Психолог
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 01, 2015
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 04-01-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: nb.info@mail.ru
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2015
Философия и психология
Першин Ю.Ю. - Философия разведки в case study: "военное метадействие" c. 1-27

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.1.13704

Аннотация: Объектом исследования является архаическое сознание, архаическое видение и понимание окружающего мира. Предметом исследования является проявление архаического сознания в современных условиях в пространстве военного метадействия. Разведывательная и контрразведывательная деятельность в различных формах ее проявления является военным метадействием, в пространстве которого ведутся непосредственные боевые действия. Именно в такой экстремальной ситуации у человека актуализируется видение мира и ситуации, несколько отличное от обыденного. Исследование посвящено рассмотрению такого видения ситуации. В исследовании используется системно-коммуникационный подход, а также реконструкция понимания военного метадействия с точки зрения архаического сознания. Научная новизна исследования состоит, с одной стороны, в исследовании проявлений архаического сознания, сознания первобытного человека, в экстремальной ситуации военного действия и метадействия. С другой стороны, сама боевая ситуация в пространстве военного метадействия рассматривается с точки зрения архаического сознания, попытка реконструкции сущности и принципов которого сделана в других работах автора.
Спектр эмоциональных переживаний
Соколов Г.А. - Оптимизация психоэмоционального состояния студентов в период сессии c. 28-43

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.1.13888

Аннотация: В статье описывается концепция эмоциональной безопасности образовательной среды, дается определение понятия психоэмоциональные состояния, рассматривается аутотренинг как эффективный метод оптимизации психических состояний у студентов. Дается описание теорий эмоции, описываются виды эмоций, выделяются стенические и астенические эмоции, а эмоциональные состояния подразделяются на положительные, отрицательные и нейтральные. Методологической основой данной статьи является концепция эмоциональной безопасности образовательной среды. Аутотренинг рассматривается как средство оптимизации некоторых ее составляющих.Основной научной проблемой статьи является выяснение того, какие составляющие психоэмоциональных состояний могут регулироваться с помощью аутотренинга. Методы исследования.Диагностические методы.-тест «DREAM»;- ТСН -«Тест стрессового напряжения»; - «Пульсар-А»; Показатели методики «Пульсара-А» показывают изменения не в баллах, а по санотипам человека, от «возможно патология» до «спортивной форме». - метод «ТУЗ», осуществляет измерение «Темпа Усвоения Знаний». Аутотренинг по Шульцу. Цель -оптимизация психоэмоциональных состояний студентов. Для контроля эмоциональных порывов есть специальные психологические службы, которые предлагают помощь в привитии навыков контроля над нежелательными проявлениями. Не все порывы имеют отрицательный заряд, но в большинстве своего проявлении люди часто подвержены отрицательным эмоциональным состояниям. На возможностях коррекционной работы по нормализации психоэмоциональных состояний были взяты студенты, обучающиеся в СГА. Все участники сначала проходили диагностическую часть для выявления первичного состояния, затем проводилось воздействия на их психоэмоциональное состояния. После чего была проведена еще раз диагностическая часть для выявления изменений. В этой работе акцент делается на негативные эмоции, потому что чаще всего люди страдают из-за негативных эмоций, чем положительных.
Психология и педагогика
Пахалкова А.А. - Эмоциональное благополучие как компонент безопасной образовательной среды c. 44-65

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.1.13783

Аннотация: В статье описывается проблема формирования эмоционального благополучия в школе как компонента безопасной образовательной среды. Рассматриваются различные подходы к определению психологической безопасности, эмоциональной безопасности, эмоционального благополучия, эмоционального неблагополучия, эмоционального здоровья и т.п. Психологически безопасная образовательная среда рассматривается как среда, свободная от насилия в любых формах, обеспечивающая удовлетворение потребностей школьника в личностно-доверительном общении и обладающая для него референтной значимостью. Эмоционально безопасная образовательная среда понимается как среда насыщенная подлинными положительными эмоциями, а отрицательные эмоции в которой минимизированы. Целью данной работы выступает теоретический анализ проблемы формирования эмоционального благополучия в школе как компонента психологической безопасности образовательной среды. Используются теоретические методы исследования. Предлагается авторское определение эмоционального благополучия образовательной среды как эмоционально-положительное ощущение ученика, при котором основные социальные потребности данного возраста удовлетворены и которое является устойчивым во временной перспективе. Подробно проанализирована связь эмоционального благополучия со здоровьем учащихся, отмечается, что она положительная. Предложены технологии достижения эмоционального благополучия через развитие способностей эмоционального самоконтроля и самоуправления.
Психология чрезвычайных ситуаций
Стоюхина Н.Ю. - Психотехнические исследования 1920-1930-х гг. по предотвращению аварий на транспорте c. 66-93

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.1.13932

Аннотация: Предметом исследования, представленного в данной статье, является историко-психологический обзор одного из многообразных аспектов деятельности советских психотехников 1920-1930-х гг. – воздейственная работа на транспорте по предотвращению несчастных случаев. Причиной возникновения аварийных ситуаций на дорогах стало увеличение транспорта в СССР, что талантливо отразили в своих произведениях художники слова (И. Ильф и Е. Петров, В. Маяковский) и очевидцы тех событий. Особое внимание уделяется автором работам тех учёных-психотехников, которые своими разнообразными исследованиями внесли свой вклад в изучение этой важной темы: И.Н. Дьякова, Б.И. Северного, А.И. Колодной, К.К. Платонова. Методы, используемые в работе: исторический, воссоздающий историю исследуемой реальности, библиографический, способствующий систематизации информации, биографический, направленный на раскрытие персоналистического аспекта истории психологии. Новизна данного исследования состоит в том, что впервые на материале истории советской психотехники раскрыты предпосылки и истоки становления психологии безопасности на транспорте, введены в научный оборот забытые работы психотехников по предупреждению аварий на транспорте в связи с особенностями социального контекста и научной политики, что позволяет расширить поле историко-психологического, социально-психологического и науковедческого исследования.
Психотехника
Мартьянова Г.Ю., Ильина А.А. - Потенциал арттерапии в системе коррекционной помощи дошкольнику c. 94-118

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.1.13601

Аннотация: Одним из широко распространенных методов в психологической коррекции детей является арттерапия. Однако применение ее техник на практике часто происходит без учета возрастных возможностей реагирования детской психики. Настоящая статья показывает, какие механизмы арттерапии делают ее эффективной в старшем дошкольном возрасте. Определение эффективности осуществляется в сравнении с игровой коррекцией, приоритет которой в возрасте с 3 до 7 лет объясняется типом ведущей деятельности. Сопоставление подходов осуществляется с процессуальной и результативной позиций. Основным критерием проведенного анализа выступает возможность получения продукта детской деятельности в диагностике, психопрофилактике и собственно коррекционной работе. Доказано, что арттерапия как метод полезна в дошкольном возрасте в силу слабой рефлексии и низкой вербальной активности детей. Определено, что символический смысл искусства соотносится с процессом формирования знаково-символической функции сознания ребенка, прежде всего, механизма моделирования. Показано соответствие арттерапии как вида практической деятельности основным принципам психологической коррекции детей. Основные тезисы об эффективности арттерапии в дошкольном возрасте подтверждаются данными собственных эмпирических исследований.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"