по
Psychologist
18+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Psychologist" > Contents of Issue № 03/2018
Contents of Issue № 03/2018
Этнос и этничность
Alperovich V. - The Metaphors of 'Friends' and 'Aliens' in the Perception of People with Different Ethnocultural Appearance as Representations of Various Ethnic 'World Views' pp. 1-18

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.3.26751

Abstract: This study is devoted to the problem of differences in metaphorical ideas about people with a different ethnocultural appearance as representations of various ethnic “world images”. The purpose of the study was to conduct a comparative analysis of the metaphors of "friendly" and "alien" people with different ethnocultural appearance in persons with a similar ethnocultural appearance. The subject of the research was the metaphors of "friendly" and "alien" people with a "Slavic", "Caucasian" and "Asian" appearance in persons with a "Slavic" appearance. The following methods were used: content analysis of metaphors, correlation analysis. The method developed by the author for the study of the metaphors of "friendly" and "alien" people with different ethnocultural appearance is applied. It was first established that the metaphorical images of “alien” people and “enemies” with an “Asian” appearance are more positive than the metaphorical images of “alien” people and “enemies” with a “Caucasian” appearance. Respondents perceive “friendly” people with “Caucasian” appearance as having more similarity with them than “their” people with “Asian” appearance. It was concluded that the images of "friendly" people with different ethnocultural appearance in the subjective perception may have a similar structure, may be mediated by the same criteria for categorization of surrounding people in the "own" continuum - "alien", and the images of "alien" people with different ethnocultural appearance can be structurally different. Stereotypical metaphors of communication partners with different appearance indicate the impact of ethnocultural codes on ideas about other people from different ethnocultural groups.The results of the research can be applied in applied social psychology of conflict and discrimination.
Mind games
Kuzina N.V., Kuzina L.B. - On the Question about the Benefit and Harm of Cybersport: Dota 2 Players as Representatives of the Counterculture: Destinies and Personalities pp. 19-31

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.3.26529

Abstract: Internet addiction of teenagers to computer network games and online communication has been a nettlesome issue of psychological research over 10 years by now. Game producers and sellers are interested in involving more and more gamers as consumers of their products. Young people are turn out of the process of adequate socialization, they become disabled or inclined to social phobia and, quite often, derealization including suicidal tendencies, lose their chance to make a career or academic success. Using the method of participant observation, the authors performed a longitude (over 6 year long) research of Dota 2 players, their active participation in the game and development of life strategies (including their success in the real life). The authors used the questionnaire survey and observation, analyzed positive and negative effects of being involved in the game as a user and a psychologist, classified gamers depending on their age, socialization ability, territorial location and and traced back the destinities of gamers as well as assessed their capability of independent overcoming of addiction. 
Limits of intellect
Shutenko E.N. - Psychological Health of Young People under the Conditions of Social Transformations in a Modern Society pp. 32-40

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.3.27044

Abstract: The article is devoted to the problem of strengthening the psychological health of young people in a crisis-transformational situation of the development of society. The purpose of the study was to identify particularly serious sociocultural deformations that negatively affect the psychological status of modern Russian youth. The subject of the research is the psychological health as a phenomenon of the institutional and mental integrity of society. With regard to the development of youth, this phenomenon was considered as an effect and result of its productive socialization, the formation of an adequate picture of the world, positive self-awareness and constructive patterns of life activity. The scientific reflection of the problem is made on the basis of the methodology of sociocultural determination of the psychological development of a person and social groups. The analysis of research and approaches in the field of health psychology is presented. The leading tendencies of deformation of the pisosphere and youth consciousness are shown. The basic levels of identification of sociocultural challenges to the health of the young generation are described: geo-cultural, historical-formational, sociopolitical, political-economic, sociological, psychological. The novelty of the work is caused by the author's conceptual transition from the egocentric paradigm of understanding psychological well-being and health to a culture-centric paradigm based on the life-activity plan of the individual as a full-fledged subject. The obtained results can serve as an important theoretical tool for the analysis of cultural-genetic factors of the psychological health of young people and the development of comprehensive measures to strengthen and maintain it under modern conditions. 
To understand the human being
Sennitskaya E.V. - What is Attention? pp. 41-53

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.3.23373

Abstract: The subject of the study is attention, the main task is to explain the fact established as a result of observations of the course of school and university teachers, as well as as a result of a natural experiment conducted by the author. The article discusses the reasons why is the maximum attention with minimal willed effort achieved in case when each object that needs to be opened is explained with the help of 3-5 objects known to the reader or listener which are on the same level in the hierarchical system of the information presented. In other words, in this paper we propose an explanation of why 3-5 interrelated objects, facts or examples, illustrating a certain concept or rule, reliably attract the attention of the reader or listener, while a smaller or larger number is perceived as insufficient or excessive, respectively. This paper is a theoretical study based on the methodological principle of the unity of consciousness and activity. It analyzes the existing definitions of attention and compares them with the above results, obtained experimentally. The novelty of the study is to develop the definition of attention as a concept related to the quantity and hierarchical structure of perceived information. A hypothesis was also put forward that the connection of the object with 3-5 others is perceived as important, attracting attention, because attention sets are conditioned by the structure of the human body and its activity in the process of filo- and ontogenesis.
Personal motivation and spirituality
Barykina A.I., Telnykh A.A., Markelova T.V., Lobanov S.N. - V. Leontiev's Psychographic Test: Automation of the Processing of the Motivation Study pp. 54-64

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.3.26543

Abstract: In their article the authors present an original PsyGraph software for automation of V. Leontiev's psychographic test that was designed to study motivation. The authors describe the main opportunities provided by the software PsyGraph (calculate psychographic indicators of motivation based on V. Leontiev's psychographic test, carry out qualitative and quantitative analysis of motivation indicators, save test results and create the database of previous researches, apply filters to respondents depending on varios criteria, speed up the processing of test results), operation algorithm and interface of the software. The operation algorithm of PsyGraph is the following. The program determines the picture frame, recognize the pattern and defines the areas of interests (motivation vectors), discover the dot of motivation, initial and final dots of the motivation vector, create the coordinate system, calculate psychographic indicators, perform the qualitative and quantitative analysis of the results, interpret test results for each respondent and a group of respondents in general, reduce the time for processing test results by 4 - 7 times, and store information. 
Psychology and pedagogics
Karaseva S.N. - On the Necessary Conditions of the Development of the Strong Will of Teenagers Through Teaching Activities pp. 65-75

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.3.26733

Abstract: From the ancient Greeks to the present day the psychological phenomenon of the will has been repeatedly subjected to philosophical reflection and research. As a rule, psychology views the term 'will' in terms of the activity environment, being defined as a regulator of the processes of activity. Having chosen the object of study volitional development of adolescents in educational activities, the author focused on the spiritual and moral conditions of such development. Special attention is also paid to the study of the structure and content, psychological mechanisms and external conditions of the volitional development of a teenager. The following methods were used: theoretical and methodological analysis of psychological and pedagogical literature, observation (diary), conversation, content analysis, analysis of the products of activities; Diagnostic methods “What is good, what is bad”, “How to act” (G. M. Freeman), questionnaire of value orientations (E. B. Fontalova), test questionnaire of developmental levels of personal will (I. I. Kuptsov, Yu. A. Eryomkin), expert assessment, self-assessment, psychological experiment on the volitional development of adolescents designed by the author; To analyze the data, mathematical-statistical methods were used (G-sign test and Fisher's angular transform method). A special contribution to the study of the problem posed by the author is that theoretically studied and concretized the meaning of the terms “volitional development”, “spiritual and moral conditions of volitional development”, “psychological and pedagogical conditions of volitional development”, and also developed the author’s methodology of volitional development in educational activities for teenagers and successfully tested.
Psychotechnique
Kapustina T.V. - Psychodiagnostic Express Methosd in Psychological Counseling pp. 76-85

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.3.26905

Abstract: The object of the study are psychodiagnostic express methods. The subject of the study is the classification of express methods used in psychological counseling. The author examines the express methods that are proposed by the creators as methods for starting express diagnostics. Emphasis is placed on the relevance of its use in psychological counseling in solving various practical problems, since it allows one to determine the personality traits or manifestations of the psyche necessary for the psychologist with minimal time expenditure. Special attention is paid to methods that are based on a typological approach to the assessment of personality, since they simplify the work to a greater extent due to the correlation of the client with a certain type of personality. To solve the problems posed in the article, theoretical methods are used such as analysis, systematization and classification of psychodiagnostic express methods. The main conclusions of the theoretical study is the conclusion that it is the projective express methods based on the typological approach that will be most effective in the practical work of the consulting psychologist, since they are the most “safe” and interesting for the client, since he or she mostly works with a weakly structured stimulus material when being diagnosed. The novelty of the research is caused by the fact that the author offers her own classification of psychodiagnostic rapid methods. Also, the main contribution of the author to the development of the theme is the presentation of the author's projective methodology 12 Archetypes Plus Personality Inventory, as one of the express methods applicable in psychological counseling.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 03, 2018
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 13-08-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2018
Этнос и этничность
Альперович В.Д. - Метафоры «своих» и «чужих» людей с разным этнокультурным внешним обликом как репрезентации этнического «образа мира» c. 1-18

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.3.26751

Аннотация: Данное исследование посвящено проблеме различия метафорических представлений о людях с другим этнокультурным внешним обликом как репрезентаций различных этнических «образов мира». Цель исследования заключалась в проведении сравнительного анализа метафор «своих» и «чужих» людей с разным этнокультурным внешним обликом у лиц с аналогичным этнокультурным внешним обликом. Предметом исследования выступили метафоры «своих» и «чужих» людей со «славянским», «кавказским» и «азиатским» внешним обликом у лиц со «славянским» внешним обликом. Применены следующие методы: контент-анализ метафор, корреляционный анализ. Применена разработанная автором методика исследования метафор «своих» и «чужих» людей с разным этнокультурным внешним обликом. Впервые установлено, что метафорические образы «чужих» людей и «врагов» с «азиатским» внешним обликом более позитивные, чем метафорические образы «чужих» людей и «врагов» с «кавказским» внешним обликом. Респонденты воспринимают «своих» людей с «кавказским» внешним обликом как имеющих большее сходство с ними, чем «своих» людей с «азиатским» внешним обликом. Сделаны выводы о том, что образы «своих» людей с разным этнокультурным внешним обликом в субъективном восприятии могут иметь сходную структуру, могут быть опосредствованными одними и теми же критериями категоризации окружающих людей в континууме «свой»-«чужой», а образы «чужих» людей с разным этнокультурным внешним обликом могут структурно различаться. Стереотипные метафоры партнеров по общению с разным внешним обликом свидетельствуют о воздействии этнокультурных кодов на представления о других людях из разных этнокультурных групп. Результаты исследования могут применяться в прикладной социальной психологии конфликта и дискриминации.
Интеллектуальные игры
Кузина Н.В., Кузина Л.Б. - К вопросу о пользе и вреде киберспорта: Игроки в "Dota 2" как представители контркультуры - судьбы и психологические особенности личности (скрининг 2017 г.) c. 19-31

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.3.26529

Аннотация: Более 10 лет в актуальной повестке психологических исследований находится вопрос об интернет-зависимости подростков от сетевых компьютерных игр и онлайн-общения. Корпорации-производители и продавцы данного интернет-контента заинтересованы в вовлечении всё большего числа участников игр как потребителей этого продукта. Молодые люди оказываются вырванными из процесса адекватной социализации, инвалидизируются, приобретают склонность к социофобии и часто - к дереализации, в том числе с развитием суицидальных тенденций, теряют шансы на построение карьеры, учебу. С помощью методики включенного наблюдения проведет лонгитюд (более 6 лет), предусматривавший учет активности в игре и развития жизненных стратегий (в том числе успешности) игроков "Dota 2". Были выделены методом анкетирования и наблюдения, анализа положительные и негативные эффекты от вовлечения в компьютерную игру со стороны пользователя и со стороны специалиста-психолога, произведена классификация играющих по возрасту, спепени социализированности, территориальной дислокации, прослежены судьбы играющих и вероятность возможности самостоятельного преодоления указанной зависимости.
Потенциал интеллекта
Шутенко Е.Н. - Психологическое здоровье молодежи в условиях социокультурных трансформаций современного общества c. 32-40

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.3.27044

Аннотация: Статья посвящена проблеме укрепления психологического здоровья молодежи в кризисно-трансформационной ситуации развития общества. Цель исследования заключалась в идентификации особо серьезных социокультурных деформаций, негативно отражающихся на психологическом статусе современной российской молодежи. Предметом исследования выступало психологическое здоровье как феномен институциональной и ментальной целостности социума. В отношении развития молодежи данный феномен рассматривался как эффект и результат ее продуктивной социализации, формирования адекватной картины мира, позитивного самосознания и конструктивных паттернов жизнедеятельности. Научная рефлексия проблемы выполнена на основе методологии социокультурной детерминации психологического развития личности и социальных групп. Представлен анализ исследований и подходов в области психологии здоровья. Показаны ведущие тенденции деформации писхосферы и молодежного сознания. Описаны основные уровни идентификации социокультурных вызовов здоровью молодого поколения: гео-культурный, исторически-формационный, социально-политический, политико-экономический, социологический, психологический. Новизна работы заключается в концептуальном переходе от эгоцентрической парадигмы понимания психологического благополучия и здоровья к культуроцентрической парадигме с опорой на жизненно-деятельный план личности как полноценного субъекта. Полученные результаты могут служить важным теоретическим подспорьем для анализа культурогенных факторов психологического здоровья молодежи и разработки комплексных мер по его укреплению и поддержанию в современных условиях
Понять человека
Сенницкая Е.В. - Что такое внимание? c. 41-53

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.3.23373

Аннотация: Объектом исследования является внимание, основной задачей – объяснение факта, установленного в результате наблюдений за ходом занятий школьных и вузовских преподавателей, а также в результате естественного эксперимента, проведённого автором. Речь идёт о причинах того, почему максимальное внимание при минимальных волевых усилиях достигается в случае, когда каждый объект, нуждающийся в раскрытии, объясняется с помощью 3–5 объектов, известных читателю или слушателю, при условии, что в иерархической системе излагаемой информации они находятся на одном уровне. Иначе говоря, в настоящей работе предложено объяснение того, почему 3–5 взаимосвязанных объектов, фактов или примеров, иллюстрирующих некое понятие или правило, надёжно привлекают внимание читателя или слушателя, в то время как меньшее или большее их количество воспринимается соответственно как недостаточное или избыточное. Данная работа представляет собой теоретическое исследование, основанное на методологическом принципе единства сознания и деятельности. В ней производится анализ существующих определений внимания и их сопоставление с вышеприведёнными результатами, полученными экспериментально. Новизна исследования заключается в разработке определения внимания как понятия, связанного с количеством и иерархической структурой воспринимаемой информации. Также была выдвинута гипотеза о том, что связь объекта с 3–5 другими воспринимается как важная, привлекающая внимание, по причине того, что установки внимания обусловлены структурой тела человека и его деятельностью в процессе фило- и онтогенеза.
Мотивация и духовность личности
Барыкина А.И., Тельных А.А., Маркелова Т.В., Лобанов С.Н. - Психографический тест В. Г. Леонтьева: автоматизация обработки результатов исследования мотивации c. 54-64

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.3.26543

Аннотация: В статье представлено оригинальное программное обеспечение «PsyGraph» для автоматизации проективной методики «Психографический тест В. Г. Леонтьева», предназначенной для изучения особенностей мотивационной сферы личности. Автор представляет основные возможности оригинального программного обеспечения «PsyGraph» (автоматически вычислять значения психографических показателей мотивации Психографического теста В. Г. Леонтьева, выполнять количественный и качественный анализ мотивационных показателей, сохранять результаты тестирования и формировать базу данных исследований, применять фильтры к выборке испытуемых по различным критериям, ускорять обработку результатов исследования), его алгоритм работы и интерфейс программы. Алгоритм работы программного обеспечения «PsyGraph» заключается в определении рамки изображения, распознавании изображения и определении областей интереса (векторов мотива), определении точки мотива, начальной и конечной точек вектора мотива, построении системы координат, вычислении значений психографических показателей и формулировании вывода об особенностях мотивации испытуемых. Применение программы «PsyGraph» позволяет оптимизировать процесс применения методики за счет автоматизации расчета значений психографических показателей мотивации, процесса количественного и качественного анализа результатов, интерпретации данных по отдельным испытуемым и выборке в целом, сокращения времени обработки результатов исследования в 4-7 раз, функции хранения информации.
Психология и педагогика
Карасева С.Н. - О необходимых условиях развития волевой сферы подростка в учебной деятельности c. 65-75

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.3.26733

Аннотация: Психологический феномен воли, начиная с древних греков и по сей день, неоднократно подвергался осмыслению, и исследованию. Как правило, в психологическом смысле воля рассматривается в контексте деятельностной среды, будучи определена как регулятор процессов деятельности. Выбрав объектом исследования волевое развитие подростков в учебной деятельности, автор сосредоточился на духовно-нравственных условиях такового развития.Особое внимание уделяется также исследованию структуры и содержания, психологических механизмов и внешних условий волевого развития подростка. Методы использовались следующие: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение (дневник), беседа, контент-анализ, анализ продуктов деятельности; Диагностические методики «Что такое хорошо, что такое плохо», «Как поступать» (Г. М. Фриман), опросник ценностных ориентаций (Е. Б. Фонталова), тест-опросник уровней развития волевых качеств личности (И. И. Купцов, Ю. А. Ерёмкин), экспертная оценка, самооценка, сконструированный автором психологический эксперимент по волевому развитию подростков; для анализа данных использовались математико-статистические методы G-критерий знаков и метод углового преобразования Фишера). Особым вкладом в исследование поставленной автором проблемы является то, что теоретически изучено и конкретизировано значение терминов “волевое развитие”, “духовно-нравственные условия волевого развития”, "психолого-педагогические условия волевого развития", а также разработана авторская методика волевого развития в учебной деятельности для подростков и успешно апробирована.
Психотехника
Капустина Т.В. - Экспресс-методы в психологическом консультировании c. 76-85

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.3.26905

Аннотация: Объектом исследования являются психодиагностические экспресс-методы. Предметом исследования – классификация экспресс-методов, используемых в психологическом консультировании. Автор подробно рассматривает экспресс-методы, которые предлагаются создателями как способы стартовой экспресс-диагностики. Делается акцент на актуальность ее использования в психологическом консультировании при решении различных практических задач, поскольку она позволяет определять нужные для психолога личностные черты или проявления психики при минимальных временных затратах. Особое внимание уделяется методам, которые основаны на типологическом подходе к оценке личности, так как они в большей степени упрощают работу благодаря соотнесению клиента с определенным типом личности. Для решения поставленных задач в статье используются теоретические методы - анализ, систематизация и классификация психодиагностических экспресс-методов. Основными выводами проведенного теоретического исследования является заключение о том, что именно проективные экспресс-методики, основанные на типологическом подходе, будут наиболее эффективными в практической деятельности психолога-консультанта, поскольку являются наиболее «безопасными» и интересными для клиента, так как он, преимущественно, в процессе диагностики работает со слабоструктурированным стимульным материалом. Новизна исследования заключается в предлагаемой классификации психодиагностических экспресс-методов. Также основным вкладом автора в развитие темы является представление авторской проективной методики "Способ оценки личности - 12 архетипов плюс", как одного из экспресс-методов, применимого в психологическом консультировании.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"