по
Psychologist
18+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Psychologist" > Rubric "Personal growth"
Personal growth
Dudko V.A. - Influence of a Sign-Oriented Symbolic Product on Formation of the Educational Environment and Development of the Moral Reasoning of School Students pp. 19-59

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.3.12423

Abstract: As a basis and a necessary condition at achievement of modern quality of education the spiritual and moral development which is expressing in moral consciousness of the personality is on the first place. In this interrelation, the author conducted research among studying senior classes in various educational institutions of Russia which allowed to open and describe a product of educational activity and, on the practical level, – to establish the factors determining development of moral consciousness of the personality, to define extent of influence of a sign and symbolical product on formation of the educational environment. The methodological bases of research were: the provision on a continuity of development of the personality in ontogenesis; about unity of progressive and regressive transformations in development of the personality, idea about dynamics of structure of the personality, experience and individual distinctions of mental processes, states and properties of the personality, idea about the ontologic evolution emphasizing that development has the main regularities and stages, the idea that the moral consciousness develops throughout all human life, however is the reason of its development not age, and considerable accumulation of experience of moral responsibility. And also, conceptual regulations on constructive development of the personality; about destructive development of the personality; about immanent characteristics of consciousness; about qualitative methods of research in psychology.Methodological installations to the concept "development of the personality" of determinatsionny, synergetic, postmodernistichesky, phenomenological and typological approaches became general scientific methodology of research. The analysis allowed to expand scientific idea of influence of educational activity on constructive and destructive development of the identity of pupils. The received results allowed to see ways of development of personal characteristics of studying senior classes in different educational environments. That helped to find negative and harmful and positive and useful influence of the educational environment on development of the identity of pupils. Results represent possible model of use of qualitative methods of research in psychology and pedagogical practice.
Vorotilina A.A. - Regulation of Student's Anxiety Through Images (Analysis of Psychological Trainings) pp. 45-65

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.6.9434

Abstract: The author of the article studies the efficiency of the psychological training of elf-regulation through images. The research was carried out in the two groups, experimental and control ones. In the course of the research the training of self-regulation through images proved to be efficient when working with the students experiencing anxiety before exams. Students from the experimental group demonstrated a statisfically valid decrease in their state anxiety  (feeling tensed, troubled or nervous at a particular moment or during a particular period of time). Students from the control group who did not have the training demonstrated a decrease in the positive intellectual state  (meaning the state of concentration in A. Prokhorov's definition). The control group aso had lower values of the emotional state. The results of research allow to conclude that the training of self-regulation through images can maintain a long-term and rather stable condition of respondents in the course of psychological assistance. 
Tulitbaeva G.F. - Socio-Personal Interest as a Professionally Important Quality of a Psychologist pp. 46-53

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.6.21484

Abstract: This article is devoted to personality patterns of psychologists. The article contains a definition of the socio-personal interest of a psychologist which involves not just expressions of interest in the experiences of clients, their wishes and needs, and providing them with effective assistance as actors of socially and personally meaningful activities. Social and personal interest of the psychologist is defined as the integral quality of a psychologist's personality reflected in the cognitive orientation of the personality of other people and active-active attitude towards them, consisting in the creation of the psychological conditions for their development and self-realization in their activities. As a methodological base was made by the subject-activity approach in psychology (B. G. Ananiev, L. S. Vygotsky, S. L. Rubinstein, A. N. Leontiev, etc.). Conducted correlation and factor analysis identified four components of social and personal interest to students of psychology: emotional regulatory, cognitive, motivational-valuable, communicative-behavioral, which served as the basis for the purposeful formation of social and personal interest to students of psychologists at the stage of University studies and diagnostics of their dynamics.
Milova Y.V. - The Role of Lying in Psychological Health and Personality Pathology pp. 79-85

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.4.19919

Abstract: The subject of the research is one's psychological health and personality pathology. In her research Milova analyzes such aspects of psychological health as true needs and motivations including the motivation to acquire (physiological needs, the need of security and protection) and the motivation to give away (the affiliation need and the need of love, the needs to learn, respect and self-respect, aesthetic needs, the need of justice and self-actualization) as well as the purpose of creation. Personal pathology includes such pathological motivations as the needs of power, dependence, vanity and deficiency love, minimization of efforts, consumption and pathological security as well as the purpose of consumption/destruction. The research methods include: theoretical analysis, analysis and summary of literary sources, survey, methods of mathematical statistics such as the correlation analysis and factor analysis. The main conclusion of the research is the proof that there are dependable direct relationships between particular kinds of lies and a number of pathological elements as well as inverse relationships between lies and psychological health. For example, the author has defined the inverse relationship between the need of approval and lying. Milova has also defined such factors of psychological health as 'self-actualization', 'acceptance', 'honesty', 'closeness', and pathological factors such as 'deliberate perversion of the truth', 'deficiency love', 'denial of everything new', 'power', and inbetween factors such as 'undeliberate perversion of the truth' and 'acquisition'. The scientific novelty of the research is caused by the fact that the author concludes that lying is the main factor of personality pathology and is an obstacle for the development of psychological health. It is the defense mechanism that keeps a person from realizing his or her unsatisfied true needs. Within the framework of the author's approach, psychological health is the reflection of reality as it is, recognition of one's true needs and a strive to satisfy these needs. On the contrary, personality pathology is based on the perverted reflection of reality, unrecognized and thus unsatisfied needs and replacement of such satisfaction with pathological motivations. 
Erzin A.I. - On the Proactive Сoping Behavior pp. 89-100

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.1.274

Abstract: The article is devoted to theoretical and methodological grounds of the phenomenon of proactive coping behavior. According to the author, modern psychological researches are mostly focused on studying traditional coping strategies representing reactive (adaptive) behavior aimed at coping with actual stressful events. At the same time  Russian psychology doesn't have enough data concerning functioning and the role of other coping behavior, proactive coping, in the process of adaptation.The author of the article carries out a comparative analysis of the main types of coping strategies. Functions and key components of proactive coping behavior are analysed. The model of proactive coping is presented. The author believes that research of personal resources of proactive coping behavior will become one of development tendencies in the modern Russian psychology during the next decade.
Erzin A.I. - The Problem of Proactivity in Psychology of Health pp. 94-124

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.1.11536

Abstract: The article is devoted to the current trends in researches in the sphere of psychology of health eloquently testify to consolidation of positions of positive psychology in the field of studying of factors of psychoprevention and psychohygiene. One of such personal factors, according to the author, pro-activity as a basis of the self-determined behavior acts. The analysis of a current state of a problem of pro-activity is presented in article in psychological researches. Leading criteria and parameters of pro-active behavior through which prism the author suggests to consider psychological health and its communication with effective functioning of the personality are allocated. The author's model of pro-activity in the standard aspect, including the motivational block, the block of the analysis and the behavioural block is presented. The short characteristic is given to structural components of pro-active behavior which, according to the author, include resistence, self-efficiency, metarequirements, an internal locus of control, dispositional optimism, valuable and life orientations of the personality. The pro-activity role in a sovladaniye with a stress, in overcoming of psychological consequences of somatic diseases is shown. The interrelation of pro-active behavior and quality of life is reflected in advanced age. The author notes intensive penetration of ideas of positive psychology into psychology clinical and sees prospect of further researches of functioning of the personality in close connection with studying of personal predictors of pro-activity.
Nartsissova S.U. - Argumentation as the Factor of the Meaning Making Proccess in Teaching pp. 165-195
Abstract: The present article is devoted to studying arguments dictated by the development of psychology and didactics at their present stage. At this stage didactics and psychology have approached to that boundary when it appears possible to operate meanings as consciousness units through inclusion of students in «a stream of significant activities» and training based on argumentative discourse. At the end of the article the author makes her conclusions based on the empirical research of the relation between cognitive styles and peculiarities of argumentation.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Психолог - рубрика Личностный рост
по

 

 

Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Рубрика "Личностный рост"
Личностный рост
Дудко В.А. - Влияние знаково-символического продукта на формирование образовательной среды и развитие морального сознания учащихся c. 19-59

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.3.12423

Аннотация: В качестве основы и необходимого условия при достижении современного качества образования на первом месте стоит духовно-нравственное развитие, выражающееся в моральном сознании личности. В этой взаимосвязи, автором проведено исследование среди учащихся старших классов в различных общеобразовательных учреждениях России, которое позволило раскрыть и описать продукт образовательной деятельности и, в практическом плане, – установить факторы, детерминирующие развитие морального сознания личности, определить степень влияния знаково-символического продукта на формирование образовательной среды. Методологическими основаниями исследования явились: положение о непрерывности развития личности в онтогенезе; о единстве прогрессивных и регрессивных преобразований в процессе развития личности, идея о динамике структуры личности, опыт и индивидуальные различия психических процессов, состояний и свойств личности, идея об онтологической эволюции, подчеркивающей то, что развитие имеет основные закономерности и стадии, идея о том, что моральное сознание развивается на протяжении всей жизни человека, однако причиной ее развития является не возраст, а значительное накопление опыта моральной ответственности. А также, концептуальные положения о конструктивном развитии личности; о деструктивном развитии личности; об имманентных характеристиках сознания; о качественных методах исследования в психологии. Общенаучной методологией исследования стали методологические установки к понятию «развитие личности» детерминационного, синергетического, постмодернистического, феноменологического и типологического подходов. Анализ позволил расширить научное представление о влиянии образовательной деятельности на конструктивное и деструктивное развитие личности учащихся. Полученные результаты позволили увидеть пути развития личностных характеристик учащихся старших классов в разных образовательных средах. Что помогло обнаружить отрицательно-вредное и положительно-полезное влияние образовательной среды на развитие личности учащихся. Результаты представляют возможную модель использования качественных методов исследования в психолого-педагогической практике.
Мартьянова Г.Ю. - Исследование связи временной перспективы и саморегуляции в трудной жизненной ситуации c. 34-43

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.1.32180

Аннотация: Статья представляет результаты исследования связи временной ориентации и параметров стиля осознанной саморегуляции у субъектов трудной жизненной ситуации. Анализируется степень детерминации регуляторной активности человека ориентациями на настоящее, будущее и прошлое. В результате корреляционного и регрессионного анализов доказывается дифференцированная роль временной перспективы в процессах планирования, моделирования, программирования и оценивания результатов произвольной активности в трудной ситуации жизни. Акцент в работе делается на временной перспективе как ресурсе совладания с жизненными трудностями. Анализ понятия временной перспективы в работе проводится в соответствии с учением Ф. Зимбардо о временной ориентации. Основным выводом работы стало утверждение о том, что наибольшее значение в детерминации субъектной активности имеет ориентация на прошлое. Направленность на будущее определяет условия регуляторной активности, но не обусловливает динамику целей. Самое спорное влияние на регуляторную активность в трудной ситуации имеет ориентация на настоящее.
Подойницина М.А., Богомаз С.А., Сметанова Ю.В., Залешин М.С., Грибенников С.С. - Особенности проявления инновационного потенциала у молодых людей из России и Казахстана c. 44-54

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.1.32297

Аннотация: Предмет исследования – инновационной потенциал и психологическая устойчивость молодых людей с разным уровнем вовлеченности в предпринимательскую деятельность. Авторы статьи представляют результаты исследования, целью которого было выявление межгрупповых различий представленных феноменов на разных выборках (из России и Казахстана). Помимо этого, в статье представлены результаты работы с молодыми людьми (старшеклассниками), которые совершают первые предпринимательские пробы и рассматривают эту деятельность, как свою будущую профессию. Особое внимание уделяется форме, в которой проводилась работа: деловая игра на базе Бизнес Форума для молодежи. Методики: методика измерения ценностей Г. Хофстеде, модифицированный опросник ценностей Р. Инглхарта, опросник самоорганизации деятельности (Мандрикова Е. Ю.), опросник «Дифференциальный тест рефлексии» (Леонтьев Д.А), шкала удовлетворенности жизнью (Э. Динер), тест «Жизнестойкости» (С. Мадди), шкала толерантности к неопределенности (MSTAT-I Д. Маклейна), методика BMPN (K. M. Sheldon, J. C. Hilpert), методика PRF (D. Jackson, в модификации И. М. Кондакова), шкала «Открытость» B5 (Р. МакКрэем и П. Костой), шкала СИКЛ (Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко). Выводы: у участников из г. Караганда (Казахстан) инновационный потенциал и уровень психологической устойчивости выше, чем у старшеклассников из Томской области (Россия). Молодые люди из Казахстана более мотивированы на развитие и осознанно относятся к выбору своей профессиональной деятельности. Участники из России готовы к развитию, но были выявлены дефициты, которые могут являться барьером: сниженный интерес к собственной деятельности, низкий уровень ориентации на окружение.
Воротилина А.А. - Образная регуляция тревожности студентов(анализ тренинга) c. 45-65

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.6.9434

Аннотация: Нами проводится исследование эффективности тренинга образной саморегуляции. Данный эксперимент проходил в двух группах: экспериментальной и контрольной. В ходе нашего исследования эмпирически было доказано, что тренинг образной саморегуляции эффективен в работе со студентами, которые испытывают тревогу перед ситуацией предстоящего экзамена. В процессе проведения тренинга в экспериментальной группе было доказано, что достоверно снизился показатель реактивной тревожности(характеризуется беспокойством, напряжением, нервозностью в конкретный момент или интервал времени). В контрольной группе у испытуемых уровень положительного интеллектуального состояния снизился(под интеллектуальным состоянием А.О. Прохоров понимает состояние задумчивости). Также в контрольной группе без проведения тренинга образной саморегуляции произошло ухудшение компонентов положительного эмоционального состояния студентов. Из этого сделан вывод о том, что тренинг образной саморегуляции способен поддерживать положительное, относительно стабильное состояние испытуемых в процессе оказания психологической помощи.
Тулитбаева Г.Ф. - Социально-личностный интерес в структуре личности будущих психологов c. 46-53

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.6.21484

Аннотация: Работа посвящена исследованию личностной структуры психологов. Статья содержит определение социально-личностного интереса психолога, который предполагает не просто проявления интереса к переживаниям клиентов, их желаниям и потребностям, а оказание им активной действенной помощи как субъектам социально и личностно значимых видов деятельности. Социально-личностный интерес психолога определяется как интегральное качество личности психолога, выражающееся в познавательной направленности на личность других людей и активно-деятельностном отношении к ним, заключающемся в создании психологических условий для их развития и самореализации в осуществляемой ими деятельности. В качестве методологического основания выступил субъектно-деятельностный подход в психологии (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.). Проведенный корреляционный и факторный анализ позволил выявить четыре компонента социально-личностного интереса у студентов-психологов: эмоционально-регулятивный, когнитивный, мотивационно-ценностный, коммуникативно-поведенческий, послуживших основой для целенаправленного формирования социально-личностного интереса у студентов психологов на этапе обучения в вузе и диагностики их динамики.
Милова Ю.В. - Значение лжи для личностного здоровья и личностной патологии c. 79-85

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.4.19919

Аннотация: Предметом исследования является личностное здоровье и личностная патология. Рассматриваются такие аспекты личностного здоровья как истинные мотивы, включающие мотивы присвоения (физиологические и безопасности и защиты) и мотивы отдачи (принадлежности и бытийной любви, познавательные, уважения и самоуважения, эстетические, справедливости, самоактуализации), а также смысл созидания. Личностная патология включает такие патологические мотивы как мотивы власти, зависимости, тщеславия и дефицитарной любви, минимизации усилий, потребления и патологической безопасности, а также смысл потребления/разрушения. Методы исследования: теоретический анализ, анализ и обобщение литературы, опрос, методы математической статистики: корреляционный анализ, факторный анализ Основными выводами проведенного исследования являются обнаруженные в нем достоверные прямые связи между некоторыми видами лжи и рядом составляющих личностной патологии, а также обратные связи между ложью и личностным здоровьем. Выявлена обратная связь между мотивом одобрения и ложью. Выделены факторы личностного здоровья «Самоактуализация», «Признание», «Честность», «Близость», факторы личностной патологии «Сознательное искажение истины», «Дефицитарная любовь», «Отвержение нового», «Власть», промежуточные факторы «Неосознанное искажение истины» и «Присвоение». Научная новизна заключается в сделанном автором выводе о том, что ложь является главным фактором личностной патологии и выступает препятствием для развития личностного здоровья в качестве защитного механизма, мешающего субъекту осознать неудовлетворенность своих истинных потребностей. В авторском подходе личностное здоровье означает отражение действительности такой, какая она есть, осознание своих истинных потребностей и стремление к их удовлетворению. Личностная патология, напротив, базируется на искаженном отражении реальности, неосознанности истинных потребностей, их неудовлетворенности и замещении патологическими мотивами.
Ерзин А.И. - О проактивном совладающем поведении c. 89-100

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.1.274

Аннотация: В статье рассмотрены теоретико-методологические основания феномена проактивного копинг-поведения. По мнению автора, в современной психологической науке больший акцент в исследованиях данной области делается на изучение традиционных копинг-стратегий, являющихся реактивными (адаптивными), то есть направленными на совладание с актуальными стрессовыми событиями. В то же время в отечественной психологии недостаточно данных о функционировании и роли в адаптации другого типа совладающего поведения – проактивного копинга. В статье проведен сравнительный анализ основных типов копинг-стратегий. Проанализированы функции и ключевые компоненты проактивного совладающего поведения. Представлена модель проактивного копинга. Автор полагает, что одной из тенденций развития современной отечественной психологической науки в ближайшее десятилетние станет именно исследование личностных ресурсов проактивного совладающего поведения.
Ерзин А.И. - Проблема проактивности в психологии здоровья c. 94-124

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.1.11536

Аннотация: Современные тенденции в исследованиях в сфере психологии здоровья красноречиво свидетельствуют об упрочении позиций позитивной психологии в области изучения факторов психопрофилактики и психогигиены. Одним из таких личностных факторов, по мнению автора, выступает проактивность как основа самодетерминированного поведения.В статье представлен анализ современного состояния проблемы проактивности в психологических исследованиях. Выделены ведущие критерии и параметры проактивного поведения, через призму которых автор предлагает рассматривать психологическое здоровье и его связь с эффективным функционированием личности. Представлена авторская модель проактивности в нормативном аспекте, включающая в себя мотивационный блок, блок анализа и поведенческий блок. Дана краткая характеристика структурным компонентам проактивного поведения, которые, по мнению автора, включают в себя жизнестойкость, самоэффективность, метапотребности, внутренний локус контроля, диспозиционный оптимизм, ценностные и смысложизненные ориентации личности. Показана роль проактивности в совладании со стрессом, в преодолении психологических последствий соматических заболеваний. Отражена взаимосвязь проактивного поведения и качества жизни в пожилом возрасте. Автор отмечает интенсивное проникновение идей позитивной психологии в психологию клиническую и видит перспективу дальнейших исследований функционирования личности в тесной связи с изучением личностных предикторов проактивности.
Нарциссова С.Ю. - Аргументация как фактор смыслообразования в обучении c. 165-195
Аннотация: Статья посвящена изучению аргументации, продиктованному развитием психологии и дидактики на их современном этапе, которые подошли к тому рубежу, когда оказывается возможным управлять смыслами как единицами сознания опосредствованно, через включение учащегося в «поток значимых деятельностей», в обучение основанное на аргументативном дискурсе. Сделаны выводы, которые явились результатом эмпирического исследования взаимосвязи когнитивных стилей и особенностей аргументации.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"