Психолог - рубрика Горизонты психологии
по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Рубрика "Горизонты психологии"
Горизонты психологии
Литвин А.В. - Противопоставление и единство человека и географического пространства c. 1-8

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.2.18955

Аннотация: Предметом рассмотрения статьи являются отношения человека и географического пространства. Данный предмет является междисциплинарным и изучается науками о Земле, с одной стороны, и науками о человеке, с другой. География как наука о Земле сосредотачивает свое внимание на влиянии человека на пространство, или на влиянии пространства на человека. Психология как наука о человеке изучает либо отражение пространства человеком, либо конструирование им пространства. Концепции в данных науках противопоставляют человека и географическое пространство. На основе теоретического анализа показана ограниченность существующих концепций. Эта ограниченность снимается в предлагаемом автором принципе единства человека и географического пространства. Этот принцип появляется как частный случай единства субъективного и объективного. На основе принципа единства человека и географического пространства разработана авторская концепция ментальной географической оболочки, описывающая взаимодействие человека и географического пространства. Ключевым понятием в этой концепции является ментальная географическая карта – особая структура психики как продукт отражения пространства и как регулятор деятельности человека в пространстве.
Сенницкая Е.В. - Некоторые механизмы формирования внутриличностных и межличностных конфликтов, связанных с особенностями личности Доминирующего и Подчинённого лица в родительской семье c. 1-29

DOI:
10.25136/2409-8701.2024.1.69876

EDN: HLRYWL

Аннотация: Объектом исследования являются закономерности формирования внутриличностных и межличностных конфликтов, которые являются следствием желания возвыситься над Доминирующим членом семьи и не прожить жизнь, как Подчинённый член семьи. Были проанализированы конфликты, возникающие в процессе реализации следующих желаний: 1) реализовать мечту, которую не смог осуществить Доминирующий; 2) обладать умениями и качествами людей, в отношении которых Доминирующий испытывал чувства восторга, уважения, преклонения, благоговения, зависти; 3) делать то, чего боялся Доминирующий (или делать то, что могло бы испугать Доминирующего); 4) не попасть в ту категорию людей, которую Доминирующий считал «слабаками»; 5) делать то, что могло бы вызвать бессильную ярость (панику) у Доминирующего; 6) иметь такие умения или качества, которыми Доминирующий гордился, ставил себе в заслугу; 7) иметь те умения и качества, которыми обладало лицо, сумевшее каким-либо способом возвыситься над Доминирующим; 8) вступить в брак с человеком, который поможет реализовать вышеперечисленные желания и т.д. Настоящая работа представляет собой качественное исследование структурированного интервью, которое до этого было предметом количественного исследования, опубликованного ранее. Развёрнутые ответы испытуемых классифицировались по типам изложенных в них конфликтов. Новизна заключается в том, что на базе этих основных стремлений выделен ряд частных потребностей, невозможность удовлетворить которые приводит к внутриличностным и межличностным конфликтам. Выявлено когнитивное искажение относительно «беспомощности» и «безобидности» людей того пола, что Подчинённый. Предложена следующая структура личности: 1) представления о том, что является «сильным» поведением (на основе наблюдения ребёнка за поведением Доминирующего, обеспечивающим тому успех в глазах Подчинённого); 2) представления о том, что является «слабым» поведением (на основе наблюдения за поведением Подчинённого, которое, с точки зрения ребёнка, делает того ведомым); 3) представления о «сильном» и «слабом», «достойном» и «недостойном» поведении, существующие в обществе. Предполагается, что движущей силой развития личности является разрешение противоречий, обнаруживаемых ребёнком между этими тремя элементами.
Сенницкая Е.В. - Связь между особенностями личности «Доминирующего» и «Подчинённого» лица в родительской семье и особенностями личности ребёнка c. 18-99

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.5.39650

EDN: XVQYEF

Аннотация: Объектом исследования являются некоторые закономерности формирования характера, направленность агрессии, а также закономерности профессионального и брачного выбора мужчин и женщин в зависимости от пола и особенностей личности «Доминирующего» и «Подчинённого» лица в семье испытуемых. Также исследуются типичные конфликты для пар четырёх типов: 1) у жены «Доминирующий» – женщина, и у мужа тоже; 2) у жены и у мужа «Доминирующий» – мужчина; 3) у жены «Доминирующий» – женщина, а у мужа – мужчина; 4) у жены «Доминирующий» – мужчина, а у мужа – женщина. Новизна заключается в выявлении факта, что ключевое влияние на формирование направленности личности оказывают два человека: «Доминирующий» – тот, кто властвовал в семье в период примерно до 14 лет, когда ребёнок еще не был способен оказывать сопротивление взрослым, и «Подчиненный» – тот из домашних, кто больше всех был предан «Доминирующему», восторгался им и призывал к подчинению других. Ребенок копирует черты «Доминирующего», которые позволяют тому управлять «Подчиненным», а критерием успешности этой тактики служит одобрение «Подчиненного». Если пол «Подчинённого» и пол ребёнка совпадают, это вызывает гендерную дисфорию и заниженную самооценку, особенно если положение «Подчинённого» в семейной иерархии незавидно. Человек склонен выбирать такую сферу самореализации и такого супруга, с помощью которых он сможет возвыситься над «Доминирующим».
Лабунская В.А. - Особенности самоотношения девушек - участниц кастингов, отличающихся оценками красоты внешнего облика c. 33-45

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.5.24249

Аннотация: Предметом исследования выступают различия в выраженности различных видов самоотношений девушек, участвующих в кастингах и отличающихся оценками их внешнего облика потребителями. В качестве объекта исследования выступают визуальные презентации внешнего облика (фотографии) девушек, участвующих в кастингах, а также оценки их внешнего облика на основе шкалы «красивый – некрасивый». В исследовании приняли участие 50 девушек в возрасте от 18 до 22 лет, участвующие в кастинге, которые добровольно согласились предоставить фотоизображения своего внешнего облика для их оценки по шкале «красивый – некрасивый», и приняли участие в психологическом тестировании их самоотношений. В качестве экспертов (потребителей), осуществляющих оценку степени красоты внешнего облика участниц кастинга, выступили 125 девушек - студенток в возрасте от 18 до 22 лет. Методология исследования включает принцип взаимосвязей между внешним, физическим обликом и внутренним миром человеком. На эмпирическом уровне исследования данный принцип реализован изучением системы самоотношения и оценок внешней красоты. Исследование системы самоотношений девушек, участвующих в кастингах, обусловлено, как тем, что внешний облик человека несет информацию об отношениях к себе и другим, так и тем, что самоотношения являются фактором регуляции всей системы отношений, а, позитивное отношение к себе и другим является требованием, предъявляемым к девушкам, участвующим в различного рода кастингах. Методы исследования включают опросник МИС, разработанный С. Р. Пантилеевым, десяти бальную шкалу «красивая – некрасивая». С целью определения различий в выраженности самоотношений девушек (участниц кастинга) применялись описательные статистики, t критерий парных выборок, Т критерий для независимых выборок. Основные выводы проведенного исследования включают выводы о том, что для девушек, оцененных как красивые, является характерным выраженность саморуководства и интегрального самоотношения «аутосимпатия». Они стремятся контролировать свое поведение, опираться на свою личность, понимать свои цели. В отличие от других девушек – участниц кастинга, обладают достаточно высоким уровнем самопринятия, позитивно относятся к себе и уважают себя. С практической точки зрения, эти результаты исследования указывают на необходимость при проведении кастингов учитывать целостность восприятия внешнего и внутреннего человека потребителем.
Суренская Н.С. - Формирование стратегической компетентности у менеджеров по продажам c. 55-63

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.2.39452

EDN: UBRSBD

Аннотация: Исследователями в области психологии и смежных наук в последние годы выделяется новое направления в профессиональной деятельности менеджеров по продажам – стратегическое управление продажами. Такая деятельность связана с построением долгосрочных партнёрских отношений между организациями и требует от специалистов, занимающихся сопровождением клиентов новых навыков – стратегической компетентности. Эти исследования являются особенно актуальными для организаций, чья деятельность направлена на продажи в области B2B. Предметом исследования в данной статье является содержательная структура стратегической компетентности, основанная на анализе существующей литературы, а также методы ее формирования и развития.     В статье представлен содержательный анализ компетенций, входящих в структуру стратегической компетентности и предложена структура такой компетентности, состоящая из следующих компонентов: стратегическая коммуникация, включающая прочные навыки построения долговременных и доверительных конструктивных отношений; стратегический менеджмент, подразумевающие развитые навыки «выхода» за пределы зоны своей непосредственной ответственности, стратегическое мышление, включающее в себя применение на практике способов творческого решения проблем, стратегическая идентификация, подразумевающая понимание и принятие своей новой роли как специалиста, выстраивающего долгосрочную стратегию взаимодействия с клиентами. В работе представлены результаты апробации программы развития стратегической компетентности у менеджеров по продажам.
Сосновский Б.А., Каширский Д.В. - Тернистый путь психологии к «Человеку одушевленному» c. 98-110

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.6.38795

EDN: STLGFQ

Аннотация: Хрестоматийный материалистической отказ от изучения человеческой души привёл современную психологию к потере своего исконного предмета, место которого занимает упрощенное и (подобно Душе) не подлежащее строгому определению понятие Психики. В результате в конструкциях научной психологии теряется, либо не подлежит убедительной понятийной интерпретации множество фактов проявления целостной души и исконной духовности. В многочисленных моделях и психологических схемах личности безвозвратно теряется живой субъект или «человек одушевленный». Историю психологии можно рассматривать как историю "побед", но можно и как историю "потерь" - понятийных упрощений и искажений, что непосредственно сказалось на ее современном облике. Предметом теоретического рассмотрения в данной статье является проблема человека в психологии, его Души и духовной сущности. Приводятся примеры распространенных понятийных психологических упрощений и искажений, автоматически ведущих к неизбежным духовным потерям, которые особенно выразительны и не допустимы во всех разделах прикладной психологии. Эффективная психологическая работа осуществляется на практике не с отдельными психическими процессами, состояниями или свойствами, а со всей неделимой человеческой душой. Именно реальная психологическая практика с годами всё настоятельнее требует серьёзного переустройства научной психологии, которая просто обязана стать целенаправленно духовной и непосредственно обращенной к живой человеческой душе. Определенные научные «заделы» в направлении одушевления психологии в отечественной науке давно созданы.
Гайдай А.С., Кадыров Р.В., Капустина Т.В. - Мобильные приложения для психического здоровья: обзор литературы c. 100-112

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.5.44193

EDN: YRWLJC

Аннотация: В данной статье представлен обзор литературы по мобильным приложениям для психического здоровья. Объектом исследования являются мобильные приложения, разработанные для оказания помощи при различных психических расстройствах. В статье подробно рассмотрены аспекты, связанные с эффективностью и доступностью таких приложений, а также преимущества и недостатки использования мобильных приложений в контексте пользы для конечного пользователя. Эта статья предлагает обобщенный обзор литературы по данной теме и может служить основой для дальнейших исследований в области мобильных приложений для психического здоровья. Также предпринята попытка определить перспективные для данной области направления. Авторы приходят к выводу, что мобильные приложения для психического здоровья обладают как рядом достоинств, среди которых можно назвать их общедоступность, конфиденциальность и положительное влияние на здоровье пользователей, так и недостатками, которые в значительной степени связаны с недавним возникновением области и отсутствием контроля со стороны специалистов в области психического здоровья. Научная новизна статьи заключается в систематизации и анализе существующих данных о мобильных приложениях для психического здоровья. Выводы статьи могут быть полезны для специалистов в области психологии и разработчиков мобильных приложений для психического здоровья.
Гайворонская А.А. - Портрет личности и его исследование психосемантикой c. 138-145

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.5.39269

EDN: FIPOHZ

Аннотация: Предметом исследования является портрет личности. Психологический потрет представляет собой подробное описание характеристик личности. Единицей анализа личности является личностный смысл. В совокупности других смыслов, личностный смысл образует иерархическую конструкцию, способную перестраиваться в ходе жизни и в зависимости от опыта трансформировать содержание смыслов в этой иерархии. Объект исследования – портрет личности изучаемый методами психосемантики для выявления строения, функционирования системы значений, способов категоризации, описывающих портрет личности. Психосемантические методы направлены на реконструкцию имплицитных теорий личности и решают следующие задачи: соединение исследуемого значения данного явления с другими значениями, системами значений, выделение и интерпретация среди этих связей наиболее существенных. Психосемантический подход к портрету личности представляет собой описание психологической (семантической) структуры, которая содержит свойства-признаки, при помощи которых можно охарактеризовать личность. Эта структура сформирована различными типами значений «классифицирующими» данный конструкт как «психологический портрет» Основными выводами проведенного исследования являются: 1) использование психосемантического инструментария к интерпретации «портрета личности» способствует раскрытию характеристик данного феномена, а именно, как уровни категоризации, выделенные в ходе исследования, соотносятся со значимыми темами, описывающими психологический портрет; 2) портрет личности – это комплексная характеристика, отражающая внутренний мир, направленность личности и являющаяся инструментом для изучения человека. Новизна исследования заключается в изучении имплицитных теорий составления психологического портрета, получив в результате модель психологического портрета.
Березина Т.Н. - Четырехуровневая регуляция продолжительности жизни посредством биопсихологических часов c. 146-158

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.5.68681

EDN: FLSTEG

Аннотация: Рассматривается модель регуляции продолжительности жизни посредством биопсихологических часов четырех уровней. Первый уровень представлен внутриклеточными молекулярно- генетическими часами, отвечающими за максимальную продолжительность жизни. На втором уровне происходит регуляции времени деятельности (тайм-менеджмент), этот уровень связан с психологическими часами, существует также связь с активностью годичных и месячных биоритмов. Этот уровень связан с организацией жизненного пути, регуляцией образа жизни, профессиональным долголетием человека. На третьем уровне осуществляется регуляция бодрствования и сна посредством циркадных биоритмов с периодом 20-28 часов. Здесь происходит регуляция состояния здоровья и восстановление иммунитета. Четвертый уровень связан с регуляцией ритмов дыхательной и сердечной систем, с ним связано явление преждевременной смерти, и он отвечает за прекращение жизни. Мы рассматриваем регуляцию, осуществляющуюся сверху вниз, при этом каждый уровень отвечает за свой аспект продолжительности жизни. Между уровнями существует взаимодействие, однако его механизмы изучены мало. Кроме этого, существуют также механизмы, обеспечивающие автономное функционирование метаболизма каждого уровня. Вывод: для восстановления здоровья, профилактики внезапной смерти, потенциального увеличения продолжительности жизни необходимо разрабатывать комплексные стратегии, объединяющие все уровни биологических и психологичсеких часов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.