Психолог
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Психолог" > Содержание № 03, 2013
Выходные данные сетевого издания "Психолог"
Номер подписан в печать: 1-3.6-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук
ISSN: 2409-8701
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: nb.info@mail.ru
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2013
Внутренний мир человека
Баринов Д.Н. - Тревога и страх: историко-философский очерк c. 1-39

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.3.553

Аннотация: В статье рассматривается эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философской мысли. Дана характеристика философским взглядам на страх и тревогу, сложившимся в разные исторические периоды, показана специфика подходов к выявлению сущности страха и тревоги в истории философии, а также в русской и западноевропейской философской мысли. Прослеживается трансформация взглядов на взаимосвязь тревоги и страха. На основе историко-философского анализа сформулированы ключевые аспекты философского понимания феноменов страха и тревоги – антропологический, онтологический, гносеологический, аксиологический, праксеологический. Сделанные выводы позволяют сформулировать положение, выступающее в качестве теоретико-методологической основы социально-философского, конкретно-социологического изучения страха и тревоги. Это положение гласит: в рамках социально-философского и конкретно-социологического исследований страха и тревоги необходимо учитывать два уровня: а) уровень рационально организованного социального порядка, обеспечивающего предсказуемость общественной жизни и минимизирующего разнообразные риски; б) уровень неформализованных, спонтанно-стихийных процессов, характеризующийся неопределенностью.
Социальные страсти
Сукиасян С.Г. - Иллюзии и реальность современной цивилизации: уроки терроризма c. 40-163

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.3.298

Аннотация: В статье рассматривается феномен терроризма в цивилизационном, историческом, психологическом аспектах. Рассматриваются его наиболее актуальные виды и проводится дифференциация с рядом похожих социально-политических феноменов: партизанской войной, бандитизмом, политическим экстремизмом и т.д. Выделяются некоторые навязанные иллюзии и мифы, пересматриваются догматические представления о терроризме.
Материк бессознательного
Мордас Е.С. - Беременность и обретение женственности c. 164-185

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.3.646

Аннотация: Проблема обретения женственности может быть рассмотрена в контексте особого состояния женщины - беременность. Желание ребенка – часть развития женственности. Беременность представляет кульминацию желания, зародившегося в детстве. В статье представлены идеи известного психоаналитика Х. Дойч о репродуктивном развитии женщины и раскрыты переживания женщины в период беременности на основе взглядов Д. Кестенберг, Т. Бенедек, М. Бонапарт и других авторов. Беременность может быть представлена как определенная стадия развития женщины (сопровождающаяся регрессивными и прогрессивными тенденциями), достижение определенного социального статуса, новых объектных отношений и иного уровня гендерной идентичности; беременность как подтверждение женственности и функционирования тела. Каждый период во время беременности актуализирует новые переживания женщины, страхи и тревогу. Состояние женщины в период беременности может открыть путь для рассмотрения женской идентичности и предоставить возможность нового доступа к бессознательным конфликтам, желаниям и фантазиям.
Ключи творчества
Губина С.Т. - Влияние восприятия музыки на символическое преобразование сознания: проективная функция музыки c. 186-213

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.3.547

Аннотация: В статье проводится описание механизмов построения чувственной картины действительности в сознании субъекта под воздействием музыки. Рассматривается процессуальная и предметно-содержательная стороны формирования образов в сознании, и прописываются объяснительные механизмы их символизации. Обозначаются перспективы применения музыки в качестве стимульного материала в проективной психодиагностике. Методологической основой исследования послужили объяснительные принципы в психологии: развития, субъектности; феноменологический и холистический подходы. Статья состоит из трёх разделов. В первом раскрываются универсальные механизмы символического преобразования сознания в процессе восприятия музыки, где уделяется внимание содержательной характеристике переживаний с учётом уровня эмоционального напряжения. Объясняется природа тематического содержания конструктов сознания обусловленных дефицитарной и бытийной мотивационной направленностью. Во втором разделе разбирается значение феномена проекций для самовосприятия. Анализируется опыт разработки интерпретационных схем в проективном исследовании в двух контекстах: «личностном» и «перцептивном». В третьем разделе предлагается различное видение применения музыки в качестве стимульного средства в проективном исследовании с позиции гуманистического и психоаналитического подходов. Анализ осуществляется соответственно нескольких пунктов: отношение к музыке как к психотехническому инструменту; значение образных ассоциаций для коррекции и развития личности; применение музыкальных методов в работе специалиста психолога; перспективы использования музыки в работе с клиентами.
Понять человека
Розин В.М. - Проблема использования научных представлений в гуманитарной психотерапии c. 214-248

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.3.627

Аннотация: В статье обсуждается две точки зрения на использование в гуманитарной психотерапии научных теоретических представлений. Если одни утверждают, что без теоретических представлений психотерапевт обойтись не может, то другие с этим не согласны. В связи с последней позицией рассматривается феноменологический подход А. Пузырея.Автор, сторонник первой точки зрения, анализирует работу Павла Волкова, в которой используются теоретические представления психологии и философии. При этом он показывает, что теоретические представления задают концептуальное пространство, обусловливающее построение "лечебных конструкций"; подобные конструкции не выводятся из теоретических построений, но должны удовлетворять им. Работа Волкова сравнивается с модной в настоящее время среди психотерапевтов работой Дж. Нардоне. По методологии они оказываются очень близкими. В последней части статьи излагаются основные положения авторского учения о психических реальностей. Это учение, по мнению Розина, может помочь гуманитарным психотерапевтам расширить спектр научных представлений.
Профессиональная психология
Артемьева О.А., Синёва О.В. - Теоретические основы изучения проблемы соотношения прикладной и практической психологии c. 249-270

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.3.599

Аннотация: В статье раскрывается проблема соотношения фундаментальной, прикладной и практической отраслей психологии. На основе анализа обобщающих работ В.А. Кольцовой, Т.Д. Марцинковской, О.Г. Носковой, Т. Лихи, Р. Смита и других отечественных и зарубежных историков психологии делается экскурс в историю становления и развития прикладных и практических течений в психологии, прежде всего педологии и психотехники. Для анализа историко-научных и методологических закономерностей привлекается динамическая модель отношений теоретической психологии и общественной практики через развитие прикладной психологии, предложенная Л.С. Выготским. Рассмотрение более поздних периодов выстраивания взаимоотношений отечественной фундаментальной психологии и психологической практики опирается на позиции А.Л. Журавлева, Д.В. Ушакова, А.Г. Лидерса, И.Н. Карицкого. Раскрываются возможности разграничения прикладной и практической отраслей деятельности психолога-практика при помощи понятия ролевого кольца, предложенного Ю.М. Жуковым. В итоге в качестве важного основания классификации рассматриваемых направлений определяется структура взаимоотношений объекта и субъекта психологической деятельности; внутри практической психологии разводятся психология прикладная и собственно практическая. Обращение к истории развития практической и прикладной отраслей психологии в первой половине XX столетия позволяет сформулировать гипотезу о единстве основных закономерностей их развития. Статья подготовлена при поддержке гранта Президента Российской Федерации МК-2419.2012.6.
Сознательное и бессознательное
Корнеенков С.С. - Концепции сознания: сознание как особое свойство материи c. 271-305

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.3.158

Аннотация: Проблема сознания, психики и материи является одной из самых сложных вопросов в научном познании человека. Цель статьи: а) провести краткий анализ основных гипотез о природе сознания представленных в разных областях знаний: в науке, философии, религии, йоге; б) рассмотреть современный подход к соотношению между сознанием, психикой и материей. В качестве основных выводов автор отмечает, что сознание представляет универсальное явление, существующее в каждом атоме материи. Главная характеристика сознания – импульс существования, воля к сохранению себя, желание выжить и быть всегда. Представители разных областей знаний разделяют целостное сознание на множество уровней, поэтому возникают разные теории. Современные экспериментальные исследования показывают, что мозг не имеет отношения к продуцированию создания. Мозг улавливает и передает информацию и энергию, что позволяет человеку проявлять самые разнообразные способности. Мозг обеспечивает моделирование окружающего мира с помощью работы нейронов. Совместная работа нейронов осуществляет построение моделей внешнего мира. Сознание способно существовать и вне грубого тела, и вне тонкой материи, оно переживает их распад. Сознание по своей природе как материально, так и идеально, т.е. имеет двойственную природу. Полное понимание феномена сознания пока не удается объяснить ни одной академической науке. Есть все основания считать, что взгляды науки, философии, религии и восточной психологии находят все больше точек соприкосновения в решении вопроса о природе сознания как основе и первопричине всего бытия, в том числе телесной жизни, психики и сознания человека.
Психологические этюды
Мансуров Э.И. - Принцип синхронности и его применение для анализа совпадений между событиями в фантастических романах и реальной историей освоения космоса c. 306-325

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.3.631

Аннотация: В статье предлагается оригинальный подход применения принципа синхроничности Карла Густава Юнга, а также концепции образов высшего порядка Т.Н.Березиной к анализу литературных текстов романов писателей-фантастов. Анализируются повести Аркадия и Бориса Стругацких, и рассказ Э.Маринина. Проанализированы исторические совпадения между фамилиями именами покорителей космоса в фантастических романах и реальными космонавтами. На основании этого анализа сделан прогноз возможных участников событий космических событий в ближайшем будущем. Анализируются такие возможные события как полет на Марс и рождение ребенка в космосе.Отмечается наличие совпадений между вымышленными событиями, относящимися к освоению космоса в ХХ-ХХI веках, и реально происходящими эпизодами космической программы. Эти совпадения интерпретируются в контексте идеи К.Г. Юнга о существовании единого смыслового поля. Предлагаются объяснения этого феномена с точки зрения квартовой физики и теории психических образов высшего порядка
Спектр эмоциональных переживаний
Ерзин А.И. - Гендерные различия в реактивной и проактивной агрессии у студентов c. 326-337

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.3.640

Аннотация: В статье представлен краткий обзор литературы по теме проактивной и реактивной агрессии. Согласно проведенному анализу, в современной психологии четко прослеживается тенденция изучать феномен агрессивного поведения с позиции реактивности, то есть агрессия в данном случае понимается лишь как ответная реакция на провоцирующие воздействия извне. Автор подчеркивает важность и необходимость введения проактивного компонента в теорию и практику исследования агрессии. В статье представлены данные эмпирического исследования проактивной агрессии у студентов. Согласно полученным результатам, для юношей характерен более высокий уровень проактивной агрессии, в то время как для девушек – реактивной. Также для мужской группы обследованных характерны такие формы агрессивного поведения, как физическая агрессия и негативизм, а для женской выборки – вербальная агрессия, раздражение и обида. Проективное исследование личности студентов выявило повышенную склонность к открытым агрессивным действиям у юношей. Приведены рекомендации по коррекционной работе с выявленными психологическими особенностями в обеих группах обследованных студентов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"