Психолог
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Рубрика "Понять человека"
Понять человека
Капустина В.А. - Социально-психологические детерминанты процесса социализации подростков из полных и неполных семей c. 16-26

DOI:
10.7256/2409-8701.2017.1.21093

Аннотация: Объект исследования – процесс социализации подростков.Предмет исследования – различия в структуре детерминации процесса социализации подростков из полных и неполных семей.Гипотеза: существуют различия внешних и внутренних детерминант процесса социализации у подростков из полных и неполных семей, а именно психологическое содержание отношений в группе «подросток – родители» более разнообразно и позитивно окрашено в полных семьях, личностные черты, усложняющие общение в группе «подросток – сверстники» больше выражены у подростков из неполных семей. Данное исследование было проведено в Новосибирской области в 2013-2016 гг. в форме психодиагностического тестирования, включающего в себя 3 пакета методик. Эмпирическая база исследования включала в себя 3 средних общеобразовательных школы г. Новосибирска и 2 школы Новосибирской области. Общее количество испытуемых – 185 подростков в возрасте 13-16 лет (93 мальчика и 92 девочки). Из полных семей было 113 испытуемых, из неполных – 72 испытуемых. В качестве основных выводов автор приводит данные, доказывающие влияние внешних детерминант социализации (межличностные отношения в социальной системе «подросток-родитель») на социализацию подростков как в полных, так и в неполных семьях, а также указывает на обнаруженные различия во внутренних детерминантах (такие индивидуально-типологические особенности личности, как межличностная тревожность, вербальная агрессия, негативизм, экстраверсия, ригидность, сензитивность, агрессивность, эмотивность) социализации у подростков из полных и неполных семей. По мнению автора, значительное количество негативных последствий неполной семейной структуры могут быть компенсированы, благодаря развитию необходимых навыков (например, коммуникативных и организационных).
Сулейманова С.С., Подольский А.Д. - Психологические проблемы современной семьи c. 60-127

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.3.12542

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению особенностей конфликтов и проблемных зон современной семьи. Брак и семья рассмотрены в контексте современных (общественно-историчсеких и экономических) условий жизни социума. Особое внимание уделено специфике взаимоотношений внутри современной семьи, на которые оказывают влияние гендерные факторы и системы ролевых установок. В качестве первостепенных проблем современной семьи и брачных отношений выделены и описаны: неблагополучие семей, неравенство семейного статуса супругов; перегрузка женщины; дисгармония сексуальных отношений; неадекватность в восприятии и проявлениях престижности супругов, внутрисемейное насилие, мотивы рождения детей, андрогенизация членов семьи. Основным методом исследования в данной работе является анализ научной литературы, а так же данных статистики, находящихся в открытом доступе. Научную новизну данной работы составляет факт того, что очень малое количество исследователей отмечает андрогинизацию членов семьи и малодетность как проблемы психологического характера. В качестве вывода можно отметить то, что семей, избежавших всех сопутствующих проблем брака, практически не существует, но каждая семья обладает определённой сопротивляемостью проблемам брака, поскольку обстоятельства часто отличаются и могут варьироваться. Из этого можно заключить, что каждая семья индивидуальна и подлежит изучению со стороны различных наук, отсюда вытекает актуальность и богатый простор для исследований темы семьи.
Погонцева Д.В. - Представления о телесной красоте в современной культуре c. 71-79

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.8.10582

Аннотация: Современное представление о красоте довольно не стабильно и находится под постоянным изменением, поэтому предметом исследования является анализ представлений женщин о красивом теле женщины. Женская выборка обусловлена направленностью современной индустрии красоты на женскую аудиторию, а объектом оценки является женщина, т.к. современная социальная психология, занимаясь изучением социальных представлений о женщинах (политике, бизнесмене, учителе, враче), анализируя социальные представления о предназначении женщин и мужчин в обществе в большей степени обращает внимание на сам объект представлений – женщину и, в меньшей степени, акцентирует внимание на исследовании женщин как субъектов представлений о женщине. Данный ракурс изучения «женского взгляда» на женщину приобретает особое значение в связи с исследованием представлений о женской красоте или красивой женщине. В работе использовалась первая часть авторской анкете «Оценка соответствия физических параметров внешнего облика, личностных особенностей и характеристик социально-психологического статуса представлению о красивой женщине», которая направлена на изучение «оценки соответствия физических параметров внешнего облика представлению о красивой женщине». В ходе анализа полученных результатов, нами было выявлено, что красивая женщина описывается как женщина среднего роста от 158 до 175 сантиметров, с весом от 48 до 64 килограмм. В статье также делаются выводы о том, что в представлениях о красивой женщине, с точки зрения ее роста-веса, чаще всего присутствуют выше перечисленные характеристики (средний рост, «не худая -не полная», пропорциональная фигура, стройная). Можно также предположить, что участницы исследования полагались на собственное представление о фигуре, что могло оказать влияние на само формирование представлений о том, что есть «худое тело» и что есть «полное тело», также это может быть вызвано тем, что оценивая и рост и вес женщины слегка увеличивали диапазон от и до, подразумевая что «красивая женщина может быть любой».
Гончарук Е.А. - Э. Фромм и Ж.-П. Сартр о мазохизме: сравнительный анализ c. 74-95

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.4.13020

Аннотация: В статье предпринят сравнительный анализ феномена мазохизма у неофрейдиста Э. Фромма и экзистенциалиста Ж.-П. Сартра. Показано, что Фрейд усматривал корни мазохизма в тайнах детского психосексуального развития. Фромм как представитель неофрейдизма предпринял попытку радикально изменить этот диагноз. Он пришёл к убеждению, что феномен садизма и мазохизма не столько психоаналитический, сколько социальный феномен. Люди становятся заложниками этого невротического состояния в результате воспитания, социализации и реализации межличностных отношений. Власть растлевает людей. Она заставляет многих стремиться к властолюбию, а других обрекает на унижение и подчиненность. Принципиально другой взгляд развивает Сартр. Он полагает, что мазохизм не столько социальный, сколько антропологический феномен. Власть не может принудить личность к жестокости или подчинению, если это не совпадает с ее экзистенциальным выбором. Сартр создает свою концепцию мазохизма в полемике с Симоной Бовуар, с которой его связывали любовные отношения. Автор использует методы исторической реконструкции проблемы. Это позволяет показать, что мазохизм имеет исторические аспекты. На разных этапах складывались разные версии истоков мазохизма. В статье применены также методы философского постижения человека. Таким образом, феноменология социальности замещается в статье экзистенциальным мышлением. Новизна статьи в том, что проблема мазохизма не сводится только к психологическому аспекту. Впервые в отечественной литературе в историческом аспекте сопоставляются взгляды Фрейд, Фромма и Сартра. В результате показано, что от этапа к этапу осмысление данного феномена становится все более развернутым, ясным и теоретически продуктивным. Экзистенциальная экспертиза характеризуется как наиболее состоятельная.
Розин В.М. - Проблема использования научных представлений в гуманитарной психотерапии c. 214-248

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.3.627

Аннотация: В статье обсуждается две точки зрения на использование в гуманитарной психотерапии научных теоретических представлений. Если одни утверждают, что без теоретических представлений психотерапевт обойтись не может, то другие с этим не согласны. В связи с последней позицией рассматривается феноменологический подход А. Пузырея.Автор, сторонник первой точки зрения, анализирует работу Павла Волкова, в которой используются теоретические представления психологии и философии. При этом он показывает, что теоретические представления задают концептуальное пространство, обусловливающее построение "лечебных конструкций"; подобные конструкции не выводятся из теоретических построений, но должны удовлетворять им. Работа Волкова сравнивается с модной в настоящее время среди психотерапевтов работой Дж. Нардоне. По методологии они оказываются очень близкими. В последней части статьи излагаются основные положения авторского учения о психических реальностей. Это учение, по мнению Розина, может помочь гуманитарным психотерапевтам расширить спектр научных представлений.
Березина Т.Н. - Резервные способности человека на древе эволюции. c. 229-257

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.2.260

Аннотация: Статья посвящена исследованию места экстрасенсорных способностей на эволюционном древе человека. Анализируются публикации парапсихологических явлений за последние два столетия. Проведен анализ работ А. Г. Ли, Р. Джана и других авторов. Показано полное отсутствие поступательной динамики, исследователи ставят одни и те же эксперименты, предлагают для объяснения одни и те же идеи. Отмечается парадоксальность парапсихологических феноменов: никто не может ни доказать их существование, ни опровергнуть. Приводятся примеры явлений того же порядка у других видов живых существ: простейших, червей, головоногих, птиц, обезьян. Предполагается, что любое новообразование появляется в эволюционном ряду дважды: сначала как нестабильная случайность и только потом, у следующего вида, как устойчивая способность. Возможно, это относится и к экстрасенсорным способностям. В качестве направления дальнейших исследований предлагается изучение природы психического. Утверждается, что решить проблему развития резервных способностей можно только после постижения механизмов функционирования психического.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"