по
Psychologist
18+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Peer-review in 24 hours: How do we do it? > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Copyright & Licensing Policy > Publication in 72 hours: How do we do it? > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Psychologist" > Contents of Issue № 01/2018
Contents of Issue № 01/2018
Societal passions
Pesha A.V., Koropets O.A., Plutova M.I. - Analysis of Group Dynamics in the Corporate Culture Training pp. 1-15

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.1.24353

Abstract: Within the framework of this article, the authors present the results of studying group dynamic indicators during the corporate culture training. The object of the research is group dynamics as a set of processes occurring in a group of training participants. The subject of the research is the possibility of managing group dynamics of the student group through the corporate culture training. The rationale of the research is caused by the fact that there is a growing interest in trainings at high schools today as well as proved efficiency of trainings as an instrument of group dynamics management. Methods include content analysis, training, questionnaire techniques, observation. When processing research results, the authors have also applied descriptive analysis methods for calculating mean values and standard deviation based on trust-mistrust indicators, correlation-regression analysis, and variance analysis in assessing changes in group dynamics and corporate culture groups after the training. The study involved 78 students, 55 third- and fourth-year students who had attended training sessions and 23 second-year students who did not attend training sessions (69 females and 9 males). As a result of the study, the authors confirm their hypothesis that development of a united group of students in the course of the corporate culture training is possible only taking into account group dynamics factors. The scientific novelty of the research is caused by the authors' approach to the corporate culture development from the point of view of group dynamics. 
Inner world
Novgorodova E.F. - Self-Respect as a Mediator between Socially Prescribed Perfectionism and Satisfaction with Life pp. 16-24

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.1.24174

Abstract: The life quality of Russian youth and psychological indicators of improving their life quality still remain nettlesome. One of such indicators is self-respect viewed by the author of the present article. The aim of the research was to build a determination model of subjective well-being for young people. For this purpose, the author carried out an empirical research. The author tested the causal model of mediation of life satisfaction that involves socially prescribed perfectionism as an independent variable and self-respect as a mediator. The research involved 268 vocational students aged 16 - 20 years old (the mean age is 17,3 ± 1,3). Data was collected using the following psychologists tests and inventories: Global Life Satisfaction Scale (S. Yaremchuk), 'Multi-Dimensional Perfectionism Scale' (I. Gracheva) and 'Self-Attitude Inventory (V. Stolin and S. Pantileeva). The results were processed using the correlation analysis and demonstrated that there is a significant co-relation between all variables viewed whereas p=0,001. In particular, satisfaction with life has a negative correlation to self-respect of repondents. Results of the regression analysis of data also demonstrate that self-respect fully conditions the relation between socially prescribed perfectionism and satisfaction with life. Thus, self-respect of an individual is not only associated with the level of satisfactin with life and socially prescribed perfectionism but also determines this co-relation. The author demonstrates that a high level of anxeity and fear not to fulfil expectations of close ones reduces one's satisfaction with life as a result of low self-respect. Consequently, the author of the article proves the improving role of self-respect in the process of regulating the life quality of modern youth. 
Psychology and pedagogics
Chernov D.N. - The Experience in Creating of Quasilanguage Material for Language Training in Middle School pp. 25-38

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.1.22624

Abstract: The subject of research was the creation of quasilanguage material allowing to carry out language training based on the zone of proximal development of middle school children. A series of artificial texts consisting of quasiwords was designed. Based on the example of middle school children, the equivalence of the texts was studied by the level of difficulty of their translation into Russian . Strategies for translating of quasitexts and relevant individualized strategies for training children were identified. The text consists of words with root bases that are artificial constructions. These quasiwords have no analogues in the Russian language, but the formation of words is subordinated to any morphological / word-formation models. Quasiwords have a certain grammatical role in sentences. The rules of making sentences from these words are subordinated to the grammar and syntax of the Russian language. So a native speaker can potentially offer an adequate translation of such words to Russian language. It is shown that quasitexts are equivalent by the level of difficulty of their translation for middle school children. The author emphasizes the need to teach a child to develop an adequate strategy of problem solution in the course of training. The tanslation strategy  should focus on recreating the text’s general sense and its awareness with verification of the translation in compliance with the morphological and grammatical context. The author also assumes that in the course of training quasilanguage material may allow to minimize the knowledge that a child has about the Russian language and help a child to appeal to his or her own experience in live communication. This would sharpen the 'intuitive' search for meanings of words and texts in class. 
Spiritual reincarnation
Kazantseva E.V. - Psychological Сontent of the Narrative Scheme pp. 39-48

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.1.24412

Abstract: Modern narrative researches mostly focus on the phenomenon of narrative identity presenting it as a key construct. The purpose of this article is to shift the emphasis of research to the analysis of the narrative scheme which is described as a stable structure formed within the framework of personal experience. Psychological content of the narrative scheme is defined as personal purposes and actions in terms of one's personal narration. The author of the article proves her idea that the narrative scheme is a basic framework that contains mental and conceptual structures attributable to the narration and personality in general. The author of the article brings forth the idea of multidisciplinary scientific knowledge incorporating elements of modern schematology, narrative approach, psychology and linguistics. The author of the paper analyzes different approaches to the description of the narrative scheme and its main components. The study confirms the idea about the need to study sociocultural foundations of personal experience, revealing personal component in the social deterministic models. Analysis of narrative schemas reveals opportunities for exploration of personal motivation, goal setting process, personal characteristics of perception and understanding of social situations.
Psychopathology of the mundane
Pazukhina S.V., Bobrovnikova N.S. - Social and Personal Resources of Educational Actors as the Basis for Bullying Prevention pp. 49-56

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.1.23242

Abstract: The article presents a review of scientific psychological and pedagogical literature on the problem of social and personal resources of education actors as the basis for bullying prevention. The authors examine the influence of parent moral education and teacher attitudes on developing of teenagers' attitude to the situation of bullying. A brief analysis of the concept of bullying is given. The authors also emphasize the need to prevent this phenomenon at educational institutions and present a model of a diagnostic program consisting of diagnostic techniques that allow to comprehensively study the social and personal resources. The authors have also made a brief analysis of the diagnostic results obtained in the course of testing this program. In the course of their study the authors have used theoretical research methods (abstraction, deduction, induction) and experimental methods (testing, observation, experiment). The main conclusion of the research is the conclusion about the insufficient level of development of social and personal resources of educational process actors as evidenced by the high percentage of teenagers who have difficulty communicating and sufficiently large number of actors with low learning ability. Many respondents have low self esteem and high levels of aggressiveness and anxiety. The authors have also discovered that today teachers are not an authority for modern teenagers, and parents in some cases experience negative feelings towards their teenage children.
Developmental psychology
Kuzmina A.S. - Non-Variable and Variable Parameters in Students' Self-Attitude Structure pp. 57-65

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.1.25309

Abstract: The article is devoted to the results of analyzing dynamic changes in the structure of students' self-attitude. The research is based on the longitudinal study. The self-attitude structure includes non-variable and variable parameters of self-attitude. The author of the article analyzes changes in self-attitude parameters of the first-, second-, third- and forth-year university students. The aim of the research is to define non-variable and variable parameters in students' self-attitude structure at different stages of their university life. The object of the research is students' self-attitude. The subject of the research is variable and non-variable parameters of students' personal self-attitude parameters at different stages of their university studies. The methodology of the research includes L. Vygotsky's cultural historical approach, V. Klochko's and O. Krasnoryadtsev's systems approach, S. Pantileev's and V. Stolin's concept of self-attitude as well as S. Pantileev's and V. Stolin's Self-Attitude Inventory. The methods of mathematical statistical analysis include analysis of variance (ANOVA). Obtained data was processed using a statistical data software SPSS 17.00. The novelty of the research is caused by the fact that the author demonstrates the correlation of variable and non-variable parameters in students' self-attitude structure. The main conclusions made by the author are as follows. In the course of university studies when a student starts a new year at a university, such self-attitude parameters as self-guidance, self-accusation, self-understanding change, meanwhile such self-attitude parameters as integral self-attitude, authosympathy, and self-interest reman the same, i.e. can be considered unchangeable (non-variable) parameters. 
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 01, 2018
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 22-02-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2018
Социальные страсти
Пеша А.В., Коропец О.А., Плутова М.И. - Исследование групповой динамики в тренинге формирования корпоративной культуры c. 1-15

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.1.24353

Аннотация: Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и эмпирическом изучении групповой динамики в тренинге формирования корпоративной культуры. Объект исследования – групповая динамика как совокупность процессов, происходящих в группе участников тренинга в ходе ее функционирования. Предмет исследования – возможности управления групповой динамикой студенческой группы во время тренинга формирования корпоративной культуры. Актуальность исследования подтверждается повышающимся вниманием к применению тренинговых форм взаимодействия в образовательном процессе высшей школы, а также эффективностью тренинга, как инструмента управления групповой динамикой. Методы: контент-анализ, тренинг, для анализа результатов были применены опросные методики, наблюдение. При обработке результатов исследования были использованы методы дескриптивного анализа при расчете средних значений и стандартного отклонения по показателям доверия-недоверия, корреляционно-регрессионный анализ и дисперсионный анализ при оценке изменений показателей групповой динамики и компонентов корпоративной культуры групп после проведения тренинга. В исследовании приняли участие четыре студенческих группы 4 (А), 3 (В), курса обучения, общим количеством 55 студентов, а также студенты 2 (С) курса, не проходившие тренинг в качестве контрольной группы – 23 человека (А1=16, А2=15; В1=11, В2=12 С1=11, С2=12), 69 женского пола (Nж=69), 9 мужского пола (Nм=9). В результате исследования подтвердилась выдвинутая гипотеза, что формирование сплоченной группы студентов в процессе реализации тренинга формирования корпоративной культуры возможно, при построении программы тренинга с учетом показателей групповой динамики. Научная новизна в авторском подходе к формированию корпоративной культуры студенческой группы во взаимосвязи с развитием групповой динамики.
Внутренний мир человека
Новгородова Е.Ф. - Самоуважение как медиатор связи между социально-предписанным перфекционизмом и удовлетворенностью жизнью c. 16-24

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.1.24174

Аннотация: По сей день остается актуальной проблема качества жизни российской молодежи и выявления психологических индикаторов его оптимизации. К качестве такого признака автор рассматривает самоуважение личности. С целью построения модели детерминации субъективного благополучия молодежи, было проведено эмпирическое исследование. Проверялась каузальная модель медиаторного опосредования удовлетворенности жизнью, включающая социально-предписанный перфекционизм в качестве независимой переменной и самоуважение в качестве медиатора. В исследовании приняли участие 268 студентов среднего профессионального образования в возрасте от 16 до 20 лет (средний возраст 17.3 ± 1.3). Данные собирались посредством следующих психодиагностических методик: “Шкала глобальной удовлетворенности жизнью” (С.В. Яремчук), “Многомерная шкала перфекционизма” (И.И. Грачёвой) и “Опросник самоотношения” (В.В. Столина и С.Р. Пантилеева). По результатам применения корреляционного анализа констатируется значимая взаимосвязь между всеми рассматриваемыми переменными при p = 0.001, а именно: удовлетворенность жизнью отрицательно коррелирует с социально-предписанным перфекционизмом и положительно коррелирует с самоуважением, в то время как социально-предписанный перфекционизм имеет негативную связь с самоуважением респондентов. Результаты регрессионного анализа продемонстрировали, что самоуважение полностью опосредует связь между социально-предписанным перфекционизмом и удовлетворенностью жизнью. Итак, самоуважение индивида не только ассоциировано с удовлетворенностью жизнью и социально-предписанным перфекционизмом, но и опосредует данную связь. Показано, что интенсивная обеспокоенность ожиданиями значимых других приводит к низкой удовлетворенности жизнью вследствие не достаточного уважения к своему Я. Таким образом, засвидетельствована оптимизирующая роль самоуважения в процессе регуляции качества жизни современной молодежи.
Психология и педагогика
Чернов Д.Н. - Опыт создания квазиязыкового материала для языкового обучения в среднем школьном возрасте c. 25-38

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.1.22624

Аннотация: Предметом исследования стало создание стимульного квазиязыкового материала, позволяющего проводить обучающую деятельность в зоне ближайшего развития языковой компетенции учеников в среднем школьном возрасте. Разработана серия искусственных текстов, практически полностью состоящих из квазислов. На выборке детей среднего школьного возраста проведена проверка эквивалентности текстов друг другу по уровню сложности перевода на русский язык. Выявлены стратегии перевода квазитекстов и, на основе их, – индивидуализированные стратегии обучающей работы с детьми. Созданные тексты состоят из слов, в которых корневые основы представляют собой искусственные языковые конструкции. Эти квазислова не имеют аналогов в русском языке, однако их организация подчиняется каким-либо морфологическим / словообразовательным моделям русского языка. Квазислова имеют определенную грамматическую роль в предложениях. Правила составления предложений из этих слов подчинены грамматике и синтаксису русского языка. Поэтому носитель языка потенциально может предложить вариант адекватного перевода текста на русский язык. Обнаружено, что квазитексты взаимоэквивалентны по уровню сложности перевода для детей среднего школьного возраста. В ходе совместной деятельности учащегося и педагога необходимо выработать у ребенка адекватную стратегию решения задачи. Содержание стратегии – направленность на воссоздание общего смысла текста и его удержание в сознании при переводе в сочетании с проверкой перевода на соответствие морфологическому и грамматическому контексту. Предполагается, что в ходе обучающей работы квазиязыковой стимульный материал позволит минимизировать использование ребенком заученного знания о русском языке и обращение к житейскому речевому опыту и приведет к обострению интуитивного «нащупывания» значений слов и смысла текста в заданных рамками языка условиях.
Духовная реинкарнация
Казанцева Е.В. - Психологический субстрат нарративной схемы c. 39-48

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.1.24412

Аннотация: Современные нарративные исследования большую часть внимания сосредоточили на рассмотрении феномена нарративной идентичности, представляя его в качестве ключевого конструкта. Цель данной статьи переместить акценты изучения на анализ нарративной схемы, которая описывается как устойчивая структура, сформированная в рамках персонального опыта. Выделение психологического субстрата нарративной схемы связано с актуализацией идеи целеполагания и формирования целенаправленных действий в пространстве персонального нарратива. Обосновывается представление о нарративной схеме как базисном каркасе, содержащем ведущие мыслительный и смысловые структуры актуальные для всего нарратива и личности в целом. Актуализируется идея построения научного знания мулитидисциплинарного характера, включающего в себя элементы современной схематологии, нарративного подхода, психологии и лингвистики. В работе анализируются различные подходы к описанию нарративной схемы и её основных компонентов. В исследовании подтверждается идея о необходимости исследования социокультурных оснований персонального опыта, выявление личностного компонента в социально детерминированных моделях. Изучение нарративных схем, раскрывает возможности для исследования персональной мотивации, процесса целеполагания, личностных особенностей восприятия и понимания социальных ситуаций.
Психопатология повседневности
Пазухина С.В., Бобровникова Н.С. - Социально-личностные ресурсы субъектов образовательной среды как основа профилактики буллинга среди подростков c. 49-56

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.1.23242

Аннотация: В статье представлен обзор научной психолого-педагогической литературы по проблеме социально-личностных ресурсов субъектов образовательной среды как основы профилактики буллинга. Рассматривается влияние родительского воспитания и учительского отношения на формирование позиций подростков в ситуации буллинга. Представлен краткий анализ понятия буллинг. Описана необходимость профилактики данного явления в образовательных учреждениях, а так же представлена модель диагностической программы, состоящая из диагностических методик всесторонне изучающих социально-личностный ресурс. Произведен краткий анализ диагностических результатов, полученных на апробации данной программы. В исследование автором были использованы теоретические (метод абстрагирования, дедукции, индукции) и экспериментальные методы (тестирование, наблюдение, эксперимент). Основным выводом проведенного исследования является заключение о недостаточном уровне развития социально-личностных ресурсов субъектов образовательного процесса, о чем свидетельствует высокий процент подростков, имеющих проблемы в общении, достаточно большое количество испытуемых с низкой обучаемостью. Многие респонденты имеют низкую самооценку, их отличает агрессивность и тревожность. Также выявлено, что современный учитель не является авторитетом для современных подростков, а родители в ряде случаев испытывают отрицательные чувства по отношению к своим детям - подросткам.
Психология развития
Кузьмина А.С. - Инвариантные и вариативные параметры в структуре самоотношения студентов c. 57-65

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.1.25309

Аннотация: В статье рассмотрены результаты исследования динамического изменения структуры самоотношения студентов. Исследования построено по типу лонгитюдного исследования. В структуре самоотношения выделены вариативные и инвариантные параметры самоотношения. Проанализированы изменения параметров самоотношение студентов на первом, втором, третьем и четвертом курсах обучения в вузе.Цель работы — выявление инвариантных и вариативных параметров в структуре самоотношения студентов на различных этапах обучения в вузе.Объект исследования: самоотношение студентов.Предмет исследования: инвариантные и вариативные параметры самоотношения личности студентов на различных этапах обучения в вузе. Методология исследования: культурно-исторический подход Л. С. Выготский, системный подход В. Е. Клочко, О. М. Краснорядцева, концепция самоотношения С. Р. Пантилеева, В. В. Столина. «Тест-опросник самоотношения» С.Р. Пантилеева, В.В. Столина.Методы математико-статистического анализа полученных данных: анализ средних значений однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA). Обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ статистической обработки данных SPSS 17.00. Новизна исследования В статье показано соотношение инвариатных и вариативных параметров в структуре самоотношения студентов. Основные выводы по работе: В процессе обучения в вузе, при переходе на следующий курс обучения наблюдается трансформация по таким показателям самоотношения, как саморуководство, самообвинение, самопонимание, в тоже время неизменными (инвариантными) остаются такие параметры самоотношения, как интегральное самоотношение, аутосимпатия, самопонимание, самоинтерес.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"