Психолог
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 01, 2014
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 1-2-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2014
Внутренний мир человека
Анисимова К.А. - Психологические особенности отношения к будущему ребенку у женщин во время беременности. c. 1-24

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.1.11689

Аннотация: Данная статья посвящена психологическим особенностям отношения к своему будущему у беременных женщин в возрасте от 18 до 40 лет. Беременность представляет собой сложное и психологически очень разнообразное состояние. Физические, гормональные и социальные изменения, происходящие с женщиной в этот период, изменяют ее эмоциональное состояние, а также отношение к себе, к будущему ребенку и миру в целом. Для беременной женщины характерно колебание настроения, актуализация тревог, внутренних конфликтов и неразрешенных психологических проблем. Для изучения родительских установок американскими психологами Е.С. Шефером и Р. К. Беллом была предложена методика PARI (parental attitude research instrument). В России данная методика была адаптирована психологом Т.В. Нещерет. Методика включает в себя 23 аспекта-признака. 8 шкал характеризуют отношение к семейной роли: ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье; ощущение самопожертвования в роли матери; семейные конфликты; сверхавторитет родителей; неудовлетворенность ролью хозяйки дома; «безучастность» мужа и его невключенность в дела семьи; доминирование матери; зависимость и несамостоятельность матери. Всего в исследовании приняли участие 180 человек, разделенных на две группы: 1. Условно-здоровые беременные женщины (УЗБЖ) – 90 человек; 2. Условно-здоровые небеременные женщины (УЗНБЖ) – 90 челочек. В настоящее время в России весьма актуальным является изучение индивидуально-психологических особенностей беременных женщин. Одним из важнейших аспектов данной проблемы является отношение беременных женщин к своему будущему ребенку и семье, особенно учитывая тревожно-депрессивный фон настроения на протяжении периода беременности. Были получены данные о том, что для УЗБЖ характерные такие аспекты-признаки как «ощущение самопожертвования», «неудовлетворенность ролью хозяйки», «зависимость от семьи», «развитие активности ребенка», «уклонение от конфликта» и т.д.
Интеллектуальные игры
Терещенко Р.Н. - Эмоциональная креативность в структуре общих способностей студентов. c. 25-38

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.1.11846

Аннотация: В статье рассматривается эмоциональная креативность как творческая способность, связанная с другими интеллектуальными и творческими способностями студентов. Показывается важность определения эмоциональной креативности для педагогики, необходимость ее измерения у абитуриентов творческих учебных заведений. На основании анализа литературы дается определение эмоциональной креативности, выделяются ее составляющие, описываются ее связи с показателями эмоционального интеллекта.Приводятся данные собственного эмпирического исследования, проведенного на группе студентов, используется авторские методики и классические тесты на разные виды интеллекта и креативности. Вводятся показатели общей эмоциональной креативности и личностной эмоциональной креативности. На основании полученных результатов, утверждается, что эмоциональная креативность как способность является условием эффективного выполнения артистической деятельности. Описываются взаимосвязи эмоциональной креативности с другими интеллектуальными и творческими способностями. Отмечается частичное наличие «интеллектуального порога» в отношениях эмоциональной креативности и эмоционального интеллекта. При невысоких показателях общая эмоциональная креативность взаимосвязана с общим эмоциональным интеллектом, а при высоких – они становятся независимыми факторами, зато появляется связь личностной эмоциональной креативности и эмоционального интеллекта.
Социальные страсти
Алистратова Е.Ю. - Проактивная агрессия в Интернете: причины, последствия и возможные пути профилактики. c. 39-54

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.1.11636

Аннотация: Данная статья описывает специфику коммуникации между участниками сетевых сообществ, особенности персонификации личности в кибер-пространстве. Автор предлагает рассматривать проактивную Интернет-агрессию как форму девиантного поведения, которая проявляется стремлением спровоцировать желаемую ответную реакцию у пользователей сети. Представлены сущностные характеристики, поведенческие проявления и возможные мотивы таких видов Интернет-агрессии, как троллинг, астротурфинг и кибербуллинг. Приведены данные отечественных и зарубежных исследований проблемы кибер-агрессии среди подростков и детей. Описываются некоторые особенности виртуальной жизни: анонимность понимается как фактор, влияющий на кибер-безопасность участников сетевой коммуникации, в особенности детской и подростковой аудитории сети Интернет. Статья затрагивает актуальные вопросы обеспечения поддержки и защиты детей и подростков от угроз кибер-агрессии в рамках государственных и федеральных программ – от внедрения сложного программного обеспечения до консультации жертв виртуальной кибер-агрессии. Автор рассматривает анонимность как один из пусковых механизмов делинквентного поведения в кибер-пространстве. В данной работе предложены рекомендации по предупреждению возможных негативных последствий от проактивной Интернет-агрессии как самим юным участникам виртуальной коммуникации, так и их окружающим взрослым - родителям, педагогам и работникам социальных структур.
Непредсказуемое
Апарцев О.Р. - Ультрабиотическая генерализация c. 55-93

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.1.11796

Аннотация: Статья является продолжением философского изучения законов развития популяций при помощи Теории Амбивалентной Генерализации, излагаемого в статьях:- Апарцев О.Р. Информационный подход в биодинамике // NB: Философские исследования. — 2014. - № 2,- Апарцев О.Р. Амбивалентная генерализация в биодинамике // NB: Философские исследования. — 2014. - № 3.В предлагаемой работе область исследуемых популяций смещается в направлении «не вполне биотических» популяций. Выбор такого направления задается в предположении возможности порождения популяциями биотиков неких популяциобразных объектов небиотической природы, а также, поиском объяснений феноменов экстравертных проявлений высокоразвитого биотизма, выходящих за рамки ординарной модели биотической популяции, даже при наделении биотиков сигнальными функциями. Методология исследования, как и ранее, заключается в последовательном применении к любым рассматриваемым популяциям Теории Амбивалентной Генерализации. К ключевым методическим моментам следует отнести определение природы кредов - внутрипопуляционных обменных частиц, а также, выяснение особенностей взаимодействия с ресурсами и прочим существенным окружением популяции. Обсуждение возможного контакта с популяциями «внеземного» происхождения, в рамках Теории Генерализации, показало, что этот подход не создает механизмов экстраординарности биотизма, сводя его результаты к стандартным гетеротипическим реакциям. В дальнейших исследованиях предполагалось, что «не вполне биотические» популяции возникают лишь как производные объекты деятельности биотиков. Изучение некоторых тестовых популяций, подходящих под определение "не вполне биотических", продемонстрировало существование этих объектов в дуальном пространстве факторов: окружающего пространства и сознания - некоего внутреннего атрибутивного механизма высокоразвитых биотиков. Исследование тестовых популяций показало полное соответствие динамики таких популяций Теории Амбивалентной Генерализации. Всем "небиотическим" объектам было дано общее название - "ультрабиотики", с местом локализации - в "сознании" развитых биотиков, где они возникают и существуют как объекты-понятия. Фактически, ультрабиотики проявляют себя как интерфейсный котрагент для освоения биотиками окружающего мета-биотического пространства за пределами непосредственного контакта. Обобщение всего пространства взаимодействия Ультрабиотиков с окружающим миром получило название "Биокосм", внутри которого можно выделить по объектному превалированию физические, социальные (популяционные) и абстрактные подпространства. Для раскрытия механизма «сознания», предложена упрощенная модель индивидуального «сознания» отдельного биотика, для реализации которой используется модель нейронной популяции, точнее: популяции комменсальных атрибутивных логических объектов – экстракте логических функций нейронов. Результатом такого подхода стали выводы о специфических свойствах развития логических атрибутивов нейронных популяций, и о их подчинении Теории Генерализации, что позволяет заявить о «сознании», как о процессе Уникализации в популяции нейронов.В описанной ультрабиотической модели можно исследовать причину возникновения двух философских диалектически непримиримых доктрин: идеализма и материализма. Дуальное пространство атрибутов каждого ультрабиотика создает конфликт, суть которого сводится к конкуренции выбора одной из двух систем отсчета: либо связанной с интерфейсной функцией между биотиком и миром, либо - с функцией внутреннего логического анализа биотика. Комплексом последовательного рассмотрения популяционных объектов показано, что Теория Амбивалентной Генерализации является единым движителем развития популяций в направлении (Неживая природа)→(Биотизм)→(Сознание)→(Биокосм), что является, по сути, механизмом экспансии Биотизма во Вселенную. Представленная картина расширяющегося во Вселенной Биокосма, в котором в каждый момент времени и в каждой точке исполняется Теория Амбивалентной Генерализации, являющаяся единым законом для всех биотических процессов, позволяет сделать вывод о существовании масштабной инвариантности, создаваемой Генерализацией, что выражается во фрактальности проявления Биотизма.
Личностный рост
Ерзин А.И. - Проблема проактивности в психологии здоровья c. 94-124

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.1.11536

Аннотация: Современные тенденции в исследованиях в сфере психологии здоровья красноречиво свидетельствуют об упрочении позиций позитивной психологии в области изучения факторов психопрофилактики и психогигиены. Одним из таких личностных факторов, по мнению автора, выступает проактивность как основа самодетерминированного поведения.В статье представлен анализ современного состояния проблемы проактивности в психологических исследованиях. Выделены ведущие критерии и параметры проактивного поведения, через призму которых автор предлагает рассматривать психологическое здоровье и его связь с эффективным функционированием личности. Представлена авторская модель проактивности в нормативном аспекте, включающая в себя мотивационный блок, блок анализа и поведенческий блок. Дана краткая характеристика структурным компонентам проактивного поведения, которые, по мнению автора, включают в себя жизнестойкость, самоэффективность, метапотребности, внутренний локус контроля, диспозиционный оптимизм, ценностные и смысложизненные ориентации личности. Показана роль проактивности в совладании со стрессом, в преодолении психологических последствий соматических заболеваний. Отражена взаимосвязь проактивного поведения и качества жизни в пожилом возрасте. Автор отмечает интенсивное проникновение идей позитивной психологии в психологию клиническую и видит перспективу дальнейших исследований функционирования личности в тесной связи с изучением личностных предикторов проактивности.
Психология и педагогика
Францкевич Е.Т. - Психологическое неблагополучие, как фактор риска безопасности образовательной среды c. 125-174

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.1.11490

Аннотация: Рассматривается понятие «психологической безопасности» личности в образовательной среде и его многоаспектность, актуальность. Анализируются факторы риска, в частности понятие психологического неблагополучия, как одной из основных угроз безопасности образовательной среды. Рассматриваются различные факторы риска и угрозы психологической безопасности образовательной среды, ее компоненты. Эмоциональная безопасность как составляющая часть общепсихологической безопасности образовательной среды, ее эмоциональный компонент. Прослеживается связь эмоциональной безопасности образовательной среды и здоровья человека, во-первых, психического, а во-вторых, физического. Вводится понятие психологического неблагополучия, как фактора риска безопасности образовательной среды. Предпосылками возникновения психологического неблагополучия выступают в разной степени различные факторы: биологические (генетические или наследственные) или социально-психологические, воспитательные. При оценке уровня и выраженности психологического неблагополучия личности следует принимать во внимание личностные (индивидуальные) особенности, такие как акцентуации характера. Решение проблем психологической безопасности в образовательной среде, в частности психологического неблагополучия подростков, должно осуществляться через программы и методики диагностики личности и выстраивания индивидуальной коррекционной и профилактической работы в соответствии с личностными особенностями и акцентуациями характера, также психологу необходимо вести работу по улучшению межличностного взаимодействия и обучению социальным навыкам всех участников образовательного процесса. Выдвигается предположение, что истоки и многообразие проявлений психологического неблагополучия, а также варианты выхода из трудной жизненной или экстремальной ситуации, в большой степени определяются психотипом личности и кроются в акцентуации характера. При неблагоприятной психологической обстановке происходит закрепление некоторых патологических черт характера, что мешает подростку адаптироваться к окружающей среде и может стать одной из причин его отклоняющегося поведения. Не случайно акцентуации характера рассматриваются в качестве предпосылок отклоняющегося (девиантного) поведения подростков. Во всяком случае, можно с уверенностью сказать, что именно акцентуации делают подростковый возраст «трудным».
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"