Psychologist
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > List of peer reviewers > Review procedure > Policy of publication. Aims & Scope. > Ethics > Legal information
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Psychologist" > Contents of Issue № 03/2017
Contents of Issue № 03/2017
Clinical psychology
Poddubnaya T.V. - Particularities of the Body Image Boundaries And Interpersonal Relationships (The Case Study of Patients Suffering from Allergic Skin Diseases) pp. 1-15

DOI:
10.7256/2409-8701.2017.3.22888

Abstract: The article presents the results of a comparative study of the features of the boundaries of body image demonstrated by healthy individuals and individuals suffering from allergic skin diseases. The subject of the research is the particularities of the boundaries of body image and interpersonal relationships of patients suffering from allergic skin diseases compared to healthy persons. The object of the research is the peculiarities of the borders of body image. The objective is to investigate the pattern of interaction of various parameters defining characteristics of the borders of body image demonstrated by patients suffering from allergic skin diseases. Research methods included interview consisting of 5 sections (analysis of the parent-child interaction, tactile ontogenesis, and perception of interpersonal relations); drawing tests such as "draw a human figure" by C. Machover, "body shape" by D. Beskova, "Sack's Sentence Competion Test"; questionnaires such as diagnostics of interpersonal relationships by T. Leary (adapted by L. Sobchik and interpreted by Yu. Kortneva), the test of relationship profile by R. Borstein (adapted by O. Makushina). The statistical analysis allowed to identify the leading markers on the basis of which it is permissible to detect the presence of distortion in the boundaries of one's body image. The obtained results can be used in the development of a general psychological model of the boundaries of body image as well as clinical practice of psychologists and psychotherapists.
Vertex states of the spirit
Andreev A.V. - Historical Change of the Psychologies of Freedom in the Soviet Man's Spirituality Development: Experience of the 1940's - early 1990 of XXth Century pp. 16-34

DOI:
10.7256/2409-8701.2017.3.22911

Abstract: In this article the author tries to explore the psychological changes in the freedom of the soviet man as a part of his spiritual development (1941-1992). The subject of the research is the historical dynamics of the psychology of the soviet man's freedom. The researcher analyzes the relationship between the psychology of freedom and socio-cultural and political phenomena of the Soviet society that influenced the substantial content of the latter. The objective of the research to identify peculiarities of historical evolution of freedom and its impact on soviet spirituality. In order to achieve the aforesaid objective the author of the article has used the following research methods: axiological method, phenomenological method and method of systems analysis. The novelty of the research is caused by the fact that the author analyzes historical dynamics psychology of freedom in the spirituality of the Soviet man. Research results: in a difficult war time there was a positive dynamics of the psychology of freedom in the spiritual development of man. In the postwar period there was a decline in the positive dynamics of the psychology of freedom because of government dictatorship. After the 1960s the Soviet society formed a stable model of a free spiritual development of man as an important element of society. That model lived till the mid 1980s, however, it did not have the positive dynamics of the psychology of freedom in the spiritual development of man. The easing of state censorship by the mid – 1980s caused positive dynamics of change in the psychology of freedom in spiritual development. However, since the early 1990s there has been a decrease in positive dynamics due to the loss of correct psychological guidance of free spiritual development. The obtained results can be of interest to psychologists, sociologists and philosophers who study the historical interaction of human freedom and spirituality of society and man in different periods of the world history. 
Crowd psychology
Romanova N.R. - Civic Burn-Out as the Factor of Absenteeism and Indifference Towards Politics Demonstrated by University Students pp. 35-50

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.3.22822

Abstract: The subject of the present research is the civil awareness burn-out as a determinant of young people's activity level. The purpose of the research is to prove the hypothesis that civic activity of young people is mostly determined by the level of fatigue of mind structures that perform that kind of activity. In her research Romanova analyzes the phenomenon of absenteeism and indifference towards politics demonstrated by today's Russian youth. She also analyzes factors that define the mosaic structure and contradictory nature of young people's attitudes. The author offers her definitions of the terms 'civic  awareness' and 'civic burn-out'. She also examines related phenomena that are closely associated with the burn-out syndrome such as satiation and saturation. The author has used such methods as questionnaries, scaling and tests (modified Boyko's burn-out syndrome test). The author has also tested her own method designed to define the level of civic burn-out. The article presents the results of the empirical research of social and political dispositions of modern Russian students and the level of their civic burn-out. Romanova also analyzed the correlation between burn-out and indicators of civic activity defined in the course of researches that have been conducted since 201 till 2017. She describes and analyzes the relationship between the level of burn-out and such features as trust towards official and Western propaganda, readiness for hardships, service to people, desire to have a large family, tendency to emigrate, etc. The author states a sustainable syndrome of social and political disorientation and apathy of today's young people which is the main subjective determinant of absenteeism demonstrated by the majority of young people in our country. Statistical research methods also prove that indifference towards politics and absenteeism are not typical for students with the low level of civic burn-out. In conclusion, the author gives practical recommendations on how to implement the youth information policy in Russia. 
Этнос и этничность
Chistovskii D.I. - Current Trends of Modern Psychological Studies of Civil (National) Identity pp. 51-62

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.3.22572

Abstract: The article provides an overview of foreign and domestic socio-psychological studies of the civil (national) identity in the period from 2007 to 2016. To do this, the author selected Web of Science and RISC cited publications on the subject which allowed to see the most relevant aspects thereof. Researches were grouped according to the main issues raised in these issues: the concept of civic identity as one of the social identities, factors affecting the national identity, relationship of civic identity and a variety of plants, intra-identification and national prejudices, loss of national identity, nationalism and patriotism (in-group identity and attitude to the outgroup). Such selection of articles and their analysis have provided an understanding of how to represent the civil identity of contemporary researchers and how this phenomenon is studied.
Personal motivation and spirituality
Gavrilova O.Ya. - The Success of Solving Convergent Tasks by Junior Schoolchildren in Terms of Various Motivational Attitudes pp. 63-71

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.3.22917

Abstract: The purpose of the research presented in the article is to determine the possibility of changing the success of solving tasks of a convergent type by junior schoolchildren through varying the external motivational attitude. Within the framework of the research convergent tasks mean the tasks that have only one correct decision. In her research Gavrilova has used two types of tasks: tasks aimed at abstract-logical thinking and tasks aimed at spatial thinking. The author of the article discusses the results of an empirical study of the success of solving convergent tasks by junior schoolchildren depending on three different motivational attitudes: neutral, competitive and negative, held in 2016-2017 on the basis of one of Moscow's educational establishments. The main method of the study was an experiment. All in all, 126 second-grade students participated in the study. During the analysis of the results obtained, statistically significant differences were found both for the tasks of the abstract-logical block and for the spatial block. In particular, the author has revealed tendencies to decrease the success of solving logical tasks under competitive attitudes. In addition, significant differences in the success of solving the tasks of the two blocks mentioned were found - as the study showed, contemporary second-grade school students are much less successful in solving spatial thinking tasks. At the same time, these are the tasks of the spatial type that are more susceptible to the change of the attitude.
Тело и телесность
Berezina T.N. - Heath as the Factor of Individual Life Expectancy of Russians in the 20th Century pp. 72-87

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.3.22781

Abstract: The purpose of this research is to conduct a psychogenetic research of factors influencing individual life expectancy of Russians in the 20th century. The object of the research is individual life expectancy and the subject of the research is the influence of such factors as health and healthy lifestyle on individual life expectancy. The author of the article examines the role of heredity and environment in the genesis of dangerous diseases (cardiovascular disseases and cancer) as well as dangerous habits (drug and alcohol addiction, smoking and compulsive eating). The author pays special attention to the role of personality traits and environmental factors in how one arranges his or her life path. The research is based on the twin method and involved 100 pairs of monozygous twins who have already completed their life path. Through surveying their relatives, the author makes indicators of health and healthy lifestyle for each pair. There is a significant reduction in individual life span of those twins whose lives were influenced by such factors as 'drug addiction' and 'total sum of dangerous habits' in relation to average indicators within the group. The factors 'alcohol addiction' and 'cardiovascular diseases and cancer' evidently decreased the life span of a twin but not in relation to average indicators within the group. The influence of variables 'smoking' and 'compulsive eating' is levelled off by the influence of other negative factors, however, with the growth of the average life expectancy in Russia elimination of these factors can actually increase the life span and life productivity. 
Psychology and pedagogics
Al'perovich V.D. - Metaphors of 'Friends' and of 'Aliens' with Different Ethnocultural External Appearance in Connection with Stratificational Characteristics of Adult Persons pp. 88-104

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.3.22570

Abstract: In this research Alperovich focuses on the problem of distinctions between representations about 'friends' and 'aliens' with different ethnocultural external appearance reflected in metaphors and narratives. The purpose of this research is to conduct a comparative analysis of metaphors of 'friends' and 'aliens' with different ethnocultural external appearance of persons with different stratificational characteristics (gender, age, level of education). The subject of the research is the metaphors of 'friends' and 'aliens' developed by men and women with incomplete and complete higher education at their early and middle ages. The author has used the followign methods: content analysis of metaphors, methods of mathematical statistics (cluster analysis, quartiles, nonparametric tests such as Mann–Whitney U test and Kruskal–Wallis H test). Based on the cognitive concept of metaphors, the author elaborated methods for studying metaphors of 'friends' and of 'aliens' presented by people with different ethnocultural external appearance. For the first time in the academic literature the author has discovered, that, towards early and middle ages, the tendency to attribute positive psychosocial features to 'aliens' with Slavic ethnocultural external appearance and to 'friends' and 'aliens' with 'Caucasian' ethnocultural external appearance intensifies. We start to perceive others in a more differentiated way. Respondents with incompleted higher education attribute negative psychosocial features to 'friends' and 'aliens' with Caucasian and Asian ethnocultural external appearance, evaluate negatively their roles in communication more than respondents with complete higher education. Male respondents emphasize differences from 'aliens', particularly from members of other ethnocultural groups, more than female respondents. The author describes four interpretative repertoires of perception of 'friends' and 'aliens' with different ethnocultural external appearance. These repertoires differ in whether people attribute positive or negative social and psychological characteristics to 'friends' and 'aliens' with different ethnocultural external appearances as well as whether they view such interlocutors as competitive or cooperative. The author develops the empirical model of interconnections between metaphors of 'friends' and 'aliens' with different ethnocultural external appearance and personal stratificational characteristics. The results can be used in researches about conflicts and discrimination.
Psychology of religious experience
Klimkov O.S. - Religion in the Phychoanalytical Mirror pp. 105-129

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.3.23224

Abstract: The object of this research is the process of studying religion by depth psychology in the 20th century. The author describes the main stages, methodology and scientific achievements thereby. The subject of the analysis is the leading psychoanalytical concepts that created the framework for the studies of religious phenomena. The research is based on the principle of historical chronology  combined with the phenomenologically analytical method and interdisciplinary approach which made it possible to review the conceptual dynamics of religious studies in the researches of famous representatives of dynamic psychology: Freud, Jung and Fromm. Their contribution to religious studies, in particular, psychological aspects of religion, has become one of the most important achievements of modern humanities and culture in general. Moreover, religion itself has acquired better methods for understanding psychological mechanisms and better distinction between the Divine and human in a life of a religious person. Psychoanalysts' interest to the phenomenon of religion has been accompanied with the origin and further reinforcement of traditional confessions representatives' interest in psychoanalysis. 
Psychotechnique
Gorbov E.A. - Psychological Conditions for Improving the Function of Control in Management Activity pp. 130-146

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.3.22793

Abstract: The subject of the research is the control in management activity. At organisations psychological conditions necessary to perform the function of control are very important because the place of control in the overall structure of a chief's activity and his or her selection of particular parameters of control and forms of control are conditioned by a wide range of individual psychological and personality traits as well as specific features of social and psychological climate at an organisation. The purpose of the research is to analyze particularities of the process of performing control at an organisation and to develop preventive measures aimed at improving it. The author of the article has developed a set of diagnostic tools to analyze one's attitude to control and particularities of performing control functions. Preventive measures offered by the author including seminars, individual sessions, preparation and distribution of information resources proved to be efficient. The results of the final testing prove that empoloyees have become more aware of the essence of control at an organisation, have changed their attitude to control and started to understand that it is necessary. Their anxiety levels have been reduced, too, while the level of a chief's competence has been raised. He has become more aware of the function performed by control, forms of control, goals and psychological conditions that contribute to improving the function of control. Putting their knowledge to life, chiefs have noticed that their employees start to behave less anxiously. Combined with the general results of tests, this may demonstrate that chiefs have started to avoid the system of total control which has reduced their employees' anxiety. 
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 03, 2017
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 06-07-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2017
Клиническая психология
Поддубная Т.В. - Особенности границы образа тела и межличностные взаимоотношения (на примере пациентов, страдающих кожными аллергическими заболеваниями) c. 1-15

DOI:
10.7256/2409-8701.2017.3.22888

Аннотация: В данной статье представлены результаты сравнительного исследования особенностей границы образа тела у здоровых испытуемых и у лиц, страдающий кожными аллергическими заболеваниями. Предмет исследования: признаки особенностей границы образа тела и межличностные отношения у пациентов, страдающих кожными аллергическими заболеваниями, в сравнении со здоровыми лицами. Объект исследования: особенности границ образа тела. Цель: исследовать картину взаимодействия различных параметров, определяющих особенности границы образа тела, у пациентов, страдающих кожными аллергическими заболеваниями. Методы: интервью из 5 блоков (изучение детско-родительского взаимодействия, тактильного онтогенеза, восприятия межличностных связей); проективные методы: «рисунок человека” К. Маховер, «Форма тела» Д.А. Бесковой, «Незаконченные предложения» Сакса-Леви; опросники: диагностика межличностных отношений Т. Лири (адаптация Л.Н. Собчик, интерпретация Кортневой Ю.В.), тест профиля отношений Р. Борнштейна (адаптация О.П. Макушиной). Проведенный в данной статье статистический анализ позволил выявить ведущие маркеры, на основании которых допустимо выявить наличие искажение в границе образа тела. Полученные результаты могут быть использованы в разработке обще психологической модели границ образа тела, а также в клинической практике психологов и психотерапевтов.
Вершинные состояния духа
Андреев А.В. - Историческая динамика психологии свободы в духовности советского человека: опыт 1940 - начала 1990 гг. XX века c. 16-34

DOI:
10.7256/2409-8701.2017.3.22911

Аннотация: В данной статье автором поставлена задача - проследить динамику психологического изменения свободы советского человека в его духовном развитии на протяжении 1941-1992 гг. XX века. Предметом изучения данного исследования является историческая динамика психологии свободы советского человека. Рассматривается взаимосвязь психологии свободы с социокультурными и политическими явлениями советского общества, которые влияли на ее смысловое содержание. Цель работы заключается в выявлении особенностей исторического изменения свободы рассматриваемого периода и ее влияния на концепцию советской духовности. Для реализации поставленной цели исследования автором использованы: аксиологический метод, феноменологический метод и метод системного анализа. В результате проведенного исследования психологии свободы 1940 – начала 1990 гг. XX века, следует отметить, что в сложное военное время прослеживается положительная динамика изменения психологии свободы в духовном развитии человека, а в послевоенный период – ее снижение из-за усиления диктатуры государственной власти. С 1960 гг. происходит формирование устойчивой модели свободного духовного развития человека, как важного социального элемента общества, просуществовавшей до середины 1980 гг., которой было свойственно отсутствие положительной динамики психологии свободы в духовном развитии человека. Из-за ослабления государственной цензуры и демократизации политики, к середине 1980 гг. формируется положительная динамика изменения психологии свободы в духовном развитии. Но с начала 1990 гг. происходит снижение положительной динамики из-за утраты корректных психологических ориентиров свободного духовного развития. Полученные в результате исследования данные могут представлять научный интерес для психологов, социологов и философов, занимающихся разработкой вопроса взаимодействия категории свободы с духовной составляющей человека и общества в различные периоды мировой истории.
Психология масс
Романова Н.Р. - Гражданское выгорание как фактор абсентеизма и аполитичности студенческой молодежи c. 35-50

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.3.22822

Аннотация: Предметом данного исследования является выгорание гражданского сознания как детерминанта уровня активности молодежи. Целью исследования являлось подтверждение гипотезы о том, что гражданская активность молодых людей в значительной мере обусловлена уровнем усталости структур сознания, реализующих эту активность. В статье анализируется феномен абсентеизма и аполитичности современной российской молодежи. Рассматриваются факторы, определяющие мозаичность и противоречивость молодежного сознания. Вводятся понятия гражданского сознания и гражданского выгорания. Разбираются смежные явления, тесно связанные с феноменом выгорания, такие как сатиация и сатурация. Применялись методы анкетирования, шкалирования и метод тестов (модифицированный и адаптированный под задачу тест В. В. Бойко на уровень эмоционального выгорания). Описан апробированный вариант методики, направленной на выявление уровня гражданского выгорания. Приводятся результаты эмпирического исследования социальных и политических диспозиций современной российской студенческой молодежи, уровня их гражданского выгорания. Анализируются корреляционные связи выгорания и индикаторов гражданской активности, выявленные в ходе исследований, проведенных в период с 2015 по 2017 гг. Описываются и анализируются связи с уровнем выгорания таких характеристик, как доверие к официальной и западной пропаганде, готовность к лишениям, к служению людям, желание завести большую семью, склонность эмигрировать и др. Констатируется устойчивый синдром социально-политической дезориентации и апатии студенческой молодежи, который является основной субъективной детерминантой абсентеизма молодежного большинства. Статистическими процедурами доказывается, что для студентов с низким уровнем гражданского выгорания аполитичность и абсентеизм не характерны. Даются практические рекомендации к реализации молодежной информационной политики.
Этнос и этничность
Чистовский Д.И. - Актуальные направления современных психологических исследований гражданской (национальной) идентичности c. 51-62

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.3.22572

Аннотация: В статье представлен обзор зарубежных и отечественных социально-психологических исследований гражданской (национальной) идентичности за период с 2007 по 2016 год. Отобранные работы сгруппированы по основным затронутым в них вопросам: понятие гражданской идентичности как одной из социальных идентичностей, факторы, влияющие на национальную идентичность, взаимосвязь гражданской идентичности и различных установок, внутригрупповой идентификации и национальными предрассудками, потеря национальной идентификации, национализм и патриотизм (ингрупповая идентичность и отношение к аутгруппе). Для этого в Web of Science и РИНЦ были выбраны часто цитируемые публикации по данной тематике, что позволяет судить о том, какие ее аспекты в настоящее время являются наиболее актуальными. Подобный отбор статей и их структурирование дают понимание того, как представляют гражданскую (национальную) идентичность современные ученые-исследователи, какие вопросы являются наиболее актуальными, что является важным в работах по гражданской (национальной) идентичности, насколько изучен данный феномен и каковы перспективы его исследования.
Мотивация и духовность личности
Гаврилова О.Я. - Успешность решения конвергентных задач младшими школьниками в условиях различных мотивационных установок. c. 63-71

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.3.22917

Аннотация: Цель представленного в статье исследования – определить возможность изменения успешности решения задач конвергентного типа младшими школьниками за счет варьирования внешней мотивационной установки. Под конвергентными понимаются такие задачи, которые имеют только одно правильное решение. В исследовании использовались задачи двух видов: направленные на абстрактно-логическое мышление и нацеленные на пространственное мышление. В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования успешности решения конвергентных задач младшими школьниками в условиях трех различных мотивационных установок: нейтральной, соревновательной и отрицательной, проходившего в 2016-2017 гг. на базе одного из образовательных комплексов г. Москвы. Основным методом проведенного исследования выступил эксперимент. Всего в исследовании приняло участие 126 учащихся вторых классов. В ходе анализа полученных результатов были обнаружены статистически достоверные различия как для задач абстрактно-логического блока, так и пространственного. В частности, выявлены тенденции к снижению успешности решения логических задач в условиях соревновательной установки. Кроме того, обнаружены значимые различия в успешности решения задач двух указанных блоков – как показало исследование, современные второклассники гораздо менее успешны при столкновении с задачами на пространственное мышление. Вместе с тем именно задачи пространственного типа более восприимчивы к смене установки.
Тело и телесность
Березина Т.Н. - Здоровье как фактор индивидуальной продолжительности жизни россиян в ХХ веке c. 72-87

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.3.22781

Аннотация: Целью данной работы является психогенетическое исследование факторов влияющих на индивидуальную продолжительность жизни россиян в ХХ веке. Объектом выступает индивидуальная продолжительность жизни, предметом – влияние факторов здоровья и здорового образа жизни на индивидуальную продолжительность жизни. Автор подробно рассматривает роль наследственности и среды в генезисе особо опасных заболеваний (сердечно-сосудистые болезни и онкология), и вредных привычек (наркомания, алкоголизм, табакокурения и переедание). Особое внимание уделяется роли личностных и средовых факторов в организации жизненного пути человека. Исследование выполнено близнецовым методом на выборке из 100 пар монозиготных близнецов уже завершивших свой жизненный путь. С помощью опроса родственников для каждого из них измерены показатели здоровья и здорового образа жизни. Показано достоверное уменьшение индивидуальной продолжительности жизни под действием фактора «наркомания» и «суммарное количество вредных привычек» по отношению к средней по выборке. Факторы «алкоголизм» и «сердечно-сосудистые и онкологические заболевания» достоверно снижают продолжительность жизни у близнеца в паре, но не по отношению к среднему по выборке. Влияние переменных «табакокурение» и «переедание» пока нивелируется действием других негативных факторов, однако по мере роста средней продолжительности жизни в России, элиминация их может выступить ресурсом увеличивающих срок продуктивной жизни.
Психология и педагогика
Альперович В.Д. - Метафоры «своих» и «чужих» людей с разным этнокультурным внешним обликом в связи со стратификационными характеристиками взрослой личности c. 88-104

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.3.22570

Аннотация: Исследование посвящено проблеме различия представлений, выраженных в метафорах и нарративах, о «своих» и «чужих» людях с разными типами этнокультурного внешнего облика. Цель исследования заключалась в том, чтобы провести сравнительный анализ метафор «своих» и «чужих» людей с разным этнокультурным внешним обликом у субъектов с разными стратификационными характеристиками (пол, возраст, уровень образования). Предметом исследования выступают метафоры «своего» и «чужого» человека, Врага и Друга у мужчин и женщин, находящихся на этапах ранней и средней взрослости, с незаконченным высшим образованием и имеющих высшее образование. Применены следующие методы: контент-анализ метафор, методы математической статистики (квартилирование, кластерный анализ, U-критерий Манна-Уитни, H-критерий Краскала-Уоллеса). На основе когнитивной концепции метафоры разработана методика исследования метафор «своих» и «чужих» людей с разным этнокультурным внешним обликом. Впервые установлено, что, в рамках данной выборки, с возрастом, к периоду средней и поздней взрослости, усиливается тенденция наделять положительными социально-психологическими свойствами «чужих» людей со «славянским» внешним обликом, «своих» и «чужих» людей с «кавказским» внешним обликом, позитивно оценивать их роль в общении. Восприятие другого человека становится более дифференцированным. Впервые показано, что респонденты с незаконченным высшим образованием более склонны приписывать отрицательные социально-психологические свойства «своим» и «чужим» людям с «кавказским» и с «азиатским» внешним обликом, негативно оценивать их роль в общении, чем респонденты с высшим образованием. Восприятие лицами, еще не получившими высшее образование, в период ранней молодости, «своих» и «чужих» партнеров по общению из других этнокультурных групп стереотипно. Респонденты-мужчины более склонны подчеркивать различия с «чужими» партнерами по общению, особенно с представителями иных этнокультурных групп, чем респонденты-женщины. Впервые описаны четыре интерпретативных репертуара восприятия «своих» и «чужих» людей с разным этнокультурным внешним обликом. Они различаются в той степени, в которой субъекты наделяют положительными и отрицательными социально-психологическими свойствами «своих» и «чужих» людей с разным этнокультурным внешним обликом, а также оценкой взаимодействия данных партнеров по общению как конкурентного или как кооперативного. Впервые разработана эмпирическая модель взаимосвязей метафор «своих» и «чужих» людей с разным этнокультурным внешним обликом и стратификационных характеристик личности. Результаты исследования могут применяться в прикладной социальной психологии конфликта и дискриминации.
Психология религиозных переживаний
Климков О.С. - Религия в зеркале психоанализа c. 105-129

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.3.23224

Аннотация: Объектом исследования данной статьи является процесс изучения религии в парадигме глубинной психологии в ХХ столетии, его основные стадии, методология и научные достижения. Предметом анализа служат ведущие психоаналитические концепции, в рамках которых проходило познание религиозных феноменов. Работа построена в соответствии с принципом исторической хронологии, сочетающимся с феноменологически-аналитическим методом и междисциплинарным подходом, что обеспечило возможность обозрения концептуальной динамики процесса изучения религии в трудах виднейших представителей психологии бессознательного: З. Фрейда, К.-Г. Юнга и Э. Фромма. Их вклад в познание религии, особенно психологических ее аспектов, явился одним из важнейших достижений современного гуманитарного знания и культуры в целом. Кроме того, сама религия получила возможность более адекватного осознания используемых ею психологических механизмов и более четкого различения Божественного и человеческого в жизни верующих. Интерес психоаналитиков к феномену религии сопровождался зарождением и дальнейшим усиление интереса к психоанализу со стороны представителей традиционных конфессий.
Психотехника
Горбов Е.А. - Психологические условия оптимизации функции контроля в управленческой деятельности c. 130-146

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.3.22793

Аннотация: Предметом исследования выступает контроль в управленческой деятельности. В условиях организации очень важны психологические условия реализации функции контроля, так как место контроля в общей структуре деятельности руководителя, выбор им конкретных параметров для контроля и форм его осуществления обусловлены широким спектром индивидуально-психологических и личностных особенностей, а также спецификой социально-психологического климата коллектива. Цель исследования: изучить особенности реализации функции контроля в организации и разработать профилактические мероприятия, способствующие его оптимизации. Был создан диагностический инструментарий, способствующий изучению отношения к контролю и особенностей его реализации. Разработанные профилактические мероприятия, включающие семинары, индивидуальные беседы с элементами практикума, разработку и распространение информационных материалов, показали свою эффективность. Результаты повторной диагностики свидетельствуют о том, что сотрудники стали более информированы о сущности функции контроля в организации, лучше относиться к нему и понимать его необходимость. Снизились показатели их тревожности. Повысилась компетентность руководителя. Он стал более осведомлен о функции контроля, его видах, задачах и психологических условиях оптимизации. Применяя на практике полученные знания, он отмечал, что стал меньше наблюдать проявления тревожности у своих подчиненных, что в совокупности с общими показателями диагностики может свидетельствовать о том, что руководитель перестал использовать не продуктивную систему тотального контроля.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"