Психолог
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 02, 2014
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 1-4-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: nb.info@mail.ru
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2014
Психотехника
Артемьева О.А. - Советская психотехника: социальная биография научно-практического течения c. 1-23

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.2.12015

Аннотация: История отечественной психологии 1920-1930-х гг. представляет редкий науковедческий материал. В это время под действием уникальных социальных условий наблюдался рост и ликвидация целого ряда научно-практических течений – психоанализа, педологии, психотехники. Обращение к истории развития каждого из этих течений позволяет вскрыть существенные закономерности социальной детерминации науки. В представляемой работе на основе анализа историко-научных, в том числе архивных, материалов реконструируется социальная биография советской психотехники. Представляются трагические судьбы ее лидеров И.Н. Шпильрейна и С.Г. Геллерштейна. Выделяются этапы социальной биографии психотехнического течения как субъекта научной деятельности. Дается характеристика социальных условий его становления и ликвидации в советской России. В качестве результата социальной детерминации развития течения прослеживается смена методологических установок советских психотехников. При реконструкции «социальной биографии» советской психотехники анализировались основные публикации и личные документы ее научных лидеров, результаты историко-психологических исследований и официальные документы, регулировавшие деятельность советских психотехников в 1920–1930 гг. Проведенная работа позволила сделать вывод о зависимости развития научно-практического течения от таких социальных условий, как экономические, идеологические и политические. Особое внимание уделяется амбивалентному характеру влияния советской научной политики: с одной стороны, репрессии в отношении ученых-практиков приводили к подавлению исследовательской инициативы и ослаблению научно-технического потенциала страны, с другой – советская научная политика способствовала объединению научного сообщества на основе общих методологических принципов.
Психология развития
Перетолчина Д.С. - Особенности семейного контекста в возникновении девиантного поведения в подростковом возрасте. c. 24-51

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.2.11907

Аннотация: Предмет исследования: исследование особенностей семейных факторов, особенности отклоняющегося поведения подростков, находящихся в различных контекстах социальной ситуации развития (различных по взаимоотношениям и семейным функциям, в условиях обучения в открытых школах специализированного типа.К семейным факторам можно отнести: сплоченность, гибкость, удовлетворенность браком, взаимодействие с подростком, отклоняющееся поведение подростков, к которому могут быть отнесены: агрессия, тревожность, взаимодействие с родителями, а также низкая сплоченность и гибкость семейной системы глазами подростка. Методы исследования:1. Опросник для взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (вариант для подростков и их родителей).2. Диагностика сплоченности и гибкости семейной системы Д. Олсон. (вариант для подростков и их родителей).3. Опросник диагностики склонности к агрессии А.Басса и М.Перри.4. Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан.5. Опросник удовлетворенности браком В.В. Столин. Сравнение двух культур всегда представляет научный интерес. Особенности семейных, детско – родительских отношений и психологических особенностей современных подростков в русской и узбекской культуре, весьма различны.В своей работе мы попытаемся понять, насколько эти различия влияют на отклонение в поведении у подростков и влияют ли вообще. Выводы: исходя из полученных результатов, можно говорить о том, что выдвинуты нами раннее гипотезы подтвердились, а именно:Общая гипотеза: Существует связь между семейными взаимоотношениями и особенностями воспитания, а также сплоченностью и гибкостью семейной системы, и такими нарушениями поведения подростков и их особенностями как: агрессия, тревожность, низкая социально - психологическая адаптация, неадекватное восприятие семейных отношений и связей.Частные гипотезы:1. Среди подростков, обучающихся в специализированных учреждениях по сравнению с подростками из массовых школ с условно нормальным поведением, чаще встречаются все виды агрессивного поведения (физическая агрессия, гнев, враждебность), высокая тревожность (школьная тревожность, межличностная тревожность, самооценочная тревожность, магическая тревожность), для первых характерны более психогенная ситуация взаимоотношений в семье (как глазами подростка, так и глазами родителей), особое восприятие состояний семейной системы (сплоченность, гибкость).2. Психологические особенности девиантных подростков из открытых школ (специализированных) и подростков, обучающихся в массовых школах, в городе Москве и городе Ташкенте различаются.3. Особенности семейной ситуации в семьях подростков из обычных общеобразовательных школ Москвы и Ташкента различны и характеризуются различными профилями воспитательных компетенций родителей и различными психологическими особенностями самих подростков.4. Существует связь между проявлениями отклоняющегося поведения у подростков из специализированных школ с рядом родительских дисфункций: эмоциональная дистанция, отвержение, непоследовательность, отсутствие сотрудничества, неудовлетворенность браком между супругами.
Потенциал интеллекта
Субботский Е.В. - Научиться у Гарри Поттера c. 52-93

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.2.12159

Аннотация: В статье анализируется роль магического мышления в психическом развитии ребенка. Рассмотрены вопросы: Верят ли дети в магию или только играют в нее? Является ли интерес к магии столь же сильным, как и интерес к новым физическим явлениям? Можно ли использовать магическое мышление для целей приобретения детьми полезных когнитивных навыков, или оно пригодно только для развлечения? Исследования показали, что дети дошкольного и раннего школьного возраста действительно верят в реальность магического. Дошкольники и младшие школьники проявляют значительно более сильный интерес к исследованию волшебных событий, чем к исследованию новых физических явлений. Эксперименты подтвердили предположение, что показ фильмов с невозможными событиями и существами стимулирует некоторые познавательные функции детей (такие как зрительное сравнение и креативное мышление) в значительно большей степени, чем показ фильма с равно интересными, но возможными событиями и существами. Наконец, было показано, что включение торговых брэндов в контекст невозможного способствует последующему распознаванию брэндов в значительно большей степени, чем включение аналогичных брэндов контекст равно интересных возможных событий. Обсуждены перспективы использования магического мышления в школьной практике. Новизна: (1) Впервые рассмотрена роль детского магического мышления в приобретении детьми знаний и полезных когнитивных навыков; (2) Новым является анализ проблемы о соотношении детского магического мышления и обучения научным предметам; (3) Выдвинута идея о создании “альтернативных учебников” – учебников по физике, биологии, психологии и другим дисциплинам, в которых известные законы природы не соблюдались бы, а нарушались. Выводы: (1) Вовлечение детей в магическое мышление стимулирует некоторые познавательные функции детей (такие как зрительное сравнение и креативное мышление) в значительно большей степени, чем показ фильма с равно интересными, но возможными событиями и существами (эффект «преимущества невозможного над возможным»; (2) Причина эффекта “преимущества невозможного над возможным” в том, что мышление о возможном задействует лишь узкий круг психических функций (восприятие и кратковременную память). Напротив, мышление о невозможном задействует всю палитру таких функций (восприятие, память, мышление, воображение и эмоции), что обеспечивает более сильную активацию у ребёнка некоторых полезных навыков; (3) Магическое мышление ребенка -- не «ложное понимание реальности» и не помеха научному мышлению, а новый, еще не освоенный психологией материал для оптимизации психического развития и обучения.
Психология и педагогика
Киракосян А.Х. - Оптимизация психологической готовности к коррекции чтения в начальной школе. c. 94-134

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.2.12066

Аннотация: Представлено качественное исследование путей повышения психологической готовности к коррекции познавательных действий через использование разработанного в деятельностной теории приема включающей активности. Исследование выполнено на материале чтения. Работа включает осуществление коррекции негативного отношения слабочитающих учеников 4-ого класса к чтению с помощью проведения в течении учебного года кружка по записи аудиокниг. В статье подробно описаны этапы изменения отношения учащихся к чтению и, соответственно, этапы организации хода кружка. Исследование выполнено с использованием качественных методов сбора и анализа данных – естественный эксперимент, наблюдение, интервью, контент-анализ, интерпретация, а так же статистических методов обработки данных. По результатам исследования показано, что повышение психологической готовности к занятиям связано с изменениями смысла чтения для учеников. Исследование интересно как раскрытие приема включающей активности на материале коррекции, а также имеет практическую ценность как способ повышения психологической готовности к занятиям чтением.
Сознательное и бессознательное
Королев С.А. - Сновидения как эманация «общественного подсознания». Статья вторая. Армия c. 135-195

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.2.12070

Аннотация: Статья представляет собой продолжение исследования сновидений как некой эманации того, что автор с определенной долей условности называет «общественным подсознанием». Рассмотрев в первой публикации (Сновидения как эманация «общественного подсознания». Статья первая. Постановка проблемы // NB: Психология и психотехника, 2013, № 7) некоторые общие подходы к данной теме, автор стремится применить их при анализе некоего тематически ограниченного пласта сновидений, а именно, милитарного сегмента так называемых «дисциплинарных снов», касающихся армии, армейской службы, войны. Исследователь опирается в первую очередь на вывод З. Фрейда о наличии особого класса типических сновидений и на идеи Г.К. Юнга, полагавшего, что явленное сновидение содержит не следы исполнения желания, а скорее отражает опасения или тревоги индивида. Предметом рассмотрения являются прежде всего материалы из социальных сетей, записи, описывающие сновидения конкретных пользователей, аналог того, что историки именуют массовым источником. Автор показывает, что значительная часть милитарных сновидений воспроизводит картины чрезвычайно мрачные и окрашена тревогой как доминирующей эмоцией сновидцев. В известной степени негативизм того, что предстает перед сновидцами в милиарных снах, уравновешивается присущей этим сновидениям фантасмагоричностью. В генерируемых подсознанием сновидческих конструкциях причудливо перемешано потенциально возможное, могущее в реальности стать поводом для тревоги и страха, и фантомы, очевидным образом лежащие за пределами реальности. Наконец, в статье констатируется определенное сходство сюрреалистических вкраплений в пласт «общественного подсознания» с артефактами актуального искусства. Подобное сопоставление имеет право на существование как с точки зрения фантасмагоричности и ирреальности данных феноменов, так и с точки зрения присущего им стремления утвердить значение повторимого вопреки неповторимому. В каком-то смысле это может быть отнесено и к работе исследователя с массовыми источниками, к которым, как уже было отмечено, в полной мере относятся и записи в соцсетях.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"