как фактор риска безопасности образовательной среды c. 125-174

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.1.11490

Аннотация: Рассматривается понятие «психологической безопасности» личности в образовательной среде и его многоаспектность, актуальность. Анализируются факторы риска, в частности понятие психологического неблагополучия, как одной из основных угроз безопасности образовательной среды. Рассматриваются различные факторы риска и угрозы психологической безопасности образовательной среды, ее компоненты. Эмоциональная безопасность как составляющая часть общепсихологической безопасности образовательной среды, ее эмоциональный компонент. Прослеживается связь эмоциональной безопасности образовательной среды и здоровья человека, во-первых, психического, а во-вторых, физического. Вводится понятие психологического неблагополучия, как фактора риска безопасности образовательной среды. Предпосылками возникновения психологического неблагополучия выступают в разной степени различные факторы: биологические (генетические или наследственные) или социально-психологические, воспитательные. При оценке уровня и выраженности психологического неблагополучия личности следует принимать во внимание личностные (индивидуальные) особенности, такие как акцентуации характера. Решение проблем психологической безопасности в образовательной среде, в частности психологического неблагополучия подростков, должно осуществляться через программы и методики диагностики личности и выстраивания индивидуальной коррекционной и профилактической работы в соответствии с личностными особенностями и акцентуациями характера, также психологу необходимо вести работу по улучшению межличностного взаимодействия и обучению социальным навыкам всех участников образовательного процесса. Выдвигается предположение, что истоки и многообразие проявлений психологического неблагополучия, а также варианты выхода из трудной жизненной или экстремальной ситуации, в большой степени определяются психотипом личности и кроются в акцентуации характера. При неблагоприятной психологической обстановке происходит закрепление некоторых патологических черт характера, что мешает подростку адаптироваться к окружающей среде и может стать одной из причин его отклоняющегося поведения. Не случайно акцентуации характера рассматриваются в качестве предпосылок отклоняющегося (девиантного) поведения подростков. Во всяком случае, можно с уверенностью сказать, что именно акцентуации делают подростковый возраст «трудным».
Деулин Д.В. - Психологическая безопасность образовательной среды вуза правоохранительной системы c. 128-140

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.3.12604

Аннотация: В статье рассматривается проблема психологической безопасности образовательной среды высшего учебного заведения правоохранительной системы. В работе исследуются такие феномены как психологическая безопасность, образовательная среда, угрозы психологической безопасности. Исследуется проявление психологических угроз в образовательном пространстве вуза правоохранительной системы. Теоретически обосновывается классификация из трех групп психологических рисков, позволяющая осуществлять оценку уровней психологической безопасности образовательной среды. Первую группу рисков образуют риски психологического насилия. Во вторую группу рисков входит система взаимоотношений с участниками образовательного процесса, препятствующая удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении. Третью группу образует система межличностных отношений с участниками образовательного процесса, препятствующая признанию референтной значимости образовательной среды. В целях выявления специфических особенностей психологической безопасности образовательной среды вуза правоохранительной системы мы использовали как неформализованные методы (наблюдение, беседа) так и неформализованные методы исследования (модифицированная анкета Баевой И.А. для курсантов). Привлечение научного внимания к проблемам достаточно закрытой образовательной среды правоохранительных вузов является ключевым моментом в процессе подготовки и воспитания высокопрофессиональных специалистов. Процесс совершенствования механизмов обеспечения психологической безопасности образовательного пространства способствует снижению уровня психосоматических расстройств среди обучающихся, более качественному усвоению знаний и навыков и как следствие – формирование высокопрофессионального сотрудника правоохранительной системы, вооруженного всеми необходимыми компетенциями. К сожалению, психологические угрозы актуальны и для образовательной среды вузов правоохранительной системы. Важнейшим направлением является разработка механизма снижения рассматриваемых угроз.
Грищенкова А.Е. - Половозрастные особенности атрибуции враждебности школьников c. 139-316

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.4.15190

Аннотация: В статье обсуждаются половозрастные особенности проявления атрибуции враждебности школьниками после просмотра насильственных сюжетов в мультфильмах. Одним из важнейших факторов формирования агрессивного поведения являются когнитивные способности индивида и усвоенные им стратегии переработки информации. В случае, когда человек считает, что причиной провокационых действий другого являются отрицательные намерения, он, вероятнее всего поведет себя таким же агрессивных образов по отношению к обидчику. В то время как в ситуации, когда он осознает, что эти действия вызваны совершенно иными мотивами, агрессивной реакции может и не возникнуть. Исходя из этого было проведено эмпирическое исследование, цель которого - установить половозрастные различия в проявлении атрибуции враждебности (атрибуции намеренности/случайности, моделей поведения, наказания и прощения) школьников после просмотра сюжетов насильственного и ненасильственного содержания в мультфильмах. Результаты проведенного исследования излагаются в предложенной статье. Полученные данные интерпретировались на основании следующих методологических подходов:1. Теория атрибуции враждебности К. Доджа, в которой атрибуция враждебности рассматривается как тенденция приписывать враждебные намерения другим людям, даже тогда, когда этих намерений в действительности не существует. 2. Информационно-процессуальные модели агрессии Л. Хьюсмана, согласно которой появление агрессии обусловлено наличием агрессивных сценариев поведения, которые представляют собой подкрепленные позитивным опытом схемы агрессивного поведения в разных ситуациях.3. Аффективно-динамический подход И. А. Фурманова, в соответствии с которым, в ситуации фрустрации или депривации возможны три типа реакции: подавленно-агрессивный тип поведения, пассивно-агрессивный тип поведения и активно-агрессивный тип поведения. Для достижения поставленной цели, в исследовании использовалась методика «Атрибуция враждебности». Данная методика разработана Дж. Эбером на основе модели обработки социальной информации К. Доджа, измеряющей детскую атрибуцию враждебности или миролюбивые намерения в гипотетически провокационных ситуациях, и модифицирована на основе аффективно-динамической теории агрессии И.А. Фурманова, предполагающей вариативность поведенческих реакций на провокацию агрессии. Выборку составили 450 школьников (225 девочек, 225 мальчиков) трех возрастных групп: 6–7 лет, 8–9 лет и 10-12 лет. В результате проведенного исследования было установлено, что независимо от пола и возраста школьник после просмотра сюжетов насильственного содержания, при атрибутировании действий другого человека в ситуации провокации, проявляет атрибуцию враждебности, атрибуцию намеренности и активную агрессию как модель поведения, более того он не намерен прощать обидчика, а стремиться наказать его.
Ануфриев А.Ф. - Схема описания случаев из практики в психолого-педагогической диагностике c. 141-174

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.3.12700

Аннотация: Предмет исследования. Диагностическая деятельность психолога в ситуации консультирования. Описание случаев из консультативной диагностической практики как важный раздел психолого-педагогической диагностики. Разработка схемы описания случаев из диагностической практики психолога, отвечающей требованиям необходимости и достаточности характеристики диагностического процесса. Содержательные компоненты схемы. Ее функции (регистрация собственного опыта диагностической деятельности, с целью передачи его другим людям, ознакомление с диагностическим опытом других психологов, эмпирическая проверка положений теории). Эмпирическая проверка возможностей схемы для необходимого и достаточного описания диагностического процесса. Методология или методика исследования. Методология: общенаучный подход к изучению диагностического процесса, концепция решения психодиагностических задач. Метод: теоретический анализ, обобщение психодиагностической практики Новизна и выводы. Разработана научно обоснованная схема описания случаев из диагностической практики психолога, построенная на основе этапов диагностического процесса, выделяемых в общей теории диагноза и концепции решения психодиагностических задач. Показано, что указанная схема содержит как общие, т.е. не зависящие от специфики диагностической области, так и специальные компоненты и что она отвечает требованиям полноты характеристики диагностического процесса. Делается вывод о том, что указанная схема способствует повышению эффективности диагностической деятельности психолога в системе образования.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"