по
Psychologist
18+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Psychologist" > Rubric "Keys to creativity"
Keys to creativity
Osipova T.Y. - Theoretical Grounds and Features of the Author's Communicative Creativity Inventory pp. 57-69

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.3.19549

Abstract: The object of the research is the creative abilities of a person. The author analyzes theoretical approaches to this phenomenon. The subject of the research is the communicative creativity as a combination of flexible thinking and behavior, communicative competence and a number of personal traits (self-regulation ability, sense of humour, etc.) along with the motivation for communication success which allows to 'go beyound the limits' of established styles, behavior patterns and perception stereotypes and to find an individual approach to the partner. In this article Osipova systematizes approaches to communicative creativity in Russian pedagogics and psychology. The researcher also analyzes creativity inventories and notes that none of these methods allows to diagnose communicative creativity. The author's special contribution to the topic is the creation of her own 'Creativity Inventory'. The Inventory has solid theoretical grounds, satisfactory construct validity and a sufficient degree of reliability. These features as well as the procedure of standartization conducted allow to use The Creativity Inventory for research purposes during both individual and group diagnostics of communicative creativity.  
Zaitseva M.L. - The Phenomenon of Synaesthesia in Post Modernistic Art pp. 60-78

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.5.13379

Abstract: Article is devoted to an updating subject the sinesteziynykh of bases of esthetic consciousness in the theory and art practice of the Latest time. By the author it is revealed that at the present stage of development art develops under the influence of sociocultural realities of the information society which is formed in the conditions of globalization: scientific and technical revolution, expansion of mass culture, large-scale escalation of mass and media forms, processes of virtualization of society and culture. It is proved that the main tendency of art of a postmodernism is the embodiment the sinesteziynykh of ideas in the synthesized art objects based on a priority of the visuality causing all complex of means of expression. In article the method of the system analysis and logical modeling - for explanation of identification of the reasons of emergence of experimental types and new genres of the modern art and identification the sinesteziynykh of bases of their perception is used. In article it is proved that development and improvement of technologies introduces amendments in area of functioning of synthetic art genres, subordinating them to "a tendency of the worsening selection". Art projects of the second half of the XX century or follow on the way of commercialization and degradation of art, the appeal to pop culture and marginal art, or try to become an alternative way of a survival and continuation of experimental ideas of vanguard, on the basis of a sinesteziya, introspection, reflections to develop and improve sensual and cognitive abilities of the person.
Iglitskaia I. - A Piece of Art from the Point of View of Freud's Psychoanalytical Theory of Dreams. On the Question about the Analysis Method pp. 65-88

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.6.20892

Abstract: The subject of the research is the search and provision of grounds of the psychoanalytical approach to art. The main idea of the aforesaid approach is based on Freud's theory and proves similarity between artist's fantasy, night dreams and fulfilment of an artist's desire in his or her artwork. The above mentioned approach implies discovery of contradictions and search for what causes contradictory elements, symbolic interpretation of incompatible elements as well as commonness of characters of a work of fiction and depiction of the internal as the external as a result of working with night dreams. Opportunities offered by the practical implementation of the aforesaid approach is demonstrated based on the analysis of Bryullov's painting. Results of the research are proved by documents about the artist's life. The author establishes the connection between life and creative work of the artist. To create the method of artistic analysis, the author uses an adapted version of Freud's theory of dreams. According to that theory, a piece of art reflects an artist's desire and has a latent and manifest content. The same method that is used by Freud to analyze dreams can be used to analyze a painting. The scientific novelty of the research is caused by the fact that the author develops methodic principles of the psychoanalytical approach to art, describes the method and particular techniques of analyzing a piece of art and testing their practical applicability. The method offered by the author to analyze literature and art allows to define deep personality grounds for creating a particular artwork and creates a new, non-standard understanding of an artistic image. 
Osipova T.Y., Kostina T.M. - On the Relation Between Communicative Competence/Communicative Flexibility and Communicative Creativity pp. 90-125

DOI:
10.7256/2409-8701.2017.2.22598

Abstract: The object of the research is the communicative creativity of personality and the subject of the research is the influence of communicative competence and communicative flexibility on the level of communicative creativity. The authors of the article analyze approaches to studying flexibility and communicative creativity that have been developed in Russian psychology and teaching. The majority of researchers point out that it is impossible to be creative in general and to be creative in communication in particular without being competent and flexible, however, nobody provides any data about the relation between these phenomena. In the course of a diagnostic experiment the authors have used the following methods: Communication Technique (based on the Communication Technique Scale by N. Tvorogova, 1992), semi-projective test 'Conflict Situations' (based on the Rosenzweig Picture-Frustration Test, 1944), Tomsk Rigidity Inventory (TRI), in particular, Actual Rigidity Scale, Premorbid Rigidity Scale, Reality Scale, and Communicative Flexibility Scale based on the Actual Ridigity Scale by G. Zalevsky (1993) as well as the authors' Communicative Creativity Method designated to evaluate communicative creativity and their description taking into account the levels of flexibility and communicative competence. Data obtained during the research can be used to develop programs aimed at improving communicative competence to the level of creative solution of difficult situations that may arise in the process of communication. 
Gubina S.T. - Influence of Music Perception on Symbolic Transformation of Consciousness: The Projective Function of Music pp. 186-213

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.3.547

Abstract: The article gives a description of the mechanisms of constructing a sensual picture of reality in mind under the influence of music. The article deals with the procedural and object-content sides of forming the images and the explanatory mechanisms of their symbolization. The prospects of application of music as a stimulus material in a projective psychodiagnostics are represented, too. The explanatory principles of psychology: the development, subjectivity, phenomenological and holistic approaches served as the methodological basis for research indicated in the article. The article consists of the three chapters. The first chapter is devoted to the revealing of the mechanisms of the symbolic transformation of the consciousness in the process of the music perception where the attention is paid to the content characteristics of the affection given the level of emotional tension. The essence of the thematic content of the constructs of the consciousness which are dependent on the deficient and being motive directivity. The second chapter is devoted to the meaning of the phenomenon of the graphics for self-perception. The experience of the elaboration of the interpretation schemes in the project research in two directions is analyzed: “personal” and “perceptive”. The third chapter is devoted to the different views on the use of music as a stimulus means in the project research from the point of view of the humanistic and psychoanalytical directions. The analysis is made at several points: the attitude to the music as a psychotechnical instrument; the meaning of the figurative associations for the correction and development of a personality; the use of the music methods in the work of the psychologist; the perspectives in the use of music in the work with clients.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Рубрика "Ключи творчества"
Ключи творчества
Осипова Т.Ю. - Теоретическое обоснование и характеристики авторского опросника по изучению коммуникативной креативности c. 57-69

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.3.19549

Аннотация: Объектом исследования является креативность личности. Автором проанализированы теоретические подходы к изучению этого явления. Предметом исследования является коммуникативная креативность личности как сплав гибкости в мышлении и поведении, коммуникативной компетентности и ряда личностных черт (способность к саморегуляции, чувство юмора и т.д.), с мотивацией стать успешным в общении, которая позволяет «выйти за пределы» уже используемых стилей, шаблонов поведения и стереотипов восприятия партнера, найти к нему индивидуальный подход. В статье систематизированы подходы к изучению коммуникативной креативности, сформировавшиеся в отечественной педагогике и психологии. В статье рассмотрены методики исследования креативности и отмечено, что методик, позволяющих диагностировать коммуникативную креативность, пока не разработано. Особым вкладом автора является разработка методики - Опросник "КР" (Опросник креативности), имеющей теоретическое обоснование, а также удовлетворительную конструктную валидность и достаточную степень надежности. Данные характеристики и стандартизация методики позволяет использовать Опросник "КР" в исследовательских целях как при индивидуальной, так и групповой диагностике коммуникативной креативности.
Зайцева М.Л. - Феномен синестезии в искусстве постмодернизма c. 60-78

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.5.13379

Аннотация: Статья посвящена теме актуализации синестезийных основ эстетического сознания в теории и художественной практике Новейшего времени. Автором выявлено, что на современном этапе развития искусство развивается под воздействием социокультурных реалий информационного общества, формирующегося в условиях глобализации: научно-технической революции, экспансии массовой культуры, масштабной эскалация масс-медийных форм, процессов виртуализации общества и культуры. Доказано, что основной тенденцией искусства постмодернизма является воплощение синестезийных идей в синтезированных художественных объектах, основанных на приоритете визуальности, обусловливающей весь комплекс выразительных средств. В статье использован метод системного анализа и логического моделирования - для уяснения выявления причин появления экспериментальных видов и новых жанров современного искусства и выявления синестезийных основ их восприятия. В статье доказано, что развитие и совершенствование технологий вносит коррективы в область функционирования синтетических художественных жанров, подчиняя их «тенденции ухудшающего отбора». Художественные проекты второй половины XX века либо следуют по пути коммерциализации и деградации искусства, обращения к поп-культуре и маргинальному искусству, либо пытаются стать альтернативным способом выживания и продолжения экспериментальных идей авангарда, на основе синестезии, самооанализа, рефлексии развивать и совершенствовать чувственные и когнитивные способности человека.
Иглицкая И.М. - Художественное произведение с точки зрения психоаналитической теории сновидений Фрейда — к вопросу о методе анализа c. 65-88

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.6.20892

Аннотация: Предмет статьи — поиск и формулирование оснований психоаналитического подхода к искусству. Ведущая идея такого подхода опирается на теорию Фрейда и утверждает сходство художественной фантазии и сновидения, исполнение желания в художественном произведении. Предлагаемый подход включает обнаружение противоречий, поиск источников противоречивых элементов, символическое толкование несовместимых деталей, также — тождественность персонажей художественного произведения и изображение внутреннего как внешнего вследствие действия механизмов работы сновидения. Возможность практического применения описанного подхода демонстрируется на примере анализа картины Брюллова. Полученные в анализе результаты подтверждаются документами жизни художника, устанавливается связь жизни и творчества художника. Для построения метода художественного анализа адаптируется теория сновидений Фрейда. В соответствии с ней предлагаемый метод постулирует фантазийное исполнение желаний в искусстве, наличие явной и скрытой картины в произведении, функционирование в нем механизмов работы сновидения. Новизна статьи — в разработке методических принципов психоаналитического подхода к искусству, описание метода и конкретных приемов анализа художественного произведения, проверка их практической пригодности. Предложенный метод, применимый для анализа литературы, живописи, позволяет установить глубинные личностные основания создания конкретного произведения, дает новое, нестандартное понимание художественного образа.
Осипова Т.Ю., Костина Т.М. - О взаимосвязях коммуникативной компетентности и коммуникативной флексибильности с коммуникативной креативностью c. 90-125

DOI:
10.7256/2409-8701.2017.2.22598

Аннотация: Объектом исследования является коммуникативная креативность личности, предметом - влияние на уровень коммуникативной креативности коммуникативной компетентности и коммуникативной флексибильности. В статье проанализированы подходы как к изучению флексибильности, так и коммуникативной креативности, сформировавшиеся в отечественной психологии и педагогике.Большинство авторов указывают на то, что проявления креативности вообще и креативности в общении в частности не возможно без наличия компетентности и гибкости, но не приводят данных об их взаимосвязях и взаимозависимости. В ходе диагностического эксперимента были использованы следующие методики: опросник «Техника общения» (на основе шкалы «Техника общения» Н. Д. Твороговой, 1992) в вариантах самооценки и групповой оценки личности; полупроективная методика «Конфликтные ситуации» (на основе стимульного материала «Методики рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга, 1944); «Томский опросник ригидности (ТОР): шкалы Актуальной ригидности (АР), Преморбидной ригидности (ПМР), Шкала реальности (ШР), и созданная на основе шкалы АР шкала Флексибильность в общении (ФО) Г. В. Залевского (1993г.) и авторская методика «Креативность в общении» в вариантах самооценки и групповой оценки личности. Особым вкладом авторов является выявление трех групп испытуемых по признаку выраженности коммуникативной креативности и их характеристика с учетом уровней флексибильности и коммуникативной компетентности. Полученные данные можно использовать при разработке программ по совершенствованию коммуникативной компетентности до уровня творческого решения сложных ситуаций, возникающих в процессе общения.
Губина С.Т. - Влияние восприятия музыки на символическое преобразование сознания: проективная функция музыки c. 186-213

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.3.547

Аннотация: В статье проводится описание механизмов построения чувственной картины действительности в сознании субъекта под воздействием музыки. Рассматривается процессуальная и предметно-содержательная стороны формирования образов в сознании, и прописываются объяснительные механизмы их символизации. Обозначаются перспективы применения музыки в качестве стимульного материала в проективной психодиагностике. Методологической основой исследования послужили объяснительные принципы в психологии: развития, субъектности; феноменологический и холистический подходы. Статья состоит из трёх разделов. В первом раскрываются универсальные механизмы символического преобразования сознания в процессе восприятия музыки, где уделяется внимание содержательной характеристике переживаний с учётом уровня эмоционального напряжения. Объясняется природа тематического содержания конструктов сознания обусловленных дефицитарной и бытийной мотивационной направленностью. Во втором разделе разбирается значение феномена проекций для самовосприятия. Анализируется опыт разработки интерпретационных схем в проективном исследовании в двух контекстах: «личностном» и «перцептивном». В третьем разделе предлагается различное видение применения музыки в качестве стимульного средства в проективном исследовании с позиции гуманистического и психоаналитического подходов. Анализ осуществляется соответственно нескольких пунктов: отношение к музыке как к психотехническому инструменту; значение образных ассоциаций для коррекции и развития личности; применение музыкальных методов в работе специалиста психолога; перспективы использования музыки в работе с клиентами.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"