Электронный журнал Психолог - №3 за 2020 г - Содержание, список статей. ISSN: 2409-8701 - Издательство NotaBene
по

 

 

Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 03, 2020
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 18-06-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2020
Актуальный вопрос
Кубышкина М.Л., Казакова Е.В., Прохорова И.Ф. - Эмоциональный опыт детства как предпосылка оптимизма и социальной активности в старческом возрасте c. 1-21

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.3.32722

Аннотация: Предметом настоящего исследования стал эмоциональный опыт детства людей старческого возраста, то есть поколения «детей войны». Ставилась цель изучения их эмоциональных переживаний, связанных с периодом военного детства, как предпосылки их жизненного оптимизма и социальной активности в старческом возрасте. Анализ основан на материалах биографических нарративов, собранных за период с 2012 по 2019 год. В составе выборки 34 мужчины в возрасте от 75 до 85 лет и 57 женщин в возрасте от 75 до 90 лет. Средством сбора данных выступил метод нестандартизированного биографического интервью. Полученные нарративы обрабатывались посредством контент-анализа (для формализации переменных «оптимизм», «пессимизм» и «социальная активность») и составления плотных структурированных описаний эмоционального опыта военного детства, которые обобщались на основе выделенных номинаций в двух контрастных группах – социально активных оптимистов и социально малоактивных пессимистов. Было выявлено, что позитивный эмоциональный опыт детей войны способствовал становлению их оптимистического мировосприятия и субъектной жизненной позиции, которые у многих сохранились до старческого возраста и проявляются в их социальной активности и сотрудничестве с окружающим миром, в то время как негативный эмоциональный опыт создал основу для утверждения пессимистического мировосприятия, ограничивающих убеждений, способствовал формированию несубъектной (инфантильной) жизненной позиции, которые в старческом возрасте проявляются в слабой социальной активности, беспомощности и претензиях к миру. Обозначены 7 содержательных характеристик позитивного и 6 негативного эмоционального опыта детства этого поколения, которые можно рассматривать как предпосылки оптимизмапессимизма и социальной активностипассивности в старческом возрасте.
Султанова И.В., Орлова Т.Е. - Теоретические аспекты влияния явления «пост-правда» на когнитивную сферу личности c. 22-28

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.3.32674

Аннотация: Предметом исследования является воздействие информационной среды на психику людей. В настоящее время объем информации, доступной человеку, во много раз превышает способность человека к ее усвоению. Возникающая информационная перегрузка приводит к нервному истощению, к ухудшению памяти, потере концентрации внимания, стрессу. Тем самым создаются благоприятные условия для негативного влияния политики «пост-правды» на личность, ее сознание, восприятие картины мира, систему отношений и мировоззрения. Политика «пост-правды», используя инструменты рациональности, обращает их против рационального мышления человека. Воздействуя на эмоции и обращаясь к личным убеждениям, «пост-правда» не отвергая факты, и еще больше усиливает предрассудки человека. Изложенное обусловливает актуальность исследования теоретических аспектов влияния явления «пост-правда» на когнитивную сферу личности. Методология исследования объединяет методы исследования фундаментальных психологических механизмов и закономерностей происхождения и функционирования психики человека; методы общепсихологического исследования; методы исследования психических процессов, сознания и личности; методы когнитивной психологии; технологии исследования познавательных процессов и общения в компьютерных сетях. Основным выводом проведенного исследования является то, что в условиях информационной перегрузки и дефицита времени на анализ человек совершает необдуманные поступки, основываясь на своем прошлом опыте, а противостоять «пост-правде» возможно путем развития умения мыслить критически, давать оценку, учиться анализировать и формировать собственное мнение на те или иные явления и события, происходящие в мире.
Психология чрезвычайных ситуаций
Чистякова Н.В., Айсувакова Т.П. - Метакогнитивная модель совладающего поведения субъекта в период эпидемии Сovid-19 c. 29-36

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.3.33033

Аннотация: Ментальный опыт является необходимым конструктом саморегуляции поведения в стрессовой ситуации. В период эпидемии новой коронавирусной инфекции метакогнитивный подход к анализу адаптационных механизмов регуляции поведения позволяет определить ресурсный потенциал личности с целью достижения социальной реадаптации. Адекватность когнитивной оценки потенциальной угрозы COVID-19 как стрессогенного фактора характеризует метакогнитивную модель совладающего поведения субъекта. Ментальные репрезентации как копинг-ресурс системы саморегуляции личности определяют характер психической деятельности с целью преодоления трудной жизненной ситуации. В условиях эпидемии COVID-19 возрастает риск нарушения психической деятельности в связи с когнитивным диссонансом в оценке ситуации потенциальной угрозы как стрессогенного фактора. Деструктивная модель метакогнитивной деятельности как способа регуляции стрессоустойчивости ведет к дезадаптивному поведению субъекта на основе когнитивных искажений. Как фактор социальной дезинтеграции, когнитивные нарушения негативно влияют на субъективный уровень стрессоустойчивости, повышая риск хронификации психоэмоционального напряжения. В пилотном исследовании с использованием электронной Google-платформы приняли участие 48 студентов. Оценка полученных результатов проведена с помощью корреляционно-регрессионного анализа. Выявлено, что адекватная когнитивная оценка потенциального риска коронавирусной инфекции обусловливает интернальный конструктивный ансамбль стратегий совладающего со стрессогенной ситуацией поведения личности. Соответственно, эффективные стратегии метакогнитивной регуляции поведения субъекта относительно COVID-19 способствуют социальной реадаптации, связанной с необходимостью внутриличностной перестройки. Метакогнитивная модель дисфункционального страха относительно угрозы COVID-19 характеризует экстернальную направленность деструктивного репертуара копинг-стратегий регуляции поведения субъекта и негативно отражается на личностном уровне. Следовательно, семантическое поле метакогнитивной модели социальной реадаптации посредством субъективного контроля поведения обусловливает индивидуальные различия в уровне личностной тревожности как фактора стрессоустойчивости. Адекватность когнитивной оценки потенциальной угрозы COVID-19 в зависимости от ментального опыта личности определяет характер психической деятельности субъекта в условиях обострения эпидемиологической ситуации.
Мотивация и духовность личности
Устинов Д.В. - Проблема учета психологических конструктов в формировании понятия мотива преступления c. 37-52

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.3.32570

Аннотация: Объектом исследования является консолидированное понятие мотива преступления, а также значимые с точки зрения разносторонних мотивационных концепций психологические компоненты, определяющие его структуру, такие как внутреннее личное побуждение и источник его происхождения, актуализированные потребности и преступный способ их удовлетворения, атрибут осознанного и неосознаваемого в преступном стремлении. Кроме того исследованы система описанных психологических составляющих и их взаимосвязь при формировании определения понятия мотива преступления, предназначенного для содействия в идентификации этого психологического образования, анализе и учете в повседневной деятельности специалистами психологоориентированных прикладных направлений. Планомерное параллельное проведение обзора литературы, существующих теорий и концепций по проблемам мотивации преступного поведения, использование дефиниций и определений, а также проведение теоретического поиска позволили решить задачи проводимого исследования. Обосновано использование таких компонентов как внутриличностное побуждение, потребности, а также их значимых признаков. Аргументировано определяющее значение преступного способа удовлетворения потребностей, позволяющего отнести мотив преступления к специфическому виду мотивов человеческого поведения. Особое внимание уделено факторам, которые являются основанием для дополнения доминантного ряда признаков мотива преступления атрибутом неосознанного. Сформулировано понятие мотива преступления, включающее в себя обширное наполнение побудительными компонентами, при этом имеющее конкретные признаки и четкие границы.
Профессиональная психология
Матюшина М.А. - Взаимосвязь профессиональной идентичности и креативности у студентов-психологов c. 53-62

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.3.32745

Аннотация: Статья посвящена анализу взаимосвязей профессиональной идентичности студентов-психологов и креативности на разных курсах обучения. Предметом исследования является взаимосвязь профессиональной идентичности и креативности у студентов-психологов. Цель исследования заключается в выявлении структуры взаимосвязей статусов профессиональной идентичности и параметров креативности у студентов-психологов на разных курсах обучения.В исследовании приняли участие 124 студента-психолога Новосибирского государственного технического университета и Сибирского государственного университета путей сообщения 1,2,3,4 курсов обучения. В ходе сбора данных использовался следующий психодиагностический инструментарий: тест невербальной креативности Е.П. Торренса;тест «Диагностика вербальной креативности» Ч.Медника); методика изучения статусов профессиональной идентичности А.А. Азбель и А.Г. Грецова; методика изучения профессиональной идентичности Л.Б. Шнейдер.Полученные данные обрабатывались с помощью методов математической обработки результатов, а именно коэффициента ранговой корреляции Спирмена, H-критерий Крускала-Уоллиса, U-критерий Манна-Уитни. В статье представлены результаты корреляционного анализа. Исследование показало наличие достоверных связей между параметрами вербальной креативности (уникальность) и неопределенным статусом профессиональной идентичности; между параметрами образной креативности (сопротивление замыканию) и сформированным статусом профессиональной идентичности; между параметрами образной креативности (разработанность и сопротивление замыканию) и навязанным статусом профессиональной идентичности.Было выявлено, что структуры взаимосвязей статусов профессиональной идентичности и параметров креативности различаются у студентов разных курсов. К старшим курсам взаимосвязи статусов профессиональной идентичности и параметров креативности усиливаются.
Психология и педагогика
Куликова Т.И., Степанова Н.А. - Изучение личностных факторов, определяющих проявление виктимного поведения у подростков с интеллектуальной недостаточностью c. 63-74

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.3.33059

Аннотация: Предметом исследования являются личностные факторы, определяющие проявление виктимного поведения у подростков с интеллектуальной недостаточностью. Объектом исследования является виктимное поведение подростков с интеллектуальной недостаточностью. Целью проведенного исследования является изучение личностных факторов, определяющих возникновение виктимного поведения у подростков с интеллектуальной недостаточностью, и возможности прогнозирования на этой основе типа поведения жертвы (активная или пассивная жертва). В качестве основного метода использовался констатирующий эксперимент, изучались личностные качества, сочетание которых определяет доминирующие факторы виктимного поведения подростков. Авторы подробно рассматривают такие аспекты, как нарушения поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью, повышенная виктимность как предрасположенность подростков с интеллектуальной недостаточностью становиться жертвой преступления и черты личности подростков данной категории, определяющие тип поведения жертвы.             Новизной проведенного исследования является определение личностных факторов виктимного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью, представленных не отдельными качествами личности, а их сочетанием, определяющим тип поведения жертвы. К числу доминирующих личностных факторов отнесены эмоциональный, волевой и поведенческий. В результате корреляционно-регрессионного анализа выявлены прямая сильная теснота связи между эмоциональным и поведенческим факторами; прямая умеренная теснота связи между волевым и поведенческим факторами и обратная умеренная теснота связи между эмоциональным и волевым факторами. Данные проведенного исследования позволили определить личностные качества пассивной и активной жертв. Так, активная жертва характеризуется высоким уровнем раздражимости, импульсивности и низким самоконтролем. Для пассивной жертвы характерны высокий уровень тревожности, неуверенности и беспомощности, формирующих заниженную самооценку подростков. У подростков с интеллектуальной недостаточностью подобные характеристики чаще, чем у их нормотипичных сверстников, выходят за рамки нормы, что обуславливает наличие у данной категории подростков факторов риска, влияющих на их психологическую безопасность и приводит к дезориентации в социальной среде.
Клиническая психология
Кадыров Р.В., Эльзессер А.С., Бартковская Н.С. - Тревожность пациента на разных этапах генеза инфаркта миокарда c. 75-86

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.3.32992

Аннотация: Предметом исследования является тревожность у лиц на разных этапах генеза инфаркта миокарда (ИМ). В настоящее время получены данные, подтверждающие, что высокий уровень тревожности вносит вклад в заболеваемость, рецидивы и неблагоприятное течение инфаркта миокарда как в совокупности с иными факторами риска, так и независимо от них. Однако вклад отдельных аспектов тревожности в рецидив инфаркта миокарда остается малоизученным, что делает актуальным определение компонентов тревожности на разных этапах возникновения данного заболевания. В статье представлены сравнительный анализ и описание уровня выраженности разных компонентов тревожности у следующих эмпирических групп: 33 лица без инфаркта миокарда в анамнезе, но входящих в группу риска по его возникновению; 29 пациентов, находящихся в течение 2-5 дней на стационарном этапе восстановления после инфаркта миокарда; 27 пациентов, прошедших постстационарный период реабилитации после инфаркта миокарда. В контрольную группу вошли 30 условно здоровых лиц. Применялся тест тревожности А.П. Бизюка, Л.И. Вассермана, Б.В. Иовлева на основе разработанной ими компонентной модели тревожности, U-критерий Манна-Уитни для обработки данных. Основные выводы исследования включают следующие положения. 1) Компоненты тревожности: астенический, фобический, компонент эмоционального дискомфорта выражены у пациентов, перенесших инфаркт миокарда, а также у лиц, находящихся в группе риска по возникновению данного заболевания. Однако предположение о том, что вклад тревожности в генез инфаркта миокарда осуществляется через данные компоненты, требует дополнительного лонгитюдного исследования. 2) Проводимая в настоящее время реабилитация пациентов после инфаркта миокарда снижает лишь общий уровень ситуативной тревожности, практически не затрагивая те её составляющие, которые могут в дальнейшем провоцировать рецидив ИМ. 3) Пациентов с ИМ, находящихся на разных этапах заболевания, в том числе после реабилитации, отличает высокая личностная тревожность. В программы профилактики и реабилитации ИМ рекомендуется включать те подходы психологической коррекции, которые позволяют с доказанной эффективностью снижать уровень личностной тревожности в долговременной перспективе, такие как краткосрочная когнитивно-поведенческая психотерапия.
Старосельцева О.В. - Криминальная деятельность обвиняемых в особо тяжких преступлениях в контексте нарушений мотивационного и целевого уровней регуляции деятельности c. 87-102

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.3.32973

Аннотация: Предметом данного исследования является криминальная деятельность обвиняемых в особо тяжких преступлениях с различными нарушениями мотивационного и целевого уровней регуляции деятельности. В статье рассмотрено содержание понятия "регуляция деятельности". Уделяется внимание особенностям регуляции деятельности на целевом и мотивационном уровнях у лиц, обвиняемых в особо тяжких преступлениях. Проанализированы основные характеристики криминальной деятельности лиц, обвиняемых в особо тяжких преступлениях, при различных нарушениях мотивационного и целевого уровней регуляции деятельности. В исследовании показано, что для обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений характерно нарушение регуляции деятельности на целевом и мотивационном уровнях.     Выборку составили 20 мужчины в возрасте 20-58 лет, средний возраст – 37,7 лет, находящиеся в данный момент на судебной психолого-психиатрической экспертизе. В качестве группы сравнения выступили 24 мужчины с социально нормативным поведением, никогда не привлекавшихся к уголовной ответственности. Для исследования мотивационного и целевого уровней регуляции деятельности использованы следующие методики: методика «Смыслообразование» (модификация методики М.М. Коченова) и психологический анализ материалов уголовных дел. Установлено, что обвиняемые в совершении особо тяжких преступлений чаще, чем испытуемые нормативной группы, были неспособны адекватно соотносить субъективные моменты деятельности с объективно существующими условиями актуальной действительности, самостоятельно организовывать процесс целеполагания, эффективно осуществлять функцию контроля. Также выявлены основные характеристики криминального поведения при нарушении мотивационного и целевого уровней регуляции деятельности. Научной новизной исследования является описание характеристик криминального поведения лиц, обвиняемых совершении особо тяжких преступлений при различных нарушениях мотивационного и целевого уровней регуляции деятельности. Полученные результаты могут быть использованы для решения вопросов судебно-психологической экспертизы, а также в ходе коррекционной работы с лицами, склонными к противоправному поведению.
Психология развития
Смирнова Я.К., Янова Н.Г. - Сравнительное исследование имитационной способности при атипичном развитии в дошкольном возрасте c. 103-117

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.3.32784

Аннотация: В статье обсуждается дефицит модели психического с точки зрения трудностей перевода перспективы действий другого человека в перспективу собственных действий в процессе имитации. Цель исследования проанализировать групповые различия и сравнить имитационные способности типично развивающихся детей, детей с задержкой психического развития и детей с задержкой речевого развития и на основе сравнительного анализа выявить степень, в которой изменения в уровне модели психического и идентификации направления взгляда будут связаны с изменениями в имитации. На выборке 124 детей дошкольного возраста произведено сравнение развития модели психического и имитации в трех контрастных группах: типично развивающихся дошкольников, дошкольников с задержкой психического развития и с задержкой речевого развития. Найдены групповые различия имитации в соотношении к уровню модели психического. Показано, что нарушения, связанные с имитацией, могут выступать в качестве универсальных симптомов для объяснения дефицита развития модели психического. Анализ результатов исследования позволяет прийти к выводу, что для продуктивного выполнения имитационных схем необходимо понимание и распознавание ментальных состояний другого человека.
Соционика рядом
Коваленко Р.К., Звонарёва Н.А. - Исследование взаимосвязи между соционическим типом и коэффициентами эмпатичности и систематизации c. 118-130

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.3.32751

Аннотация: Предметом исследования является валидность используемых в соционике шкал. Соционика рассматривается авторами как типологическая концепция, описывающая способности человека к обучению в рамках того или иного типа информации при помощи метода моделирования. Особое внимание уделяется актуальности проведения исследований концепции соционики, ее научного обоснования с позиции дифференциальной психологии. В статье рассмотрен один из соционических признаков - «логика / этика» и его взаимосвязь с коэффициентами эмпатичности EQ и систематизации SQ. В качество методов исследования были использованы: методика определения соционического типа, тесты коэффициента EQ и SQ, а также методы статистического сравнения двух групп. Научная новизна исследования заключается в том, что авторами впервые получены результаты, подтверждающие гипотезу о связи между соционическим признаком «логика / этика» и коэффициентами эмпатичности EQ и систематизации SQ. Люди с типом «этика» по соционике более предрасположены к высокой эмпатии и низким баллам по шкале систематизации. В то время как люди с типом «логика» более предрасположены к высокой систематизации и низким значениям коэффициента эмпатичности.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"