Психолог
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Рубрика "Психотехника"
Психотехника
Березина Т.Н. - О взаимодействии физических и интеллектуальных способностей. c. 1-24
Аннотация: Анализируется взаимосвязь между показателями физического развития взрослого человека и его когнитивными способностями. В качестве показателей физического развития оцениваются силовые, скоростные качества, характеристики гибкости и равновесия. В качестве интеллектуальных измеряются параметры творческого мышления: гибкость, оригинальность, сообразительность и другие. Проводится корреляционный анализ. Показано наличие достоверных взаимосвязей между способностями к координации движений и некоторыми показателями дивергентного мышления (гибкостью его и продуктивностью), а также сообразительностью при решении задач у взрослых людей.
Чернов Д.Н. - Субъектно-деятельностный подход к анализу детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младших дошкольников c. 1-33
Аннотация: Детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей младшего дошкольного возраста, изучены с позиций субъектно-деятельностного подхода. Предложен методический комплекс, позволяющий исследовать особенности становления детско-родительской общности по типу коллективного субъекта. При исследовании 116 диад «мать–младший дошкольник» обнаружено, что для них характерен предсубъектный уровень развития коллективного субъекта «родитель–ребенок» в сочетании с тенденцией к рефлексивному отношению родителя к совместной жизнедеятельности. Исходя из реализованного подхода, предложены ориентиры в психолого-педагогической работе с системой «родитель–ребенок».
Олешкевич В.И. - Методологический анализ процессов психологической реабилитации в наркологической клинике. c. 1-37

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.1.386

Аннотация: В статье исследуется проблема психологической реабилитации как культурно-историческая проблема, затрагивающая, широкие области жизни современного человека. В этой связи изучается понятие психологической реабилитации и организация психологической реабилитации в современной медицине, в частности, в наркологической клинике. Исследуются различные подходы к организации реабилитации и осуществляется их психотехнический анализ, изучаются возможные уровни организации реабилитационного процесса в наркологии, их методология, а также их соответствующий реабилитационный потенциал и показывается особое значение экзистенциального уровня организации психологической реабилитации. Делается вывод о возможности использования такой методологии в построении реабилитационных программ также и в других областях медицины и социальной практики.
Артемьева О.А. - Советская психотехника: социальная биография научно-практического течения c. 1-23

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.2.12015

Аннотация: История отечественной психологии 1920-1930-х гг. представляет редкий науковедческий материал. В это время под действием уникальных социальных условий наблюдался рост и ликвидация целого ряда научно-практических течений – психоанализа, педологии, психотехники. Обращение к истории развития каждого из этих течений позволяет вскрыть существенные закономерности социальной детерминации науки. В представляемой работе на основе анализа историко-научных, в том числе архивных, материалов реконструируется социальная биография советской психотехники. Представляются трагические судьбы ее лидеров И.Н. Шпильрейна и С.Г. Геллерштейна. Выделяются этапы социальной биографии психотехнического течения как субъекта научной деятельности. Дается характеристика социальных условий его становления и ликвидации в советской России. В качестве результата социальной детерминации развития течения прослеживается смена методологических установок советских психотехников. При реконструкции «социальной биографии» советской психотехники анализировались основные публикации и личные документы ее научных лидеров, результаты историко-психологических исследований и официальные документы, регулировавшие деятельность советских психотехников в 1920–1930 гг. Проведенная работа позволила сделать вывод о зависимости развития научно-практического течения от таких социальных условий, как экономические, идеологические и политические. Особое внимание уделяется амбивалентному характеру влияния советской научной политики: с одной стороны, репрессии в отношении ученых-практиков приводили к подавлению исследовательской инициативы и ослаблению научно-технического потенциала страны, с другой – советская научная политика способствовала объединению научного сообщества на основе общих методологических принципов.
Рысёв Н.Ю. - Методика деловой игры "Стратегии и тактики переговоров". c. 13-25

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.3.19287

Аннотация: В данной статье детально описана авторская деловая игра «Стратегии и тактики переговоров». Первая цель игры – понимание и практическое использование пяти стратегий ведения переговоров и способов противодействия им: игнорирование, доминирование, манипуляция, компромисс, сотрудничество. Вторая цель игры – освоение тактических способов оказания влияния, таких как: убеждение, эмоциональное заражение, смена ролей, использование афоризмов, игра на чуствах, самопрезентация, подчеркивание риска, юмор и легкая ирония, влияние на самооценку, четкое инструктирование, ссылка на нормы, должествование, присоединение к ценностям, подчеркивание возможного выигрыша. В статье дается подробное и исчерпывающие описание методики деловой игры, кажый этап деловой игры объясняется и обосновывается. Новизна данной работы заключается в том, что статья имеет ценность для практических психологов и педагогов, которые используют в своей деятельности активные формы обучения, такие как ролевые и деловые игры. Данная деловая игра имеет три важнейших аспекта. Во-первых, во время ее проведения происходит обучение участников. Во-вторых, игра несет диагностическую нагрузку. В третьих, деловая игра может быть использована как дизайн психологического эксперимента.
Мартьянова Г.Ю., Ильина А.А. - Потенциал арттерапии в системе коррекционной помощи дошкольнику c. 94-118

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.1.13601

Аннотация: Одним из широко распространенных методов в психологической коррекции детей является арттерапия. Однако применение ее техник на практике часто происходит без учета возрастных возможностей реагирования детской психики. Настоящая статья показывает, какие механизмы арттерапии делают ее эффективной в старшем дошкольном возрасте. Определение эффективности осуществляется в сравнении с игровой коррекцией, приоритет которой в возрасте с 3 до 7 лет объясняется типом ведущей деятельности. Сопоставление подходов осуществляется с процессуальной и результативной позиций. Основным критерием проведенного анализа выступает возможность получения продукта детской деятельности в диагностике, психопрофилактике и собственно коррекционной работе. Доказано, что арттерапия как метод полезна в дошкольном возрасте в силу слабой рефлексии и низкой вербальной активности детей. Определено, что символический смысл искусства соотносится с процессом формирования знаково-символической функции сознания ребенка, прежде всего, механизма моделирования. Показано соответствие арттерапии как вида практической деятельности основным принципам психологической коррекции детей. Основные тезисы об эффективности арттерапии в дошкольном возрасте подтверждаются данными собственных эмпирических исследований.
Майленова Ф.Г. - Разнообразие способов личностного изменения: от дзэн-практик к гипнотерапии c. 142-162

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.6.13673

Аннотация: Основной предмет исследования трансовые техники, используемые в психотерапии. Современная гипнотерапия вбирает в себя разнообразный опыт личностного изменения, выработанный не только в области медицины и психологии, но и в различных духовных практиках (йога, дзэн-буддизм, даосские практики). Хотя дзэн с его нацеленностью на действие и существование здесь-и-теперь казался поначалу прямой противоположностью классической психотерапии, основанной на беседе и работе с воспоминаниями, именно его сосредоточенность на текущем моменте и работа с осознаванием оказались очень продуктивными. Высокая, по сравнению с другими психотехниками, эффективность и специфика работы с гипнотическими техниками накладывают дополнительную этическую ответственность на терапевта, в частности, за соблюдение принципа информированного согласия. Использованная методология – сравнительный анализ психотерапевтических методов работы с личностью и духовных практик на основе личного опыта самомодификации и наблюдения за клиентами в процессе психологического консультирования. Научная новизна подхода состоит в поиске общих принципов в таких столь непохожих системах, как психоанализ, гипнотерапия и дзэн-практика. Стремление понять, интерпретировать символы и знаки, предлагаемые бессознательным, а самое главное – пристальное внимание к процессам, протекающим в бессознательном, по сути присуще и психоанализу, и дзэн-буддизму, и эти новые знания способствуют расширению возможностей гипнотерапии и обогащению видения природы человека и способов его исцеления.
Гафарова О.Н. - Технология осознания реальности - подход психологического консультирования c. 317-356

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.4.15538

Аннотация: Технология Осознания Реальности (Technology of Realization of The Reality (ToRR-подход) - это концептуально разработанная матричная модальность консультирования, которая одинаково применима в психологическом консультировании и психотерапии, коучинге и бизнес-консалтинге, в системе образования и просвещения. Благодаря её внедрению в работу нашего психологического "Ресурсного Центра "Интеграция" (http://nlptherapy.ru) сократил срок ликвидации невротических состояний, зависимостей и тяжёлых организационных и семейных конфликтов более чем в 2 раза, по сравнению с 2010 годом. Она разработана на основе адаптационных механизмов развития и матрицы (таблицы элементов информации), показывающей направленность изменений на одном горизонтально – структурном уровне, модель консультирования, имеющая широкий спектр применения и позволяющая детально изучить проблемы клиента, особенности условий внешней среды, связанной с его проблемой, предвидеть основные тенденции развития его последующего жизненного сценария и дать необходимые рекомендации для положительного решения проблемы. ToRR-подход выступает в роли своеобразного катализатора ускорения изменений процессов осознания и связанного с ним личностного развития, создающего новые качества в мышлении и характере клиента в процессе его самонастройки. Он позволяет с определенной точностью предвидеть развитие очередных событий и прогнозировать их, отслеживая динамику процесса, при необходимости изменять или корректировать их, обеспечивая устойчивость и необратимость положительных результатов в жизни наших клиентов в данных конкретных условиях. В процессе исследования проблемы происходит переход с уровня горизонтальных, последовательных этапов развития предыдущих событий, на новый, вертикальный уровень.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"