Психолог
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Рубрика "Личностный рост"
Личностный рост
Дудко В.А. - Влияние знаково-символического продукта на формирование образовательной среды и развитие морального сознания учащихся c. 19-59

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.3.12423

Аннотация: В качестве основы и необходимого условия при достижении современного качества образования на первом месте стоит духовно-нравственное развитие, выражающееся в моральном сознании личности. В этой взаимосвязи, автором проведено исследование среди учащихся старших классов в различных общеобразовательных учреждениях России, которое позволило раскрыть и описать продукт образовательной деятельности и, в практическом плане, – установить факторы, детерминирующие развитие морального сознания личности, определить степень влияния знаково-символического продукта на формирование образовательной среды. Методологическими основаниями исследования явились: положение о непрерывности развития личности в онтогенезе; о единстве прогрессивных и регрессивных преобразований в процессе развития личности, идея о динамике структуры личности, опыт и индивидуальные различия психических процессов, состояний и свойств личности, идея об онтологической эволюции, подчеркивающей то, что развитие имеет основные закономерности и стадии, идея о том, что моральное сознание развивается на протяжении всей жизни человека, однако причиной ее развития является не возраст, а значительное накопление опыта моральной ответственности. А также, концептуальные положения о конструктивном развитии личности; о деструктивном развитии личности; об имманентных характеристиках сознания; о качественных методах исследования в психологии. Общенаучной методологией исследования стали методологические установки к понятию «развитие личности» детерминационного, синергетического, постмодернистического, феноменологического и типологического подходов. Анализ позволил расширить научное представление о влиянии образовательной деятельности на конструктивное и деструктивное развитие личности учащихся. Полученные результаты позволили увидеть пути развития личностных характеристик учащихся старших классов в разных образовательных средах. Что помогло обнаружить отрицательно-вредное и положительно-полезное влияние образовательной среды на развитие личности учащихся. Результаты представляют возможную модель использования качественных методов исследования в психолого-педагогической практике.
Воротилина А.А. - Образная регуляция тревожности студентов(анализ тренинга) c. 45-65

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.6.9434

Аннотация: Нами проводится исследование эффективности тренинга образной саморегуляции. Данный эксперимент проходил в двух группах: экспериментальной и контрольной. В ходе нашего исследования эмпирически было доказано, что тренинг образной саморегуляции эффективен в работе со студентами, которые испытывают тревогу перед ситуацией предстоящего экзамена. В процессе проведения тренинга в экспериментальной группе было доказано, что достоверно снизился показатель реактивной тревожности(характеризуется беспокойством, напряжением, нервозностью в конкретный момент или интервал времени). В контрольной группе у испытуемых уровень положительного интеллектуального состояния снизился(под интеллектуальным состоянием А.О. Прохоров понимает состояние задумчивости). Также в контрольной группе без проведения тренинга образной саморегуляции произошло ухудшение компонентов положительного эмоционального состояния студентов. Из этого сделан вывод о том, что тренинг образной саморегуляции способен поддерживать положительное, относительно стабильное состояние испытуемых в процессе оказания психологической помощи.
Милова Ю.В. - Значение лжи для личностного здоровья и личностной патологии c. 79-85

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.4.19919

Аннотация: Предметом исследования является личностное здоровье и личностная патология. Рассматриваются такие аспекты личностного здоровья как истинные мотивы, включающие мотивы присвоения (физиологические и безопасности и защиты) и мотивы отдачи (принадлежности и бытийной любви, познавательные, уважения и самоуважения, эстетические, справедливости, самоактуализации), а также смысл созидания. Личностная патология включает такие патологические мотивы как мотивы власти, зависимости, тщеславия и дефицитарной любви, минимизации усилий, потребления и патологической безопасности, а также смысл потребления/разрушения. Методы исследования: теоретический анализ, анализ и обобщение литературы, опрос, методы математической статистики: корреляционный анализ, факторный анализ Основными выводами проведенного исследования являются обнаруженные в нем достоверные прямые связи между некоторыми видами лжи и рядом составляющих личностной патологии, а также обратные связи между ложью и личностным здоровьем. Выявлена обратная связь между мотивом одобрения и ложью. Выделены факторы личностного здоровья «Самоактуализация», «Признание», «Честность», «Близость», факторы личностной патологии «Сознательное искажение истины», «Дефицитарная любовь», «Отвержение нового», «Власть», промежуточные факторы «Неосознанное искажение истины» и «Присвоение». Научная новизна заключается в сделанном автором выводе о том, что ложь является главным фактором личностной патологии и выступает препятствием для развития личностного здоровья в качестве защитного механизма, мешающего субъекту осознать неудовлетворенность своих истинных потребностей. В авторском подходе личностное здоровье означает отражение действительности такой, какая она есть, осознание своих истинных потребностей и стремление к их удовлетворению. Личностная патология, напротив, базируется на искаженном отражении реальности, неосознанности истинных потребностей, их неудовлетворенности и замещении патологическими мотивами.
Ерзин А.И. - О проактивном совладающем поведении c. 89-100

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.1.274

Аннотация: В статье рассмотрены теоретико-методологические основания феномена проактивного копинг-поведения. По мнению автора, в современной психологической науке больший акцент в исследованиях данной области делается на изучение традиционных копинг-стратегий, являющихся реактивными (адаптивными), то есть направленными на совладание с актуальными стрессовыми событиями. В то же время в отечественной психологии недостаточно данных о функционировании и роли в адаптации другого типа совладающего поведения – проактивного копинга. В статье проведен сравнительный анализ основных типов копинг-стратегий. Проанализированы функции и ключевые компоненты проактивного совладающего поведения. Представлена модель проактивного копинга. Автор полагает, что одной из тенденций развития современной отечественной психологической науки в ближайшее десятилетние станет именно исследование личностных ресурсов проактивного совладающего поведения.
Ерзин А.И. - Проблема проактивности в психологии здоровья c. 94-124

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.1.11536

Аннотация: Современные тенденции в исследованиях в сфере психологии здоровья красноречиво свидетельствуют об упрочении позиций позитивной психологии в области изучения факторов психопрофилактики и психогигиены. Одним из таких личностных факторов, по мнению автора, выступает проактивность как основа самодетерминированного поведения.В статье представлен анализ современного состояния проблемы проактивности в психологических исследованиях. Выделены ведущие критерии и параметры проактивного поведения, через призму которых автор предлагает рассматривать психологическое здоровье и его связь с эффективным функционированием личности. Представлена авторская модель проактивности в нормативном аспекте, включающая в себя мотивационный блок, блок анализа и поведенческий блок. Дана краткая характеристика структурным компонентам проактивного поведения, которые, по мнению автора, включают в себя жизнестойкость, самоэффективность, метапотребности, внутренний локус контроля, диспозиционный оптимизм, ценностные и смысложизненные ориентации личности. Показана роль проактивности в совладании со стрессом, в преодолении психологических последствий соматических заболеваний. Отражена взаимосвязь проактивного поведения и качества жизни в пожилом возрасте. Автор отмечает интенсивное проникновение идей позитивной психологии в психологию клиническую и видит перспективу дальнейших исследований функционирования личности в тесной связи с изучением личностных предикторов проактивности.
Нарциссова С.Ю. - Аргументация как фактор смыслообразования в обучении c. 165-195
Аннотация: Статья посвящена изучению аргументации, продиктованному развитием психологии и дидактики на их современном этапе, которые подошли к тому рубежу, когда оказывается возможным управлять смыслами как единицами сознания опосредствованно, через включение учащегося в «поток значимых деятельностей», в обучение основанное на аргументативном дискурсе. Сделаны выводы, которые явились результатом эмпирического исследования взаимосвязи когнитивных стилей и особенностей аргументации.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"