Электронный журнал Психолог - №7 за 2013 г - Содержание, список статей. ISSN: 2409-8701 - Издательство NotaBene
по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 07, 2013
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 1-8.4-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Богоявленская Диана Борисовна, доктор психологических наук, mpo-120@mail.ru
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 07, 2013
Психология развития
Ткаченко О.В. - Эмоциональное состояние детей в игре. c. 1-18

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.7.10217

Аннотация: Статья посвящена анализу игры как ведущей деятельности ребенка. Доказывается, что игра для ребенка является полноценной жизнью, в которой возможны успехи и неудачи, ценность игры во многом заключается именно в существовании неудач, поскольку именно в преодолении трудностей происходит развитие личности и ее социализация, закладывается основа будущих социальных черт: альтруизма, способности попросить помощь и прийти на помощь. В качестве рекомендаций взрослому предлагается минимально вмешиваться в игру ребенка, например, для разрешения игровых конфликтов. Игры детей насыщены подлинными эмоциями, радостью, восторгом, удивлением. Наличие таких эмоций позволяет использовать игру не только для воспитания и развития личности ребенка, но и для психологической коррекции эмоционального состояния и профилактики возможных психосоматических расстройств. Отмечается, что игры детей преимущественно носят социальный характер, поэтому наблюдая за игрой можно оценить эмоциональные особенности взаимоотношений ребенка со сверстниками, спектр эмоций очень широк, от абсолютного безразличия до стремления к поддержке и продлению социальных контактов. Отмечается, что важнейшей задачей взрослого является организация игры таким образом, чтобы по возможности избегать возникновения отрицательных эмоций и агрессивности.
Властомания (Политическая психология)
Егорова И.В. - Воля к власти c. 19-40

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.7.10478

Аннотация: Статья посвящена анализу феномена, который Ф. Ницше назвал волей к власти. Можно характеризовать данную потребность человека особым антропологическим свойством. Социальные мыслители не смогли сослаться на такое общество, где нет очевидной тяги людей к доминированию. В любом социуме нужен лидер, вожак, который способен повести людей за собой. «Воля к власти», следовательно, основополагающая черта социальной жизни. Ф. Ницше склонен героизировать эту склонность людей. Именно в этих исторических персонажах проявляется мощь жизни. Он называет таких политиков, как Цезарь, Макиавелли, Борджиа. К ним примыкает у него римское, арабское, германское, японское дворянство, не говоря уже о гомеровских героях и скандинавских викингах. В качестве метода исследования использован исторический подход, что позволяет проследить феноменологию власти на обширном историческом пространстве. Проводится также экспертиза разных исторических примеров. Новизна подхода связана с тем, что воля к власти трактуется не только как общественная потребность, но и как особый феномен зачарованностью властью. Все люди одержимы стремлением к власти. Но не все способны реализовать данную потребность. Поэтому у многих воля к власти проявляется вяло, пассивно, подспудно. После Ницше данный феномен нередко трактуется в невротическом варианте, как властомания. Можно сегодня говорить даже о психопатологии власти. У политиков нередко обнаруживается убеждение, что они хозяева жизни, что люди принадлежат им как крепостные. Власть – это такое искушение, от которого не могут отказаться те, что уже вкусил ее сладость.
Духовная реинкарнация
Гуревич П.С. - Рам Дасс: Тонкое равновесие сострадания c. 41-76

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.7.10432

Аннотация: Предметом анализа служит критический разбор концепции одного из влиятельнейших современных духовных учителей. До принятия имени Рам Дасс Ричард Олперт, гарвардский психолог – один из первых исследователей ЛСД. Он стал одним из основателей «СЕВА», организации, посвятившей себя служению бедным и слепым. Ряд работ Олперта переведен на русский язык. Критическому переосмыслению подвергнут в статье гностический опыт в том варианте, в каком он изложен Олпертом. Анализируется тезис Олперта о том, что философия и научные системы психологии никогда не были способны оказать доминирующее влияние на жизнь человечества – и не потому, что они были непригодны как системы, и не потому, что в них отсутствовало истинное содержание, но потому, что их истина имеет чисто теоретическую ценность, рожденную рассудком, а не сердцем, созданную интеллектом и не осуществленную в жизни. Использован метод герменевтического анализа сложного текста, основанного на психологическом опыте с использованием ЛСД. Выводы Олперта сопоставляются с концепцией Джона Лилли. Концепция Олперта в отечественной литературе не была предметом критического анализа. Знакомство с его текстами позволяет по-новому толковать многие вопросы психологического знания. В частности, определяются границы рационального интеллекта и расширяются возможности интуитивного постижения ресурсов психики. Обосновывается позитивная роль страдания, служащего целям духовного роста.
Социальные страсти
Буева Л.П. - Массовые духовные процессы в работах Л. Дюмона c. 77-134

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.7.10422

Аннотация: Предметом исследования являются массовые духовные процессы в истолковании известного французского социолога Луи Дюмона. В его книгах развернута широкая картина становления и расцвета экономической науки от физиократов до Маркса включительно. Автор в полемической форме излагает свои взгляды на наследие самых видных теоретиков-экономистов XVII-XIX вв. Особое место в его книгах занимает критический анализ взглядов Маркса на основе его изданных, а также неопубликованных при жизни трудов. Автор статьи вступает в полемику с Дюмоном при рассмотрении генезиса экономической идеологии вплоть до наших дней и роль в этом процессе религии, морали, политики. Дается также критический анализ теории каст, предпринятой Дюмоном. Подчеркивается, что каста - это региональная цивилизационная, построенная на собственных сознательных принципах. Касты раскрывают перед нами фундаментальный социальный принцип иерархии. Иерархический человек (модель человека, предложенная Л. Дюмоном для объяснения восточного кастового общества) - это человек, который считает существующую систему сословий священной и готов занимать то место, которое ему досталось. Редкий случай в истории, когда кастовость не вызывает социального напряжения. Автор статьи использует компаративистский метод, он сравнивает представления об экономических законах с восточными трудами, в которых речь идет о труде и организации социальной жизни. В отечественной литературе наследие Дюмона не было предметом изучения и анализа. Поскольку кастовые принципы общественного устройства представляют собой социальное воплощение бытийных, онтологических, принципов, попыткой их реализации то такую систему автор называют "онтократией" (от греческих слов "оntoz" – "бытие" и "kratoz" – "сила"). Подчеркивается, что всякая социальная организация невозможна без разделений, различий и противопоставлений. Но кастовая система предполагала строгое соблюдение эндогамии. Так она устанавливала равенство полов. Между тем в европейской культуре равенство тоже отвергалось, но при этом использовались не онтологические аргументы, а доводы социальной теории.
Сознательное и бессознательное
Королев С.А. - Сновидения как эманация «общественного подсознания». Статья первая. Постановка проблемы c. 135-168

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.7.10402

Аннотация: В статье анализируется вопрос о том, каким образом отражаются в сновидениях те или иные социальные реалии, как они обозначают себя в пространстве сна и каково эмоциональное отношение индивидов к этой новой, уже сновидческой, реальности. Автор пытается выявить, как выстраиваются и взаимодействуют между собой своего рода «элементы реальности», проникающие в ткань сновидения, и каковы особенности подобного рода комбинаторики. Другой важной проблемой, которой уделяется внимание в статье, является специфика пространства и времени сновидения. Исследователь опирается в первую очередь на концептуализацию Г.К. Юнга, идею З. Фрейда о типических сновидениях и размышления А. Бергсона о роли воспоминаний в генерировании сновидений. Автору представляется вполне разумным сочетание различных подходов к изучению сновидений, воплощенных в концепциях ряда крупных ученых и мыслителей (З. Фрейд, Г.К. Юнг, А. Бергсон, Э. Фромм и т. д.). В данном исследовании использованы прежде всего материалы из социальных сетей, записи, описывающие сновидения конкретных пользователей. В связи с чем в публикации содержится краткая характеристика соцсетей как крайне важного и полезного для осмысления реалий современного российского общества и понимания специфики бытия индивидов в этом обществе источника. Автор констатирует, что поскольку существует некая общая матрица восприятия и оценки социальных реалий, есть и некая типологическая модель отражения в сновидениях стандартных, повторяющихся ситуаций. В исследовании используется относительно новый для отечественных социально-гуманитарных дисциплин термин «общественное подсознание». Очевидно, подобная интерпретация надиндивидуального компонента сновидений является достаточно оригинальной. При этом подчеркивается определенная метафоричность данного термина и акцентируется отличие его содержания от юнговского «коллективного бессознательного», которое является продуктом наследуемых структур мозга. Вместе с тем, анализируя отношение сновидцев к «явленным» им снам, автор вынужден констатировать, что это погружение, в основном, в негативную реальность и негативные эмоции, – вывод, который коррелирует с размышлениями многих других исследователей, занимавшихся данной проблематикой.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.