Психолог
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 03, 2014
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 25-08-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: nb.info@mail.ru
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2014
Психология развития
Хизгияева Н.В. - Психологические особенности развития коммуникативной культуры дошкольника. c. 1-18

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.3.12755

Аннотация: Представление о коммуникативной культуре, разработанное в деловой психологии, распространяется на общую психологию. В статье разрабатывается модель развития коммуникативной культуры в дошкольном возрасте. Методологически автор опирается на культурно-историческую психологию, предполагающую развитие личности путем преодоления возрастных кризисов, связанных с переходом ребенка из одной социальной среды в другую. Также автор опирается на концепцию эмоциональной безопасности образовательной среды, утверждающую необходимость создания безопасной среды, в которой у ребенка сформируются основные компоненты коммуникативной культуры, позволяющие установить новые оптимальные отношения ребенка с миром взрослых, своих сверстников и младших. В статье описываются этапы развития коммуникативной культуры дошкольника на возрастном этапе от 3 до 7 лет. Рассматриваются 2 основных этапа, первый соответствует кризису трех лет, второй – кризису семи лет и промежуточный период, соответствующий возрасту пяти лет. Выделяются традиционные компоненты коммуникативной культуры: когнитивный, мотивационный, поведенческий и эмоционально-волевой. Рассматривается специфика развития каждого из компонентов на первом и втором этапе формирование коммуникативной культуры.
Личностный рост
Дудко В.А. - Влияние знаково-символического продукта на формирование образовательной среды и развитие морального сознания учащихся c. 19-59

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.3.12423

Аннотация: В качестве основы и необходимого условия при достижении современного качества образования на первом месте стоит духовно-нравственное развитие, выражающееся в моральном сознании личности. В этой взаимосвязи, автором проведено исследование среди учащихся старших классов в различных общеобразовательных учреждениях России, которое позволило раскрыть и описать продукт образовательной деятельности и, в практическом плане, – установить факторы, детерминирующие развитие морального сознания личности, определить степень влияния знаково-символического продукта на формирование образовательной среды. Методологическими основаниями исследования явились: положение о непрерывности развития личности в онтогенезе; о единстве прогрессивных и регрессивных преобразований в процессе развития личности, идея о динамике структуры личности, опыт и индивидуальные различия психических процессов, состояний и свойств личности, идея об онтологической эволюции, подчеркивающей то, что развитие имеет основные закономерности и стадии, идея о том, что моральное сознание развивается на протяжении всей жизни человека, однако причиной ее развития является не возраст, а значительное накопление опыта моральной ответственности. А также, концептуальные положения о конструктивном развитии личности; о деструктивном развитии личности; об имманентных характеристиках сознания; о качественных методах исследования в психологии. Общенаучной методологией исследования стали методологические установки к понятию «развитие личности» детерминационного, синергетического, постмодернистического, феноменологического и типологического подходов. Анализ позволил расширить научное представление о влиянии образовательной деятельности на конструктивное и деструктивное развитие личности учащихся. Полученные результаты позволили увидеть пути развития личностных характеристик учащихся старших классов в разных образовательных средах. Что помогло обнаружить отрицательно-вредное и положительно-полезное влияние образовательной среды на развитие личности учащихся. Результаты представляют возможную модель использования качественных методов исследования в психолого-педагогической практике.
Понять человека
Сулейманова С.С., Подольский А.Д. - Психологические проблемы современной семьи c. 60-127

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.3.12542

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению особенностей конфликтов и проблемных зон современной семьи. Брак и семья рассмотрены в контексте современных (общественно-историчсеких и экономических) условий жизни социума. Особое внимание уделено специфике взаимоотношений внутри современной семьи, на которые оказывают влияние гендерные факторы и системы ролевых установок. В качестве первостепенных проблем современной семьи и брачных отношений выделены и описаны: неблагополучие семей, неравенство семейного статуса супругов; перегрузка женщины; дисгармония сексуальных отношений; неадекватность в восприятии и проявлениях престижности супругов, внутрисемейное насилие, мотивы рождения детей, андрогенизация членов семьи. Основным методом исследования в данной работе является анализ научной литературы, а так же данных статистики, находящихся в открытом доступе. Научную новизну данной работы составляет факт того, что очень малое количество исследователей отмечает андрогинизацию членов семьи и малодетность как проблемы психологического характера. В качестве вывода можно отметить то, что семей, избежавших всех сопутствующих проблем брака, практически не существует, но каждая семья обладает определённой сопротивляемостью проблемам брака, поскольку обстоятельства часто отличаются и могут варьироваться. Из этого можно заключить, что каждая семья индивидуальна и подлежит изучению со стороны различных наук, отсюда вытекает актуальность и богатый простор для исследований темы семьи.
Психология и педагогика
Деулин Д.В. - Психологическая безопасность образовательной среды вуза правоохранительной системы c. 128-140

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.3.12604

Аннотация: В статье рассматривается проблема психологической безопасности образовательной среды высшего учебного заведения правоохранительной системы. В работе исследуются такие феномены как психологическая безопасность, образовательная среда, угрозы психологической безопасности. Исследуется проявление психологических угроз в образовательном пространстве вуза правоохранительной системы. Теоретически обосновывается классификация из трех групп психологических рисков, позволяющая осуществлять оценку уровней психологической безопасности образовательной среды. Первую группу рисков образуют риски психологического насилия. Во вторую группу рисков входит система взаимоотношений с участниками образовательного процесса, препятствующая удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении. Третью группу образует система межличностных отношений с участниками образовательного процесса, препятствующая признанию референтной значимости образовательной среды. В целях выявления специфических особенностей психологической безопасности образовательной среды вуза правоохранительной системы мы использовали как неформализованные методы (наблюдение, беседа) так и неформализованные методы исследования (модифицированная анкета Баевой И.А. для курсантов). Привлечение научного внимания к проблемам достаточно закрытой образовательной среды правоохранительных вузов является ключевым моментом в процессе подготовки и воспитания высокопрофессиональных специалистов. Процесс совершенствования механизмов обеспечения психологической безопасности образовательного пространства способствует снижению уровня психосоматических расстройств среди обучающихся, более качественному усвоению знаний и навыков и как следствие – формирование высокопрофессионального сотрудника правоохранительной системы, вооруженного всеми необходимыми компетенциями. К сожалению, психологические угрозы актуальны и для образовательной среды вузов правоохранительной системы. Важнейшим направлением является разработка механизма снижения рассматриваемых угроз.
Ануфриев А.Ф. - Схема описания случаев из практики в психолого-педагогической диагностике c. 141-174

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.3.12700

Аннотация: Предмет исследования. Диагностическая деятельность психолога в ситуации консультирования. Описание случаев из консультативной диагностической практики как важный раздел психолого-педагогической диагностики. Разработка схемы описания случаев из диагностической практики психолога, отвечающей требованиям необходимости и достаточности характеристики диагностического процесса. Содержательные компоненты схемы. Ее функции (регистрация собственного опыта диагностической деятельности, с целью передачи его другим людям, ознакомление с диагностическим опытом других психологов, эмпирическая проверка положений теории). Эмпирическая проверка возможностей схемы для необходимого и достаточного описания диагностического процесса. Методология или методика исследования. Методология: общенаучный подход к изучению диагностического процесса, концепция решения психодиагностических задач. Метод: теоретический анализ, обобщение психодиагностической практики Новизна и выводы. Разработана научно обоснованная схема описания случаев из диагностической практики психолога, построенная на основе этапов диагностического процесса, выделяемых в общей теории диагноза и концепции решения психодиагностических задач. Показано, что указанная схема содержит как общие, т.е. не зависящие от специфики диагностической области, так и специальные компоненты и что она отвечает требованиям полноты характеристики диагностического процесса. Делается вывод о том, что указанная схема способствует повышению эффективности диагностической деятельности психолога в системе образования.
Философия и психология
Субботский Е.В. - Планетарий чудес: Магия в гостях у физики c. 175-220

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.3.12286

Аннотация: В статье рассматривается психологический феномен проникновения структур магического мышления, таких как «партиципация» и «прямое воплощение мысли в жизнь», в концепции современной физики и космологии. Психологические исследования показывают, что современные образованные взрослые, на уровне подсознания, продолжают верить в сверхъестественное, а между магическим и научным мышлением существует глубинная связь. Магическое мышление, осуществляющееся в бессознательном в виде символов, является генератором “творческих комбинаций”, а научное, сознательное мышление отбирает из этих комбинаций те, которые соответствуют объективной реальности. Критериями такого отбора являются эксперимент и вписываемость комбинаций в общий контекст имеющихся знаний. По мере ухода из макромира в микро- и мегамиры, критерий эмпирической проверки, который ранее осуществлял функцию отбора “правильных” комбинаций из “творческого мусора”, исчезает. Остается лишь критерий “вписываемости в общий контекст знаний”, а этот критерий намного мягче, чем критерий экспериментальной проверки. В результате такого “размягчения” границ между магическим и научным мышлением, бессознательная вера в сверхъестественное проникает в теории современной физики. Новизна: (1) Впервые некоторые концепции современной физики и космологии рассматриваются в контексте последних исследований магического мышления в психологии; (2) Новым является и анализ психологической общности между магическим и научным мышлением, которая, при определенных условиях, приводит к проникновению конструкций магического мышления в научные теории. Выводы: (1) Некоторые новейшие теории физики элементарных частиц и космологии включают в себя концепты (например, «зависимость природы элементарных структур материи от характера наблюдения», «спутанность» или «антропный принцип»), которые родственны концептам магического мышления (таким как «прямое воплощение мысли в реальность» и «партиципация»); (2) Между магическим и научным мышлением имеется фундаментальное родство. Магическое мышление, осуществляющееся в символах, поставляет поток творческих комбинаций идей, а научное, осуществляющееся в понятиях, отбирает из этого потока комбинаций те, которые соответствуют реальности. Критериями такого отбора являются эксперимент и вписываемость «комбинации идей» в общий контекст имеющихся знаний; (3) При вторжении современной физики в области реальности, в которых эксперимент невозможен (такие как «теория всего» или «происхождение вселенной»), отбор «приемлемых» комбинаций из потока идей, поставляемых магическим мышлением, становится менее строгим; (4) Благодаря этому облегченному доступу в официальную науку, вера современного человека в сверхъестественное, доселе хранившаяся в тайниках бессознательного, проникает в физические теории о происхождении и структуре вселенной.
Актуальный вопрос
Саввина О.В. - Причины легализации абортов в ХХ веке и современные дебаты о моральной допустимости абортов c. 221-243

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.3.12657

Аннотация: В статье рассматриваются причины легализации абортов в ХХ веке в странах Европы, Великобритании, США и других. Целью данного рассмотрения является прогнозирование дальнейшего развития дискуссии о легализации абортов (преимущественно – абортов «по просьбе») в странах мира; определение современных тенденций в решении вопроса об абортах на государственном уровне; а также выявление определяющих социальных групп в решении этого вопроса. Предметом исследования является дискуссия о легализации абортов, развернувшаяся в ХХ веке. В исследовании используется метод философского анализа, культурно-исторический метод, историческая справка, анализ юридических документов, легализующих аборты «по просьбе» в странах Запада (Великобритания, США). Автор приходит к выводу, что в ХХ веке служители церкви и медицинский персонал - прежние социальные слои, имевшие приоритетное влияние на решение вопроса о легализации абортов потеряли свою силу и были вынуждены участвовать в новом биоэтическом дискурсе наравне с обывателями и другими специалистами. Формирование биоэтического дискурса в странах Европы, Великобритании и США позволило принимать решения об аборте самим женщинам, что с одной стороны, освободило их, а с другой – лишило биоэтический дискурс влияния на решение проблемы легализации абортов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"