Психолог
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Рубрика "Интеллектуальные игры"
Интеллектуальные игры
Яценко М.В., Кайгородова Н.З. - Индивидуальные особенности устойчивых и неустойчивых параметров ЭЭГ в контексте их взаимосвязи с показателями умственной работоспособности c. 9-18

DOI:
10.7256/2409-8701.2017.2.22372

Аннотация: Целью данной работы явилось исследование индивидуальных особенностей взаимосвязи умственной работоспособности с ЭЭГ- коррелятами функционального состояния головного мозга. Предмет исследования – умственная работоспособность в контексте функционального состояния головного мозга. Для разработки и внедрения мероприятий по своевременной диагностике и коррекции утомления у студентов необходимо изучение влияния разных факторов как эндогенной, так и экзогенной природы на функциональное состояние организма студентов и, прежде всего, на функциональное состояние головного мозга. Методы исследования: корректурная проба Анфимова, тесты Айзенка и Стреляу для определения уровня интро-экстравертированности, эмоциональной стабильности и свойств нервной системы, метод энцефалографии (ЭЭГ). Полученные в настоящем исследовании данные свидетельствуют, что функциональное состояние мозга, которое обеспечивает высокие показатели умственной работоспособности, в большей степени зависит от влияния внешних факторов, определяющие исходное состояние биоэлектрической активности головного мозга, чем от эндогенных факторов, представленных индивидуальными типологическими особенностями человека.
Терещенко Р.Н. - Эмоциональная креативность в структуре общих способностей студентов. c. 25-38

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.1.11846

Аннотация: В статье рассматривается эмоциональная креативность как творческая способность, связанная с другими интеллектуальными и творческими способностями студентов. Показывается важность определения эмоциональной креативности для педагогики, необходимость ее измерения у абитуриентов творческих учебных заведений. На основании анализа литературы дается определение эмоциональной креативности, выделяются ее составляющие, описываются ее связи с показателями эмоционального интеллекта.Приводятся данные собственного эмпирического исследования, проведенного на группе студентов, используется авторские методики и классические тесты на разные виды интеллекта и креативности. Вводятся показатели общей эмоциональной креативности и личностной эмоциональной креативности. На основании полученных результатов, утверждается, что эмоциональная креативность как способность является условием эффективного выполнения артистической деятельности. Описываются взаимосвязи эмоциональной креативности с другими интеллектуальными и творческими способностями. Отмечается частичное наличие «интеллектуального порога» в отношениях эмоциональной креативности и эмоционального интеллекта. При невысоких показателях общая эмоциональная креативность взаимосвязана с общим эмоциональным интеллектом, а при высоких – они становятся независимыми факторами, зато появляется связь личностной эмоциональной креативности и эмоционального интеллекта.
Смолко С.А. - Стратегии принятия управленческих решений на примере выработки групповых решений в бизнес-симуляции c. 43-53

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.4.19838

Аннотация: Основной акцент статьи – групповые решения в управленческой деятельности. Малая группа рассматривается в русле концепции К. Вика как носитель «коллективного разума». Такая позиция позволяет соотносить результаты выработки групповых решений с усредненными характеристиками участников группы. Принятие решений в группе анализируется с точки зрения процессов переработки информации, обмена знаниями в малой группе и организации в целом, влияния на успешность решения группы разнородности состава ее участников, ролевой гибкости группы в ситуации изменений. Одной из форм организации решения проблемных задач в группах являются деловые игры, в том числе управленческие. В теоретическом обзоре приведена классификация деловых игр и их основные характеристики. Эмпирическое исследование построено на моделировании управленческой деятельности при помощи деловой игры, которая имитирует ситуацию управления предприятием с топ-уровня. Участники (выборка 548 руководителей среднего звена) объединялись в малые группы по 5-6 человек и принимали управленческие решения в слабо структурированной ситуации при ограниченном времени на принятие решения. Всего было образовано 66 групп. Научная новизна работы состоит в исследовании стратегий принятия решений руководителями в условиях, близко моделирующих их реальную деятельность и позволяющих исследовать принятие как операционных, так и прогностических управленческих решений. Для анализа и проверки гипотезы использовались результаты групповых решений, которые были оформлены как выходные характеристики игровых компаний, направленные на удовлетворение условных акционеров и потенциальных инвесторов.Гипотеза о том, что для групповых управленческих решений, связанных с ведением бизнеса в условиях конкуренции, характерно наличие различных стратегий: ориентация на быстрый финансовый результат «здесь и сейчас»; ориентация на решение текущих проблем операционной деятельности; ориентация в решениях на долгосрочное развитие компании, была подтверждена.
Корнильев В.В. - Смысл и значение образа Кощея Бессмертного с психоаналитической точки зрения. c. 52-121

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.4.813

Аннотация: Ранее психоанализ занимался в основном анализом всемирно известных мифов и легенд. Анализ сказочных героев дает так же много точной информации о культурном и социальном развитии определенной эпохи. Сказки о Кощее Бессмертном символизируют борьбу отца и сына за женщину, типов семьи (матриархата и патриархата) и социальных взаимоотношений. Кощея, образ авторитарного отца, патриархата и стяжательства побеждает Иван Царевич, символизирующий одного из восставших сыновей, матриархат и социальную справедливость. В сказке отображены и области взаимодействия героев на психическом уровне: загробный мир соответствует бессознательной динамической части психики, мир живых соответствует ее статическому содержанию. Кощей Бессмертный является синтетическим образом различных типов Змеев, встречающихся в русских сказках. Все они символизируют антисоциальные качества патриархального тотемизма. Иван Царевич искореняет бессознательное психическое влияние авторитарного предка, преобразуя акт зарождения ребенка: ломая иглу, символизирующую мужское генетическое начало.
Березина Т.Н. - О психических образах высших порядков c. 77-105
Аннотация: В статье разрабатывается модель образной системы, включающей в себя несколько уровней обработки наглядной информации, на каждом уровне формируются образы- интеграторы соответствующего порядка. Модель опирается на когнитивные теории памяти (концепция двойного кодирования) и теорию первой и второй сигнальной системы И.П.Павлова. Обобщение образной информации рассматривается по аналогии с обобщением во второй сигнальной системе. Образы первого порядка –представлены образами эйдетической памяти, фотографичны. Образы второго порядка рассматриваются как классические вторичные образы, образы конкретных предметов, обладающие свойством наглядности, визуализирующиеся в виде изображения с меняющимися деталями. Образы третьего порядка представляются как образы обобщенных предметов (типа имаген «животное»), визуализирующиеся в виде контура. Образы четвертого порядка - как образы высшего уровня обобщения (типа имаген «вещь»), не обладающие свойством наглядности, представляющие собой мысленное выделение субъектом части внутреннего пространства. Образы пятого порядка - невербальные эталоны моральных, философских, математических обобщений. Предполагается, что образы высшего порядка – полимодальны.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"