Психолог
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Рубрика "Индивид и личность"
Индивид и личность
Хайруллина Ю.Р. - Особенности психологических защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков из неблагополучных семей c. 1-15

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.5.13168

Аннотация: В статье исследуется проблема психологических защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков из неблагополучных семей. В силу разных жизненных трудностей, бедствий, проблем, люди сталкиваются с серьезными потрясениями и стрессом, с которым справиться тяжело даже взрослому человеку, не говоря уже о детях и подростках, которые в случае чего прибегают к неадекватным способам совладания с ними. Подростковый возраст также характеризуется критическими для личности психологическими и физиологическими изменениями. В данной статье была проведена проверка гипотезы, что количество продуктивных стратегий совладающего поведения подростков можно повысить за счет проведения коррекционной программы. В качестве инструментария был использован диагностический комплекс, включающий психодиагностические методики: опросник способов совладания Лазаруса и Фолкман (адаптация Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк); опросник Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля»; методика "Копинг-поведение в стрессовых ситуациях". В ходе исследования, была разработана и апробирована программа психологической коррекции по повышению качества формирования эффективных психологических защитных механизмов и стратегий совладающего поведения у подростков из неблагополучных семей. По результатам также видно, что после проведения программы результаты изменились в лучшую сторону.
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. - Проблема формирования инновационной личности в современном обществе c. 21-70

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.8.10493

Аннотация: В статье рассмотрены условия, причины и некоторые результаты влияние информационных технологий на развитие инновационной личности. Определены отдельные специфические факторы, способствующие развитию инновационной личности, а также политические последствия данного явления. Одна из фундаментальных проблем формирования инновационной личности – отсутствие её теоретической модели с базовыми качествами и приобретёнными в процессе профессионализации. Инновационная личность с точки зрения общества, ожидающего от неё проявлений определённого содержания и направленности, характеризуется соответствующими качествами. Анализируя кризисную ситуацию, необходимо обратится от предметно-ориентированных технологий к личностно-ориентированным, которые требуют особого внимания и заслуживают не только и не столько выработки новых правил, приемов и методов образовательного процесса, важных при подготовке специалиста, сколько ориентации на формирование неких новых качеств личности. Для эффективного создания, развития и реализации «прорывных» инновационных технологий в масштабах, востребованных сегодняшней Россией, необходимо наличие двух главных условий: исторически сформированная благоприятная социально­политическая и социально­экономическая среда государства – с одной стороны, и подготовленный для выполнения этой миссии человеческий потенциал – с другой.
Печерский Ю.И. - Влияние деструктивного внутриличностного конфликта на развитие личности будущего педагога. c. 27-36

DOI:
10.7256/2409-8701.2017.1.21677

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является деструктивный внутриличностный конфликт, который оказывает влияние на развитие личности. Объектом исследования - студенты педагогического вуза. Автор статьи подробно рассматривает такие аспекты темы как сущность внутриличностного конфликта, его интерпретация зарубежными и отечественными учеными. Анализируется опыт протекания деструктивного внутриличностного конфликта у студентов. На основании изученных исследований, автором дается собственная модель определения влияния деструктивного внутриличностного конфликта на студентов-педагогов. В заключении сделаны выводы о факторах, которые проявляются у студентов педагогического вуза в случае наличия деструктивного внутриличностного конфликта, а также причинах этого процесса. В ходе работы нами использовались основные теоретические методы психолого-педагогического исследования, а именно аксиоматический и гипотетико-дедуктивный метод, индуктивный метод, моделирование и интерпретационно-описательные методы. Основные выводы проведенного исследования формируются автором в функциональном блоке, который демонстрирует структуру содержания и методы деятельности педагогического состава педагогического вуза, направленные на выявление влияния деструктивного внутриличностного конфликта на развитие личности студентов. Новизна исследования заключается в определении конкретных функций и способов воздействия педагогов с целью обнаружения деструктивного внутриличностного конфликта, который оказывает влияние на формирование личности будущего педагога.
Захаркин Д.Д. - Классификация современных теорий личности c. 31-55

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.5.16246

Аннотация: В статье проводится анализ классификаций современных теории личности. Рассматриваются классификации, предложенные отечественными авторами Д. А. Леонтьевым, К. А. Абульхановой и зарубежными Робертом Фрейджером, Джеймсом Фэйдименом, Ларри Хьеллом, Дэниелем Зиглером. Отмечается, что к новейшим теориям личности в современной науке можно отнести:1) теории которые начали формироваться после 1950 года, 2) данные теории сильно отошли от идей Зигмунда Фрейда, 3) теории представляют из себя синтез предыдущих теорий личности. В статье современные теории личности классифицированы на: архаические, восточные, престклассические, классические, постклассичекие, новейшие. Новейшие теории личности в свою очередь классифицированы на полиметрические и монометрические. Целью настоящей статьи является представление оригинальной классификации современных теорий личности, включающей в себя и отечественные и зарубежные теории, с одной стороны, с другой стороны, учитывающей многообразие современных подходов. В основе классификации новейших теорий личности, рассмотрение позиций отечественных и зарубежных авторов по следующим компонентам теорий: мировоззрение автора, природа психики, детерминированность поведения, основы теории, локализация, развитие, задачи личности, структура личности, уровни личности, подходы к изучению личности, гармоничная личность, перспективное направление.
Березина Т.Н. - Влияние биологических факторов на продолжительность жизни в близнецовой паре. c. 36-45

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.6.21305

Аннотация: К биологическим факторам, влияющим на индивидуальную продолжительность жизни, наряду с наследственностью, традиционно относят: пол человека и причины смертности. Наследственность определяет генетическую детерминацию длительности жизненного пути, пол представляет собой биологический фактор, влияние которого опосредуется культурой, причины смертности могут эндогенными (смерть, наступившая вследствие естественных причин) и экзогенными (смерть, вызванная факторами среды). Действие обеих причин смерти в значительной степени зависит от социальной среды. В нашем исследовании мы использовали классический близнецовый метод для сбора эмпирического материала, было проанализировано 172 пары близнецов, из них 100 пар монозиготных. Новым является использование нами однофакторного дисперсионного анализ ANOVA для оценки влияния изучаемых факторов на продолжительность жизни. Этот метод позволит нам не только соотнести вклад наследственности и среды, что является традиционным для психогенетики, но и оценить эффект действия других факторов в индивидуальную продолжительность жизни. Наше исследование подтвердило известные в демографии закономерности: наибольшее влияние на продолжительность жизни оказывает фактор «причины смертности», насильственная смерть сокращает жизнь более чем 2 раза по отношению к естественной. В настоящее время в нашей стране пол влияет на продолжительность жизни, у женщин этот показатель выше. Вклад наследственности в продолжительность жизни ниже, чем вклад среды, и существует только на уровне тенденции. Разработанную нами методологию предполагается использовать далее для оценки вклада более сложных средовых и личностных факторов.
Попова А.В., Тарасова С.М. - Student’s social adaptation in modern cross-cultural conditions c. 46-60

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.5.9461

Аннотация: The article considers the problem of student's social adaptation in today's cross-cultural conditions. Presented the thematic planning of psychological training as a factor of future teachers' social adaptation in modern cross-cultural environment. Research of S. Tarasova, A. Popova shows that most of today's students are not socially adapted to work in an educational institution and do not have cross-cultural competence. The psychological training is a form of active learning, allowing to develop skills from the future specialist in the construction of social productive interpersonal relationships, to analyze the psychological situation from his point of view and partner’s point of view. It helps to develop the knowledge and understanding of themselves and others in the process of cross-cultural interaction.
Краснянская Т.М., Тылец В.Г. - Возможности сценарного подхода в проектировании психологической безопасности личности c. 67-78

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.4.20087

Аннотация: Предметом представленного в статье исследования выступило использование сценарного подхода при проектировании психологической безопасности личности. В ходе исследования реализована экстраполяция возможностей сценарного подхода, разработанного на проблемном материале экономической и политической сфер, на практику содействия субъекту в обеспечении своей психологической безопасности. Сценарный подход к построению психологической безопасности личности определен авторами в качестве методологического средства, поддерживающего создание будущего, отвечающего ее требованиям, на основе выявления и специальной организации событий, значимых с этой точки зрения для человека, путей и ресурсов их развития. Представленные материалы основываются на результатах применения базовых теоретических методов научного исследования, включая анализ и синтез, аналогию, перенос, обобщение. Научная новизна представленных в статье материалов состоит в предложенной трактовке сценарного подхода в контексте проблематики построения психологической безопасности личности, в обозначении этапов использования сценарного подхода, его преимуществ и ограничений для самообеспечения психологической безопасности, в анализе возможностей использования для этого ряда методов (методов двух осей, ветвей и конуса достоверности) сценарного подхода. Сделан вывод о целесообразности использования сценарного подхода для содействия самообеспечению психологической безопасности личности.
Березина Т.Н. - Вероятностный подход к продолжительности жизни в современных теориях старения. c. 93-106

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.1.18716

Аннотация: Показана возможность применения вероятностного подхода для оценки индивидуальной продолжительности жизни в современных теориях старения. Вероятностный подход определяется с позиций психогенетики, утверждается что на индивидуальную продолжительность жизни действуют три фактора: наследственность, среда, а также фактор генетико-средового взаимодействия, который с учетом активности человека – субъекта своего жизненного пути, можно назвать личностным. Показывается, что подлинно вероятностная модель должна не только учитывать норму реакции признака «индивидуальная продолжительность жизни», но и влияние на нее собственной активности личности. Проведен анализ современных теорий старения: выделятся теории наличия генов смерти, теории биологических часов, митохондриальные теории старения, негенетические, стохастические теории и т.п. Утверждается, что в рамках любой модели старения индивидуальная продолжительность жизни оказывается зависимой не только от предполагаемых в ней факторов, но и имеет вероятностный зазор, который зависит от самой личности, организующей свою жизнь. В качестве одного из таких факторов предлагается личностная организация времени
Шантырь Е.Е. - Унификации базовых понятий и терминов практической психологии c. 99-117

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.2.14907

Аннотация: В современных условиях психология и её практическая реализация представляется, чуть ли не единственной наукой, к которой обращены взгляды в поисках ответа на актуальные вопросы сегодняшнего дня и определение практических действий по выходу из кризисных ситуаций. Вместе с тем практическая психология сегодня ещё не является достаточно совершенным инструментом для решения актуальных проблем человека и общества в целом. Во многом это объясняется многообразием и неоднозначностью базовых терминов и понятий, используемых в практической психологии, что не только осложняет профессиональные взаимоотношения психологов, но и ставит под сомнения в ряде случаев смысловую интерпретацию деятельности практического психолога и очень часто искажает суть и специфику самой профессии в общественном сознании. В статье предложены и теоретически обоснованы базовые понятия и термины практической психологии, которые, не отрицая все многочисленные теоретические наработки в психологии, создают унифицированную терминологическую основу для дальнейшего развития практической психологии, повышения её эффективности и росту социальной значимости, что крайне необходимо в условиях нарастания кризисных явлений в современном обществе. В работе сформулированы и теоретически обоснованы такие базовые понятия и термины практической психологии, как определение психологии, как науки, понятие личности, интерпретация психических процессов и их классификация. Научная новизна статьи заключается в приемлемой для всех школ и направлений унификации базовых понятий и терминов практической психологии. К базовым понятиям и терминам мы отнесли определение психологии, как науки, понятие личности, интерпретацию психических процессов и их классификацию. Обобщив материал, мы предлагаем следующее теоретическое обоснование указанных терминов и понятий для практической психологии:Психология – наука о психических процессах и поведении человека, как личности.Личность – человек, как носитель творческого сознания. Психический процесс – определенное однонаправленное свойство сознания. Классификация психических процессов:1. Интеллектуальные психические процессы.2. Эмоциональные психические процессы.3. Функциональные психические процессы.4. Духовные психические процессы.
Кулагина Н.В. - Внутриличностный гендерный конфликт профессиональной роли у работающих мужчин и женщин: состояние проблемы и некоторые пути её решения c. 138-228

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.2.276

Аннотация: В данной статье описывается достаточно новый для современной психологической науки феномен «внутриличностный гендерный конфликт профессиональной роли», проявляющийся у современных мужчин и женщин. На основе анализа результатов исследований разных авторов показаны причины его возникновения, его дезадаптирующее и деструктивное влияние на психическое и физическое здоровье человека, процесс личностной и профессиональной самореализации, сферу межличностных отношений. Представлены результаты эмпирического исследования проявлений внутриличностного гендерного конфликта профессиональной роли у современных мужчин и женщин, работающих в так называемых «полотипичных» и «неполотипичных» профессиональных сферах. Названы личностные особенности человека (выявленные автором статьи эмпирическим путём), помогающие избегать (преодолевать) негативное влияние факторов, вызывающих появление гендерного конфликта профессиональной роли. Кроме того, в статье представлены некоторые пути решения обозначенной проблемы, систематизированы предлагаемые разными авторами результативные пути коррекции подобных видов внутриличностных гендерных конфликтов, которые будут полезны в практической деятельности психологам, психотерапевтам, другим специалистам, занимающимися решением психологических проблем человека.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"