Психолог
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 05, 2014
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 22-10-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2014
Индивид и личность
Хайруллина Ю.Р. - Особенности психологических защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков из неблагополучных семей c. 1-15

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.5.13168

Аннотация: В статье исследуется проблема психологических защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков из неблагополучных семей. В силу разных жизненных трудностей, бедствий, проблем, люди сталкиваются с серьезными потрясениями и стрессом, с которым справиться тяжело даже взрослому человеку, не говоря уже о детях и подростках, которые в случае чего прибегают к неадекватным способам совладания с ними. Подростковый возраст также характеризуется критическими для личности психологическими и физиологическими изменениями. В данной статье была проведена проверка гипотезы, что количество продуктивных стратегий совладающего поведения подростков можно повысить за счет проведения коррекционной программы. В качестве инструментария был использован диагностический комплекс, включающий психодиагностические методики: опросник способов совладания Лазаруса и Фолкман (адаптация Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк); опросник Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля»; методика "Копинг-поведение в стрессовых ситуациях". В ходе исследования, была разработана и апробирована программа психологической коррекции по повышению качества формирования эффективных психологических защитных механизмов и стратегий совладающего поведения у подростков из неблагополучных семей. По результатам также видно, что после проведения программы результаты изменились в лучшую сторону.
Спектр эмоциональных переживаний
Епифанова Е.С. - Экстремальные виды активности как форма формирования стрессоустойчивости тинейджеров c. 16-38

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.5.13238

Аннотация: В статье описывается стрессоустойчивость как системная динамическая характеристика, определяющая способность человека противостоять стрессогенному воздействию или совладать со многими стрессовыми ситуациями. Утверждается, что появление и переживание стрессового события зависит в большей степени не от объективных, а от субъективных факторов, а именно, от характерных особенностей каждого отдельного человека: его оценивания стрессовых условий, сопоставления внутренних ресурсов и способностей со стрессогенными факторами. Отмечается, что для субъектов, занимающихся экстремальными видами активности, уровень стрессогенных факторов значительно завышен, по сравнению с людьми, занимающимися обычными видами деятельности. Проведено эмпирическое исследование стрессоустойчивости у двух групп подростков: занимающихся обычными видами деятельности и ведущих экстремальный образ жизни. Проводилось измерение показателей, стрессоустойчивости, нервно-психической устойчивости, саморегуляции, немотивированной тревожности, самочувствия, активности и настроения. Оценивалось различие между группами, статистически измерялась взаимосвязь выделенных показателей со стрессоустойчивостью. Было показано, что у подростков, ведущих экстремальный образ жизни, уровень стрессоустойчивости выше, и что в формировании стрессоустойчивости основополагающую роль будут играть ресурсы нервно-психической устойчивости и саморегуляции.
Психология и педагогика
Панина Е.А. - Методы формирования позитивных паттернов поведения у подростков в конфликтной ситуации c. 39-59

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.5.13353

Аннотация: В статье исследуется взаимосвязь между уровнем агрессии и стратегиями поведения в конфликтной ситуации у подростков, а также вопрос формирования позитивных паттернов поведения в конфликте в данной возрастной группе. Как известно, подростковый возраст является одним из ключевых моментов формирования личности человека, его взглядов, интересов, направленностей. В данной работе представлено исследование, проведённое в подмосковном общеобразовательном учреждении среди учащихся десятых классов возрастом от 15 до 17 лет, направленное на изучение предпочитаемых стратегий поведения в конфликтной ситуации. Основной гипотезой исследования было предположение о существовании взаимосвязи между уровнем агрессии и выбранной стратегией поведения, а именно учащиеся с высоким уровнем агрессии и доминированием в коллективе сверстников предпочитают неконструктивные способы урегулирования конфликта, в частности стратегию «соперничество». Формирование позитивных паттернов поведения возможно путём проведения коррекционно-развивающей программы с элементами тренинга. Изучение конфликтности учащихся выбранной возрастной группы и полученные по этому вопросу данные помогут педагогам и психологам, работающим в образовательном учреждении, опираясь на индивидуальные характеристики отдельно взятых учеников, строить наиболее эффективные программы обучения и коррекции поведения для лиц с высокими показателями конфликтности. Кроме того, разработанные методы и программы позволят обучать учащихся правильному реагированию в конфликтной ситуации, а также применению полученных знаний в области урегулирования конфликтов в повседневной жизни в старшем возрасте.В результате проведённой работы были получены данные, позволяющие судить о взаимосвязи этих двух показателей. Гипотеза была подтверждена, то есть предположение о взаимосвязи уровня агрессии, доминированием среди сверстников и предпочитаемой стратегией поведения было верным. Учащиеся с высокими показателями агрессии и доминирования выбирали такую стратегию поведения, как «соперничество», респонденты со средними или низкими показателями выбирали конструктивные способы урегулирования конфликта. По итогам исследования была составлена и апробирована коррекционно-развивающая программа с элементами тренинга для коррекции негативных паттернов поведения подростков, в результате которой были получены положительные сдвиги, позволяющие судить об эффективности предложенной программы
Ключи творчества
Зайцева М.Л. - Феномен синестезии в искусстве постмодернизма c. 60-78

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.5.13379

Аннотация: Статья посвящена теме актуализации синестезийных основ эстетического сознания в теории и художественной практике Новейшего времени. Автором выявлено, что на современном этапе развития искусство развивается под воздействием социокультурных реалий информационного общества, формирующегося в условиях глобализации: научно-технической революции, экспансии массовой культуры, масштабной эскалация масс-медийных форм, процессов виртуализации общества и культуры. Доказано, что основной тенденцией искусства постмодернизма является воплощение синестезийных идей в синтезированных художественных объектах, основанных на приоритете визуальности, обусловливающей весь комплекс выразительных средств. В статье использован метод системного анализа и логического моделирования - для уяснения выявления причин появления экспериментальных видов и новых жанров современного искусства и выявления синестезийных основ их восприятия. В статье доказано, что развитие и совершенствование технологий вносит коррективы в область функционирования синтетических художественных жанров, подчиняя их «тенденции ухудшающего отбора». Художественные проекты второй половины XX века либо следуют по пути коммерциализации и деградации искусства, обращения к поп-культуре и маргинальному искусству, либо пытаются стать альтернативным способом выживания и продолжения экспериментальных идей авангарда, на основе синестезии, самооанализа, рефлексии развивать и совершенствовать чувственные и когнитивные способности человека.
Психология развития
Спектор Д.М. - Природа образования и культура игры (к культурологии детства) c. 79-105

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.5.13137

Аннотация: Канвой исследования выступает традиционное для темы "развития" отношение "природы" (в данном случае природы ребенка) и "культуры" (как ей традиционно-внешнего облагораживающего начала). Под "развитие" подводится новый онтологический фундамент, основанный на необычной интерпретации феномена эмоций. Последние на основании филогенетических реконструкций трактуются как определенные "настройки" (настроения), позволяющие подчинить спонтанную реакцию общности ее проявлений (подвести под подобные проявления единство мотивов). Эмоциональная реакция (отличенная т.о. от аффективной) обретает формы культурной реакции в игре (в филогенезе - в рамках "священной игры"). В игре, т.о. "чистая спонтанность" (трансцендентность) противопоставляется общности реакций (трансцендентально-эстетическим настройкам), играя в том числе акцентами "спонтанности" и "правил". Не испытывая особенного почтения к теориям рекапитуляции, автор усматривает известный методологический потенциал в сопоставлении логик фило- и онтогенеза, выявлении тех "начал", которые черпают основания в "природе" (инстинктах), но инстинктах необычных (инициирующих спонтанные реакции), необычно используемых (провоцирующих реакции коллективные) и необычно (произвольно) инициируемых. Взгляд на природу игры пересматривается в свете новой антропологической модели, разработанной автором. Принятая дихотомия "природа - культура", традиционно довлеющая над пониманием, сменяется новой, в рамках которой "природа", представленная инстинктами рефлексивными, противопоставлена "природе" спонтанных реакций. В такой связи парадигме «природа – культура» противопоставляется парадигма «спонтанность (культурные условия ее генерации и поддержки) – (природная и культурная) обусловленность».
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"