по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 06, 2017
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 10-01-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2017
Психология и педагогика
Холина О.А., Петрова Е.Г. - Исследование представлений студентов о межличностных конфликтах (на примере студентов русской и украинской национальностей) c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.6.24493

Аннотация: В статье автором представлен контент-анализ психологической литературы определения категорий «конфликт», «межличностный конфликт», «коммуникация». Рассмотрены представления о межличностном конфликте и сопоставлены его структурные элементы, а также проанализированы типы реагирования. Предметом исследования является представления студентов различных национальностей о межличностных конфликтах. Объектом исследования являются студенты различных национальностей одного учебного заведения, участвующие в совместной коммуникации. Цель исследования — выявить и сравнить особенности представлений студентов различных национальностей о межличностных конфликтах. Основными методами исследования в работе являются: тестирование (опросник А. Басса – А. Дарки, опросник «Стиль поведения в конфликте» К. Томаса), интервьюирование, контент-анализ, метод статистической обработки результатов исследования. Новизна исследования заключается в том, что в работе рассмотрены психологические особенности представлений о межличностных конфликтах в рамках межкультурной коммуникации в студенческих группах различных национальностей одного учебного заведения. Данные нашего исследования показали, что представления студентов и русской национальности, и других национальностей о типах поведения в конфликте вполне адекватны, в конфликте выбирается тот тип реагирования, который соответствует личностным особенностям студентов и чаще опирается на жизненный опыт. В результате были выявлены содержательные и количественные различия, однако они являются статистически незначимыми.
Национальный менталитет
Артемьева О.А., Синёва О.В. - Социальная детерминация развития научно-практических течений советской психологии в первой половине ХХ века: результаты исследования c. 11-20

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.6.21612

Аннотация: Обосновывается проблема социальной детерминации развития практической психологии в России. Предлагается ее историко-научное решение на материале истории развития основных течений отечественной практической психологии в первой половине XX столетия. Дается краткая характеристика основных современных подходов к определению условий, предпосылок, факторов и результатов социальной детерминации развития педологического, психоаналитического и психотехнического течений в 1920-х–начале 1930-х гг. Представляются результаты эмпирического исследования детерминации развития и кризиса течений в первой половине XX столетия с применением таких методов историко-психологического исследования, как анализ продуктов научной деятельности, биографический и библиографический анализ, методы историко-психологической реконструкции и разработки периодизации исторического процесса. Выделяются основные социальные условия развития научно-практических течений: 1) советская научная политика; 2) общественная потребность в практико-ориентированных исследованиях, проявившаяся в производственной, идеологической, социальной и административной сферах. Впервые раскрывается основной механизм социальной детерминации развития научно-практических течений советской психологии – институционализация. Определяются специфические черты советской научной политики в отношении практической психологии: ее амбивалентный характер и значение для процессов деинституционализации (упразднение научно-исследовательских центров, ликвидация специализированных печатных органов и т.п.). Предлагается периодизация развития научно-практических течений отечественной психологии в первой половине XX столетия с учетом социального контекста.
Профессиональная психология
Смолко С.А. - Психологические характеристики руководителей как факторы успешности управленческих решений в обучающей ситуации c. 21-39

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.6.22563

Аннотация: В статье рассматриваются особенности проявления таких психологических характеристик руководителей как стили мышления, эмоциональный интеллект, психологический капитал личности и уверенность в правильности решений в условиях эксплицитного и имплицитного присвоения знаний в связи с успешностью управленческих решений в моделируемой ситуации управления предприятием.В теоретической части представлены подходы, представленные сторонниками большей успешности использования рационального и интуитивного механизмов принятия решений в когнитивной психологии (Канеман Д., 2004; Сэдлер-Смит Е., 2004, Бетч Т., 2008; Гигеренцер Г., 2008 и др.). Кроме того, в исследовании раскрыты темы, связанные с применением интуитивного и рационального стилей в ситуациях, актуализирующих эксплицитные и имплицитные механизмы приобретения знаний.Полученные эмпирические данные подтверждают предположение о том, что разные этапы обучающей ситуации (требующие обращения к эксплицитно и/или имплицитно полученным знаниям) актуализируют при принятии решений различные психологические характеристики руководителей. Проведено эмпирическое исследование на выборке руководителей структурных подразделений холдинга (N = 331), проходивших курс бизнес-образования. Процедура исследования включала в себя, с одной стороны, заполнение участниками психологических методик: опросник С.Эпстайна, опросник «ЭмИн» Д.В. Люсина, опросник А. Бэккера; с другой стороны, фиксирование в специальных бланках индивидуальных оперативных и стратегических решений в бизнес-игре, которая моделировала управление предприятием, а также самооценку уверенности в правильности принятых решений. Новизна исследования связана с тем, что стили мышления и уверенность как предикторы успешности управленческих решений мало исследованы на российских руководителях и имеют свои особенности по сравнению с представленными в западных исследованиях. Основными выводами исследования являются:В условиях ограниченного времени принятия решений, многовариантности способов достижения успешности и отсутствия доступных алгоритмов решений в опыте участников значимыми психологическими характеристиками для принятия более качественных управленческих решений становятся задействованные одновременно опора на рациональность и опора на интуицию; а также прогностическая способность и оптимистичность. Сквозными психологическими характеристиками, определяющими успешные решения на разных этапах обучающей бизнес-игры, являются самоэффективность и жизнестойкость, составляющие эмоционального интеллекта, уровень эксплицитно освоенных знаний и уверенность в правильности сделанного выбора.
Прохорова М.В., Ларина А.Л., Ямушева Н.В. - Целостная модель компетенций пилотов гражданской авиации c. 40-58

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.6.25133

Аннотация: Цель исследования ─ разработать целостную модель компетенций пилотов гражданской авиации. Перед проведением исследования была выдвинута группа гипотез: компетенции пилотов гражданской авиации могут быть классифицированы по нескольким основаниям и объединены в целостную модель компетенций; представления о важности тех или иных компетенций для профессиональной деятельности пилотов у работодателей и работников не идентичны; иерархическая модель компетенций пилотов гражданской авиации включает несколько уровней, которые различаются по своему влиянию на эффективность профессиональной деятельности. Сбор данных производился с использованием метода анализа документов. При обработке данных использовалась целая группа методов: контент-анализ; таблицы сопряженности 2х2 и непараметрический критерий χ2 Пирсона с поправкой Йетса, кластерный анализ в его разновидности ─ методе полной связи; структурный анализ. Сформирована целостная модель компетенций пилотов гражданской авиации. Модель включает 16 компетенций, которые могут быть разделены на следующие группы качеств: профессиональные (в том числе когнитивные ─ знание английского языка, летная эксплуатация воздушного судна; функциональные ─ организация летной работы, летное делопроизводство, организация и контроль безопасности полетов) и личностные (в том числе мета ─ дисциплинированность, исполнительность, мобильность, обучаемость, ответственность, психическое здоровье, работоспособность, стрессоустойчивость, целеустремленность; социальные ─ командообразование и лидерство, коммуникабельность). Понимание важности определенных компетенций у работодателей и работников расходятся; пилоты чаще, чем представители авиационных компаний, выделяют личностные компетенции (работоспособность, целеустремленность), а также ставят в приоритет знание английского языка. Выстроена четырехуровневая иерархия компетенций по их значимости как для работодателей, так и для пилотов.
Психопатология повседневности
Джанерьян С.Т., Гвоздева Д.И. - Причины низовой коррупции и личностные особенности коррупционеров в представлении учащейся молодежи с разными типами отношения к взяточничеству c. 59-70

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.6.24744

Аннотация: В статье излагаются результаты исследования, целью которого выступило изучение причин низовой коррупции и личностных особенностей взяткодателя и взяткополучателя на материале анализа содержания конативного компонента (причины и психологические особенности взяткодателя и взяткополучателя в представлении субъекта) того или иного типа отношения к взяточничеству у учащейся молодежи. Отношение к взяточничеству (взятке) определяется как устойчивое целесредственное психологическое отношение субъекта, в котором взяточничество (взятка) презентируется в его сознании как занимающая место цели или средства в реализации субъектом тех или иных потребностей и ценностей. Исследование проводилось с помощью следующих методов: опрос (анкетирование), контент-анализ, тестирование; статистические методы обработки данных. Рассматриваются у школьников, учащихся колледжей, студентов вуза сходные по содержанию типы их отношения к взяточничеству: противоправное поведение, деловая экономическая сделка, аморальное поведение. Показано, что к причинам даче взятки респонденты относят разнообразные ситуативные факторы, в то время как к причинам получения взятки – личностные особенности взяткополучателя. Доказано, что дифференциация школьниками, учащимися колледжей и студентов личностных особенностей взяткодателя и взяткополучателя обусловлена типом отношения к взяточничеству. Новизна полученных результатов заключается в рассмотрении причин взяточничества и личностных особенностей каждого из участников коррупционного действия в представлении молодых людей, демонстрирующих разные типы отношения к взяточничеству как феномену низовой коррупции; в установлении дифференцированной привлекательности, отнесения к тому или иному ценностному типу личности взяткодателя и взяткополучателя у представителей городской учащейся молодежи. Полученные результаты могут найти применение в практике антикоррупционного воспитания молодежи.
Психотехника
Елфимова М.М. - Развитие произвольного смыслообразования в нарративном тренинге c. 71-78

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.6.25010

Аннотация: Предметом исследования выступает развитие произвольного смыслообразования, которое понимается как освоение рефлексивного действия, направленного на упорядочивание человеком объектов реального или идеального мира, и осуществляемое в результате опосредствования. Последнее представляет собой освоение способа действия с предлагаемым психологическим средством (психологическим орудием). В тренинге происходит интериоризация нарративной формы становления рефлексии, в результате чего человек осмысливает события своей жизни. Содержанием нарративного тренинга становится нарративное расспрашивание – особая психотерапевтическая техника и средство развития произвольного смыслообразования, которое помогает человеку означить и придать смысл конкретным эпизодам собственной жизни, структурировать разрозненной опыта, и тем самым занять авторскую позицию к своей жизни. Таким образом обеспечив произвольность в отношении собственной сферы смыслов. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: общетеоретических (теоретический анализ, сравнительный анализ, обобщение); общепсихологических (формирующий эксперимент); статистических (критерий U-Манна-Уитни, Т-критерий Вилкоксона, интервальная шкала).Исследование выполнено в рамках культурно-исторической концепции, согласно которой, произвольное смыслообразование социально по своему происхождению, опосредствовано по структуре, а также произвольно по способу функционирования. Новизна данного исследования заключается в обосновании нарратива как психологического орудия отстраивания смысловой сферы личности. После апробации программы нарративного тренинга в контрольной группе по исследуемым параметрам (биографическая рефлексия, модус жизни, рефлексивность, общий показатель осмысленности жизни) не выявлено статистически значимых различий, в экспериментальной группе выявлены статистически значимые различия, что свидетельствует о том, что программа нарративного тренинга, направленная на развитие произвольного смыслообразования, является результативной.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"