по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 04, 2018
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 24-09-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2018
Профессиональная психология
Прохорова М.В., Баранова А.А., Пономарёва Л.Н. - Проблема заданных целей и представлений о результате труда в деятельности куратора молодёжных предпринимательских проектов c. 1-7

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.4.27205

Аннотация: Исследование направлено на выявление ключевых компонентов нового для психологической науки трудового поста – куратора молодёжных предпринимательских проектов: его целей и показателей оценки эффективности деятельности. Ключевая роль в подготовке молодых людей к предпринимательской деятельности в современных условиях отводится кураторам (или наставникам), трудовой пост которых в этом контексте ещё не изучен. Представление об основных компонентах анализируемого трудового поста позволит проводить более эффективный отбор и подготовку кураторов молодёжных бизнес-проектов, планировать и организовывать деятельность наставников. В исследовании, проведённом с использованием анкетирования, приняли участие 14 кураторов межрегионального конкурса молодёжных предпринимательских проектов, который проводился в 2017 году. Для обработки данных использовались: качественный анализ; контент-анализ; анализ частот. Для формулировки выводов и рекомендаций применялось моделирование. В исследовании установлено, что единого понимания заданных целей и результата труда куратора молодёжных предпринимательских проектов среди респондентов, являющихся субъектами этой деятельности, нет. Авторами разработано рабочее определение цели деятельности куратора молодёжных предпринимательских проектов, а также выявлены оптимальные показатели оценки эффективности его работы.
Социальные страсти
Бажданова Ю.В. - Социально-психологические особенности восприятия образа лидера учащейся молодежью c. 8-18

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.4.27082

Аннотация: В статье приводится анализ изучения явления лидерства на протяжении нескольких десятилетий как отечественными, так и зарубежными учеными. Обосновывается специфика данного явления. Анализируются подходы изучения лидерства: структурный, поведенческий и ситуационный. Всесторонне проведен обзор РМ- теории эффективного лидерства. Обосновывается трехфакторная модель лидерства. Разбирается практическая значимость достижений в этом направлении. Цель исследования: выявить содержание и структуру образа реального и идеального лидера в представлениях обучающихся. Предмет исследования: содержание и структура образа идеального и реального лидера в представлениях студентов. Для подготовки статьи были проанализированы достижения в теории и практики лидерства. Методы исследования составили: заочный опрос респондентов, анкетирование, сравнительный анализ данных, статистический анализ результатов исследования. Явление лидерства рассматривается неразрывно с историей и принципами развития организации. Приводится новый взгляд на содержание, функции и значение лидерства. Результаты проведенного анализа можно применить как в решении практических задач с точки зрения группы, организации, процесса эффективного лидерства для успешного существования предприятия, так и с позиции индивида, который хочет стать или проявить себя в роли лидера. Полученные данные могут быть использованы в организациях при работе с персоналом, в тех случаях, когда требуются более глубокие знания о ценностях, представления о мотивах кандидатов на рабочее место.
Философия и психология
Першин Ю.Ю. - Архаическое сознание в пространстве военного метадействия: «ключи» активации. c. 19-31

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.4.26743

Аннотация: Объектом исследования является феномен архаического сознания, архаического видения, восприятия и понимания окружающего мира. Предметом исследования является проявление архаического сознания в современных условиях в пространстве военного метадействия, которому мы, помимо прочего, относим разведывательную и контрразведывательную деятельность в различных формах их проявления. В такой экстремальной ситуации у современного человека зачастую спонтанно актуализируется видение мира и ситуации, аналогичное видению мира архаическим человеком. Проблема исследования состоит в теоретической проработке некоторых психологических «ключей», которая на практике может способствовать системной активации архаического сознания в ситуации военного метадействия. В исследовании применялась общефилософская и общенаучная методология, в частности методы теоретического исследования, элементы системно-функционального, структурно-функционального и герменевтического подходов, сравнительно-исторического метода. В исследовании используется системно-коммуникационный подход, а также реконструкция понимания военного метадействия с точки зрения архаического сознания. Новизна исследования заключается в том, что психологические «ключи», необходимые для активации архаического сознания рассматриваются в пространстве военного метадействия, к которому автор относит разведывательную и контрразведывательную деятельность. Автором предлагается теоретизация архаического восприятия смерти, которое в виде психологической установки гарантированно способствует системному (не спонтанному) наведению актора-участника военного метадействия на хронотоп архаического сознания, а также корректирует его поведение в заданном хронотопе. Помимо этого, в работе приводится операциональное (авторское) определение информации, исходящее из анализа ее восприятия и работы с ней со стороны архаического сознания.
Профессиональная психология
Сысоев В.В., Лавров Н.Н. - Психологические особенности профессионального общения между руководителем и подчиненным c. 32-37

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.4.27203

Аннотация: Целью работы являлось выявление психологических особенностей профессионального общения между руководителем и подчиненными. Объектом исследования данной статьи выступает профессиональное общение. Предметом – процесс профессионального общения между руководителем и подчинённым. Автор подробно рассматривает механизмы взаимодействия между руководителем и подчинённым, а также возможные проблемы, возникающие в процессе общения, и способы их преодоления. Анализируются различные подходы на коммуникации, раскрывается их значимость для практики. Выделены факторы, влияющие на эффективность профессионального общения в звене «руководитель-подчинённый». Представлены рекомендации по анализу взаимодействия между руководителем и подчинёнными для организационных психологов. В качестве основного методы авторы используют теоретический анализ с применением классификации, анализа и синтеза, а также идеализации и моделирования. В качестве методологической основы был принят деятельностный подход. Выводом проведенного исследования является то, что руководитель при общении с подчинёнными должен учитывать не только профессиональные задачи, но и характерологические особенности подчиненного и внешнюю ситуацию. Особым вкладом автора в исследование темы является анализ профессионального общения с позиций нескольких подходов, раскрывая их значимость для практики.
Психология и педагогика
Татьянченко Н.П. - Личностные детерминанты в формировании девиантного поведения у студентов техникума c. 38-45

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.4.26049

Аннотация: Предметом исследования статьи являются личностные детерминанты в формирования девиантного поведения подростков. Объектом исследования - студенты техникума. В статье анализируется опыт реализации различных видов отклоняющегося поведения у студентов. Обращаясь к проблеме обучения подростков с девиантным поведением в условиях техникума, в представленной работе подчеркивается наличие определенных сложностей в организации образовательного процесса, связанные с их повышенной возбудимостью, импульсивностью, отсутствием самоконтроля в двигательной и эмоциональной сфере, конфликтностью, упрямством, негативизмом, агрессивностью. В связи с этим особое значение придается своевременному выявлению таких студентов и изучению взаимосвязи отклоняющегося поведения с такими психологическими категориями, как: безнадежность, тревожность, самооценка. В ходе работы использовался следующий пакет методов и психодиагностического инструментария: опросник для определения уровня самооценки (С.В.Ковалев), тест многомерной оценки детской тревожности (МОДТ) (Е.Е. Малкова (Ромицына)), определения склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел), шкала безнадежности Бека; методы математической обработки данных. Новизна исследования заключается в постановке и решении проблемы определения личностных детерминант в формировании девиантного поведения у студентов среднего специального учебного заведения. Теоретические и практические выводы исследования могут помочь более глубокому пониманию специфики данного феномена, роли техникума в проявлении девиаций деструктивной направленности. Полученные эмпирические данные в определенной степени расширяют научные представления о психологических категориях, способствующих реализации девиантного поведения и способны послужить основой для дальнейшей разработки содержательных аспектов обозначенной проблемы.
Непредсказуемое
Ясин М.И., Виноградова В.Л. - Особенности внимания, влияющие на успешность овладения жестовым языком у взрослых с нормальным слухом c. 46-54

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.4.27194

Аннотация: Изучение новых языков активно задействует когнитивные навыки. Это двухсторонней процесс: обучение влияет на познавательные функции, успешность обучения зависит от познавательных способностей и навыков. Жестовый язык глухих – особый язык, так как он разворачивается в непривычных для слышащих людей визуальной и кинестетической модальностях. Целью работы было изучить особенности внимания, которые играют ключевую роль в успешном овладении жестовым языком взрослыми с нормальным слухом. Выявленные факторы могут выполнять прогностическую роль для определения способностей к изучению жестового языка. Для достижения цели нами был поставлен эксперимент, в ходе которого добровольцы изучали жестовый язык, а также было произведено три серии измерений – до начала обучения, в процессе и после. При помощи ряда методик фиксировались следующие составляющие: однонаправленное внимание, дифференцированное внимание и внимание в условиях помех. Эксперимент был дополнен сравнительными данными глухих и слышащих испытуемых по параметру внимания. Исследование показало, что разница между однонаправленным и дифференцированным вниманием у глухих испытуемых меньше, чем у слышащих. Разрыв между однонаправленным и дифференцированным вниманием стремительно сокращается в ходе изучения языка. Изначально он меньше у учащихся с хорошими способностями к жестовому языку. Для усвоения жестового языка ключевым фактором является скорость дифференцированного внимания, что может служить хорошим прогностическим фактором.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"