по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 06, 2022
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 30-12-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Богоявленская Диана Борисовна, доктор психологических наук, mpo-120@mail.ru
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2022
Психология масс
Науменко Е.А. - Полиграфическое исследование параметров субъективного восприятия норм и гуманизации наказания жителями ХМАО-Югры c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.6.39114

EDN: ALNLCB

Аннотация: Объектом исследования являются жители Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, предметом – субъективное восприятие норм уголовного права и процессов гуманизации уголовного наказания. Проблема определения меры уголовного наказания всегда волновала широкие слои общественности. Именно мера наказания во многом определяет действенность системы правового регулирования отношений в социуме, нормативные правила общежития и взаимовлияния. Общественное обсуждение нормативов наказания в обществе отличается разнонаправленностью и разночтением. В таком процессе решающее значение имеют территориальные, социальные, профессиональные, культурно-этнические и другие характеристики населения нашей страны. В сознании каждого человека, в процессе правовой социализации, формируются свои представления о нормах уголовного наказания. Исследование параметров субъективного восприятия норм уголовного наказания, через определение пределов их гуманизации, представляется интересной и важной задачей изучения обозначенной проблемы. Научная новизна исследования определяется материалами, характеризующими личностные проекции оценки субъективного восприятия гражданами пределов гуманизации наказания в практике уголовного судопроизводства и исполнения наказания в системе УФСИН. Недостаточно реальное, мифологизированное, поэтико-романтическое восприятие содержания и форм исполнения уголовного наказания деформирует социально-нормативное поведение граждан. Это утверждение касается молодежи изучаемого региона, обусловливающее легкие формы вхождения несовершеннолетних в криминальную субкультуру и асоциальные отношения. Субъективное восприятие гуманизации уголовного наказания и его пределов имеет и региональный аспект. Его исследование в выборке жителей ХМАО-Югры также определяет новизну настоящего исследования. Получены данные о различиях в субъективных восприятиях норм уголовного наказания и пределов их гуманизации. Статистически значимые различия определены по половым, возрастным группам респондентов. Выявлена закономерность разнонаправленных значений пределов уголовного наказания по возрастным группам. Определены значения рассогласованности (внутренней дезориентации) между реальными (социально определенными) нормами наказания и личностным отношением респондентов к гуманизации этих норм.
Индивид и личность
Березина Т.Н. - Личностные ресурсы как фактор биологического возраста: индивидуально-типологический подход. c. 12-28

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.6.39260

EDN: MUWVMC

Аннотация: Предложены критерии личностных ресурсов: 1) личность может управлять ими, 2) они дополнительны к повседневной жизни, 3) в литературе есть доказательства их эффективности. Выделены тринадцать личностных ресурсов. Методы Обследованы мужчины и женщины допенсионного возраста в России: мужчины от 36 до 60 лет, женщины от 36 до 55 лет. Использованы методы оценки биологического возраста по показателям здоровья, опросник личностных ресурсов, а также методы оценки индивидуальности. Проводился дисперсионный анализ влияния личностных ресурсов и типов индивидуальности на индекс биологического старения, также использовались автоматические нейронные сети (метод «регрессия»).   Результаты. У женщин наиболее эффективными являются ресурсы: достижения, общение, доброта, рукоделие, интеллект, спорт творчество, духовность и юмор, а у мужчин спорт, рукоделие, доброта. Влияние других ресурсов зависит от частоты использования, Наблюдается U – образная зависимость (творчество и духовность у мужчин), обратная U -образная зависимость (порядок – у женщин), квазипериодические зависимости. Обнаружены 3 закономерности: 1)Использование личностных ресурсов влияет на индекс старение, в целом его понижая; 2) У некоторых личностных ресурсов индекс старения понижается только при частом использовании, редкое – не эффективно, наоборот, может занимать свободное время и отвлекать человека от более важных занятий; 3) Для других ресурсов, наоборот, индекс старения понижается при среднем уровне использования, очень частое оказывается не эффективным, также как его полное отсутствие; 4) У женщин на индекс старения больше влияют общепсихологические личностные ресурсы, реже типологические особенности. У мужчин на индекс старения больше влияют типологические и индивидуальные особенности.
Понять человека
Грибер Ю.А., Нанкевич А.А. - Влияние шума на цветовые ассоциации горожан c. 29-39

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.6.39243

EDN: OZQVZC

Аннотация: Объектом исследования являются привыкшие к шуму городские жители, предметом – влияние шума на возникающие у них цветовые ассоциации с антропологически значимыми концептами. Цель – экспериментальная проверка гипотезы о том, что под воздействием шума в системе цветовых ассоциаций будут наблюдаться изменения структуры и плотности, частотности оттенков с различными хроматическими характеристиками (светлотой, тоном, насыщенностью). В эксперименте приняли участие 50 человек (14 мужчин и 36 женщин) в возрасте от 17 до 24 лет (средний возраст 19.71, SD=1.72). Их ответы сравнивались с результатами контрольной группы, которая участвовала в таком же исследовании ранее и не подвергалась воздействию звукового раздражителя. Палитра эксперимента включала 27 цветовых образцов системы естественных цветов NCS. Участников просили сопоставить цветовые образцы палитры с 26 антропологически значимыми концептами. Эксперимент показал заметные трансформации системы цветовых ассоциаций под воздействием звуковых раздражителей. Мы зафиксировали резкое увеличение доли выборов красного цвета и повышение рейтинга других физиологически значимых оттенков, на которые реагирует зрительный нерв – синих, желтых и ахроматических белого, черного и серого. Цветовые ассоциации стали менее разнообразными и приобрели более простую структуру. При этом на структуру цветовых ассоциаций не повлияло изменение громкости шума: паттерны, полученные под воздействием 60 Дб(А) и 80 Дб(А) оказались идентичными. Полученные данные имеют важное значение для понимания когнитивных механизмов воздействия цвета и установления причинно-следственных связей между заданной цветовой стимуляцией и ее влиянием на индивидуального человека.
Профессиональная психология
Якимова З.В. - Вербальная агрессия в профессиональной деятельности полицейских c. 40-56

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.6.39465

EDN: WSDKNH

Аннотация: Объектом исследования является вербальная агрессия, под которой понимается вид агрессивного речевого поведения, рассматриваемый как неэкологичный способ снятия избыточного психо-эмоционального напряжения бранящегося в ситуации стресса или конфликта при отстаивании своей точки зрения или позиции. Предметом исследования являются личностные качества, формирующие агрессивное поведение, в том числе вербальную агрессию в профессиональной̆ деятельности полицейских. Цель исследования - заключается в выявлении уровня вербальной агрессии в зависимости от пола, возраста, уровня профессионального образования полицейских, а так же выявлении личностных качеств, в наибольшей степени коррелирующих с вербальной агрессией и оказывающих влияние на индекс конструктивности при выборе стратегий преодоления стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности. Научная новизна заключается в дифференциации целей различных видов агрессивного речевого поведения (речевая агрессия, вербальная агрессия, инвективная речь); рассмотрении вербальной агрессии в профессиональной деятельности полицейских как в устной форме при общении с различным контингентом граждан, так и вариаций проявления вербальной агрессии в письменной форме в интернет-коммуникациях. Методический инструментарий исследования представлен методиками: Опросник враждебности Басса-Дарки (адаптация А. Осницкого), Опросник «Личная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев), Опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (С. Хобфолл, адаптация Н. Водопьяновой, Е. Старченковой). В результате проведённого исследования дифференцированы цели различных видов речевого агрессивного поведения, в том числе с учетом интернет-коммуникаций; наиболее высокий уровень вербальной агрессии выявлен у полицейских мужского пола, получающихся первое высшее юридической образование, относящиеся к возрастной категории 26-40 лет; вербальная агрессия в большей степени коррелирует с позитивной агрессивностью, раздражительностью и вспыльчивостью, нежели с враждебностью, подозрительностью и обидчивостью; наличие вербальной агрессии снижает индекс конструктивности решения конфликтных ситуаций.
Социальные страсти
Артемьева О.А. - Анализ предметных связей сотрудников Психологического института (1913-1937 гг.) c. 57-72

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.6.38751

EDN: UBHQUG

Аннотация: Предметом проведенного исследования выступили предметные связи, отражающие степень сходства тематики исследований, основателя (Г.И. Челпанов), последующих руководителей (К.Н. Корнилов, А.Б. Залкинд, В.Н. Колбановский) и 12 из ведущих сотрудников Психологического института в 1913–1937 г. В контексте решения проблемы коллективных форм развития отечественной психологии проведен сленговый анализ заголовков опубликованных психологических работ ученых. С целью учета смысловых значений количественный анализ заголовков дополнен результатами качественного анализа тематики и типа публикаций, наличия переизданий и биографических данных их авторов, а также результатов событийного анализа социальной истории развития отечественной психологии в первой воловине ХХ века. Полученные данные свидетельствуют о силе предметных связей институтских руководителей и конкретных сотрудников, поддерживавших их в реализации исследовательских программ и в разработке актуальных проблем психологической теории и практики; что определило эффективность их совместной научной деятельности в 1910-1930-х гг. Основной тематикой, объединявшей ученых, была общая психология, в меньшей степени – педагогическая психология. Благодаря наличию предметных связей сотрудниками института сделан значительный коллективный вклад в определение теоретико-методологических основ исследования психологии сознания, поведения, и таких психических процессов, как ощущения, восприятие, память, мышление, речь; в разработку методов психологического исследования: экспериментального, биографического, методов наблюдения, тестирования и др. Решение задач педагогической психологии, как и других практико-ориентированных областей психологии – возрастной, социальной, специальной, психологии труда и т.д. – сотрудниками института опиралось на традицию организации экспериментальных исследований, заложенную при создании института Г.И. Челпановым и определившую содержание предметных связей его ведущих ученых в последующие десятилетия.
Понять человека
Грибер Ю.А., Цыганкова К.Ю., Устименко Ю.А. - Цвет как триггер: влияние хроматических характеристик сенсорных кнопок на мотивацию прикосновения c. 73-87

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.6.39497

EDN: TGRQQV

Аннотация: Объектом исследования являются современные пользователи смартфонов, предметом – влияние хроматических характеристик сенсорных кнопок на их мотивацию прикоснуться к экрану. Целью исследования стала экспериментальная проверка гипотезы о том, что различные хроматические характеристики кнопок, которые человек видит на сенсорном экране (их яркость, тон, насыщенность), могут выступать в роли визуальных триггеров и оказывать заметное влияние на желание дотронуться до них. В эксперименте приняли участие 48 человек с нормальным цветовым зрением (24 мужчины и 24 женщины) в возрасте от 19 до 21 года. Цветовые стимулы эксперимента были разработаны на основе системы PCCS (Practical Color Coordinate System) и включали 52 оттенка. В ходе анализа оценивались частота встречаемости (1) отдельных оттенков; (2) групп оттенков; (3) оттенков определенного тона; (4) вероятность выбора определенного оттенка из двух. Оценка частоты встречаемости проводилась с использованием процедур и методов визуальной статистики. Для оценки вероятности выбора определенного оттенка из двух использовался метод поиска ассоциативных правил. Проведённый анализ показал, что наиболее мотивирующими являются оттенки с высокой насыщенностью четырех чистых тонов, на которые реагирует зрительный нерв – яркие синие и желтые, зеленые и красные цвета. Женщин сильнее мотивируют красные и красно-фиолетовые оттенки, мужчин – желтые, оранжевые, зеленые и зелено-синие. При этом стратегия выбора одного оттенка из двух в паре у женщин является более предсказуемой, чем у мужчин. Полученные данные имеют широкий прикладной потенциал. Они могут использоваться в дизайне сайтов и веб-приложений для пользователей с различными социально-демографическими характеристиками, в оформлении интерактивных учебных материалов, при разработке цветовой среды обучающих и тренинговых программ.
Внутренний мир человека
Трубицына Л.В., Журавлева Ю.В. - Психологические особенности отношения взрослых людей к своим родителям c. 88-97

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.6.39542

EDN: RUBKGY

Аннотация: В статье рассматривается проблема отношения взрослых детей к их родителям. Исследование состояло из двух частей. Целью первой части было получение наиболее полной картины возможных аспектов отношения взрослых детей к своим родителям без учета преобладающих вариантов. Методом исследования послужила серия слабоструктурированных интервью. С помощью качественного анализа проведенных слабоструктурированных интервью выделены обобщенные категории, описывающие разные аспекты отношения взрослых детей к своим родителям. На основании полученных данных был составлен вопросник, который использовался во второй части исследования. Вопросник заполнили 146 респондентов. Результаты были проанализированы с помощью факторного анализа.    Выделены 8 факторов, характеризующих субъективные представления взрослых детей об отношении к их родителям: отношения любви и ощущения уюта; забота с проблемами соответствия родительским ожиданиям; обиды и претензии; критика; подчеркивание важности отношения с бабущками и дедушками; опека свысока по отношению к родителям; эмоциональная зависимость с проблемами отделения, а также восприятие родителей как модели и образца. Новизной данного исследования стала разработка опросника с помощью метода слабоструктурированного интервью, позволившая при рассмотрении отношений взрослых детей к своим родителям выделить ряд значимых аспектов этих отношений.
Горизонты психологии
Сосновский Б.А., Каширский Д.В. - Тернистый путь психологии к «Человеку одушевленному» c. 98-110

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.6.38795

EDN: STLGFQ

Аннотация: Хрестоматийный материалистической отказ от изучения человеческой души привёл современную психологию к потере своего исконного предмета, место которого занимает упрощенное и (подобно Душе) не подлежащее строгому определению понятие Психики. В результате в конструкциях научной психологии теряется, либо не подлежит убедительной понятийной интерпретации множество фактов проявления целостной души и исконной духовности. В многочисленных моделях и психологических схемах личности безвозвратно теряется живой субъект или «человек одушевленный». Историю психологии можно рассматривать как историю "побед", но можно и как историю "потерь" - понятийных упрощений и искажений, что непосредственно сказалось на ее современном облике. Предметом теоретического рассмотрения в данной статье является проблема человека в психологии, его Души и духовной сущности. Приводятся примеры распространенных понятийных психологических упрощений и искажений, автоматически ведущих к неизбежным духовным потерям, которые особенно выразительны и не допустимы во всех разделах прикладной психологии. Эффективная психологическая работа осуществляется на практике не с отдельными психическими процессами, состояниями или свойствами, а со всей неделимой человеческой душой. Именно реальная психологическая практика с годами всё настоятельнее требует серьёзного переустройства научной психологии, которая просто обязана стать целенаправленно духовной и непосредственно обращенной к живой человеческой душе. Определенные научные «заделы» в направлении одушевления психологии в отечественной науке давно созданы.
Профессиональная психология
Канунников Р.И. - Взаимосвязь самооценки и характера взаимоотношений в служебном коллективе у сотрудников органов внутренних дел c. 111-121

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.6.38604

EDN: OLNDIO

Аннотация: В статье изучается проблема взаимосвязи самооценки и характера взаимоотношений в служебном коллективе у сотрудников органов внутренних дел. Статья содержит не только теоретический, но и эмпирический анализ по данной проблеме. Теоретическая значимость работы заключается в выделении особенностей самооценки, влияющих на характер взаимоотношений в служебном коллективе сотрудников правоохранительных органов. Экспериментальная часть исследования направлена на проверку полученных выводов. Для этого применялись следующие методики: методика изучения самооценки Т.В. Дембо в адаптации С.Я. Рубинштейн, методика "Личностный дифференциал", опросник самоотношения, методика экспресс диагностики СПК, социометрия.    Был проведен сравнительный анализ удовлетворённости состоянием климата в служебном коллективе и социометрическими статусами между сотрудниками правоохранительных органов, имеющими разный уровень самооценки. Результаты исследования позволили выявить наличие взаимосвязи между самооценкой и характером межличностных отношений в служебном коллективе у сотрудников полиции. Выявлено, что уровень социально-психологического климата выше в тех служебных коллективах, в которых преобладают испытуемые с адекватным уровнем самооценки.Полученные данные могут быть использованы руководителями образовательных организаций МВД России, территориальных органов, а также психологами осуществляющими свою деятельность в системе МВД России.
Писаревский К.Л., Савинков С.Н. - Психологическое сопровождение формирования ответственности в структуре профессиональной надежности у студентов – начинающих специалистов ГПС МЧС c. 122-135

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.6.39086

EDN: OJNNVA

Аннотация: В статье раскрывается актуальная проблема психологического формирования надежности, как профессионально-важного качества студентов – начинающих специалистов МЧС России. Авторы раскрывают содержание понятий "ответственность" и "надежность" как необходимых компонентов входящих в состав профессионально-важных качеств сотрудника ГПС МЧС России. Подробно рассматриваются исследования по проблеме надежности и ответственности сотрудников силовых структур в трудах отечественных и зарубежных ученых. Раскрывается тесная связь, между успешностью будущего специалиста и его ответственностью. Отмечается, что качественное решение проблемы психологического сопровождения при формировании ответственности, позволяет осуществлять эффективное управление персоналом, проводить необходимые мероприятия по оценке и обучению. Целью исследования является оценка эффективности психологического тренинга, являющегося частью программы психологического сопровождения при формировании ответственности в структуре профессиональной надежности будущего специалиста МЧС. Гипотезой исследования является проверка утверждения о том, что тренинг, как часть психологического сопровождения, может быть эффективным средством при формировании профессионально важных качеств начинающего специалиста. В эмпирическом исследовании приняли участие 25 студентов старших курсов Института управления и комплексной безопасности Академии ГПС МЧС России. При проведении данного исследования была использована методика «Многомерно-функциональная диагностика «ответственности» (ОТВ–70, автор В.П. Прядеин), а также психологический тренинг, направленный на формирование профессионально-важного и личностного качества начинающего специалиста.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.