по
Psychologist
18+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Legal information
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Psychologist" > Rubric "Limits of intellect"
Limits of intellect
Faskhutdinova Y.F. - On the Question about the Development of Cognitive Abilities of Children with Mental Regardation pp. 24-45

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.5.9135

Abstract: The author of the article presents a review of modern practical researches of children with the mental regardation (delay of the development of cognitive abilities such as attention, memory, cogitation and imagination). The author of the article makes an assumption that the delay in development can be better overcome if the delay is conditioned by the environmental but not genetic factor. The results of the research show that different researchers have manged to develop cognitive abilities of children with mental regardation, however, healthy children usually demonstrate better results after taking special classes of mental development. Therefore it is very difficult for children with mental regardation to cover the gap between them and healthy children. However, children with mental regardation demonstrate pretty good results when they take creative imagination development classes including art, musical and dancing classes. Imagination is a creative ability and creative abilities are determined genetically, too. Therefore the author recommends to develop creative abilities when working with children with mental regardation. 
Alyamkina E. - Interrelation of aptitudes, gifts and talent and their development in university educational process pp. 31-46

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.2.14510

Abstract: The object of research is such psychological categories as aptitudes, gifts and talent. The matter under study is their influence on university educational process. Particular author’s attention is paid to the possibility of assessing and measuring aptitudes as well as their realization in human activity, which includes studies. High importance is given to the problem of developing aptitudes at university both by means of in-class and out-of-class activities The method of research in this article is analysis and comparison of interpretations of the given psychological phenomena as well as own experience of working with students, namely observation and talking to them. The principal author’s conclusions are the following statements. 1) Aptitudes are a potential condition for forming individual’s knowledge and skills. 2) Aptitudes do not guarantee success as they must be realized in activity. 3) Assessing aptitudes is difficult as they do not imply a result, but an opportunity to achieve it under certain conditions. 4) Developing aptitudes is one of the objectives of higher education. The principal factors here are students’ interests, their motivation, methods and approaches to teaching and its organization.The novelty of the article consists in its applying the question of aptitudes, gifts and talent to the aspects of university education process. With its help not only aspects of teaching are revealed but difficulties as well especially in motivating students for studies.
Shutenko E.N. - pp. 32-40

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.3.27044

Abstract:
Subbotskiy E. - Learning From Harry Potter pp. 52-93

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.2.12159

Abstract: In article the role of magic thinking in mental development of the child is analyzed. Questions are considered: Whether children believe in magic or only play it? Whether interest in magic is so strong, as well as interest in the new physical phenomena? Whether it is possible to use magic thinking for acquisition by children of useful cognitive skills, or it is suitable only for entertainment? Researches showed that children of preschool and early school age really believe in reality of the magic. Preschool children and younger school students show much stronger interest in research of magic events, than in research of the new physical phenomena. Experiments confirmed the assumption that display of movies with impossible events and beings stimulates some informative functions of children (such as visual comparison and creative thinking) in much bigger degree, than display of the movie with equally interesting, but possible events and beings. At last, it was shown that inclusion of trade brands in a context of the impossible promotes the subsequent recognition of brands in much bigger degree, than inclusion of similar brands a context of equally interesting possible events. Prospects of use of magic thinking in school practice are discussed. Novelty: (1) The role of children's magic thinking in acquisition by children of knowledge and useful cognitive skills is for the first time considered; (2) The analysis of a problem about a ratio of children's magic thinking and training in scientific subjects is new; (3) The idea about creation of "alternative textbooks" – textbooks on physics, biology, psychology and other disciplines in which known laws of the nature wouldn't be observed is put forward, and were broken. Conclusions: (1) Involvement of children in magic thinking stimulates some informative functions of children (such as visual comparison and creative thinking) in much bigger degree, than display of the movie with equally interesting, but possible events and beings (effect "advantages impossible over possible"; (2) The effect reason "advantages impossible over possible" that the thinking about the possible involves only a narrow circle of mental functions (perception and short-term memory). On the contrary, the thinking about the impossible involves all palette of such functions (perception, memory, thinking, imagination and emotions) that provides stronger activation at the child of some useful skills; (3) Magic thinking of the child - not "false understanding of reality" and not a hindrance to scientific thinking, and the new, yet not mastered by psychology material for optimization of mental development and training.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Психолог
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Рубрика "Потенциал интеллекта"
Потенциал интеллекта
Фасхутдинова Ю.Ф. - К вопросу о развитии когнитивных способностей у детей с ЗПР. c. 24-45

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.5.9135

Аннотация: В статье проводится обзор современных эмпирических исследований, посвященных развитие у детей с задержкой психического развития когнитивных способностей, таких как внимание, память, мышление и воображение. Высказывается предположение, что наибольшее развитие возможно у способностей со средовой, а не генетической детерминацией. Приводятся данные о том, что с помощью специальных занятий разным авторам удавалось развить у детей с ЗПР когнитивные способности, однако с помощью тренингов способностей у обычных детей когнитивные способности развиваются гораздо эффективнее, поэтому «догнать» их детям с ЗПР такими способами представляется сложным. Однако при развитии способностей воображения у детей с ЗПР удается получить достаточно высокие результаты, это относится к развитию изобразительных, музыкальных танцевальных способностей. Способности воображения относятся к творческим, и они менее детерминированы генетически, поэтому высказывается рекомендация о необходимости развития таких способностей у детей с ЗПР.
Алямкина Е.А. - Взаимосвязь способностей, задатков и таланта и их развитие в образовательном процессе вуза c. 31-46

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.2.14510

Аннотация: Объектом исследования в данной статье являются такие психологические категории, как «способности», «задатки» и «талант». Предмет исследования – их влияние на образовательный процесс в вузе. Особое внимание автора уделяется вопросу оценки и измерения способностей, а также их реализации в человеческой деятельности, в том числе и учебной. Важным представляется также вопрос развития способностей студентов как в учебное, так и во внеучебное время. Описываются четыре фактора, влияющих на развитие способностей: интересы и мотивация студентов, методика преподавания и организация учебно-воспитательного процесса в вузе. Методом исследования в данной статье является анализ и сопоставление трактовок представленных психологических понятий, а также собственного опыта работы со студентами, а именно наблюдения и бесед с ними. Основными выводами автора являются следующие положения. 1) Способности являются потенциальным условием для формирования у человека различных знаний, умений и навыков, в том числе и профессиональных. 2) Способности не гарантируют успех человека в жизни, они должны быть реализованы в деятельности. 3) Оценивать способности сложно, потому что они подразумевают не конкретный результат деятельности, а возможность добиваться результата в ней при определённых условиях. 4) Развития способностей как профессиональных, так и общих – одна из задач высшей школы, основными факторами в решении которой являются интересы студентов, их мотивация, методика преподавания в вузе и организация учебного процесса.Новизна статьи заключается в том, что вопрос о способностях, задатках и таланте находит в ней приложение к аспектам педагогического процесса вуза. С помощью него выявляются не только аспекты обучения, но и трудности образовательного процесса, особенно в мотивировании студентов к учёбе.
Субботский Е.В. - Научиться у Гарри Поттера c. 52-93

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.2.12159

Аннотация: В статье анализируется роль магического мышления в психическом развитии ребенка. Рассмотрены вопросы: Верят ли дети в магию или только играют в нее? Является ли интерес к магии столь же сильным, как и интерес к новым физическим явлениям? Можно ли использовать магическое мышление для целей приобретения детьми полезных когнитивных навыков, или оно пригодно только для развлечения? Исследования показали, что дети дошкольного и раннего школьного возраста действительно верят в реальность магического. Дошкольники и младшие школьники проявляют значительно более сильный интерес к исследованию волшебных событий, чем к исследованию новых физических явлений. Эксперименты подтвердили предположение, что показ фильмов с невозможными событиями и существами стимулирует некоторые познавательные функции детей (такие как зрительное сравнение и креативное мышление) в значительно большей степени, чем показ фильма с равно интересными, но возможными событиями и существами. Наконец, было показано, что включение торговых брэндов в контекст невозможного способствует последующему распознаванию брэндов в значительно большей степени, чем включение аналогичных брэндов контекст равно интересных возможных событий. Обсуждены перспективы использования магического мышления в школьной практике. Новизна: (1) Впервые рассмотрена роль детского магического мышления в приобретении детьми знаний и полезных когнитивных навыков; (2) Новым является анализ проблемы о соотношении детского магического мышления и обучения научным предметам; (3) Выдвинута идея о создании “альтернативных учебников” – учебников по физике, биологии, психологии и другим дисциплинам, в которых известные законы природы не соблюдались бы, а нарушались. Выводы: (1) Вовлечение детей в магическое мышление стимулирует некоторые познавательные функции детей (такие как зрительное сравнение и креативное мышление) в значительно большей степени, чем показ фильма с равно интересными, но возможными событиями и существами (эффект «преимущества невозможного над возможным»; (2) Причина эффекта “преимущества невозможного над возможным” в том, что мышление о возможном задействует лишь узкий круг психических функций (восприятие и кратковременную память). Напротив, мышление о невозможном задействует всю палитру таких функций (восприятие, память, мышление, воображение и эмоции), что обеспечивает более сильную активацию у ребёнка некоторых полезных навыков; (3) Магическое мышление ребенка -- не «ложное понимание реальности» и не помеха научному мышлению, а новый, еще не освоенный психологией материал для оптимизации психического развития и обучения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"