Психолог - номер 3 за 2020 год
по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 03, 2020
Данный номер находится в стадии формирования. Все представленные на данной странице статьи уже вошли в номер, считаются опубликованными, сохранят в окончательной версии номера указанные страницы и другие метаданные статей также не изменятся.
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
Содержание № 03, 2020
Актуальный вопрос
Кубышкина М.Л., Казакова Е.В., Прохорова И.Ф. - Эмоциональный опыт детства как предпосылка оптимизма и социальной активности в старческом возрасте c. 1-21

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.3.32722

Аннотация: Предметом настоящего исследования стал эмоциональный опыт детства людей старческого возраста, то есть поколения «детей войны». Ставилась цель изучения их эмоциональных переживаний, связанных с периодом военного детства, как предпосылки их жизненного оптимизма и социальной активности в старческом возрасте. Анализ основан на материалах биографических нарративов, собранных за период с 2012 по 2019 год. В составе выборки 34 мужчины в возрасте от 75 до 85 лет и 57 женщин в возрасте от 75 до 90 лет. Средством сбора данных выступил метод нестандартизированного биографического интервью. Полученные нарративы обрабатывались посредством контент-анализа (для формализации переменных «оптимизм», «пессимизм» и «социальная активность») и составления плотных структурированных описаний эмоционального опыта военного детства, которые обобщались на основе выделенных номинаций в двух контрастных группах – социально активных оптимистов и социально малоактивных пессимистов. Было выявлено, что позитивный эмоциональный опыт детей войны способствовал становлению их оптимистического мировосприятия и субъектной жизненной позиции, которые у многих сохранились до старческого возраста и проявляются в их социальной активности и сотрудничестве с окружающим миром, в то время как негативный эмоциональный опыт создал основу для утверждения пессимистического мировосприятия, ограничивающих убеждений, способствовал формированию несубъектной (инфантильной) жизненной позиции, которые в старческом возрасте проявляются в слабой социальной активности, беспомощности и претензиях к миру. Обозначены 7 содержательных характеристик позитивного и 6 негативного эмоционального опыта детства этого поколения, которые можно рассматривать как предпосылки оптимизмапессимизма и социальной активностипассивности в старческом возрасте.
Султанова И.В., Орлова Т.Е. - Теоретические аспекты влияния явления «пост-правда» на когнитивную сферу личности c. 22-28

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.3.32674

Аннотация: Предметом исследования является воздействие информационной среды на психику людей. В настоящее время объем информации, доступной человеку, во много раз превышает способность человека к ее усвоению. Возникающая информационная перегрузка приводит к нервному истощению, к ухудшению памяти, потере концентрации внимания, стрессу. Тем самым создаются благоприятные условия для негативного влияния политики «пост-правды» на личность, ее сознание, восприятие картины мира, систему отношений и мировоззрения. Политика «пост-правды», используя инструменты рациональности, обращает их против рационального мышления человека. Воздействуя на эмоции и обращаясь к личным убеждениям, «пост-правда» не отвергая факты, и еще больше усиливает предрассудки человека. Изложенное обусловливает актуальность исследования теоретических аспектов влияния явления «пост-правда» на когнитивную сферу личности. Методология исследования объединяет методы исследования фундаментальных психологических механизмов и закономерностей происхождения и функционирования психики человека; методы общепсихологического исследования; методы исследования психических процессов, сознания и личности; методы когнитивной психологии; технологии исследования познавательных процессов и общения в компьютерных сетях. Основным выводом проведенного исследования является то, что в условиях информационной перегрузки и дефицита времени на анализ человек совершает необдуманные поступки, основываясь на своем прошлом опыте, а противостоять «пост-правде» возможно путем развития умения мыслить критически, давать оценку, учиться анализировать и формировать собственное мнение на те или иные явления и события, происходящие в мире.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"