по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 05, 2022
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 06-11-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Богоявленская Диана Борисовна, доктор психологических наук, mpo-120@mail.ru
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2022
Внутренний мир человека
Ростовцева М.В., Гончарова Т.М., Гудовский И.В., Хохрина З.В., Трофимова В.В. - Психологическая программа по повышению уровня эмоционального интеллекта детских тренеров спортивных секций c. 1-17

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.5.38769

EDN: IBRAYA

Аннотация: Предметом исследования является психологическая программа по повышению уровня эмоционального интеллекта у детских тренеров спортивных секций. На сегодняшний день проблема эмоционального интеллекта выражена в противоречии, где с одной стороны ребенок во время тренировок и соревнований нуждается в необходимой эмоциональной поддержке, с другой стороны, в научной литературе недостаточно представлены средства по его повышению. Цель работы заключается в разработке программы повышения уровня эмоционального интеллекта у детских тренеров спортивных секций. Исследование проводилось с 21тренером детских спортивных секций на базе молодежного «Центра технического проектирования» в городе Красноярске. Была разработана программа повышения эмоционального интеллекта у детских тренеров спортивных секций. Она была выстроена в соответствии с определенной логикой работы с эмоциями, которая включает в себя осознание своих и чужих эмоций в различных ситуациях, освоение способностей управления своими и чужими эмоциями и освоение способностей управления своим поведением в нестандартных ситуациях. Программа, апробированная на группе тренеров, способствовала повышению у них эмоционального интеллекта. Результаты настоящего исследования могут найти практическое применение в различных областях психологической практики: психологическом просвещении, консультировании и др. Они могут быть использованы при разработке программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов – тренеров.
Понять человека
Ростовцева М.В., Гончаревич Н.А., Шестаков В.Н., Савельева Т.Г., Барканова О.В. - Успешность в карьере супругов в семьях патриархального и эгалитарного типа. c. 18-35

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.5.38774

EDN: JTDIPL

Аннотация: Предметом исследования является соотношение показателей успешности в карьере и межличностных отношений супругов в семьях патриархального и эгалитарного типа. Целью исследования являлось определение направленности и характера изменений супружеских отношений в ситуациях карьерного роста одного из супругов. Для проведения исследования использовались: опросник «Общение в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская), методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н. Волкова), методика «Распределение ролей в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская), тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Г.П. Бутенко, Т.Л. Романова, факультет психологии МГУ), методика «Линия жизни» Головаха Е.И., Кроник А.А., адаптированная под цели исследования – измерение отношения к карьерному росту Также использовались методы качественной и количественной обработки данных. Выборка исследования представлена группой исследуемых мужчин и женщин в возрасте от 35 до 40 лет, в количестве 12 человек, находящиеся в браке 10-15 лет.   На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что для традиционных патриархальных семей не характерны высокая социальная активность, направленность на развитие карьеры обоих супругов, высокий уровень доверительного общения и взаимопонимания. В результате проведения корреляционного анализа установлено, что большое количество корреляционных связей между различными сферами семейных отношений, удовлетворённостью браком и успешностью карьеры. Таким образом, полученные данные позволят увеличить уровень согласованности семейных ценностей и ролевой адекватности супругов, что позволит уменьшить количество конфликтов, возникающих в семье и будет способствовать гармонизации семейных отношений и тем самым повышению уровня удовлетворенности браком супругами.
Дулинец Т.Г., Наконечная Е.В., Суворова Н.В., Шепелева Ю.С., Тюканов В.Л. - Повышение мотивации старших школьников средствами мультимедиа технологий c. 36-54

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.5.38942

EDN: KAZSUN

Аннотация: Предметом настоящего исследования является влияние средств мультимедиа на развитие мотивации к обучению у школьников. Проведено исследование на базе МБОУ Лицей № 8 г. Красноярска среди учащихся двух девятых классов. В ходе исследования были использованы следующие методики: изучение мотивации учения М.И. Лукьяновой; определение уровня мотивации учения Н.Г. Лускановой, опрос учителей и учеников. До проведения эксперимента был измерен уровень мотивации у учащихся контрольной и экспериментальной групп, который соответствовал уровню "низкий" и "средний" для 46 и 52% респондентов соответственно. После эксперимента, когда в течение двух четвертей было проведено более 100 уроков по химии и биологии, уровень мотивации в экспериментальной группе повысился по показателям "высокий" и "очень высокий" по результатам двух методик. таким образом, после проведения эксперимента с использованием на уроках мультимедиа технологий в экспериментальной группе наблюдается снижение количества учеников с низким и очень низким уровнем учебных мотивов Основные выводы настоящего исследования связаны с тем, что в результате проведенного исследования было доказано, что уровень мотивации к обучению у школьников повышается при использовании на занятиях мультимедийных технологий, таких как мультимедийные презентации, аудио и видеоролики, электронные учебники, интерактивные доски и онлайн тестирования. В ходе исследования был выявлен рост успеваемости в экспериментальной группе. Успеваемость в данной группе выросла за счет повышения уровня мотивации к обучению у школьников. По результатам проведения исследования можно сделать вывод, что использование мультимедийных технологий способствует повышению уровня мотивации к обучению и, следовательно, напрямую влияет на успеваемость учащихся.
Мотивация и духовность личности
Ростовцева М.В., Смирная А.А., Новопашина Л.А., Смирнова А.В., Иванов И.А. - Разработка психологической программы по снижению уровня тревожности и повышению мотивации к достижению успеха у спортсменов-каратистов 8-9 лет в предсоревновательном периоде подготовки. c. 55-73

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.5.38786

EDN: JKBCYL

Аннотация: Предметом является психологическая программа по снижению уровня тревожности и повышению уровня мотивации к достижению успеха у спортсменов-каратистов от 8 до 9 лет. На сегодняшний день многие тренеры не располагают существенным арсеналом методов, технологий и средств по снижению уровня тревожности и повышению мотивации к достижению успеха у детей-спортсменов, которые, в свою очередь, могут значительно повлиять на эффективность тренировочного и соревновательного процессов, а также на эффективность подготовки к соревнованиям Целью настоящего исследования является разработка программы, направленной на снижение уровня тревожности и повышение уровня мотивации к достижению успеха у спортсменов-каратистов от 8 до 14 лет во время подготовки к соревновательной деятельности. Нами была разработана программа регуляции психологических состояний спортсменов каратистов от 8 до 9 лет в предсоревновательном периоде подготовки. Все упражнения программы выстроены на основе принципа организации работы с модельными ситуациями, в которых спортсмены могут обнаружить психологические трудности, связанные с мотивацией к достижению успеха, тревожностью, а также совместно с тренером найти пути их разрешения, в ходе которых произойдет повышение мотивации к достижению успеха и снижение уровня тревожности. В ходе исследования после апробации программы изменения в уровне тревожности (его понижение) и мотивации (ее повышение) произошли у 83,3% респондентов. Полученные нами результаты первичной и повторной диагностики в экспериментальной группе показывают значительный рост уровня мотивации к достижению успеха у спортсменов и снижению уровня тревожности в экспериментальной группе. Это подтверждает статистическая обработка результатов с помощью критерия χ2.
Трансперсональная психология
Кухаренко С.В. - Опыт осознанных сновидений в контексте опыта медитации c. 74-81

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.5.38945

EDN: IPKKZE

Аннотация: Предметом настоящего исследования является выявление связи опыта, переживаемого в осознанных сновидениях с опытом медитации. Объектом исследования выступает опыт, сопутствующий состоянию осознанности (пали – сати). В статье автором представлены результаты исследования по выявлению связи опыта, переживаемого в осознанных сновидениях с опытом медитации. Теоретико-методологической основой исследования выступили работы исследователей осознанных сновидений С. Лабержа, Д. Гакенбах, У Восс, Р. Ваггонер, Т. Стамбрис и др., а также работы исследователей состояния осознанности – Б. Аналайо, Х. Гунаратана, А. Уоллес и др. Методами исследования выступили: теоретический анализ научной литературы, анализ и обобщение эмпирических данных, формулирование выводов. Теоретическая значимость и научная новизна исследования состоит в систематизации теоретических положений по проблеме исследования осознанных сновидений; обнаружении особенностей взаимосвязи опыта, переживаемого в осознанных сновидениях с опытом медитации. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты и выводы исследования могут быть использованы психологами в своей профессиональной деятельности, а также практикующими осознанные сновидения. Основными выводами научного исследования является обнаружение схожести переживаний во время осознанных сновидений с опытом, переживаемом в состоянии медитации. Результаты проведённого автором опроса показывают, что значительная часть респондентов, практикующих осознанные сновидения, также практикуют медитацию осознанности.
Психология и педагогика
Shutenko E.N., Shutenko A.I., Vorotyntseva D.A. - The specifics of building a psychological space for the use of information technologies as tools for activating the personal potential of university students c. 82-96

DOI:
10.25136/2409-8701.2022.5.38817

EDN: IJXBDN

Abstract: The study is aimed at the development of the psychological-pedagogical construct of implementation the information technologies in higher education. The aim of the study is to determine the psychological conditions and logic of information technologies deployment to develop the personal potential of students. The authors use the methods of systematization and generalization, the method of conceptual-structural reconstruction, modeling and design, psychological testing and comparative analysis. As a result, presented the personal-oriented construction of ICT realization into the university training. It combines the principles of using ICT, the structure of educational communications and specific stimuli of ICT that activating the personal potential of students. The principles proposed in the construction serve as a psychological-pedagogical filter for the introduction of ICT (targeting, accessibility, redundancy, diversity, integrativity, sensitivity, synergy, refreshment, systematicity, scientific orientation, etc.). Compliance with these principles allows building on the basis of ICT a developed and psychologically correct system of educational communications, including such components as: didactic, information-gnostic, interactive, attractive-motivating, participating and other components. In the presented construction, the authors also offer a set of ICT stimuli that activate the personal potential of students: representative, exposing, adaptive, contact, search-heuristic, imprinting, control-evaluative, structuring, reflective, modeling, suggestive, translimitative, temporal, personalizing, inclusive, etc. Approbation this construction in the online learning showed the promise of its application in practice. The results of diagnostics using the self-actualization method (version of the POI test by E. Shostrom) showed that students have an increase in such indicators of personal potential as: self-support, self-regard and self-acceptance, as well as spontaneity, flexibility and productive relationship. The results obtained can be applied in the field of building student-centered digitalization practices of university education, the novelty of which lies in the indirect introduction of information technologies through the development of a variety of educational communications aimed at activating students' personal resources and capacities.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.