Психолог
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Рубрика "Социальные страсти"
Социальные страсти
Воронцова Ю., Ермолаев В.В. - Представления «поколения Z» о своей будущей семье (на примере литовских старшеклассников) c. 1-12

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.1.16664

Аннотация: Предметом исследования является связь представлений подрастающего поколения (поколения Z) о своей будущей семье с их нравственными нормами. Авторы подробно рассматривает такие аспекты темы, как непрерывно растущую тенденцию к росту числа неполных семей, в результате многочисленных расторжений браков, обосновывая тем самым актуальность изучения проблемы трансформации института семьи. Особое внимание авторами уделяется представлениям цифрового поколения о своей будущей семье и нравственным нормам, их сбалансированности в системе социальных представлений. Для исследования содержания представлений о будущей семье и выраженности нравственных норм у цифрового поколения применялись: методика стереометрического тестирования (Гарбер Е. И., Козача В. В.); экспресс-методика оценки отношения к соблюдению нравственных норм (Купрейченко А. Б.). В системе социальных представлений подрастающего поколения (поколения Z) исследовались связи между представлениями о своей будущей семье и нравственными нормами. Были сформулированы следующие выводы: представления старшеклассников о своей будущей семье не связаны с их нравственными нормами; разбалансированность системы нравственных норм у литовских старшеклассников.
Погонцева Д.В. - Виды дискриминации в современной социальной психологии c. 1-6

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.5.20574

Аннотация: В данной статье рассматриваются некоторые виды «дискриминации» в современной социальной психологии, в частности такой вид как - лукизм, т.е. дискриминация по внешнему облику Другого. Автор отмечает, что лукизм может пониматься в его первоначальном определении, как дискриминация красивых или не красивых, а также и в более широком понимании, как дискриминация людей? при которой пусковым механизмом является их внешний облик или его оформление (одежда, прическа ит.д.). В ходе анализа российских и зарубежных работ не смотря на высокий интерес к феномену лукизма, на данный момент существует не достаточное количество работ рассматривающих специфику лукизма в целом и этнолукизма в частности. В тоже время, наблюдается повышенный интерес к проблемам лукизма в связи с экономическими, политическим и миграционными процессами как в России, так и за рубежом. Разрастающийся феномен миграции по всему миру, противостояние ислама другим религиозным конфессиям приводят к многочисленным конфликтам, начиная с терактов в Москве, Ставропольском крае, различных регионах Северного Кавказа и заканчивая конфликтом с Исламским государством и терактами во Франции (в частности, в редакции газеты «Шарли Эбдо» (Charlie Hebdo)), террористическим актом в Бельгии, а также конфликтами с представителями ислама в Германии.
Бзезян А.А. - Содержание «Appearance»-стереотипов мужчин и женщин с различными типами внешнего облика c. 9-19

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.6.20705

Аннотация: Предметом исследования являются «Аppearance»-стереотипы мужчин и женщин с различными типами внешнего облика. Объектом исследования выступают 109 человек в возрасте от 18 до 30 лет (58 женщин и 51 мужчина), принадлежащие к этнической группе «русские». Внимание уделяется сравнительному изучению содержания «Appearance»-стереотипов мужчин и женщин со славянским, кавказским и азиатским типами внешнего облика. Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что содержание «Appearance»-стереотипа может быть обусловлено этнической принадлежностью объекта восприятия, обозначенной типом внешнего облика. Для изучения содержания «Аppearance»-стереотипов мужчин и женщин с различными типами внешнего облика применялась биполярная шкала «Диагностика содержания и степени позитивности-негативности «Аppearance»-стереотипов» (Лабунская В.А., Бзезян А.А.). Научная новизна исследования заключается в том, что в нашем исследовании рассматривается определенный вид этнических стереотипов – «Appearance»-стереотипы – упрощенные, обобщенные представления о психологических особенностях и поведении представителей этнических групп, актуализирующиеся на основе типа их внешнего облика: «славянский, кавказский, азиатский типы внешнего облика». На основе содержательного анализа «Appearance»-стереотипов можно заключить, что наиболее позитивными являются «Appearance»-стереотипы мужчин и женщин со славянским типом внешнего облика, которые наполняются характеристиками, подчеркивающими позитивное отношение к Другим, а наименее позитивными являются «Appearance»-стереотипы мужчин и женщин с кавказским типом внешнего облика, содержание которых представлено характеристиками, отражающими негативное отношении Другим и к себе.
Овруцкий А.В. - Репутация. Репутационный дискурс. Репутационный ущерб c. 10-18

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.4.19631

Аннотация: Целью статьи является раскрытие понятий «репутация», «репутационный дискурс», «репутационный ущерб». Раскрыты социально-психологические, экономические, культурологические, юридические и социологические аспекты репутации. Репутация рассматривается, таким образом, как междисциплинарное понятие, специфический феномен профессиональных коммуникативных практик, главной из которых являются практики связей с общественностью. Мы исходим из понимания, что репутация является бинарным феноменом. С одной стороны, – это нематериальный, психолого-экономический ресурс, позволяющий объектам репутации (организация, персона, страна, конкретные социальные группы) конвертировать эмоциональные паттерны стейкхолдеров – влияющие на репутацию социальные группы – в экономические блага (конкурентоспособность, брендовая премия, готовность к обмену, лояльность и т.д.). С другой, стейкхолдеры являются носителями репутационных представлений, здесь репутация становится социально-перцептивным феноменом, одним из видов социальных представлений. Иными словами, репутация как ресурс локализована в объектах репутационного менеджмента, а ее репрезентация – в индивидуальном и массовом сознании стейкхолдеров в форме социального представления. Здесь социальные представления отражают произвольно сконструированную посредством системы текстов часть социальной действительности. Проанализировано понятие «репутационный ущерб», система текстов, созданных для нанесения репутационного ущерба обозначена как компрометационный дискурс.Представлены две концепции восстановления репутации в ситуации репутационного ущерба – модель У. Бенуа и модель М. Вебера, Ш. Ериксона и М. Стоуна. Предложена авторская стратегия предвосхищения репутационного ущерба, проиллюстрированная актуальным медийным примером. Методологической основой исследования выступила концепция социальных представлений, в рамках которой системные компоненты индивидуального и массового сознания предстают как социальные представления, структурно состоящие из поля информации, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов. Для анализа системы текстов использован дискурсивный подход, в рамках которого формирующие и влияющие на репутацию тексты объединены в систему, и характеризуются произвольностью, диалогичностью и интенциональностью. Структурно социальные представления изоморфны репутационному дискурсу, поэтому его анализ (структурный, функциональный) позволяет говорить о самой репутации. Теоретический и практический материал призван повысить эффективность профессиональных коммуникативных практик связей с общественностью. Сделан вывод, что теоретические изыскания последних лет и накопление эмпирического материала по тематике «репутация», свидетельствуют как о социальном запросе на разработку репутационной теории, так и о формировании специфического теоретического междисциплинарного подхода к профессиональным медийным коммуникативным практикам.
Алистратова Е.Ю. - Проактивная агрессия в Интернете: причины, последствия и возможные пути профилактики. c. 39-54

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.1.11636

Аннотация: Данная статья описывает специфику коммуникации между участниками сетевых сообществ, особенности персонификации личности в кибер-пространстве. Автор предлагает рассматривать проактивную Интернет-агрессию как форму девиантного поведения, которая проявляется стремлением спровоцировать желаемую ответную реакцию у пользователей сети. Представлены сущностные характеристики, поведенческие проявления и возможные мотивы таких видов Интернет-агрессии, как троллинг, астротурфинг и кибербуллинг. Приведены данные отечественных и зарубежных исследований проблемы кибер-агрессии среди подростков и детей. Описываются некоторые особенности виртуальной жизни: анонимность понимается как фактор, влияющий на кибер-безопасность участников сетевой коммуникации, в особенности детской и подростковой аудитории сети Интернет. Статья затрагивает актуальные вопросы обеспечения поддержки и защиты детей и подростков от угроз кибер-агрессии в рамках государственных и федеральных программ – от внедрения сложного программного обеспечения до консультации жертв виртуальной кибер-агрессии. Автор рассматривает анонимность как один из пусковых механизмов делинквентного поведения в кибер-пространстве. В данной работе предложены рекомендации по предупреждению возможных негативных последствий от проактивной Интернет-агрессии как самим юным участникам виртуальной коммуникации, так и их окружающим взрослым - родителям, педагогам и работникам социальных структур.
Сукиасян С.Г. - Иллюзии и реальность современной цивилизации: уроки терроризма c. 40-163

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.3.298

Аннотация: В статье рассматривается феномен терроризма в цивилизационном, историческом, психологическом аспектах. Рассматриваются его наиболее актуальные виды и проводится дифференциация с рядом похожих социально-политических феноменов: партизанской войной, бандитизмом, политическим экстремизмом и т.д. Выделяются некоторые навязанные иллюзии и мифы, пересматриваются догматические представления о терроризме.
Буева Л.П. - Массовые духовные процессы в работах Л. Дюмона c. 77-134

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.7.10422

Аннотация: Предметом исследования являются массовые духовные процессы в истолковании известного французского социолога Луи Дюмона. В его книгах развернута широкая картина становления и расцвета экономической науки от физиократов до Маркса включительно. Автор в полемической форме излагает свои взгляды на наследие самых видных теоретиков-экономистов XVII-XIX вв. Особое место в его книгах занимает критический анализ взглядов Маркса на основе его изданных, а также неопубликованных при жизни трудов. Автор статьи вступает в полемику с Дюмоном при рассмотрении генезиса экономической идеологии вплоть до наших дней и роль в этом процессе религии, морали, политики. Дается также критический анализ теории каст, предпринятой Дюмоном. Подчеркивается, что каста - это региональная цивилизационная, построенная на собственных сознательных принципах. Касты раскрывают перед нами фундаментальный социальный принцип иерархии. Иерархический человек (модель человека, предложенная Л. Дюмоном для объяснения восточного кастового общества) - это человек, который считает существующую систему сословий священной и готов занимать то место, которое ему досталось. Редкий случай в истории, когда кастовость не вызывает социального напряжения. Автор статьи использует компаративистский метод, он сравнивает представления об экономических законах с восточными трудами, в которых речь идет о труде и организации социальной жизни. В отечественной литературе наследие Дюмона не было предметом изучения и анализа. Поскольку кастовые принципы общественного устройства представляют собой социальное воплощение бытийных, онтологических, принципов, попыткой их реализации то такую систему автор называют "онтократией" (от греческих слов "оntoz" – "бытие" и "kratoz" – "сила"). Подчеркивается, что всякая социальная организация невозможна без разделений, различий и противопоставлений. Но кастовая система предполагала строгое соблюдение эндогамии. Так она устанавливала равенство полов. Между тем в европейской культуре равенство тоже отвергалось, но при этом использовались не онтологические аргументы, а доводы социальной теории.
Полищук В.И. - Человек в мире и мир в человеке c. 106-135
Аннотация: Аннотация: предлагается авторский взгляд на различные пути решения проблемы человека в истории культуры. Данная проблема формулируется как вопрос о том, что делает человека человеком. Выделяются три основных ответа на этот вопрос: человек становится самим собой, лишь возвышаясь над мирскими привязанностями, либо стремясь познать окружающий мир, либо познавая самого себя. Впрочем, второй и третий ответы схожи друг с другом, поскольку решение проблемы человека связаны в них с наличным бытием.
Пархоменко Р.Н. - Б. Чичерин о религии и свободе c. 106-137

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.2.147

Аннотация: В статье рассматривается биография Бориса Николаевича Чичерина (1828-1904) применительно к его мировоззренческому и философскому развитию. Также показана роль религии в становлении его концепции либерализма.Метод и сферу философских интересов известного российского правоведа, философа и общественного деятеля Б. Чичерина можно обозначить как «научную метафизику», поскольку он всегда стремился выйти как за границы позитивизма и эмпиризма, так и отечественной религиозно-мистической традиции. Чичерин полагал, что любые идеальные начала могут и должны быть объяснены с помощью опыта и что реальный мир должен быть озарен «светом» философских истин. Особую роль в познании мира он отводил логике и науке. В статье подробно рассматривается методологический аспект философии Чичерина, который можно условно назвать «метафизическим универсализмом». Помимо этого, приведены размышления Чичерина о свободе и праве.
Гайворонская А.А. - Полифоничность феномена экстремизм в социально - психологических исследованиях c. 109-137
Аннотация: В данной статье была предпринята попытка глубокого и всестороннего осмысления полифоничности феномена экстремизм. Под полифоничностью мы понимаем осознание того, что данный феномен может быть представлен как семантическое пространство, содержащее потенциально большое количество значений. Раскрыть эту многогранность значений возможно при помощи разнообразных подходов (например: с точки зрения философии, психологии, социологии и т.п.). С каждым подходом, вероятно, будут открываться новые значения данного феномена, обусловленные и исторической изменчивостью, и многовариантностью понимания этого феномена, идеологичностью, тенденциозностью и идейно-политической ангажированностью
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"