Психолог
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Рубрика "Психология чрезвычайных ситуаций"
Психология чрезвычайных ситуаций
Стоюхина Н.Ю. - Психотехнические исследования 1920-1930-х гг. по предотвращению аварий на транспорте c. 66-93

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.1.13932

Аннотация: Предметом исследования, представленного в данной статье, является историко-психологический обзор одного из многообразных аспектов деятельности советских психотехников 1920-1930-х гг. – воздейственная работа на транспорте по предотвращению несчастных случаев. Причиной возникновения аварийных ситуаций на дорогах стало увеличение транспорта в СССР, что талантливо отразили в своих произведениях художники слова (И. Ильф и Е. Петров, В. Маяковский) и очевидцы тех событий. Особое внимание уделяется автором работам тех учёных-психотехников, которые своими разнообразными исследованиями внесли свой вклад в изучение этой важной темы: И.Н. Дьякова, Б.И. Северного, А.И. Колодной, К.К. Платонова. Методы, используемые в работе: исторический, воссоздающий историю исследуемой реальности, библиографический, способствующий систематизации информации, биографический, направленный на раскрытие персоналистического аспекта истории психологии. Новизна данного исследования состоит в том, что впервые на материале истории советской психотехники раскрыты предпосылки и истоки становления психологии безопасности на транспорте, введены в научный оборот забытые работы психотехников по предупреждению аварий на транспорте в связи с особенностями социального контекста и научной политики, что позволяет расширить поле историко-психологического, социально-психологического и науковедческого исследования.
Седых Н.С. - Медиадискурс о терроризме в контексте информационно-психологических угроз современности c. 96-127

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.5.15940

Аннотация: В статье рассматривается терроризм в контексте процессов глобальной информатизации социального пространства и особенностей воздействия современных масс-медиа на общественное и индивидуальное сознание. Раскрываются ключевые черты современного терроризма и сущность этого явления с точки зрения информационных рисков, угроз и вызовов. Приводятся результаты лингвистических исследований, экспертиз публицистического и медиадискурса о терроризме и анализируются практики использования слов «терроризм», «террорист», «терроризировать» как в прямом, так и переносном значении. В этой связи актуализируются вопросы трансформации обыденного сознания под воздействием соответствующих медиадискурсивных практик. Обсуждаются некоторые следствия и последствия «дискурсивного давления» и «информационной агрессивности». Анализируются социальные репрезентации терроризма в обыденном сознании, анализируются результаты эмпирического исследования автора с целью изучения представлений о субъектах терроризма (террористах-лидерах, исполнителях, смертниках-мужчинах и женщинах) у студенческой молодёжи Южно-российского региона. Обобщаются и сопоставляются данные, делаются выводы о психологических последствиях террористической агрессии, их пролонгированном воздействии на индивидуальное и общественное сознание. В заключении акцентируется внимание на необходимости активного информационного антитерроризма, развитии социальных, психолингвистических и информационно-коммуникационных практик противодействия идеологии экстремизма и формировании антитеррористических ценностей в российском обществе. Вместе с тем обращается внимание на необходимость развития научной журналистики и аналитического стиля изложения при освещении проблем терроризма.
Седых Н.С. - К вопросу о психологических последствиях терроризма c. 101-130

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.1.229

Аннотация: В статье представлены результаты исследований, в которых приняли участие пострадавшие от теракта, произошедшего в г. Волгодонске 16.09.1999 (взрыв жилого дома, расположенного по адресу: Октябрьское шоссе, д. 35). Анализируется специфика осмысления и интерпретации последствий террористической акции. Вместе с тем рассматриваются отдельные особенности социального восприятия угрозы терроризма, а также роль средств массовой коммуникации в формировании социальных представлений о терроризме и социальном конструировании этого феномена. В данном контексте рассматривается язык как психолингвистическая структура и фактор формирования психического опыта индивидов. В этой связи обсуждается проблематика информационно-коммуникационных воздействий сообщений масс-медиа о террористических проявлениях. Актуализируется необходимость всестороннего изучения терроризма с точки зрения информационно-психологических угроз современности. Обозначается необходимость специализированной профилактической деятельности, ориентированной на снижение негативного социального влияния террористических акций, а также оптимизации информационно-психологического противодействия терроризму.
Седых Н.С. - Информационно-психологические способы воздействия в подготовке террористов-смертников c. 126-165

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.4.12912

Аннотация: В статье рассматриваются особенности эксплуатации глобальных коммуникаций в целях развития террористической идеологии и продвижении идей суицидального терроризма, анализируются информационно-психологические способы воздействия, осуществляемого в целях подготовки террористов-смертников. В этой связи автор обращается к вопросу о роли масс-медиа в конструировании социальных знаний и смыслов, рассматривая средства массовой коммуникации как дискурсивную систему, участвующую в производстве и воспроизводстве типизированных значений. В контексте проблематики формирования экстремистского сознания и психологической готовности к суицидальному террору анализируются особенности виртуальной реальности, информационной среды, конструирования медиатекстов, пропагандистские приёмы и методы психологического воздействия, широко используемые для вовлечения молодёжи в терроризм и подготовки смертников. Обозначается необходимость оптимизации информационно-психологического противодействия идеологии экстремизма и терроризма в конкретных социально-исторических условиях. В данном контексте рассматриваются возможности массовой коммуникации в формировании антитеррористических ценностей в российском обществе. Актуализируется вопрос развития педагогической журналистики, призванной формировать социальные ценности, убеждения и воздействовать на мотивационную сферу личности. В контексте проблематики организации информационно – психологического воздействия экстремистами и осуществления соответствующего противодействия также рассматриваются возможности светского и религиозного образования. Актуализируется вопрос о роли психологической науки в развитии информационной культуры и продвижении идей социального диалога, согласия, солидарности.
Ларионова А.В., Мещерякова Э.И. - Экстремистская направленность личности: теоретические и практические проблемы исследования c. 140-153

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.4.19962

Аннотация: Предметом исследования является экстремистская направленность личности, которая рассматривается через ее компоненты — ценностно–мотивационные, эмоционально–оценочные, когнитивные и поведенческие. В центре исследования находится проблема разработки методологических оснований изучения экстремистской направленности личности, возможности ее предикции. Цель работы — изучение потенциальной экстремистской направленности молодежи, под которой понимается предполагаемая, декларируемая возможность/готовность студента стать участником экстремистской деятельности при определенных обстоятельствах (соответствующая среда или эксквизитная ситуация). Выявление личностных предикторов потенциального экстремизма молодежи осуществляется через решение задач исследования по анализу когнитивных, ценностно–мотивационных, эмоционально–оценочных и поведенческих компонентов потенциальной экстремистской направленности личности, а также гендерных различий в декларировании готовности к экстремизму. Методами исследования выступают: Тест «Культурно–ценностный дифференциал» Г.У. Солдатовой (1998), Тест самодетерминации личности Б. Шелдона (в адаптации и модификации Е.Н. Осина, 2011), Опросник «Мини-мульт» в адаптации В.П. Зайцева, Тест «Диагностики мотивационной структуры личности» (В.Э. Мильман, 1990) и Авторская анкета определения экстремистской направленности личности (год). Обработка данных осуществлялась с помощью частотного и факторного анализа и анализа сопряженности по критерию Пирсона Хи-квадрат в программе STATISTICA 6.0. В результате эмпирического исследования было раскрыто содержание компонентов экстремистской направленности (основные смыслы), определены мотивы потенциальной экстремистской направленности студентов, определены личностные особенности студентов, декларирующих потенциальную готовность участия в экстремистской организации. Делается вывод о том, что найденные закономерности отражают внутриличностные противоречия, поиски способов самореализации и жизнеосуществления молодого человека в современном мире.
Сукиасян С.Г., Тадевосян М.Я. - Роль личности в развитии боевого посттравматического стрессового расстройства c. 258-308

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.2.252

Аннотация: В статье приводится анализ личностных изменений у участников боевых действий, рассматриваемый в контексте сложного взаимодействия травмы и трансформированной ею личности с противоречивой социальной средой. В контексте боевого ПТСР проблема личности рассматривaется на трех уровнях; претравматические личностные особенности, интратравматические личностные расстройства, посттравматические расстройства личности. Подчеркивается, что расстройство личности является индикатором тяжести ПТСР. Показано, что травматическое воздействие может привести к развитию не только симптомов ПТСР, но и симптомов связанных с расстройствами личности. Установлено, что ядром измененной личности становятся враждебность и недоверчивость к окружающему миру; чувство опустошенности и безнадежности, постоянное чувство собственной измененности; высокий уровень тревоги и низкий уровень субъективного контроля. Представлено описание посттравматические изменения личности при боевом ПТСР.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"