Психолог
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 05, 2015
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 03-09-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2015
Философия и психология
Пархоменко Р.Н. - Миф как категория мировосприятия: достоинства и недостатки теории Э. Кассирера c. 1-30

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.5.16099

Аннотация: Объектом исследования является понятие мифа в философии Эрнста Кассирера: еще в начале 20-х годов прошлого столетия Кассирер начал интересоваться этнологическими изысканиями о жизни, языке и мышлении первобытных обществ для того, чтобы понять основные законы функционирования примитивного мышления, которое он определял как «мифическую жизненную форму». Эти исследования привели Кассирера к выводу о том, что даже примитивные ритуалы, зачастую не вербализованные, имели свою собственную логику, однако, отличную от логики современных научно-рациональных обществ. Методом исследования стало изучение большого массива работ Э. Кассирера и монографий о философии Кассирера, в том числе и на немецком языке. Основными выводами проведенного исследования является констатация того факта, что Кассирер был убежден в том, что миф как жизненная форма в древних обществах, также как и миф в политике в современных обществах, указывает на существование различных фрагментов человеческого мировоззрения, которые ответственны за совершение людьми различных ошибок при принятии решений и в своем поведении.
Индивид и личность
Захаркин Д.Д. - Классификация современных теорий личности c. 31-55

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.5.16246

Аннотация: В статье проводится анализ классификаций современных теории личности. Рассматриваются классификации, предложенные отечественными авторами Д. А. Леонтьевым, К. А. Абульхановой и зарубежными Робертом Фрейджером, Джеймсом Фэйдименом, Ларри Хьеллом, Дэниелем Зиглером. Отмечается, что к новейшим теориям личности в современной науке можно отнести:1) теории которые начали формироваться после 1950 года, 2) данные теории сильно отошли от идей Зигмунда Фрейда, 3) теории представляют из себя синтез предыдущих теорий личности. В статье современные теории личности классифицированы на: архаические, восточные, престклассические, классические, постклассичекие, новейшие. Новейшие теории личности в свою очередь классифицированы на полиметрические и монометрические. Целью настоящей статьи является представление оригинальной классификации современных теорий личности, включающей в себя и отечественные и зарубежные теории, с одной стороны, с другой стороны, учитывающей многообразие современных подходов. В основе классификации новейших теорий личности, рассмотрение позиций отечественных и зарубежных авторов по следующим компонентам теорий: мировоззрение автора, природа психики, детерминированность поведения, основы теории, локализация, развитие, задачи личности, структура личности, уровни личности, подходы к изучению личности, гармоничная личность, перспективное направление.
Профессиональная психология
Матюхин И.В. - Личность психолога в контексте решения диагностических задач c. 56-75

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.5.15589

Аннотация: Статья посвящена теоретическому обзору и анализу личности психолога в контексте пространства поисково — оценочных задач. Подчеркивается необходимость учета диагностических данных на основе изученных типичных проявлений признаков и свойств. Описаны интегральный, дифференциальный и эклектичный подходы в исследовании личности специалиста а также выявлена специфика системы «диагност—задача—эффективность». Перечислены основные диагностические запросы образовательной, клинической и корпоративной сфер. Обозначена величина эффективности решения задач, как прикладная точка пересечения многозначных связей между личностью и задачей. А также описаны аналитико-дедуктивными методами структурные компоненты эффективности такие как точность, скорость решения, энергоемкость применяемых техник и методик и катамнестический эффект. На основе запросов точно определены направления дальнейших приоритетных исследований как составных личностных характеристик психолога, так и динамики личности как целостности. Основной тенденцией статьи является акцентирование прикладного характера теоретического анализа данных и предстоящих эмпирических исследований.Представлена возможность расширения типических фиксаций диагностического плана.
Психология развития
Ерзин А.И., Геращенко Н.А. - Образ благополучной старости в представлении студентов c. 76-95

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.5.16173

Аннотация: Предметом исследования является структура представлений лиц юношеского возраста о благополучной старости. Авторы отмечают, что, не смотря на длительный период изучения благополучного старения в психологии, поведенческих науках и медицине, на сегодняшний день мало концепций, которые всесторонне описывают этот феномен. Назревает время пересмотра прежних критериев психологического благополучия пожилого человека. В добавлении ко всему, рассматриваемый авторами конструкт незаслуженно обделен вниманием со стороны отечественных психологов. Уточнить структуру образа благополучного старения можно лишь посредством создания и апробации новых психодиагностических инструментов. Отсутствие в отечественной психодиагностике методик подобного рода побудило авторов разработать собственный опросник. В статье представлены результаты первого этапа разработки и апробации опросника, направленного на диагностику образа благополучной старости у молодых людей. В исследовании приняли участие 100 человек – студенты медицинского ВУЗа. С помощью статистических методов анализа данных осуществлялась оценка основных психометрических показателей новой методики. Анализ показал, что текст опросника характеризуется высокой согласованностью и однородностью (α-Кронбаха = 0,908). Было выделено 6 субшкал, описывающих образ старости: «Здоровье», «Финансовое благополучие», «Социальное взаимодействие», «Временная перспектива», «Работа и хобби», «Личностный рост и позитивные эмоции». Все субшкалы коррелируют между собой, а также с интегральным показателем. Структурное моделирование позволило установить, что для опрошенных студентов высоко значимыми являются такие компоненты благополучного старения, как работа и хобби, социальное взаимодействие и здоровье. Наименьшую ценность для них представляет финансовое благополучие. Факторный анализ позволил выявить 6 дополнительных факторов, к которым относятся активность и оптимизм, самоуважение и самодостаточность, поиск возможностей, самообразование и качество жизни, целеустремленность и удовольствие от общения. Раскрытие факторной структуры образа благополучного старения проливает свет на представления молодых людей о том, как они будут себя вести и что для них будет ценным в пожилом возрасте. Следующим этапом будет проверка ретестовой надежности и нормализация методики в различных выборках. В целом, полученные результаты свидетельствуют о надежности опросника и указывают на перспективы его дальнейшей стандартизации.
Психология чрезвычайных ситуаций
Седых Н.С. - Медиадискурс о терроризме в контексте информационно-психологических угроз современности c. 96-127

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.5.15940

Аннотация: В статье рассматривается терроризм в контексте процессов глобальной информатизации социального пространства и особенностей воздействия современных масс-медиа на общественное и индивидуальное сознание. Раскрываются ключевые черты современного терроризма и сущность этого явления с точки зрения информационных рисков, угроз и вызовов. Приводятся результаты лингвистических исследований, экспертиз публицистического и медиадискурса о терроризме и анализируются практики использования слов «терроризм», «террорист», «терроризировать» как в прямом, так и переносном значении. В этой связи актуализируются вопросы трансформации обыденного сознания под воздействием соответствующих медиадискурсивных практик. Обсуждаются некоторые следствия и последствия «дискурсивного давления» и «информационной агрессивности». Анализируются социальные репрезентации терроризма в обыденном сознании, анализируются результаты эмпирического исследования автора с целью изучения представлений о субъектах терроризма (террористах-лидерах, исполнителях, смертниках-мужчинах и женщинах) у студенческой молодёжи Южно-российского региона. Обобщаются и сопоставляются данные, делаются выводы о психологических последствиях террористической агрессии, их пролонгированном воздействии на индивидуальное и общественное сознание. В заключении акцентируется внимание на необходимости активного информационного антитерроризма, развитии социальных, психолингвистических и информационно-коммуникационных практик противодействия идеологии экстремизма и формировании антитеррористических ценностей в российском обществе. Вместе с тем обращается внимание на необходимость развития научной журналистики и аналитического стиля изложения при освещении проблем терроризма.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"