Ёлектронный журнал ѕсихолог - є4 за 2013 год - —одержание, список статей - ISSN: 2409-8701 - »здательство NotaBene
по

 

 

Psychologist
18+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Peer-review in 24 hours: How do we do it? > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Copyright & Licensing Policy > Publication in 72 hours: How do we do it? > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Journal "Psychologist" > Contents of Issue є 04/2013
Contents of Issue є 04/2013
Inner world
Belinskaya E.P. - Development of the Human Self-Concept: the History of Studies and the Status Update on the Problem pp. 1-51

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.4.767

Abstract: The article is devoted to the develpment of dynamic views on self-concept and identity in terms of general, developmental and social psychology. The author of the artile shows that the idea about the changing Self has been established through recognition of social subject's activity, objective numerosity of the grounds for self-identification and potential manifestations of Self structures and their temporary modes. The author underlines the important role of the actual social environment as the situation of social changes in development of these views, especially in social and psychological analysis. She establishes that an important task for a modern human is to understand the meaning of the changing social environment for him personally. This makes the majority of social and psychological approches to studying Self to pay attention to the diversity and probability of personal Self structures which reflects the influence of general gnoseological principles of Post-Modernism on the development of these concepts. In conclusion the author views the manifestations of the identity crisis under the conditions of social changes ongoing in Russia now. 
Mind games
Kornilyev V.V. - The Meaning and Nature of the Image of Koschei the Immortal from the Psychoanalytical Point of View pp. 52-121

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.4.813

Abstract: Previously psychoanalysis mostly dealt with the analysis of famous myths and legends. However, analysis of fairy-tale characters give as much information about cultural and social development of this or that historical period, too. Fairy-tales about Koschei the Immortal reflect the symbolic struggle between a father and a son for a woman, different types of families (matriarchy and patriarchy) and social relationships. Koschei is the image of the authoritarian father, patriarchy and greed and he is conquered by Ivan Tsarevich who symbolizes one of the rebellious sons, matriarchy and social justice. The fairy-tale also reflects the spheres where the main heroes interact in their psychic reality: the world of the dead symbolizes the unconscious part of the psyche and the living world reflects the consciousness. Koschei the Immortal is the synthesized image of different kinds of Serpents in fairy-tales. All of them symbolize anti-social features of patriarchal totemism. Ivan Tsarevich gets rid of the unconscious psychic influence of the authoritarian ancestor and repeats the process of the delivery of a child by breaking the needle that symbolizes the male genetics.  
Clinical case
Mordas E.S. - Historical Context of the Menstruation Complex (Addition to the Article 'The Menstruation Complex in Psychoanalysis') pp. 122-154

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.4.697

Abstract: As a marker and an indicator of female gender, menstruation still treated by both men and women rather controversially. Ancient people had many questions about that phenomenon and its origin and therefore made up different hypotheses about menstruation. Our ancestors believed that certain rituals and rites performed during menstruation helped a woman to avoid illness or danger. Others believed that mentruation had a healing effect and even tried to use to cure from diseases. A woman was both sacred and dangerous during her period. She was considered sacred because she was dangerous and vice versa. She was believed to have wicked forces but at the same time she was raised to a higher level in the social hierarchy. A peasant woman would become a lady, a lady would become a noble woman, a noble woman would become a queen and the queen would be associated with the Holy Mother. Generally speaking, menstruation related all women to the Holy Mother. Isolation of women during their period shows that they were distinguished from the rest of the humankind in this way or another. Their isolation was associated with the 'honorable' restrictions (etiquette and taboo) held by the governors and other persona sacrosancta.The article deals with the issues of beliefs of ancient people, man's attitude to a woman having her menstruation period and folklore images related to it. The author also describes the primitive theories of the menstruation origin and other phenomena related to menstruation such as virginity taboo and fear of death.  
The culture of Eastern psychology
Van S.L., . - Theoretical and Empirical Research of Development of the Internet Psychology in China Based on the Case Study of Internet Addiction pp. 155-237

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.4.738

Abstract: The authors of the article analyzes Internet addiction in China at the analytical and empirical levels. The official position of the Chinese government on this matter is compared to pilot data concerning the popularity of this phenomenon and how it is connected with the modern system of education. The authors find out that there is a relation between Internet addiction and the dominating tendency towards collectivism and family relations typical for China. The authors also describe diagnostic methods and criteria as well as psychotherapy from Internet addiction based on the international and Chinese experience. Noteworthy that in China the Internet addiction is based on the conflict betwen the Chinese collectivism traditions and the Western individualism. Moreover, the Internet is believed to be one of the symbols of the Western individualism. This conflict is viewed in terms of technological modernization processes that lead to drastic changes in behavior of Chinese citizens. Socio-cultural factors also have some influence on the development of Internet addiction in South Korea and Taiwan. Moreover, problems associated with the development of the Internet seem to be common for a number of East Asian countries. The authors present the results of research of the Internet addiction that involved Chinese teenagers playing computer and on-line games. The conclusions made by the authors reflect the popularity of the Internet addiction in different groups of teenagers depending in their age, gender, experience in using the Internet an other socio-cultural and psychological parameters. 
The range of emotional experience
Korneenkov S.S. - Psychological Diagnostics, Correction and Psychotherapy of Subjective Fear at Altered States of Consciousness pp. 238-278

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.4.122

Abstract: The author of the article analyzes psychological and spiritual reasons of fear and phobia. The author describes the method of entering the altered state of conscoiusness. According to the author, at the state of altered consciousness one can conduct psychological diagnostics, correction and psychotherapy of negative emotions. The main features of the altered state of consciousness are the following: depth of immersion, energy capacity and through-put capacity. All these features show the quantity of energy that can be received and given by an individual. Research hypothesis: at the altered state of consciousness an individual reaches a new level of consciousness that differs from the conscious state by the quality of information, nature of emotions, strength of thining and amount of psychic energy. This encourages self-discovery, psychological correction and psychotherapy. At the altered state of conciousness an individual can receive information about his emotios, physiological and mental processes from himself. The purposes of the research are the following: a) to study different variants of application of giving the attitude, creating the atmosphere of trust, concentration, suggestion, self-hypnosis and hypnosis as methods of entering the altered state of consciousness; b) to study possibilities that offer the altered state of consciousness for psychological diagnostics, correction and psychotherapy of personal fears; c) to learn to control negative emotions at the altered state of consciousness and use this experience in real life; d) to define special features of perceiving and experiencing fear at the altered state of consciousness. The object of research: emotions, in particular, fear and similar emotions. The author develops a comprehensive method of teaching and self-discovery and provides results of the experimental research of experiencing fear at the altered state of consciousness. Conclusions: the method offered by the author allows to discover one's own mental processes, features, states and personal traits as well as their dynamics. The method is also very useful in psychotherapy because it helps to harmonize psychosomatic condition and develop positive personal traits such as patience, balance, calmness and responsibility for one's actions and words. 
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Психолог
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 04, 2013
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 1-4.8-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2013
Внутренний мир человека
Белинская Е.П. - Динамика представлений человека о себе: история изучения и современное состояние проблемы c. 1-51

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.4.767

Аннотация: В статье рассматривается развитие проблематики динамических аспектов Я-концепции и идентичности в рамках общей, возрастной и социальной психологии. Показывается, что утверждение идеи изменчивости «Я» в психологии в целом шло через признание активности социального субъекта, объективной множественности оснований для самоидентификации, потенциальности проявлений Я-структур и их временных модусов. Подчеркивается роль актуального социального контекста – ситуации социальных изменений, - в развитии данных взглядов, особенно для социально-психологического ракурса анализа. Утверждается, что актуальной задачей бытия современного человека все более становится установление смыслов и значений меняющейся социальной действительности для себя лично, с минимальной опорой на социальные предопределенности и с актуализацией всего своего личностного ресурса. Это заставляет большинство социально-психологических подходов в исследовании «Я» обращать внимание на множественность и вероятностность структур самосознания личности, что отражает влияние на данную проблемную область общих гносеологических принципов эпохи постмодерна. В заключение рассматриваются проявления кризиса идентичности личности в ситуации отечественных социальных изменений.
Интеллектуальные игры
Корнильев В.В. - Смысл и значение образа Кощея Бессмертного с психоаналитической точки зрения. c. 52-121

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.4.813

Аннотация: Ранее психоанализ занимался в основном анализом всемирно известных мифов и легенд. Анализ сказочных героев дает так же много точной информации о культурном и социальном развитии определенной эпохи. Сказки о Кощее Бессмертном символизируют борьбу отца и сына за женщину, типов семьи (матриархата и патриархата) и социальных взаимоотношений. Кощея, образ авторитарного отца, патриархата и стяжательства побеждает Иван Царевич, символизирующий одного из восставших сыновей, матриархат и социальную справедливость. В сказке отображены и области взаимодействия героев на психическом уровне: загробный мир соответствует бессознательной динамической части психики, мир живых соответствует ее статическому содержанию. Кощей Бессмертный является синтетическим образом различных типов Змеев, встречающихся в русских сказках. Все они символизируют антисоциальные качества патриархального тотемизма. Иван Царевич искореняет бессознательное психическое влияние авторитарного предка, преобразуя акт зарождения ребенка: ломая иглу, символизирующую мужское генетическое начало.
Клинический случай
Мордас Е.С. - Исторический контекст комплекса менструации (дополнение к статье "Комплекс менструации в психоанализе" [5]) c. 122-154

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.4.697

Аннотация: Менструация как маркер и признак принадлежности к женскому полу до сих пор имеет неоднозначное отношение со стороны и мужчин и женщин. Древний человек задавался вопросом – что это за явление, где его источник и придумывал разные гипотезы о происхождении менструации; ритуалы и верования, связанные с периодом менструаций у женщины позволяли избежать опасности, болезни, как считали наши предки. Кто-то напротив, признавал целительную силу менструации и пытался излечивать ею болезни. Женщина в период менструации виделась как священная и опасная одновременно. Священная — потому что опасна, опасна — потому что священна. Ей приписывали нечестивую силу, но одновременно возвышают в социальной иерархии. Крестьянка становится леди, последняя — дворянкой, дворянка становится королевой, в то время как королева начинает идентифицироваться с Мадонной. Фактически менструация объявляет родство женщины с Мадонной. Ограничения и изоляция менструирующих женщин указывают, что они отдалены во многих отношениях от остальной части человеческого рода. Об их уединении нужно думать как о высокой степени идентичности с «почетными» ограничениями (этикет, табу), наложенными на правителей и другие священные персоны. В работе раскрываются вопросы верования древних людей, отношения мужчины к менструирующей женщине и фольклорные представления; примитивные теории происхождения менструации; явления связанные с менструацией — менструация и слабость, табу девственности, страх смерти, подавление влечений, садомазохизм.
Психологическая культура Востока
Ван Ш.Л., Войскунский А.Е. - Теоретико-эмпирическое исследование становления психологии Интернета в Китае на материале проблемы зависимости от Интернета c. 155-237

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.4.738

Аннотация: В статье анализируются на аналитическом и эмпирическом уровнях характерные для Китая моменты, связанные с проблематикой зависимости от Интернета. Принятая в Китае официальная позиция по этому вопросу соотносится с ориентировочными данными о распространенности данного феномена и его связях с современной системой образования. Выявлена связь Интернет-зависимости с доминирующей в стране тенденцией к коллективизму и характерными для Китая семейными отношениями. На международном и на собственно китайском опыте описываются методики и критерии диагностики, способы терапии зависимости от Интернета. Отмечается, что в основе зависимости от Интернета во многом лежит конфликт между китайской традицией коллективизма и западным индивидуализмом, одним из проводников которого считается Интернет. Конфликт рассматривается в контексте процессов технологической модернизации, которые сопровождаются быстрыми изменениями в поведении жителей Китая. В определенной степени близкие социокультурные факторы воздействуют на становление Интернет-зависимости в Южной Корее и Тайване; тем самым возникающие с развитием Интернета проблемы представляются во многом общими для нескольких восточноазиатских стран. Описывается эмпирическое исследование зависимости от Интернета среди играющих в компьютерные и онлайновые игры подростков в Китае: методический аппарат исследования, его результаты и выводы, которые касаются распространенности Интернет-зависимости в зависимости от возраста, пола, опыта применения Интернета и других социокультурных и психологических параметров.
Спектр эмоциональных переживаний
Корнеенков С.С. - Психодиагностика, психокоррекция и психотерапия субъективных переживаний страха в измененных состояниях сознания c. 238-278

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.4.122

Аннотация: Рассматриваются психологические и духовные причины возникновения страха, фобий. Приводится методика вхождения в измененное состояние сознания (ИСС). В ИСС человек может самостоятельно проводить психодиагностику, психокоррекцию и психотерапию отрицательных эмоций. Главная характеристика ИСС: глубина погружения, энергоемкость, пропускная способность, что выражается в количестве энергии, которую индивид может вобрать в себя и излучать. Гипотезы исследования: в ИСС индивид выходит на новый уровень сознания отличающейся от бодрствующего качеством информации, характером переживаний, силой мышления, величиной психической энергии, что способствует самопознанию, психологической коррекции и психотерапии. В ИСС индивид может получать информацию о состоянии и протекании физиологических и психических процессов непосредственно от самого себя. Цели исследования: а) изучить вариативные особенности одновременного применения установки, настройки, концентрации, сонастройки, суггестии, самовнушения, гипноза как методов вхождения в ИСС; б) изучить возможность ИСС в плане психологической диагностики, психокоррекции и психотерапии страхов личности; в) научиться контроли-ровать проявление отрицательных эмоций в измененном состоянии и переносить данный опыт в реальную жизнь; г) установить особенности восприятия и переживаний страха в ИСС. Объект исследования: эмоциональные состояния личности, в частности страх и его производные. Разработана интегральная технология обучения и самопознания (ИТОиС). Приводятся экспериментальные данные субъективных переживаний страха в ИСС. Выводы. Данная технология позволяет самостоятельно изучать свои психические процессы, свойства, состояния, новообразования и качества личности в их динамике. Технология с использованием ИСС имеет ярко выраженный психотерапевтический эффект, гармонизирует психосоматическое состояние, развивается и закрепляется целый ряд положительных личностных качеств: терпение, спокойствие, уравновешенность, ответственность за свои действия и слова.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"