Психолог
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Рубрика "Ключи творчества"
Ключи творчества
Осипова Т.Ю. - Теоретическое обоснование и характеристики авторского опросника по изучению коммуникативной креативности c. 57-69

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.3.19549

Аннотация: Объектом исследования является креативность личности. Автором проанализированы теоретические подходы к изучению этого явления. Предметом исследования является коммуникативная креативность личности как сплав гибкости в мышлении и поведении, коммуникативной компетентности и ряда личностных черт (способность к саморегуляции, чувство юмора и т.д.), с мотивацией стать успешным в общении, которая позволяет «выйти за пределы» уже используемых стилей, шаблонов поведения и стереотипов восприятия партнера, найти к нему индивидуальный подход. В статье систематизированы подходы к изучению коммуникативной креативности, сформировавшиеся в отечественной педагогике и психологии. В статье рассмотрены методики исследования креативности и отмечено, что методик, позволяющих диагностировать коммуникативную креативность, пока не разработано. Особым вкладом автора является разработка методики - Опросник "КР" (Опросник креативности), имеющей теоретическое обоснование, а также удовлетворительную конструктную валидность и достаточную степень надежности. Данные характеристики и стандартизация методики позволяет использовать Опросник "КР" в исследовательских целях как при индивидуальной, так и групповой диагностике коммуникативной креативности.
Зайцева М.Л. - Феномен синестезии в искусстве постмодернизма c. 60-78

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.5.13379

Аннотация: Статья посвящена теме актуализации синестезийных основ эстетического сознания в теории и художественной практике Новейшего времени. Автором выявлено, что на современном этапе развития искусство развивается под воздействием социокультурных реалий информационного общества, формирующегося в условиях глобализации: научно-технической революции, экспансии массовой культуры, масштабной эскалация масс-медийных форм, процессов виртуализации общества и культуры. Доказано, что основной тенденцией искусства постмодернизма является воплощение синестезийных идей в синтезированных художественных объектах, основанных на приоритете визуальности, обусловливающей весь комплекс выразительных средств. В статье использован метод системного анализа и логического моделирования - для уяснения выявления причин появления экспериментальных видов и новых жанров современного искусства и выявления синестезийных основ их восприятия. В статье доказано, что развитие и совершенствование технологий вносит коррективы в область функционирования синтетических художественных жанров, подчиняя их «тенденции ухудшающего отбора». Художественные проекты второй половины XX века либо следуют по пути коммерциализации и деградации искусства, обращения к поп-культуре и маргинальному искусству, либо пытаются стать альтернативным способом выживания и продолжения экспериментальных идей авангарда, на основе синестезии, самооанализа, рефлексии развивать и совершенствовать чувственные и когнитивные способности человека.
Губина С.Т. - Влияние восприятия музыки на символическое преобразование сознания: проективная функция музыки c. 186-213

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.3.547

Аннотация: В статье проводится описание механизмов построения чувственной картины действительности в сознании субъекта под воздействием музыки. Рассматривается процессуальная и предметно-содержательная стороны формирования образов в сознании, и прописываются объяснительные механизмы их символизации. Обозначаются перспективы применения музыки в качестве стимульного материала в проективной психодиагностике. Методологической основой исследования послужили объяснительные принципы в психологии: развития, субъектности; феноменологический и холистический подходы. Статья состоит из трёх разделов. В первом раскрываются универсальные механизмы символического преобразования сознания в процессе восприятия музыки, где уделяется внимание содержательной характеристике переживаний с учётом уровня эмоционального напряжения. Объясняется природа тематического содержания конструктов сознания обусловленных дефицитарной и бытийной мотивационной направленностью. Во втором разделе разбирается значение феномена проекций для самовосприятия. Анализируется опыт разработки интерпретационных схем в проективном исследовании в двух контекстах: «личностном» и «перцептивном». В третьем разделе предлагается различное видение применения музыки в качестве стимульного средства в проективном исследовании с позиции гуманистического и психоаналитического подходов. Анализ осуществляется соответственно нескольких пунктов: отношение к музыке как к психотехническому инструменту; значение образных ассоциаций для коррекции и развития личности; применение музыкальных методов в работе специалиста психолога; перспективы использования музыки в работе с клиентами.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"