Психолог - рубрика Понять человека
по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Рубрика "Понять человека"
Понять человека
Казанцева Е.В., Холина О.А., Москаленко А.Е. - Оценка степени осознанности студентов с наличием склонности к аддиктивному поведению c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8701.2019.5.31257

Аннотация: В статье обсуждается новый когнитивный конструкт осознанность (mindfulness), активно исследуемый в зарубежной науке. Описываются основные характеристики и сферы в которых идет разработка данного когнитивного феномена такие как: терапевтический подход, философско-педагогический подход; подход личностного познания и развития. На основе зарубежных и отечественных данных подчеркивается влияние осознанности на значимые личностные структуры: рефлексия, внимательность, персональная удовлетворенность жизнью. На эмпирическом этапе исследования проверялось наличие взаимосвязи между склонностью к зависимому поведению и высокой степенью осознанности у студентов вуза. Основу выборки составили 100 студентов вуза 58 девушки и 42 – юноши средний возраст 20,2. Для проверки выдвинутой гипотезы использовались такие методик как Методика склонности к 13 видам зависимости Г.В. Лозовой и шкала оценки внимательности и осознанности в повседневной жизни — Mindful Attention Awareness Scale (MAAS), авторы: K.W. Brown, R.M Ryan в адаптации А.М. Голубева Для проверки данных использовались методы математической статистики, а также эмпирические результаты, полученные в ряде зарубежных исследований. Математическая обработка осуществлялась с помощью программы SPSS Statistics 6.0. В целом, было установлено, что высокая степень осознанности имеет обратную корреляционную зависимость по отношению к склонности к аддиктивному поведению.
Тихонова Е.А. - Подходы к изучению понятия совладающего поведения в отечественных и зарубежных научных исследованиях c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-8701.2021.6.37005

Аннотация: Предметом исследования является феномен совладающего поведения в отечественных и зарубежных научных исследованиях. Объектом исследования являются подходы к изучению совладающего поведения, в частности копинг-поведения. Цель исследования – попытка систематизировать сведения о подходах к изучению понятия совладающего поведения в отечественных и зарубежных научных исследованиях. Методология исследования заключается в научно-аналитическом обзоре по теме совладающего поведения в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Новизна исследования - автор подробно рассматривает такой аспект, как подходы к изучению понятия совладающего поведения в научных исследованиях. Стоит заметить, что в отечественной литературе копинг исследован недостаточно, а вот в рамках иностранной психологии проблему совладающего поведения изучают с 1960-х годов. В виде теоретической базы для исследований иностранных учёных выступили имеющиеся представления, относящиеся к природе механизмов осуществления психологической защиты, к когнитивным стратегиям и стрессам. Особое внимание уделяется раскрытию вопроса, связанного с тем, из-за чего одни лица оказываются успешными и устойчивыми при преодолении стрессового влияния, а иным лицам очень сложно пережить напряжённый период. Особым вкладом автора в исследование темы является использование опыта иностранных учёных, их представлений, относящихся к природе механизмов осуществления психологической защиты, к когнитивным стратегиям и стрессам. Необходимо обратить внимание на то, что в статье рассматривается совладающее поведение с использованием таких понятий, как: психологическая защита, стрессовые воздействия, копинг-поведение, личностные детерминанты, проблемное событие, стиль совладания, патологические процессы, стресс-фактор. Основными выводами проведенного исследования являются: - сначала человеком определяется отдельное проблемное событие в виде опасного и нестабильного; - после этого производится учёт уровня влияния и характеристики стресс-фактора, собственные индивидуальные черты, выполняется выбор способов совладания.
Шевеленкова Т.Д., Сальникова М.М. - Изменения психической ригидности и отношения к своему телу в процессе лечения у девушек-подростков, страдающих нервной анорексией c. 1-19

DOI:
10.25136/2409-8701.2024.2.70033

EDN: ZAHDYL

Аннотация: Авторы, рассматривая отечественные и зарубежные исследования когнитивной ригидности/флексибильности и представлений о собственном теле при нервной анорексии, отмечают практическое отсутствие исследований как динамики, так и представлений о существовании и характере связи между указанными психологическими особенностями девушек, страдающих нервной анорексией. Объектом исследования явились психологические особенности, а именно, психическая ригидность, когнитивная флексибильность и отношение к своему телу девушек-подростков, страдающих нервной анорексией. Предметом исследования выступило изменение уровня ригидности/флексибильности и негативного отношения к своему телу, а также их взаимосвязи в ходе стационарного лечения нервной анорексии. Цели исследования: выявить изменения особенностей психической ригидности и отношения к своему телу, а также в характере связи между когнитивной ригидностью, флексибильностью и отношением к телу от начала к концу стационарного лечения подростков, страдающих нервной анорексией.   В исследовании, проведенном на базе Центра изучения расстройств пищевого поведения (ЦИРПП) в Москве, приняли участие девушки-подростки (13 - 17 лет) с диагнозом «нервная анорексия». Использованы: классический тест Дж. Р. Струпа, упрощенная версия Томского опросника ригидности, опросник когнитивной флексибильности, опросник «Отношение к своему телу». Проведен факторный анализ связи исследуемых параметров. Особый вклад авторов исследования – доказательство того, что негативное отношение к своему телу при нервной анорексии как в начале, так и в конце стационарного лечения, положительно коррелирует с высоким уровнем ригидности и низким уровнем флексибильности, а также того, что характер данной связи принципиально изменяется от начала к концу стационарного лечения. Новизна исследования заключается в обнаружении того, что от начала к концу стационарного лечения происходит сдвиг психологической проблемы: низкая когнитивная флексибильность, как и неспособность отождествлять себя со своим телом, перестают быть основной проблемой, и на передний план выступает негативная оценка привлекательности своего тела для себя, которая в конце стационарного лечения должна стать специфической мишенью для психотерапевтической работы. Практическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет наметить мишени психологической работы (психотерапевтической, коррекционной, реабилитационной) и их изменение от начала к концу стационарного лечения.
Савинков С.Н. - Исследование феноменов «надежда» и «безнадежность» в психологии c. 11-16

DOI:
10.25136/2409-8701.2019.6.29697

Аннотация: В статье рассматриваются феномены «надежды» и «безнадежности», как актуальные проблемы современной психологии, являющиеся неотъемлемой частью процесса изучения субъективной самооценки личности. Приводятся данные представленные в работах ведущих зарубежных и отечественных психологов, освещающих данную проблему. Представлены результаты исследования, проведенного среди подростков и отражающих уровень надежды/безнадежности в данном возрастном периоде. Отмечается неоднозначный (амбивалентный) характер феноменов «надежды» и «безнадежности», который они носят в жизнедеятельности личности, а также их взаимосвязь с эмоциональными состояниями и психическими процессами. Нами был проведен теоретический анализ психолого-философской литературы в которых рассматриваются проблемы по теме надежды и безнадежности личности. Понимание сущности феноменов «надежда» и «безнадежность», представленной в концепциях и взглядах различных ученых, позволяет предметно говорить о способах и инструментах регулирования эмоциональной, эмоционально-ценностной и, как следствие, деятельностной сфер личности. Надежда, как и безнадежность, носят не только социальный характер, но и индивидуально-побудительный, так как связаны напрямую с самооценкой личности, эмоциональным регулированием её деятельности, а также с мотивацией и потребностями.
Капустина В.А. - Социально-психологические детерминанты процесса социализации подростков из полных и неполных семей c. 16-26

DOI:
10.7256/2409-8701.2017.1.21093

Аннотация: Объект исследования – процесс социализации подростков. Предмет исследования – различия в структуре детерминации процесса социализации подростков из полных и неполных семей. Гипотеза: существуют различия внешних и внутренних детерминант процесса социализации у подростков из полных и неполных семей, а именно психологическое содержание отношений в группе «подросток – родители» более разнообразно и позитивно окрашено в полных семьях, личностные черты, усложняющие общение в группе «подросток – сверстники» больше выражены у подростков из неполных семей. Данное исследование было проведено в Новосибирской области в 2013-2016 гг. в форме психодиагностического тестирования, включающего в себя 3 пакета методик. Эмпирическая база исследования включала в себя 3 средних общеобразовательных школы г. Новосибирска и 2 школы Новосибирской области. Общее количество испытуемых – 185 подростков в возрасте 13-16 лет (93 мальчика и 92 девочки). Из полных семей было 113 испытуемых, из неполных – 72 испытуемых. В качестве основных выводов автор приводит данные, доказывающие влияние внешних детерминант социализации (межличностные отношения в социальной системе «подросток-родитель») на социализацию подростков как в полных, так и в неполных семьях, а также указывает на обнаруженные различия во внутренних детерминантах (такие индивидуально-типологические особенности личности, как межличностная тревожность, вербальная агрессия, негативизм, экстраверсия, ригидность, сензитивность, агрессивность, эмотивность) социализации у подростков из полных и неполных семей. По мнению автора, значительное количество негативных последствий неполной семейной структуры могут быть компенсированы, благодаря развитию необходимых навыков (например, коммуникативных и организационных).
Комиссарова О.А. - Диагностика межличностных отношений как способ определения образа «Я» студентов - менеджеров c. 16-24

DOI:
10.25136/2409-8701.2019.1.28941

Аннотация: Цель исследования заключается в проведении сравнительного анализа образов «Я – реальное», «Я – идеальное», «успешный менеджер» в представлении студентов – менеджеров на основе выбранных ими стилей межличностных отношений. Предметом исследования являются стили межличностного взаимодействия, проявляющиеся у студентов-менеджеров в выбранных ими образах «Я – реальное», «Я – идеальное», «успешный менеджер». Объект исследования: студенты факультета менеджмент. В ходе исследования получены достоверные различия в стилях межличностного реагирования, отраженных в профилях «Я – реальное», «Я – идеальное», «успешный менеджер» в группе студентов – менеджеров 1 курса. психодиагностический метод с использованием методики Л.Н. Собчик «Диагностика межличностных отношений (ДМО); метод статистической обработки данных: непараметрический критерий Манна-Уитни (U-критерий). Новизна проведенного исследования заключается в анализе профилей «Я – реальное», «Я – идеальное», «успешный менеджер» полученных в результате психодиагностики студентов-менеджеров 1 курса, а также в выявлении в ходе сравнительного анализа достоверных различий в предпочтении студентами определенных стилей межличностного взаимодействия. Выводы: наиболее значимыми и выбранными на первые позиции у студентов, являются стили межличностных отношений базирующиеся на сильном типе реагирования. В профилях студентов, отражающих образы «Я – реальное» и «Я – идеальное» определились противоположные тенденции в межличностном реагировании, приводящие к внутреннему напряжению и внутренним конфликтам.
Ростовцева М.В., Гончаревич Н.А., Шестаков В.Н., Савельева Т.Г., Барканова О.В. - Успешность в карьере супругов в семьях патриархального и эгалитарного типа c. 18-35

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.5.38774

EDN: JTDIPL

Аннотация: Предметом исследования является соотношение показателей успешности в карьере и межличностных отношений супругов в семьях патриархального и эгалитарного типа. Целью исследования являлось определение направленности и характера изменений супружеских отношений в ситуациях карьерного роста одного из супругов. Для проведения исследования использовались: опросник «Общение в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская), методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н. Волкова), методика «Распределение ролей в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская), тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Г.П. Бутенко, Т.Л. Романова, факультет психологии МГУ), методика «Линия жизни» Головаха Е.И., Кроник А.А., адаптированная под цели исследования – измерение отношения к карьерному росту Также использовались методы качественной и количественной обработки данных. Выборка исследования представлена группой исследуемых мужчин и женщин в возрасте от 35 до 40 лет, в количестве 12 человек, находящиеся в браке 10-15 лет.   На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что для традиционных патриархальных семей не характерны высокая социальная активность, направленность на развитие карьеры обоих супругов, высокий уровень доверительного общения и взаимопонимания. В результате проведения корреляционного анализа установлено, что большое количество корреляционных связей между различными сферами семейных отношений, удовлетворённостью браком и успешностью карьеры. Таким образом, полученные данные позволят увеличить уровень согласованности семейных ценностей и ролевой адекватности супругов, что позволит уменьшить количество конфликтов, возникающих в семье и будет способствовать гармонизации семейных отношений и тем самым повышению уровня удовлетворенности браком супругами.
Капустина Т.В., Кадыров Р.В., Люкшина Д.С. - Стратегии совладающего поведения и психологические защиты у девушек с разными ранними дезадаптивными схемами c. 25-33

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.5.27644

Аннотация: Объектом исследования являются ранние дезадаптивные схемы. Предметом исследования – стратегии совладающего поведения и типы психологических защит у девушек с разными ранними дезадаптивными схемами. Авторы рассматривают ранние дезадаптивные схемы как определённые стереотипы поведения, негативно сказывающиеся на жизнедеятельности. Делается акцент на актуальности использования полученных данных в психологическом консультировании при решении различных практических задач по преодолению жизненных трудностей, обусловленных проявлением ранних дезадаптивных схем, что может помочь психологу-консультанту осуществлять определенным образом психологическую поддержку. В работе использовались эмпирические методы и методы обработки данных. В качестве эмпирического метода применялось тестирование представленное Опросником для диагностики ранних дезадаптивных схем «YSQ-S3R», Опросником «Стратегии совладающего поведения» и методикой «Индекс жизненного стиля». Для статистической обработки данных и выявления взаимосвязи использовался коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена. По результатам проведенного эмпирического исследования у девушек в возрасте 21-30 лет с ранними дезадаптивными схемами преобладают стратегия совладающего поведения - дистанцирование и эго-защитный механизм - вытеснение. Полученные данные можно использовать в процедуре психологического консультирования клиентов или пациентов с ранними дезадаптивными схемами, для повышения результативности и эффективности психологической работы путем трансформации и изменения привычных неэффективных схем поведения. Новизна исследования и вклад авторов состоит в углублении эмпирического материала по изучению ранних дезадаптивных схем и возможности использовании полученных данных в психотерапевтической и психологической помощи.
Грибер Ю.А., Нанкевич А.А. - Влияние шума на цветовые ассоциации горожан c. 29-39

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.6.39243

EDN: OZQVZC

Аннотация: Объектом исследования являются привыкшие к шуму городские жители, предметом – влияние шума на возникающие у них цветовые ассоциации с антропологически значимыми концептами. Цель – экспериментальная проверка гипотезы о том, что под воздействием шума в системе цветовых ассоциаций будут наблюдаться изменения структуры и плотности, частотности оттенков с различными хроматическими характеристиками (светлотой, тоном, насыщенностью). В эксперименте приняли участие 50 человек (14 мужчин и 36 женщин) в возрасте от 17 до 24 лет (средний возраст 19.71, SD=1.72). Их ответы сравнивались с результатами контрольной группы, которая участвовала в таком же исследовании ранее и не подвергалась воздействию звукового раздражителя. Палитра эксперимента включала 27 цветовых образцов системы естественных цветов NCS. Участников просили сопоставить цветовые образцы палитры с 26 антропологически значимыми концептами. Эксперимент показал заметные трансформации системы цветовых ассоциаций под воздействием звуковых раздражителей. Мы зафиксировали резкое увеличение доли выборов красного цвета и повышение рейтинга других физиологически значимых оттенков, на которые реагирует зрительный нерв – синих, желтых и ахроматических белого, черного и серого. Цветовые ассоциации стали менее разнообразными и приобрели более простую структуру. При этом на структуру цветовых ассоциаций не повлияло изменение громкости шума: паттерны, полученные под воздействием 60 Дб(А) и 80 Дб(А) оказались идентичными. Полученные данные имеют важное значение для понимания когнитивных механизмов воздействия цвета и установления причинно-следственных связей между заданной цветовой стимуляцией и ее влиянием на индивидуального человека.
Якиманская И.С. - Особенности супружеского лидерства и психологический климат семьи c. 32-44

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.2.32513

Аннотация: Психологический микроклимат семьи является важным фактором, определяющим жизнедеятельность, здоровье, социальную и трудовую активность членов семьи и общества в целом. Для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки – сплоченность, возможность для всестороннего развития личности каждого человека, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. Исходной основой для благоприятного климата семьи являются супружеские отношения, в частности, такое их проявление как лидерство и главенство. В соответствии с этим в статье описано исследование, где семьи разделили на три группы-семьи с традиционным лидерством (мужское лидерство), семьи с нетрадиционным лидерством (женское лидерство), семьи с эгалитарным лидерством (равноправное лидерство) и затем провели исследование психологического климата и самочувствия членов семей. Опираясь на полученные результаты в статье констатируется, что для женщин характерен более высокий уровень фрустрированности в семейных отношениях, чем для мужчин. Женщины выше оценивают личность партнера, стремятся к пониманию, эмоциональной близости, испытывая тревогу, напряжение и вину. Наиболее высокий уровень тревоги и напряжения наблюдается у женщин в парах, где лидером является мужчина. В статье предполагается, что данные результаты связаны с тем, что, возможно, подчиненное положение способствует снижению уверенности у женщин, страху остаться одной, страху потерять поддержку мужа. Склонность к чувству вины проявляется как у женщин, проявляющих лидерство в семейных отношениях, так и у тех, кто стремится избежать его.
Дулинец Т.Г., Наконечная Е.В., Суворова Н.В., Шепелева Ю.С., Тюканов В.Л. - Повышение мотивации старших школьников средствами мультимедиа технологий c. 36-54

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.5.38942

EDN: KAZSUN

Аннотация: Предметом настоящего исследования является влияние средств мультимедиа на развитие мотивации к обучению у школьников. Проведено исследование на базе МБОУ Лицей № 8 г. Красноярска среди учащихся двух девятых классов. В ходе исследования были использованы следующие методики: изучение мотивации учения М.И. Лукьяновой; определение уровня мотивации учения Н.Г. Лускановой, опрос учителей и учеников. До проведения эксперимента был измерен уровень мотивации у учащихся контрольной и экспериментальной групп, который соответствовал уровню "низкий" и "средний" для 46 и 52% респондентов соответственно. После эксперимента, когда в течение двух четвертей было проведено более 100 уроков по химии и биологии, уровень мотивации в экспериментальной группе повысился по показателям "высокий" и "очень высокий" по результатам двух методик. таким образом, после проведения эксперимента с использованием на уроках мультимедиа технологий в экспериментальной группе наблюдается снижение количества учеников с низким и очень низким уровнем учебных мотивов Основные выводы настоящего исследования связаны с тем, что в результате проведенного исследования было доказано, что уровень мотивации к обучению у школьников повышается при использовании на занятиях мультимедийных технологий, таких как мультимедийные презентации, аудио и видеоролики, электронные учебники, интерактивные доски и онлайн тестирования. В ходе исследования был выявлен рост успеваемости в экспериментальной группе. Успеваемость в данной группе выросла за счет повышения уровня мотивации к обучению у школьников. По результатам проведения исследования можно сделать вывод, что использование мультимедийных технологий способствует повышению уровня мотивации к обучению и, следовательно, напрямую влияет на успеваемость учащихся.
Осин Р.В., Баранов А.А. - Специфика образа партнера по общению в интернете и в реальной жизни c. 40-51

DOI:
10.25136/2409-8701.2021.6.36563

Аннотация: Статья посвящена изучению особенностей социальной перцепции человека в интернет-дискурсе. Актуальность проблемы диктуется стремительным развитием интернета и киберпространства, данная тенденция приводит к тому, что уже новое информационное пространство - виртуальную реальность считают новой реальностью. Различные разновидности общения в социуме, сопереживание, сочувствие, проявление и восприятие эмоций начинают переходить в сферу интернета. Авторы данного исследования предполагают, что испытуемые при непосредственном общении более качественно воспринимают социально-психологические особенности личности партнера, чем при интернет-дискурсе. Для подтверждения гипотезы было проведено исследование, в котором приняли участие молодые люди в возрасте от 18 до 27 в количестве 80 человек. Были использованы методики: ценностный опросник Ш. Шварца; ориентировочная анкета Басса-Смекала-Кучера; опросник Цель-Средство-Результат А.А. Карманова; тест на локус контроля Дж. Роттера. В исследовании было принято решение нивелировать фактор аттракции, т.е. общение осуществлялось между людьми в мессенджерах Telegram, WhatsApp. По данным количественного анализа результатов испытуемых можно сказать, что участники группы непосредственного общения характеризуются как личности, имеющие первостепенные ценности власти, удовольствия от личного профессионального успеха. Они стараются избегать глубоких переживаний. По данным количественного анализа результатов испытуемых группы интернет-дискурса можно описать их как личности, имеющие первостепенные ценности власти. По результатам исследования выявлено, что представители группы непосредственного общения более качественно воспринимают социально-психологические особенности личности партнера, чем при интернет-дискурсе, способность воспринимать мотивы и ценности партнера по общению являются статистически значимыми.
Сенницкая Е.В. - Что такое внимание? c. 41-53

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.3.23373

Аннотация: Объектом исследования является внимание, основной задачей – объяснение факта, установленного в результате наблюдений за ходом занятий школьных и вузовских преподавателей, а также в результате естественного эксперимента, проведённого автором. Речь идёт о причинах того, почему максимальное внимание при минимальных волевых усилиях достигается в случае, когда каждый объект, нуждающийся в раскрытии, объясняется с помощью 3–5 объектов, известных читателю или слушателю, при условии, что в иерархической системе излагаемой информации они находятся на одном уровне. Иначе говоря, в настоящей работе предложено объяснение того, почему 3–5 взаимосвязанных объектов, фактов или примеров, иллюстрирующих некое понятие или правило, надёжно привлекают внимание читателя или слушателя, в то время как меньшее или большее их количество воспринимается соответственно как недостаточное или избыточное. Данная работа представляет собой теоретическое исследование, основанное на методологическом принципе единства сознания и деятельности. В ней производится анализ существующих определений внимания и их сопоставление с вышеприведёнными результатами, полученными экспериментально. Новизна исследования заключается в разработке определения внимания как понятия, связанного с количеством и иерархической структурой воспринимаемой информации. Также была выдвинута гипотеза о том, что связь объекта с 3–5 другими воспринимается как важная, привлекающая внимание, по причине того, что установки внимания обусловлены структурой тела человека и его деятельностью в процессе фило- и онтогенеза.
Якиманская И.С. - Социальные представления об измене у мужчин и женщин, состоящих и не состоящих в браке c. 47-59

DOI:
10.25136/2409-8701.2021.1.34994

Аннотация: Целью предлагаемого в статье исследования было изучение специфики социальных представлений об измене у мужчин и женщин, состоящих и не состоящих в браке. В рамках поставленной цели была выдвинута гипотеза: мы предполагаем, что существуют различия в социальных представлениях об измене у мужчин и женщин, состоящих и не состоящих в браке. Различия обусловлены полом и семейным положением. Различия выражаются в оценивании данного понятия; в определении данного понятия; в причинах, способствующих измене. В исследовании применялись методики: анкета, метод контент-анализа и разработанная нами проективная методика «Нарисуй измену». После реализации исследовательских процедур, обнаружено следующее: испытуемые рассматривают измену с двух позиций: изменяющего, и того, кому изменяют. При этом мужчины чаще рассматривают, измену с позиции изменяющего, а женщины – того, кому изменяют, женатые и замужние в целом чаще описывают «свою» измену, в то время как неженатые/незамужние измену другого партнера. В качестве основной причины, способствующей измене для мужчин выступают новые ощущения (новый сексуальный опыт и т.д.). Для женщин основная причина измены – любовь к другому человеку (сильные эмоциональные переживания). Семейные испытуемые описывают измену как явление не частое, тяжелое, долговременное. Не семейные испытуемые считают измену достаточно привычным явлением, дающим силу, новый опыт в отношениях. Женщины оценивают измену как эмоциональное, страстное, уникальное явление. Мужчины склонны оценивать измену как равнодушное, типичное и рациональное событие. Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы не только при консультировании семейных пар по вопросам измены, но и в психологическом консультировании вообще. Помимо этого, наши результаты могут быть использованы при психопрофилактической работе по вопросам семьи и брака с молодежью.
Сулейманова С.С., Подольский А.Д. - Психологические проблемы современной семьи c. 60-127

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.3.12542

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению особенностей конфликтов и проблемных зон современной семьи. Брак и семья рассмотрены в контексте современных (общественно-историчсеких и экономических) условий жизни социума. Особое внимание уделено специфике взаимоотношений внутри современной семьи, на которые оказывают влияние гендерные факторы и системы ролевых установок. В качестве первостепенных проблем современной семьи и брачных отношений выделены и описаны: неблагополучие семей, неравенство семейного статуса супругов; перегрузка женщины; дисгармония сексуальных отношений; неадекватность в восприятии и проявлениях престижности супругов, внутрисемейное насилие, мотивы рождения детей, андрогенизация членов семьи. Основным методом исследования в данной работе является анализ научной литературы, а так же данных статистики, находящихся в открытом доступе. Научную новизну данной работы составляет факт того, что очень малое количество исследователей отмечает андрогинизацию членов семьи и малодетность как проблемы психологического характера. В качестве вывода можно отметить то, что семей, избежавших всех сопутствующих проблем брака, практически не существует, но каждая семья обладает определённой сопротивляемостью проблемам брака, поскольку обстоятельства часто отличаются и могут варьироваться. Из этого можно заключить, что каждая семья индивидуальна и подлежит изучению со стороны различных наук, отсюда вытекает актуальность и богатый простор для исследований темы семьи.
Ливак Н.С., Портнягина А.М., Ткачева А.В., Попов В.В., Владыкин И.В. - Формирование ответственного отношения к собственному здоровью у детей младшего школьного возраста c. 62-84

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.4.43899

EDN: WBLSPM

Аннотация: На сегодняшний день проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах. В этом отношении важна просветительская функция педагогов и психологов для того, чтобы сформировать у ребенка представление о здоровом образе жизни, сформировать установки на правильный подход к своему здоровью. Особое значение это приобретает для молодежи, детей, так как именно они – то будущее поколение, которое будет продолжать нашу историю, что и обусловило актуальность настоящей работы, связанной с формированием ответственного отношения к здоровому образу жизни у детей, что является предметом исследования данной работы. Для формирования и развития у младших школьников ответственного отношения к своему здоровью и ведения здорового образа жизни была разработана психолого-педагогическая программа для учащихся 4 классов. Реализация программы включает три основных уровня: 1) Эмоциональная вовлеченность (эмоционально-ценностный компонент ответственного отношения); 2) смысловой (когнитивный компонент); деятельностный (деятельностный компонент). В результате реализации психолого-педагогической программы значительно повысился уровень ответственного отношения детей к своему здоровью. А именно, увеличилось количество детей с осознанным отношением к своему здоровью (когнитивный компонент), увеличился уровень овладения культурными нормами (эмоционально-ценностный компонент), увеличилось число школьников, участвующих в здоровьесберегающих и пропагандирующих здоровый образ жизни мероприятиях
Лауткина С.В., Богомаз С.Л., Лукьянова Е.В., Артюхова Т.Ю., Петрова Т.И. - Особенности уровня притязаний у младших школьников с речевыми нарушениями c. 64-75

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.2.40091

EDN: UBECXN

Аннотация: Притязания детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями характеризуются наличием дезадаптивных форм поведения в ситуации успеха – неуспеха. Учащиеся с нарушениями речи демонстрируют такие особенности поведения в ситуации неуспеха как: обвинение окружающих и обстоятельств в своих неудачах (в том числе и языковых), проблемы в общении и межличностном взаимодействии, снятие с себя ответственности за свои поступки, дискредитацию поставленных целей и задач, низкую продуктивность организованной деятельности. В статье представлены результаты исследования уровня притязаний учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями и их сверстников без речевых патологий. Цель статьи: изучение уровня притязаний у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Материал и методы. Выборку исследования составили 40 учащихся 3 – 4 классов. Уровень притязаний учащихся определялся при помощи методики «Моторная проба Шварцландера». Для учащихся с нарушениями речи характерным является преобладание неадекватно завышенного уровня притязаний. Нереалистично высокий и высокий уровни притязаний были выявлены у 75% учащихся с нарушениями речи. У учащихся с нормотипичным развитием преобладают умеренный и высокий уровни притязаний. Учащихся с нарушениями речи имеют неадекватно завышенный уровень притязаний. Нереалистично высокий уровень притязаний выявлен только в группе учащихся с нарушениями речи. Для их притязаний характерны: во-первых, низкая сопротивляемость неудачам и невысокая способность выдерживать продолжительное напряжение, во-вторых, большая потребность в высоких притязаниях, связанных с нереалистично завышенной самооценкой.
Погонцева Д.В. - Представления о телесной красоте в современной культуре c. 71-79

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.8.10582

Аннотация: Современное представление о красоте довольно не стабильно и находится под постоянным изменением, поэтому предметом исследования является анализ представлений женщин о красивом теле женщины. Женская выборка обусловлена направленностью современной индустрии красоты на женскую аудиторию, а объектом оценки является женщина, т.к. современная социальная психология, занимаясь изучением социальных представлений о женщинах (политике, бизнесмене, учителе, враче), анализируя социальные представления о предназначении женщин и мужчин в обществе в большей степени обращает внимание на сам объект представлений – женщину и, в меньшей степени, акцентирует внимание на исследовании женщин как субъектов представлений о женщине. Данный ракурс изучения «женского взгляда» на женщину приобретает особое значение в связи с исследованием представлений о женской красоте или красивой женщине. В работе использовалась первая часть авторской анкете «Оценка соответствия физических параметров внешнего облика, личностных особенностей и характеристик социально-психологического статуса представлению о красивой женщине», которая направлена на изучение «оценки соответствия физических параметров внешнего облика представлению о красивой женщине». В ходе анализа полученных результатов, нами было выявлено, что красивая женщина описывается как женщина среднего роста от 158 до 175 сантиметров, с весом от 48 до 64 килограмм. В статье также делаются выводы о том, что в представлениях о красивой женщине, с точки зрения ее роста-веса, чаще всего присутствуют выше перечисленные характеристики (средний рост, «не худая -не полная», пропорциональная фигура, стройная). Можно также предположить, что участницы исследования полагались на собственное представление о фигуре, что могло оказать влияние на само формирование представлений о том, что есть «худое тело» и что есть «полное тело», также это может быть вызвано тем, что оценивая и рост и вес женщины слегка увеличивали диапазон от и до, подразумевая что «красивая женщина может быть любой».
Грибер Ю.А., Цыганкова К.Ю., Устименко Ю.А. - Цвет как триггер: влияние хроматических характеристик сенсорных кнопок на мотивацию прикосновения c. 73-87

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.6.39497

EDN: TGRQQV

Аннотация: Объектом исследования являются современные пользователи смартфонов, предметом – влияние хроматических характеристик сенсорных кнопок на их мотивацию прикоснуться к экрану. Целью исследования стала экспериментальная проверка гипотезы о том, что различные хроматические характеристики кнопок, которые человек видит на сенсорном экране (их яркость, тон, насыщенность), могут выступать в роли визуальных триггеров и оказывать заметное влияние на желание дотронуться до них. В эксперименте приняли участие 48 человек с нормальным цветовым зрением (24 мужчины и 24 женщины) в возрасте от 19 до 21 года. Цветовые стимулы эксперимента были разработаны на основе системы PCCS (Practical Color Coordinate System) и включали 52 оттенка. В ходе анализа оценивались частота встречаемости (1) отдельных оттенков; (2) групп оттенков; (3) оттенков определенного тона; (4) вероятность выбора определенного оттенка из двух. Оценка частоты встречаемости проводилась с использованием процедур и методов визуальной статистики. Для оценки вероятности выбора определенного оттенка из двух использовался метод поиска ассоциативных правил. Проведённый анализ показал, что наиболее мотивирующими являются оттенки с высокой насыщенностью четырех чистых тонов, на которые реагирует зрительный нерв – яркие синие и желтые, зеленые и красные цвета. Женщин сильнее мотивируют красные и красно-фиолетовые оттенки, мужчин – желтые, оранжевые, зеленые и зелено-синие. При этом стратегия выбора одного оттенка из двух в паре у женщин является более предсказуемой, чем у мужчин. Полученные данные имеют широкий прикладной потенциал. Они могут использоваться в дизайне сайтов и веб-приложений для пользователей с различными социально-демографическими характеристиками, в оформлении интерактивных учебных материалов, при разработке цветовой среды обучающих и тренинговых программ.
Гончарук Е.А. - Э. Фромм и Ж.-П. Сартр о мазохизме: сравнительный анализ c. 74-95

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.4.13020

Аннотация: В статье предпринят сравнительный анализ феномена мазохизма у неофрейдиста Э. Фромма и экзистенциалиста Ж.-П. Сартра. Показано, что Фрейд усматривал корни мазохизма в тайнах детского психосексуального развития. Фромм как представитель неофрейдизма предпринял попытку радикально изменить этот диагноз. Он пришёл к убеждению, что феномен садизма и мазохизма не столько психоаналитический, сколько социальный феномен. Люди становятся заложниками этого невротического состояния в результате воспитания, социализации и реализации межличностных отношений. Власть растлевает людей. Она заставляет многих стремиться к властолюбию, а других обрекает на унижение и подчиненность. Принципиально другой взгляд развивает Сартр. Он полагает, что мазохизм не столько социальный, сколько антропологический феномен. Власть не может принудить личность к жестокости или подчинению, если это не совпадает с ее экзистенциальным выбором. Сартр создает свою концепцию мазохизма в полемике с Симоной Бовуар, с которой его связывали любовные отношения. Автор использует методы исторической реконструкции проблемы. Это позволяет показать, что мазохизм имеет исторические аспекты. На разных этапах складывались разные версии истоков мазохизма. В статье применены также методы философского постижения человека. Таким образом, феноменология социальности замещается в статье экзистенциальным мышлением. Новизна статьи в том, что проблема мазохизма не сводится только к психологическому аспекту. Впервые в отечественной литературе в историческом аспекте сопоставляются взгляды Фрейд, Фромма и Сартра. В результате показано, что от этапа к этапу осмысление данного феномена становится все более развернутым, ясным и теоретически продуктивным. Экзистенциальная экспертиза характеризуется как наиболее состоятельная.
Розин В.М. - Проблема использования научных представлений в гуманитарной психотерапии c. 214-248

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.3.627

Аннотация: В статье обсуждается две точки зрения на использование в гуманитарной психотерапии научных теоретических представлений. Если одни утверждают, что без теоретических представлений психотерапевт обойтись не может, то другие с этим не согласны. В связи с последней позицией рассматривается феноменологический подход А. Пузырея. Автор, сторонник первой точки зрения, анализирует работу Павла Волкова, в которой используются теоретические представления психологии и философии. При этом он показывает, что теоретические представления задают концептуальное пространство, обусловливающее построение "лечебных конструкций"; подобные конструкции не выводятся из теоретических построений, но должны удовлетворять им. Работа Волкова сравнивается с модной в настоящее время среди психотерапевтов работой Дж. Нардоне. По методологии они оказываются очень близкими. В последней части статьи излагаются основные положения авторского учения о психических реальностей. Это учение, по мнению Розина, может помочь гуманитарным психотерапевтам расширить спектр научных представлений.
Березина Т.Н. - Резервные способности человека на древе эволюции. c. 229-257

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.2.260

Аннотация: Статья посвящена исследованию места экстрасенсорных способностей на эволюционном древе человека. Анализируются публикации парапсихологических явлений за последние два столетия. Проведен анализ работ А. Г. Ли, Р. Джана и других авторов. Показано полное отсутствие поступательной динамики, исследователи ставят одни и те же эксперименты, предлагают для объяснения одни и те же идеи. Отмечается парадоксальность парапсихологических феноменов: никто не может ни доказать их существование, ни опровергнуть. Приводятся примеры явлений того же порядка у других видов живых существ: простейших, червей, головоногих, птиц, обезьян. Предполагается, что любое новообразование появляется в эволюционном ряду дважды: сначала как нестабильная случайность и только потом, у следующего вида, как устойчивая способность. Возможно, это относится и к экстрасенсорным способностям. В качестве направления дальнейших исследований предлагается изучение природы психического. Утверждается, что решить проблему развития резервных способностей можно только после постижения механизмов функционирования психического.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.