по
Psychologist
18+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Peer-review in 24 hours: How do we do it? > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Copyright & Licensing Policy > Publication in 72 hours: How do we do it? > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Psychologist" > Contents of Issue № 02/2015
Contents of Issue № 02/2015
Inner world
Subbotsky E. - The impossibility of the matrix: The magic of subjective reality pp. 1-30

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.2.14193

Abstract: The paper discusses the problems that arise regarding the relationships between the brain and subjective experience. Can robots create in humans the illusion of subjective experiences? Is it really so that a person who is immersed in the world of artificially created subjective experience is unable to exit this world without assistance? What is better: enjoying life in the world of illusions, or struggling for life and happiness in the harsh world of true reality? The analysis has shown that even if the computer technologies of the future became dozens of times more powerful than modern technologies, we can’t expect that people with the help of computers, not to mention computers in their own right, would be able to create the authentic copy of subjective experiences. The reason is that subjective experience is a magical phenomenon. This phenomenon is given to a person, but it is not determined by physical causes. The versions of artificially created subjective experiences, such as hallucinations cased by illness or mental experiences caused by stimulation of brain cortex with electric charges or chemical compounds, are imitations of subjective experiences and not authentic subjective experience. During the altered states of consciousness, of shortly after, the person is sensing that these imitations are nothing more than illusions of reality. Novelty: For the first time the phenomenon of human subjectivity is being analyzed in the context of recent studies of magical thinking. Conclusions: (1) subjective experience is a magical, and not a physical phenomenon; (2) modern views on the structure of brain processes, computer and other cognitive models are derived from human subjective experiences; they can imitate subjective experiences (such as thinking, perception and feelings), but they are not identical with subjective experiences in their own right; (3) neuroscience and cybernetics will be creating increasingly more perfect interfaces between machines and subjective reality of consciousness, but there will always remain an insurmountable gap between physical processes and authentic subjective experience.
Limits of intellect
Alyamkina E. - Interrelation of aptitudes, gifts and talent and their development in university educational process pp. 31-46

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.2.14510

Abstract: The object of research is such psychological categories as aptitudes, gifts and talent. The matter under study is their influence on university educational process. Particular author’s attention is paid to the possibility of assessing and measuring aptitudes as well as their realization in human activity, which includes studies. High importance is given to the problem of developing aptitudes at university both by means of in-class and out-of-class activities The method of research in this article is analysis and comparison of interpretations of the given psychological phenomena as well as own experience of working with students, namely observation and talking to them. The principal author’s conclusions are the following statements. 1) Aptitudes are a potential condition for forming individual’s knowledge and skills. 2) Aptitudes do not guarantee success as they must be realized in activity. 3) Assessing aptitudes is difficult as they do not imply a result, but an opportunity to achieve it under certain conditions. 4) Developing aptitudes is one of the objectives of higher education. The principal factors here are students’ interests, their motivation, methods and approaches to teaching and its organization.The novelty of the article consists in its applying the question of aptitudes, gifts and talent to the aspects of university education process. With its help not only aspects of teaching are revealed but difficulties as well especially in motivating students for studies.
The conscious and the unconscious
Korolev S.A. - Night Dreams as the Emanation of the 'Social Subconscious'. Article 3. Hostel pp. 47-98

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.2.14268

Abstract: The article is a continuation of the study of night dreams as a kind of emanation of so-called "social subconscious". Having considered in a previous publication (NB: Psychology and Psychotechnics, 2014, № 2) military segment of the "disciplinary dreams", the author goes on to analyze the reflection in dreams of realities of the post-Soviet student dormitory and of the entire complex of its disciplinary technologies. Researcher relies primarily on the Freud’s conclusion about the existence of a special class of typical dreams and on the ideas of K.G. Jung that dream not only contains traces of wish fulfillment, but rather reflects the fear or anxiety of the individual. The author shows that a significant part of dreams that reflects the realities of the post-Soviet student hostel, colored by fear and anxiety as dominant emotions of dreamers. However, the dream of many individuals shows a certain nostalgia for the period of life in the hostel. In a sense, the recordings of dreams in social networks are a kind of voices from the choir. And they are valuable precisely because they are not always distinguishable as separate voice and sometimes merge into a general roar. That is, they are typical and express something more than individual positions and personal aberrations of these positions.
Person and personality
Shantyr Y. - Standardization of base concepts and terms of practical psychology pp. 99-117

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.2.14907

Abstract: In modern terms psychology and her practical realization appear, by how hardly not only science to that looks are turned in search of answer for the pressing questions of today and determination of the practical operating under an exit from crisis situations. At the same time practical psychology today yet is not a perfect enough instrument for the decision of issues of the day of man and society on the whole. In a great deal it is explained by a variety and ambiguousness of the base terms and concepts, used in practical psychology, that not only complicates the professional mutual relations of psychologists but also puts under doubts in a number of cases semantic interpretation of activity of practical psychologist and very often distorts essence and specific of profession in public consciousness. In the article offered and base concepts and terms of practical psychology, that, not denying all numerous theoretical works in psychology, create compatible, are reasonable in theory increases of her efficiency and to the height of social meaningfulness, that it is extremely necessary in the conditions of growth of the crisis phenomena in modern society. In-process set forth and such base concepts and terms of practical psychology, as determination of psychology, as sciences, concept of personality, interpretation of psychical processes and their classification, are reasonable in theory.The scientific novelty of the article consists in the acceptable to all schools and directions unitization of base concepts and terms of practical psychology. To the base concepts and terms we attributed determination of psychology, as sciences, concept of personality, interpretation of psychical processes and their classification. Generalizing material, we offer the next theoretical ground of the indicated terms and concepts for practical psychology:Psychology is science about psychical processes and behavior of man, as personality.Personality is a man, as carrier of creative consciousness. A psychical process is certain odnonapravlennoe property of consciousness. Classification of psychical processes :1. Intellectual psychical processes.2. Emotional psychical processes.3. Functional psychical processes.4. Spiritual psychical processes.
Professional psychology
Borisova L.N. - The role and mechnism of reflection in psychological and pedagogical activity pp. 118-145

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.2.14666

Abstract: The object of research in this article is professional psychological and pedagogical activity. The matter of study is professional pedagogue’s reflection in it. The author deeply analyzes Russian scholars’ views and ideas of the structure of psychological and pedagogical activity and suggests reflection as one of its key components. Particular attention is paid to contents of pedagogue’s reflection, its mechanism and role in forming psychological and pedagogical skills.The method of research in this article is analysis of existing approaches and interpretations of the structure pedagogue’s activity and the contents of his reflection.The mail author’s conclusions come down to the idea that within any interpretation of the structure of pedagogue’s activity it cannot be effective without reflecting pedagogical process and his own experience in his consciousness, which is one of conditions of his professional and personal development. The novelty of this article is determined by its viewing professional reflection through the prism of variety of views and ideas of the structure of pedagogue’s activity and his professional and personal growth.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Психолог
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 02, 2015
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 10-04-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2015
Внутренний мир человека
Субботский Е.В. - Невозможность матрицы: Магия субъективности c. 1-30

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.2.14193

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы о соотношении мозга и субъективной реальности: Могут ли роботы создать у человека иллюзию реальности? Действительно ли человек, погруженный в мир искусственной субъективности, не может покинуть его без посторонней помощи? Что лучше: наслаждение жизнью в мире иллюзий, или борьба за жизнь и счастье в суровом мире истины? Анализ показал, что даже если компьютерные технологии по мощи в разы превзойдут существующие, нельзя ожидать, что человек с помощью компьютера, и тем более сам компьютер, будет в состоянии создать неотличимую копию субъективного мира. Причина в том, что субъективность – магическое явление. Оно дано человеку как феномен, но не обусловлено физическими причинами. Те состояния искусственной субъективности, которые могут испытывать и создавать люди (галлюцинации во время болезни, состояния, возникающие при раздражении мозговой коры или в результате приема наркотических средств) являются имитациями реальной субъективности, но не самой субъективностью. Факт иллюзорности таких состояний осознается человеком, погруженным в такие состояния, или же после выхода из этих состояний. Новизна: Впервые феномен человеческой субъективности проанализирован в контексте современных исследований магического мышления. Выводы: (1) субъективность относится к разряду магических, а не физических явлений; (2) представления о структуре мозговых процессов, компьютерные и другие модели, являясь частью физической реальности, производны от субъективности; они могут создавать имитации субъективности (мышления, восприятия, переживания), но не саму субъективность; (3) наука о мозге и кибернетика будут создавать все более совершенные формы взаимодействия физических структур (машин и искусственных органов) с субъективной реальностью сознания, но между физическими структурами и подлинной субъективностью всегда будет существовать принципиально непреодолимая «нейтральная полоса» неведомого.
Потенциал интеллекта
Алямкина Е.А. - Взаимосвязь способностей, задатков и таланта и их развитие в образовательном процессе вуза c. 31-46

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.2.14510

Аннотация: Объектом исследования в данной статье являются такие психологические категории, как «способности», «задатки» и «талант». Предмет исследования – их влияние на образовательный процесс в вузе. Особое внимание автора уделяется вопросу оценки и измерения способностей, а также их реализации в человеческой деятельности, в том числе и учебной. Важным представляется также вопрос развития способностей студентов как в учебное, так и во внеучебное время. Описываются четыре фактора, влияющих на развитие способностей: интересы и мотивация студентов, методика преподавания и организация учебно-воспитательного процесса в вузе. Методом исследования в данной статье является анализ и сопоставление трактовок представленных психологических понятий, а также собственного опыта работы со студентами, а именно наблюдения и бесед с ними. Основными выводами автора являются следующие положения. 1) Способности являются потенциальным условием для формирования у человека различных знаний, умений и навыков, в том числе и профессиональных. 2) Способности не гарантируют успех человека в жизни, они должны быть реализованы в деятельности. 3) Оценивать способности сложно, потому что они подразумевают не конкретный результат деятельности, а возможность добиваться результата в ней при определённых условиях. 4) Развития способностей как профессиональных, так и общих – одна из задач высшей школы, основными факторами в решении которой являются интересы студентов, их мотивация, методика преподавания в вузе и организация учебного процесса.Новизна статьи заключается в том, что вопрос о способностях, задатках и таланте находит в ней приложение к аспектам педагогического процесса вуза. С помощью него выявляются не только аспекты обучения, но и трудности образовательного процесса, особенно в мотивировании студентов к учёбе.
Сознательное и бессознательное
Королев С.А. - Сновидения как эманация «общественного подсознания». Статья третья. Общежитие c. 47-98

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.2.14268

Аннотация: Статья представляет собой продолжение исследования сновидений как эманации того, что автор с определенной долей условности называет «общественным подсознанием». Рассмотрев в предыдущей публикации (Сновидения как эманация «общественного подсознания». Статья вторая. Армия // NB: Психология и психотехника. 2014. № 2) милитарный сегмент так называемых «дисциплинарных сновидений», автор переходит к анализу отражения в сновидениях реалий постсоветского студенческого общежития и всего комплекса существующих в нем дисциплинарных технологий и практик. Исследователь опирается в первую очередь на вывод З. Фрейда о наличии особого класса типических сновидений, на фрейдовскую постановку вопроса о материале и источниках сновидений и на идеи К.Г. Юнга о том, что сновидение не столько содержит следы исполнения желания, сколько отражает опасения или тревоги индивида. Автор показывает, что значительная часть сновидений, отражающих реалии постсоветского студенческого общежития, окрашена страхом и тревогой как доминирующими эмоциями сновидцев. Вместе с тем сновидения многих индивидов фиксируют некую ностальгию по периоду жизни в общежитии. В генерируемых подсознанием сновидческих конструкциях причудливо переплетается потенциально возможное, могущее в реальности стать поводом для тех или иных эмоций или аффектов, компоненты реальных дисциплинарных практик, и фантомы, очевидным образом лежащие за пределами реальности. В определенном смысле записи сновидений в соцсетях – это своего рода голоса из хора. И они ценны именно тем, что они не всегда различимы как отдельные голоса и временами сливаются в некий общий гул. То есть они типичны и выражают нечто большее, чем индивидуальные позиции и личностные аберрации этих позиций.
Индивид и личность
Шантырь Е.Е. - Унификации базовых понятий и терминов практической психологии c. 99-117

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.2.14907

Аннотация: В современных условиях психология и её практическая реализация представляется, чуть ли не единственной наукой, к которой обращены взгляды в поисках ответа на актуальные вопросы сегодняшнего дня и определение практических действий по выходу из кризисных ситуаций. Вместе с тем практическая психология сегодня ещё не является достаточно совершенным инструментом для решения актуальных проблем человека и общества в целом. Во многом это объясняется многообразием и неоднозначностью базовых терминов и понятий, используемых в практической психологии, что не только осложняет профессиональные взаимоотношения психологов, но и ставит под сомнения в ряде случаев смысловую интерпретацию деятельности практического психолога и очень часто искажает суть и специфику самой профессии в общественном сознании. В статье предложены и теоретически обоснованы базовые понятия и термины практической психологии, которые, не отрицая все многочисленные теоретические наработки в психологии, создают унифицированную терминологическую основу для дальнейшего развития практической психологии, повышения её эффективности и росту социальной значимости, что крайне необходимо в условиях нарастания кризисных явлений в современном обществе. В работе сформулированы и теоретически обоснованы такие базовые понятия и термины практической психологии, как определение психологии, как науки, понятие личности, интерпретация психических процессов и их классификация. Научная новизна статьи заключается в приемлемой для всех школ и направлений унификации базовых понятий и терминов практической психологии. К базовым понятиям и терминам мы отнесли определение психологии, как науки, понятие личности, интерпретацию психических процессов и их классификацию. Обобщив материал, мы предлагаем следующее теоретическое обоснование указанных терминов и понятий для практической психологии:Психология – наука о психических процессах и поведении человека, как личности.Личность – человек, как носитель творческого сознания. Психический процесс – определенное однонаправленное свойство сознания. Классификация психических процессов:1. Интеллектуальные психические процессы.2. Эмоциональные психические процессы.3. Функциональные психические процессы.4. Духовные психические процессы.
Профессиональная психология
Борисова Л.Н. - Роль и механизм рефлексии в психолого-педагогической деятельности c. 118-145

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.2.14666

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является психолого-педагогическая деятельность профессионального педагога. Предмет исследования – рефлексия, осуществляемая педагогом в ней. Автор подробно анализирует взгляды отечественных исследователей о структуре психолого-педагогической деятельности и предлагает рефлексию в качестве одного из основных её компонентов. В статье приводятся аргументы в пользу того, что без рефлексии невозможно профессиональное и личностное развитие педагога. Особое внимание автора уделяется содержанию рефлексии педагога и её роли в формировании психолого-педагогических умений, а также её механизму Методом исследования в данной статье выступает анализ существующих трактовок и интерпретаций структуры деятельности педагога, а также содержания его рефлексии. Основные выводы автора статьи сводятся к тому, что при любой трактовке структуры психолого-педагогической деятельности её эффективное осуществление невозможно без рефлексии – отражения образовательного процесса и опыта педагога в его сознании, что является одним из условий его профессионального и личностного развития. Новизна статьи заключается в том, что профессиональная рефлексия показана сквозь призму разнообразия взглядов и представлений о структуре психолого-педагогической деятельности и о профессиональном и личностном росте педагога.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"