по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 05, 2017
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 27-10-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2017
Социальные страсти
Шкурко Т.А., Сериков Г.В., Бзезян А.А. - Трансформация системы отношений с другими людьми у русских трудовых мигрантов в результате психологической аккультурации в Азербайджане c. 12-25

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.5.24032

Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования выраженности социально-психологических потребностей и особенностей отношения к другим у русских трудовых мигрантов и азербайджанцев, проживающих в Баку. Объектом эмпирического исследования выступили 90 мужчин, менеджеров среднего звена, в возрасте 20-40 лет: азербайджанцы (граждане Азербайджана, 20 чел.) и русские (граждане России, проживающие и работающие в г. Баку – 70 чел.). Целью исследования выступило изучение динамики выраженности социально-психологических потребностей и отношений к другим людям российских трудовых мигрантов, проживающих в Азербайджане, в зависимости от опыта делового взаимодействия с представителями коренного населения. Для диагностики трех базовых социально-психологических потребностей на уровне выраженного и требуемого от других поведения: во включении в социальные группы, в контроле других людей, в установлении близких эмоциональных отношений с другими людьми, применялся «Опросник межличностных отношений» В. Шутца, адаптированный А.А. Рукавишниковым. Для диагностики интенсивности и модальности отношений к другим людям применялся блок методик, адаптированный Ю.А. Менджерицкой: «шкала манипулятивного отношения» Банта, «шкала принятия других» Фейя, «шкала доверия» Розенберга, «шкала доброжелательности» Кэмпбелла, «шкала враждебности» Кука-Медлея (субшкалы: «цинизм», «агрессивность», «враждебность»). В статье показано, что имеются существенные различия в выраженности социально-психологических потребностей и модальностей отношений к другим людям у азербайджанцев и русских трудовых мигрантов, проживающих в Баку. Описана динамика выраженности социально-психологических потребностей и модальностей отношений к другим людям у русских работающих мигрантов, проживающих в Баку, в зависимости от времени их пребывания в данной социокультурной среде. Показано, что изменения в системе отношений с другими людьми у россиян-работающих мигрантов идут в сторону системы отношений с другими, демонстрируемой представителями азербайджанского этноса.
Этнос и этничность
Погонцева Д.В. - Отношение к женщинам с различным этно-религиозным оформлением внешнего вида c. 26-32

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.5.24060

Аннотация: В современном мире мы постоянно сталкиваемся с ситуациями в которых люди подвергаются дискриминации в связи с их внешним обликом. Одной из форм дискриминации является этнолукизм – оценка этнокультурной принадлежности основывается на оценке внешнего облика, а результатом данной оценки является определенное отношение – дискриминационное или толерантное. В этой статье изложена проблема отношения к женщинам в связи с этно-религиозными особенностями оформления их внешнего вида на примере хиджаба (исламский платок закрывающий волосы и шею). Объектом исследования выступило 807 человек 436 женщин и 371 мужчина, в возрасте от 18 до 55 лет, средний возраст 25 лет, жители Ростова-на-Дону, Россия. В исследовании использовалась авторская анкета, состоящая из стимульного материала (2 набора фотографий из 5 девушек, в одном случае это портрет, в анфас, снятый с естественным макияжем, второй набор - те же девушки, но в черном хиджабе) респондентам было предложено оценить свое отношение к представленным на фотографиях девушкам, по шкале от дружественного до враждебного, и оценить степень принятия дискриминационного поведения Другого на основе внешнего вида девушки на фотографии. Исходя из результатов, можно сказать, что враждебное отношение к девушке в хиджабе основано только на оформлении внешнего вида. Мы также можем отметить, что если дискриминационное поведение Другого направлено на девушку в хиджабе, респонденты склонны осуждать это поведение меньше, чем если дискриминационное отношение направлено на девушку без хиджаба. Таким образом, мы можем отметить, что механизмом запускающим этнолукизм может быть просто прикрытием головы или другими символами разных культур.
Горизонты психологии
Лабунская В.А. - Особенности самоотношения девушек - участниц кастингов, отличающихся оценками красоты внешнего облика c. 33-45

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.5.24249

Аннотация: Предметом исследования выступают различия в выраженности различных видов самоотношений девушек, участвующих в кастингах и отличающихся оценками их внешнего облика потребителями. В качестве объекта исследования выступают визуальные презентации внешнего облика (фотографии) девушек, участвующих в кастингах, а также оценки их внешнего облика на основе шкалы «красивый – некрасивый». В исследовании приняли участие 50 девушек в возрасте от 18 до 22 лет, участвующие в кастинге, которые добровольно согласились предоставить фотоизображения своего внешнего облика для их оценки по шкале «красивый – некрасивый», и приняли участие в психологическом тестировании их самоотношений. В качестве экспертов (потребителей), осуществляющих оценку степени красоты внешнего облика участниц кастинга, выступили 125 девушек - студенток в возрасте от 18 до 22 лет. Методология исследования включает принцип взаимосвязей между внешним, физическим обликом и внутренним миром человеком. На эмпирическом уровне исследования данный принцип реализован изучением системы самоотношения и оценок внешней красоты. Исследование системы самоотношений девушек, участвующих в кастингах, обусловлено, как тем, что внешний облик человека несет информацию об отношениях к себе и другим, так и тем, что самоотношения являются фактором регуляции всей системы отношений, а, позитивное отношение к себе и другим является требованием, предъявляемым к девушкам, участвующим в различного рода кастингах. Методы исследования включают опросник МИС, разработанный С. Р. Пантилеевым, десяти бальную шкалу «красивая – некрасивая». С целью определения различий в выраженности самоотношений девушек (участниц кастинга) применялись описательные статистики, t критерий парных выборок, Т критерий для независимых выборок. Основные выводы проведенного исследования включают выводы о том, что для девушек, оцененных как красивые, является характерным выраженность саморуководства и интегрального самоотношения «аутосимпатия». Они стремятся контролировать свое поведение, опираться на свою личность, понимать свои цели. В отличие от других девушек – участниц кастинга, обладают достаточно высоким уровнем самопринятия, позитивно относятся к себе и уважают себя. С практической точки зрения, эти результаты исследования указывают на необходимость при проведении кастингов учитывать целостность восприятия внешнего и внутреннего человека потребителем.
Интеллектуальные игры
Ясин М.И. - Когнитивная закрытость и установки в межличностных отношениях c. 46-54

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.5.22350

Аннотация: Когнитивная закрытость – механизм познавательной деятельности, оберегающий психику от мешающей, противоречивой и ненужной информации. Данный конструкт широко используется для описания когнитивных стилей, объяснения некоторых социально-психологических механизмов, психологии массовой коммуникации, психологии религии. Выраженная когнитивная закрытость связна с такими факторами, как стереотипизация, догматизм, ригидность установок и агрессивные реакции в конфликте. Мы предположили, что попытка уберечь психику от лишней информации может проявляться в избегании коммуникации, оперенных видов межличностных контактов или повышенной настроенности к собеседнику. Гипотеза была экспериментально проверена на выборке из 140 человек. Мы использовали диагностические методики: «Стремление к когнитивной закрытости» (А. Круглянски) и «Определение деструктивных установок в межличностных отношениях» (В. В. Бойко). Полученные данные позволяют утверждать: когнитивная закрытость и коммуникативные установки связанны в основном через параметр «решительность», решительность отрицательно связана с большинством показателей когнитивной закрытости. Так же накопление неприятных впечатлений от общения отрицательно связано с любовью к порядку, решительностью и когнитивной открытостью.
Мотивация и духовность личности
Барыкина А.И., Маркелова Т.В., Лобанов С.Н. - Психографический тест В.Г. Леонтьева как инструмент исследования мотивационных процессов: обзор применения c. 55-66

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.5.23965

Аннотация: Психографический тест В.Г. Леонтьева является одним из уникальных психодиагностических инструментов, предназначенных для изучения особенностей мотивационной сферы человека, его стремлений и намерений. Учеными отмечается высокий диагностический потенциал Психографического теста В.Г. Леонтьева, подтверждена валидность и надёжность. Анализируя применение Психографического теста В.Г. Леонтьева в научных исследованиях, обнаружены научные труды 39 авторов. Наибольшая интенсивность публикаций и защит диссертационных работ под руководством В.Г. Леонтьева с применением Психографического теста в качестве инструмента исследования пришлась на период с 1995 по 2001 гг., годы наибольшего профессиональной и научной активности В.Г. Леонтьева в Новосибирском государственном педагогическом университете. Выявлено, что с применением Психографического теста В.Г. Леонтьева в разное время были исследованы различные аспекты, факторы и механизмы мотивации учебной деятельности учащихся, студентов военных кафедр и курсантов военных институтов, исследованы особенности взаимосвязи мотивационных факторов и ситуативной тревожности, когнитивных процессов, продуктивности мыслительного процесса, успешности и эффективности деятельности. Сделан вывод, что Психографический тест В.Г. Леонтьева обладает рядом существенных достоинств, обусловленных, прежде всего, его проективным характером, позволяющим глубоко изучать неосознаваемые компоненты мотивационных процессов, снижающим проявление таких нежелательных эффектов как социальная фасилитация, эффект «фасада» и другие. Психографический тест В.Г. Леонтьева является уникальным психодиагностическим инструментом для исследования мотивации, эффективным экспресс-тестом с высокой степенью защищенности результата от искажения и может быть рекомендован к более интенсивному применению в научных и практических целях.
Психология и педагогика
Чернов Д.Н. - Актуальные проблемы языкового обучения в «зоне ближайшего развития» школьника c. 67-76

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.5.22410

Аннотация: Предметом исследования является языковое обучение в «зоне ближайшего развития» в школьном возрасте. Цель работы – проанализировать возможности использования квазиязыковых средств для создания программ обучения правилам русского языка при условии организации субъект-субъектного взаимодействия педагога и учащегося. Проанализированы истоки использования искусственных языковых построений с целью актуализации творческого потенциала реципиента в литературном творчестве (Л. Кэрролл, "заумный" язык футуристов, современные детские писатели), демонстрации значительного потенциала грамматики для передачи смысла высказывания (Л. В. Щерба, Н. Хомский). Показано, что экспериментирование с правилами языка является закономерным этапом языкового развития ребенка (период детского словотворчества). Проведен анализ современных диагностических и тренинговых методик, в которых с целью актуализации языковой креативности ребенка используется искусственный материал, содержащий бессмысленные слова, построение и сочетание которых друг с другом подчиняется формальным языковым правилам. Основные выводы проведенного исследования выражаются в следующих положениях: языковое обучение в школьном возрасте должно актуализировать творческий потенциал овладения языком; эффективным методическим приемом является использование при построении нестандартных заданий, состоящих из искусственных слов, правила словоизменения которых аналогичны правилам русского языка, из предложений и текстов, в которых сочетание квазислов подчиняется правилам русской грамматики; соблюдение баланса между спонтанным и реактивным обучением при применении такого языкового материала возможно при построении взаимодействия обучающего и обучающегося как сотрудничества в «зоне ближайшего развития» ребенка.
Психопатология повседневности
Муращенкова Н.В., Гриценко В.В., Бражник Ю.В. - Психологический анализ миграционных ожиданий соотечественников, переселяющихся в Россию из Украины и других стран. c. 77-91

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.5.24294

Аннотация: В статье представлена часть результатов комплексного эмпирического исследования по изучению социально-психологической адаптации соотечественников в России. Выборку составили 228 человек (107 мужчин и 121 женщина в возрасте от 17 до 63 лет (M=29,59, SD=9,54)). Выборка соотечественников из Украины (Донецкая и Луганская области) - 112 человек (51 мужчина и 61 женщина). Группа соотечественников из других стран (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан) - 116 человек (56 мужчин и 60 женщин). Предмет исследования – миграционные ожидания соотечественников в условиях социально-психологической адаптации в России. Предполагается, что существуют различия в миграционных ожиданиях соотечественников из Украины и других стран, обусловленные объективной вынужденностью и скоропалительностью переселения в условиях военного конфликта внутри Украины. Сбор эмпирических данных осуществлялся в ходе опроса переселенцев. В статье проанализированы данные, полученные с помощью ряда открытых и закрытых вопросов, предъявляемых респондентам в составе авторской исследовательской анкеты. Данные обрабатывались с помощью методов описательной статистики, частотного и контент-анализа, углового преобразования Фишера (φ* - критерий). В результате проведенного эмпирического исследования выявлены различия в миграционных ожиданиях переселенцев-соотечественников из Украины и соотечественников из других стран. Мигранты из Украины в большей степени склонны ориентироваться и надеяться на получение помощи и поддержки извне, нежели на собственные силы и ресурсы, в большей степени нуждаются в информировании, помощи в трудоустройстве и приобретении жилья, считают необходимым добиваться компенсационных выплат от правительства покидаемой страны, более четко представляют, какие виды помощи и поддержки от принимающего государства были бы им полезны в процессе адаптации в России. В целом ожидания большинства соотечественников из Украины и из других стран оправдались, многие из них реалистично представляли и оценивали условия, преимущества и ограничения предстоящей миграции, что, вероятно, и послужило одним из факторов успешности адаптации (согласно самоотчетам опрошенных) большинства переселенцев. Однако, полученные данные позволяют предполагать наличие незавершенности и/или чрезмерной актуализированности и фиксации в памяти многих респондентов процесса адаптации и связанных с ним трудностей и переживаний, что может вызывать у них дополнительное напряжение и потребовать оказания квалифицированной социально-психологической помощи и поддержки. Травматичным и деструктивным с точки зрения успешности социально-психологической адаптации может оказаться также выявленное субъективное ожидание и выраженная готовность соотечественников к конфликтным выпадам со стороны местного населения. Полученные результаты будут использованы при подготовке методических рекомендаций по оптимизации социально-психологической адаптации соотечественников и разработке программы психологической поддержки соотечественников из стран ближнего зарубежья в России.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"