по
Psychologist
18+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Peer-review in 24 hours: How do we do it? > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Copyright & Licensing Policy > Publication in 72 hours: How do we do it? > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Psychologist" > Contents of Issue № 08/2013
Contents of Issue № 08/2013
Brothers-in-mind
Berezina T.N. - Influencing Insects By Using their Sense of Smell (the Case Study of the Smell of Fear) pp. 1-20

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.8.10610

Abstract: The author of the article analyzes the phenomenon of the fear of death. She provides literature data about the existence of such smell in the world of insects, animals and humans. She describes researches that define that people tend to associate fear with the acid fragrance while dogs demonstrate a negative response including fear to acid fragrances. The article describes the results of research when the influence of the vinegar acid on the behavior of red ants was studied. The results show rapid changes of the ants' behavior in the area where the fragrance was active. The ants demonstrated hyper activity or tried to avoid the area and both of these actions were the signs of fear. The author offers the interpretation of this phenomenon in terms of evolution. Reaction of fear to the acid fragrance is thought to be instinctive. Inseсts demonstrate the maximum expression of this reaction, mammals start to react like that less because of the influence of individual experience and humans may not always demonstrate such a reaction clearly. However, the author states that in stress situations reaction of fear to the acid fragrance can be actualized. 
Person and personality
Shchuplenkov O.V., . - The Problem of Formation of Innovative Personality in the Modern Society pp. 21-70

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.8.10493

Abstract: The article is devoted to the conditions, causes and particular results of the influence of information technologies on the development of innnovative personality. The authors of the article define specific factors contributing to the development of innovative personality as well as political consequences of this phenomenon. One of the fundamental problems of the theory of formation of innovative personality is the absence of the theoretical model with the basic qualities that have been acquired in the process of professional development. From the point of view of the society, innovative personality can be described as a combination of particular qualities. When analyzing the present crisis situation, it is necessary to switch from the subject-oriented technologies to the person-centered methods that require special attention and need to be oriented at formation of new personal qualities rather than the development of new rules, methods and techniques of the educational process. In order to create, develop and implement the 'breakthrough' innovation technologies in modern Russia, the two main conditions are needed: historically developed advantageous socio-political and socio-economic environment on the one hand and well trained human resources on the other hand. 
To understand the human being
Pogontseva D.V. - Concepts of the Physical Beauty in Modern Culture pp. 71-79

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.8.10582

Abstract: Modern idea of beauty enough not steadily also is under continuous change therefore an object of research is the analysis of representations of women about a beautiful body of the woman. Female selection is caused by an orientation of the modern industry of beauty on female audience, and object of an assessment is the woman, since modern social psychology, being engaged in studying of social ideas of women (policy, the businessman, the teacher, the doctor), analyzing social ideas of mission of women and men in society more pays attention to object of representations – the woman and, to a lesser extent, focuses attention on research of women as subjects of ideas of the woman. This foreshortening of studying of "a female view" of the woman is of particular importance in connection with research of ideas of female beauty or the beautiful woman. In work the first part to the author's questionnaire "An assessment of compliance of physical parameters of appearance, personal features and characteristics of the social and psychological status to idea of the beautiful woman" which is directed on studying "estimates of compliance of physical parameters of appearance to idea of the beautiful woman" was used. During the analysis of the received results, by us it was revealed that the beautiful woman is described as the woman of average height from 158 to 175 centimeters, weighing from 48 to 64 kilograms. In article conclusions that in ideas of the beautiful woman, from the point of view of her growth weight, most often there are above listed characteristics (average height, "not the thin - not full", a proportional figure, harmonous) also are drawn. It is possible to assume also that participants of research relied on own idea of a figure that could have impact on formation of representations that there is "a thin body" and that there is "a full body", also it can be caused by that estimating both growth and weight of the woman slightly increased range completely, meaning that "the beautiful woman can be different". 
Psychology and pedagogics
Siromakha O. - Concerning Unefficiency of Punishment as a Method of Up-Bringing pp. 80-101

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.8.10636

Abstract: The level of tension and aggression have been growing lately. The government is trying to fight against aggression by stiffening penalties. Parents and mentors often do the same when they try to make children obey them. There is a belief that punishment is an essential part of up-bringing and we need to use punishment in order to bring up a healthy personality. The author of the article views punishment in terms of its efficiency and after-effect. The author also views consequences of such a method of up-bringing as competitiveness. Based on the analysis and review of literature, researches, articles and theses created by Russian and foreign authors, the author compares opinions of different researchers on the matter. The author describes other researchers' evidence that spanking and other kinds of cruel punishment applied to a child increase his aggression and cognitive decline while softer kinds of punishment develop infantile behavior, low self-esteem and psychological defense. The author gives examples on how we can make prohibition and enforcement less traumatic for a child. It is concluded that all kinds of punishment cause the result which is absolutely opposite to the results the parents are aimed at. On the other hand, friendly relations between parents and children help to develop the altruistic personality and communication skills. 
Professional psychology
Chernetskaya E., . - Human Operators as a Responsible Actor in Ergatic Systems pp. 102-120

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.8.10613

Abstract: The article presents the results of research of the contents and structures of conceptual models demonstrated by the nuclear plant operators.  On the basis of results of associative experiment features of the contents and the organization of ideas of functioning of nuclear power plant in conceptual models of operators depending on their professional success reveal. The role of conceptual model in ensuring efficiency of activity of operators of nuclear power plants is shown.The purpose of our research consisted in detection of features of the contents and structures of conceptual models at operators of nuclear power plants with different professional success. For studying of features of the contents and structures of conceptual models we used associative experiment. For an assessment of level of success of professional activity of operators level of their official compliance was used. The interrelation of features of the contents and structures of conceptual models at operators of nuclear power plants (further – the EXPERT) with different professional success is shown.1 . Structures of conceptual models at operators with high level of official compliance differ a bigger obogashchennost and informational content.2 . Process of naming of associations is the general for all operators and reflects a certain way of their organization in conceptual model, namely in the form of the "compact" components which are at different "distance" from the phrase incentive.3 . Operators with the high and average level of official compliance are distinguished by different contents (understanding) of some phrases incentives.4 . For all operators the contents practically all associations (96%) was connected with functioning the EXPERT and 4% emotional and estimated (connotive value) aspect of the relation of the surveyed operators to work.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Психолог
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 08, 2013
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 1-9.6-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 08, 2013
Братья по разуму
Березина Т.Н. - Обонятельное воздействие на насекомых (на примере запаха страха). c. 1-20

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.8.10610

Аннотация: Проводится анализ феномена запаха страха, приводятся литературные данные о существовании такого запаха в мире насекомых, животных и человека. Описываются исследования, в которых было установлено, что у испытуемых эмоция страха ассоциируется преимущественно с кислым запахом, а у собак под влиянием кислого запаха возрастает количество отрицательных реакций, в том числе эмоции страха. Подробно описывается исследование, в котором эмпирически изучается воздействие уксусной кислоты на поведение рыжих лесных муравьев. Было показано резкое изменение поведения муравьев под влиянием капли уксусной кислоты, действующей на муравейник. Были обнаружены следующие реакции насекомых на уксус: увеличение концентрации муравьев в районе действия запаха, повышение их двигательной активности, а также противоположная реакция – избегания места, на которое оказывалось обонятельное воздействие - все это является признаками страха у данного вида живых существ. Предлагается эволюционная интерпретация феномена; реакцию страха на кислый запах было предложено считать инстинктивной, у насекомых она максимально выражена, у млекопитающих начинает вытесняться под влиянием индивидуального опыта, и у человека может оказаться незаметной совсем. Допускается, что в некоторых стрессовых ситуациях, реакция страха на кислый запах может актуализироваться.
Индивид и личность
Щупленков О.В., Щупленков Н.О. - Проблема формирования инновационной личности в современном обществе c. 21-70

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.8.10493

Аннотация: В статье рассмотрены условия, причины и некоторые результаты влияние информационных технологий на развитие инновационной личности. Определены отдельные специфические факторы, способствующие развитию инновационной личности, а также политические последствия данного явления. Одна из фундаментальных проблем формирования инновационной личности – отсутствие её теоретической модели с базовыми качествами и приобретёнными в процессе профессионализации. Инновационная личность с точки зрения общества, ожидающего от неё проявлений определённого содержания и направленности, характеризуется соответствующими качествами. Анализируя кризисную ситуацию, необходимо обратится от предметно-ориентированных технологий к личностно-ориентированным, которые требуют особого внимания и заслуживают не только и не столько выработки новых правил, приемов и методов образовательного процесса, важных при подготовке специалиста, сколько ориентации на формирование неких новых качеств личности. Для эффективного создания, развития и реализации «прорывных» инновационных технологий в масштабах, востребованных сегодняшней Россией, необходимо наличие двух главных условий: исторически сформированная благоприятная социально­политическая и социально­экономическая среда государства – с одной стороны, и подготовленный для выполнения этой миссии человеческий потенциал – с другой.
Понять человека
Погонцева Д.В. - Представления о телесной красоте в современной культуре c. 71-79

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.8.10582

Аннотация: Современное представление о красоте довольно не стабильно и находится под постоянным изменением, поэтому предметом исследования является анализ представлений женщин о красивом теле женщины. Женская выборка обусловлена направленностью современной индустрии красоты на женскую аудиторию, а объектом оценки является женщина, т.к. современная социальная психология, занимаясь изучением социальных представлений о женщинах (политике, бизнесмене, учителе, враче), анализируя социальные представления о предназначении женщин и мужчин в обществе в большей степени обращает внимание на сам объект представлений – женщину и, в меньшей степени, акцентирует внимание на исследовании женщин как субъектов представлений о женщине. Данный ракурс изучения «женского взгляда» на женщину приобретает особое значение в связи с исследованием представлений о женской красоте или красивой женщине. В работе использовалась первая часть авторской анкете «Оценка соответствия физических параметров внешнего облика, личностных особенностей и характеристик социально-психологического статуса представлению о красивой женщине», которая направлена на изучение «оценки соответствия физических параметров внешнего облика представлению о красивой женщине». В ходе анализа полученных результатов, нами было выявлено, что красивая женщина описывается как женщина среднего роста от 158 до 175 сантиметров, с весом от 48 до 64 килограмм. В статье также делаются выводы о том, что в представлениях о красивой женщине, с точки зрения ее роста-веса, чаще всего присутствуют выше перечисленные характеристики (средний рост, «не худая -не полная», пропорциональная фигура, стройная). Можно также предположить, что участницы исследования полагались на собственное представление о фигуре, что могло оказать влияние на само формирование представлений о том, что есть «худое тело» и что есть «полное тело», также это может быть вызвано тем, что оценивая и рост и вес женщины слегка увеличивали диапазон от и до, подразумевая что «красивая женщина может быть любой».
Психология и педагогика
Сиромаха О.В. - О психологической неэффективности наказания как воспитательного средства c. 80-101

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.8.10636

Аннотация: В последнее время растет напряженность и агрессия в обществе. Государство пытается бороться с агрессией при помощи ужесточения наказания. Родители и воспитатели, добиваясь послушания детей, зачастую идут тем же путём. Считается, что наказание есть неотъемлемая часть воспитания и оно необходимо для того, чтоб вырастить полноценную личность. В статье рассматривается наказание с точки зрения его эффективности и отсроченных последствий. Рассматриваются также последствия такого вида воспитательного воздействия, как соревновательность. На основе анализа и обзора литературы, диссертаций, статей, монографий отечественных и зарубежных авторов, сравнения исследований различных авторов по данной тематике. Приведены свидетельства различных авторов о том, что телесные и другие жестокие виды наказания ребёнка приводят к росту его агрессивности, снижению когнитивных способностей, а более мягкие виды наказаний способствуют развитию у ребёнка инфантильного поведения, неуверенности в себе и формированию различных психологических защит. Приводятся примеры, как можно сделать неизбежные в воспитательном процессе запрет и принуждение менее травматичными для ребёнка. Делается вывод о том, что наказание во всех его видах приводит к результату, противоположному тому, к которому стремятся родители, а тёплые дружеские отношения родителей с детьми способствуют воспитанию альтруистической личности, умеющей лучше взаимодействовать с людьми, более счастливой и успешной.
Профессиональная психология
Чернецкая Е.Д., Воскресенская Н.В. - Человек-оператор как ответственный субъект деятельности в эргатических системах c. 102-120

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.8.10613

Аннотация: В статье представлены результаты исследования содержания и структур концептуальных моделей у операторов атомных станций. На основании результатов ассоциативного эксперимента раскрываются особенности содержания и организации представлений о функционировании атомной станции в концептуальных моделях операторов в зависимости от их профессиональной успешности. Показана роль концептуальной модели в обеспечении эффективности деятельности операторов атомных станций.Цель нашего исследования состояла в выявлении особенностей содержания и структур концептуальных моделей у операторов атомных станций с разной профессиональной успешностью. Для изучения особенностей содержания и структур концептуальных моделей нами использовался ассоциативный эксперимент. Для оценки уровня успешности профессиональной деятельности операторов использовался уровень их должностного соответствия. Показана взаимосвязь особенностей содержания и структур концептуальных моделей у операторов атомных станций (далее – АС) с разной профессиональной успешностью.1. Структуры концептуальных моделей у операторов с высоким уровнем должностного соответствия отличаются большей обогащенностью и информативностью.2. Процесс называния ассоциаций является общим для всех операторов и отражает определенный способ их организации в концептуальной модели, а именно в виде «компактных» компонентов, находящихся на разной «дистанции» от словосочетания-стимула.3. Операторов с высоким и средним уровнем должностного соответствия отличает разное содержание (понимание) некоторых словосочетаний-стимулов.4. Для всех операторов содержание практически всех ассоциаций (96%) было связано с функционированием АС и 4% эмоционально-оценочный (коннотативное значение) аспект отношения обследованных операторов к работе.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"