по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Рецензирование за 24 часа – как это возможно? > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психолог
Правильная ссылка на статью:

Влияние на завистливость юношей и девушек смысложизненных и карьерных ориентаций родителей
Летягина Светлана Константиновна

кандидат социологических наук

доцент, кафедра Правовая психология, судебная экспертиза и педагогика, Саратовская государственная юридическая академия

410056, Россия, Саратовская область, г. Саратов, ул. Рабочая, 62/68, кв. 40

Letyagina Svetlana Konstantinovna

PhD in Sociology

410056, Russia, Saratovskaya oblast', g. Saratov, ul. Rabochaya, 62/68, kv. 40

let71@mail.ru

Аннотация.

Предметом исследования является взаимосвязь завистливости юношей и девушек и смысложизненных и карьерных ориентаций родителей. Объектом исследования - зависть, под которой понимается социально-психологическое отношение личности, включающее в себя комплекс негативных эмоций, осознание своего более низкого статуса, желание прямо или косвенно уравнять обнаруженное превосходство в последовательном социальном поведении. В отечественной и зарубежной литературе малоизученным остается вопрос, касающийся воспитательного вклада родителей в формирование личностной завистливости детей обоих полов. В эмпирическом исследовании приняли участие 109 полных семей, из них 59 семей, имеющих ребенка девочку (девушку), и 50 семей – ребенка мальчика (юношу). Респондентами выступили оба родителя и их дети студенческого возраста. Диагностический инструментарий исследования представлен следующими опросниками: «Методика исследования завистливости личности» Т. В. Бесковой, методика «Якоря карьеры» Э. Шейна в адаптации В. А. Чикер, В. Э. Винокурова и тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д. А. Леонтьева. В результате эмпирического исследования было статистически доказано, что смысложизненные ориентации матерей не влияют на завистливость дочерей и сыновей. Зависть – неприязнь у детей обоих полов связана со степенью восприятия насыщенности и осмысленности жизни их отцов. Наибольшее число взаимосвязей зависти сыновей выявлено с карьерными ориентациями отцов. Завистливость сыновей будет минимальной, если их отцы высокопрофессиональны и успешны.

Ключевые слова: зависть, личностная завистливость, карьерная направленность, карьерные ориентации, смысл жизни, смысложизненные ориентации, пол, личность, гендерный стереотип, зависть - уныние

DOI:

10.25136/2409-8701.2019.4.30625

Дата направления в редакцию:

25-08-2019


Дата рецензирования:

26-08-2019


Дата публикации:

16-09-2019


Статья публикуется при поддержке гранта РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта «Социально-психологическая структура, детерминанты и механизмы регуляции зависти», проект № 18-013-00134 А

Keywords:

envy, personal envy, career orientation, career orientations, the meaning of life, meaning-life orientations, gender, personality, gender stereotype, envy is discouragement

Введение в проблему

Ведущая роль в развитии и формировании личности человека принадлежит семье и семейным отношениям. Также очевидно, что при воспитании ребенка большое значение имеет его пол и особенности взаимодействия с ним отца и матери. Как отмечает И. С. Кон, отношение родителей к ребенку и его воспитание осуществляется по – разному в зависимости от его пола [7], и поэтому совершенно по-разному сказывается на его развитии.

Анализ эмпирических исследований, посвященных различным аспектам влияния родителей на личность ребенка, показывает, что в отечественной и зарубежной литературе малоизученным остается вопрос, касающийся воспитательного вклада родителей в формирование личностной завистливости детей обоих полов.

Под завистью мы будем понимать социально-психологическое отношение личности, включающее в себя комплекс негативных эмоций, осознание своего более низкого статуса, желание прямо или косвенно уравнять обнаруженное превосходство в последовательном социальном поведении [4, с.187]. Ранее нами предпринимались попытки исследовать влияние личности родителей на формирование завистливости детей [9,10]. Было доказано, что в семье зависть у ребенка вне зависимости от его пола развивается под влиянием завистливости матери.

В данном исследовании нашей целью является изучение влияния на завистливость юношей и девушек смысложизненных и карьерных ориентаций родителей.

Проблемы психологии, связанные с осознанием смысла человеческой жизни, поднимались многими учеными, среди которых можно назвать А. Маслоу, В. Франкла, Э. Эриксона, К. Г. Юнга. В отечественной науке данная проблема получила свою интерпретацию в теории смысложизненных ориентаций, разработанной Д. А. Леонтьевым, Н. Л. Быковым, А. А. Скрипкиным и др. [5, с.29].

Смысложизненные ориентации, по мнению вышеперечисленных авторов, участвуют в процессе регуляции поведения и деятельности личности. А в ситуации переживания жизненных кризисов они детерминируют их течение и динамику внутренних преобразований иерархической системы личностных ценностей.

В. Э. Чудновский под смыслом жизни, при условии его адекватности, понимает основополагающее направление жизни, которое задает активность личности, раскрывающей свой потенциал, и позволяющей реформировать обстоятельства и трансформировать собственную личность [12, с.20].

Д. А. Леонтьев определяет смысл жизни как систему, которая придает жизни субъекта общую направленность жизни [8, с.113]. Следует заметить, что ценностные и смысложизненные ориентации имеют динамику и могут трансформироваться в течение всей жизни человека.

Построение карьеры дает возможность личности реализовать свои потребности и потенциал. Карьерная направленность создает мотив для построения карьеры. Ее содержательная сторона находит свое выражение посредством карьерных ориентаций, состоящих из системы представлений личности о ведущей установке своего карьерного развития и конкретных формах реализации карьерных достижений [11, с.78]. В основе выбора той или иной карьерной ориентации обычно лежит сформированное представление о смысле жизни или его отсутствии.

Выборка и методы исследования

В эмпирическом исследовании приняли участие 109 полных семей, из них 59 семей, имеющих ребенка девочку (девушку), и 50 семей – ребенка мальчика (юношу). Респондентами выступили оба родителя и их дети студенческого возраста.

Диагностический инструментарий исследования представлен следующими опросниками:

1.«Методика исследования завистливости личности» Т. В. Бесковой [3]. Методика содержит три шкалы: зависть – неприязнь (ЗН), зависть – уныние (ЗУ), интегральный показатель зависти (МИЗЛ).

2.«Якоря карьеры» – методика диагностики ценностных ориентаций в карьере Э. Шейна в адаптации В. А. Чикер, В. Э. Винокурова.

3.Тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д. А. Леонтьева.

Результаты исследования

Обратимся к анализу результатов исследования, полученных по методике СЖО.

Таблица 1- Корреляционные связи завистливости юношей и девушек и смысложизненных ориентаций родителей

МАТЬ

ДОЧЬ

СЫН

ЗН

ЗУ

МИЗЛ

ЗН

ЗУ

МИЗЛ

Цели в жизни

-0,16

0,10

0,01

-0,01

-0,05

0,09

Процесс жизни

-0,03

-0,03

-0,03

-0,04

0,07

0,10

Результативность жизни

-0,09

-0,13

0,04

0,13

0,06

0,22

Локус контроля — Я

-0,03

-0,13

0,00

0,06

0,09

0,22

Локус контроля — жизнь

-0,17

-0,16

-0,09

-0,03

-0,11

0,07

ОТЕЦ

ДОЧЬ

СЫН

ЗН

ЗУ

МИЗЛ

ЗН

ЗУ

МИЗЛ

Цели в жизни

0,16

0,01

0,14

0,18

0,14

0,27

Процесс жизни

0,26*

0,16

0,16

-0,33*

-0,24

-0,23

Результативность жизни

0,10

-0,02

0,11

0,01

-0,01

0,10

Локус контроля — Я

0,01

-0,11

-0,03

-0,08

-0,10

0,04

Локус контроля — жизнь

-0,15

-0,23

-0,13

-0,05

-0,09

0,04

Примечание: * – уровень значимости 0,05

Как видно из представленных в таблице 1 результатов, смысложизненные ориентации матерей не имеют статистически значимых связей с завистливостью дочерей и сыновей. Можно предположить, что, не смотря на происходящую трансформацию ролей мужчин и женщин в семье и обществе, влияние гендерных стереотипов по – прежнему остается актуальным. Профессиональный успех, серьезные цели и результаты являются мерилом качества жизни в большей мере мужчин, нежели женщин. Соответственно и зависть у детей в отношении жизненных целей и достижений не связывается с материнской фигурой.

Смысложизненная ориентация «Процесс жизни» у отцов имеет связь со шкалой «зависть – неприязнь» в группах детей обоих полов. Но с дочерьми эта связь положительная, а с сыновьями – отрицательная. Т.е. чем больше отцы воспринимают сам процесс своей жизни как эмоционально насыщенный, увлекательный и наполненный смыслом, тем выше зависть – неприязнь у их дочерей и меньше у сыновей.

Очевидно, что сын осваивает свою половую принадлежность, подражая родителю своего пола. Подсознательно у него складывается определенная модель мужского поведения, которой он в большой степени будет придерживаться во взрослой жизни, желая того или нет. У мальчиков, в отличие от девочек, эталон мужчины не бывает собирательным – он запечатлевается только с одного объекта подражания. Стереотипы мужского поведения входят в сознание ребенка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин, которые его окружают. И если у сына складывается образ уверенного в себе, успешного отца, то подражая ему они развивают в себе качества настоящего мужчины, способного справляться с трудностями, достигать поставленных целей, рассчитывая на себя и веря в себя. А эти качества не способствуют формированию зависти у сыновей в любых ее проявлениях.

Если отцы способны реализовать свой потенциал, если их жизнь наполнена желаниями, переживаниями, преодолениями, достижениями, то в аспекте проблемы личностной завистливости дочерей такой успешный и авторитетный отец, может повлиять на жизненный выбор дочери, на понимание того, что она достойна всего самого лучшего. Т. В. Андреева, С. О. Муромцева, исследуя воспитательную роль отца в становлении личности дочери пришли к заключению, что чем лучше отношение отца к дочери и чем больше его воспитательный вклад, тем выше ее самооценка, симпатия к себе, самопринятие, самоуверенность [2, с.194]. Возможно поэтому успехи и достижения другого в какой-то степени принижают и обесценивают собственные достижения дочерей, снижают их самооценку и вызывают злость и раздражение.

И наоборот, при низких показателях по шкале «Процесс жизни», когда предположительно отцы не получают удовлетворения от жизни и не справляются с жизненными обстоятельствами, по мнению К. А. Абульхановой, их личность ломается, пропадает воля к жизни и сама потребность жить. И тогда ценностью их жизни может стать злоба и агрессия, как своеобразная месть всем вокруг за свое поражение. Но возможен и другой вариант жизни – принятие пассивной позиции, когда личность не живет, а существует, адаптируется к обстоятельствам, выбирая наиболее простые и легкие пути и решения [1, с.100]. Соответственно сыновья усваивают первый активно – агрессивный вариант завистливого поведения, а дочери – второй пассивный.

Теперь проанализирует взаимосвязи завистливости юношей и девушек и карьерных ориентаций родителей (табл.2).

Таблица 2 - Корреляционные связи завистливости юношей и девушек и карьерных ориентаций родителей

МАТЬ

ДОЧЬ

СЫН

ЗН

ЗУ

МИЗЛ

ЗН

ЗУ

МИЗЛ

Профессиональная компетентность

0,11

-0,09

-0,02

0,05

-0,01

-0,07

Менеджмент

0,02

-0,11

-0,04

0,09

0,02

-0,17

Автономия (независимость)

0,03

-0,05

-0,01

0,08

-0,03

-0,15

Стабильность работы

-0,02

0,04

0,08

-0,06

0,12

0,09

Стабильность места жительства

-0,05

-0,11

-0,04

0,15

0,34*

0,42**

Служение

0,09

-0,06

0,10

0,20

0,19

0,16

Вызов

0,09

0,04

0,10

0,11

0,08

-0,11

Интеграция стилей жизни

-0,09

-0,31*

-0,20

0,00

-0,03

-0,15

Предпринимательство

-0,01

-0,16

-0,09

0,20

0,07

0,04

ОТЕЦ

ДОЧЬ

СЫН

ЗН

ЗУ

МИЗЛ

ЗН

ЗУ

МИЗЛ

Профессиональная компетентность

-0,11

0,07

-0,08

-0,39**

-0,33*

-0,39**

Менеджмент

-0,18

-0,04

-0,11

-0,23

-0,30*

-0,43**

Автономия (независимость)

0,03

0,17

0,04

-0,38**

-0,50***

-0,59***

Стабильность работы

-0,12

0,04

0,00

-0,16

0,05

-0,12

Стабильность места жительства

-0,07

0,01

0,01

-0,04

0,12

0,20

Служение

-0,06

0,11

0,04

-0,38**

-0,11

-0,29*

Вызов

-0,06

0,04

-0,04

-0,36*

-0,09

-0,29*

Интеграция стилей жизни

-0,11

0,05

-0,04

-0,28*

-0,17

-0,24

Предпринимательство

-0,14

0,05

-0,11

-0,20

-0,32*

-0,37**

Примечание: * – уровень значимости 0,05;

**– уровень значимости 0,01;

*** - уровень значимости 0,001

Нами выявлена одна обратная связь зависти – уныния дочерей со шкалой «Интеграция стилей жизни» в группе матерей. То есть, чем лучше матери удается найти и сохранить баланс между семейной, личной жизнью и карьерой, тем меньше выражена зависть – уныние у дочерей. Если матерям не свойственно чем – то жертвовать, если они адаптируют свое поведение к текущим обстоятельствам и желаниям значимого окружения, то дочери получают достаточно внимания и заботы со стороны матери, не чувствуют обиды и обделенности, трансформирующихся в дальнейшем в мощное переживание тотальной несправедливости, свойственной зависти – унынию.

Мы не выявили ни одной корреляции зависти дочерей с карьерными ориентациями отца. Скорее всего это происходит потому, что планирование карьеры девушками осуществляется на основе идентификации с образом матери.

Результаты корреляционного анализа зависти сыновей с карьерными ориентациями матерей позволили обнаружить две прямые взаимосвязи: зависть – уныние и интегральный показатель зависти коррелируют со шкалой «Стабильность места жительства» у матерей. Зависть – уныние и интегральный показатель зависти тем выше, чем более мать ориентирована на выбор работы, не связанной с переездами и командировками, даже в ущерб профессиональной карьере. В. Н. Дружининым было замечено, что мальчики предъявляют высокие требования к своим матерям [6]. Можно допустить, что у сыновей зависть тем выше, чем больше времени мать уделяет сыну. Проявление излишней заботы и опеки по отношению к мальчикам формируют у последних потребность в постоянном уходе и внимании. И если они этого не получают, то с большей долей вероятности будут чувствовать себя обиженными, неуверенными, обделенными, что свойственно проявлениям зависти – уныния [9, с.378].

В процессе корреляционного анализа зависти сыновей с карьерными ориентациями отцов было выявлено наибольшее число обратных связей. Шкалы зависти связаны со всеми видами карьерных ориентаций, кроме шкал «Стабильность работы» и «Стабильность места жительства».

Все виды зависти наиболее тесно обратно коррелируют со шкалами «Профессиональная компетентность» и «Автономия». Сыновья тем реже будут переживать чувство зависти, чем больше их отцы направлены на развитие своего профессионального мастерства, и чем более они независимы в отношении выполняемой деятельности.

Зависть – неприязнь сыновей имеет отрицательную связь со шкалами «Служение», «Вызов», «Интеграция стилей жизни». Иными словами, образ профессионально успешного отца, способного воплощать в профессиональной деятельности свои цели и ценности, преодолевать препятствия, не бояться конкуренции, умеющего создавать гармонию между карьерой и личной жизнью, является примером идентификация сына с ним, формирует у последнего активную жизненную позицию в решении профессиональных задач, свободную от агрессивно – враждебных проявлений, свойственных зависти – неприязни.

Зависть – уныние отрицательно связана со шкалами «Менеджмент» и «Предпринимательство». То есть, чем более успешен отец, обладающий лидерскими качествами управления людьми, занимающий высокую должность или владеющий собственным бизнесом, тем ниже у сыновей выраженность зависти – уныния, проявляющейся в чувстве обиды и незаслуженной обделенности.

Выводы

Смысложизненные ориентации матерей не влияют на завистливость дочерей и сыновей.

С завистью – неприязнью юношей и девушек связана единственная смысложизненная ориентация отцов – «Процесс жизни». Чем более отцы воспринимают процесс своей жизни как эмоционально насыщенный, увлекательный и наполненный смыслом, тем выше зависть – неприязнь у их дочерей и меньше у сыновей.

Завистливость дочерей не связана с карьерными ориентациями отца, но зависит от способности матерей к интеграции стилей жизни. Чем лучше матери удается найти и сохранить баланс между семейной, личной жизнью и карьерой, тем меньше выражена зависть – уныние у дочерей.

Зависть – уныние сыновей усиливается, если матери ориентированы на выбор работы, не связанной с переездами и командировками, даже в ущерб профессиональной карьере.

Наибольшее число взаимосвязей зависти сыновей выявлено с карьерными ориентациями отцов. Завистливость сыновей будет минимальной, если их отцы направлены на развитие своего профессионального мастерства и достижение целей, независимы в отношении выполняемой деятельности, способны преодолевать препятствия, управлять людьми и собственным бизнесом, а также создавать гармонию между карьерой и личной жизнью.

Следовательно, образ профессионально успешного отца, живущего активной, осмысленной жизнью позволяет в процессе идентификации с ним сына развивать в себе качества настоящего деятельного уверенного в себе мужчины, способного справляться с трудностями, достигать поставленных целей, не тратя время и энергию на переживание зависти в любых ее проявлениях.

Полученные данные требуют дальнейшего исследования и подтверждают необходимость их учета при разработке рекомендаций по вопросам воспитания и влияния родителей на личность ребенка.

Библиография
1.
Абульханова К.А. Личностная организация времени жизни / К.А. Абульханова // Мир психологии. 2011. №3 (67). С.93 – 104.
2.
Андреева, Т.В., Муромцева, С.О. Воспитательная роль отца и становление личности дочери / Т.В. Андреева, С.О. Муромцева // Вестник СПбГУ. Серия 12. 2011. Вып. 1. С.188 – 194.
3.
Бескова Т.В. Методика исследования завистливости личности / Т.В. Бескова // Вопросы психологии. № 2. 2012. С. 127 – 141.
4.
Бескова Т.В. Структура, атрибутивные свойства и параметры зависти как социально – психологического отношения личности / Т.В. Бескова // Международный научно – исследовательский журнал «Успехи современной науки». 2017. № 4. С. 184 – 190.
5.
Бучацкая М.В., Васина Н.В., Костыря С.С. Гендерные особенности смысложизненных ориентаций в период кризиса середины жизни и в предпенсионном возрасте / М.В. Бучацкая, Н.В. Васина, С.С. Костыря // Сервис plus. 2013. № 3. C.29 – 32.
6.
Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – М.: Наука, 1996. – 160 с.
7.
Кон И. С. Ребенок и общество / И.С. Кон. – М.: Наука, 1988. – 272 с.
8.
Леонтьев Д. А. Психология смысла / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2007. –511 с.
9.
Летягина С.К. Особенности взаимосвязи зависти родителей и их детей студенческого возраста / С.К. Летягина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 376 – 380.
10.
Летягина C. К. Выраженность зависти у юношей и девушек с разной сиблинговой позицией в семье / С.К. Летягина // Известия саратовского университета. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Выпуск 3 (31) С.240 – 247.
11.
Мельникова Н.Н. Карьерные ориентации: гендерные различия и возрастная динамика / Н.Н. Мельникова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2016. Т. 9, № 3. С. 76 – 86
12.
Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» / В.Н. Чудновский // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 2. С. 15–25.
References (transliterated)
1.
Abul'khanova K.A. Lichnostnaya organizatsiya vremeni zhizni / K.A. Abul'khanova // Mir psikhologii. 2011. №3 (67). S.93 – 104.
2.
Andreeva, T.V., Muromtseva, S.O. Vospitatel'naya rol' ottsa i stanovlenie lichnosti docheri / T.V. Andreeva, S.O. Muromtseva // Vestnik SPbGU. Seriya 12. 2011. Vyp. 1. S.188 – 194.
3.
Beskova T.V. Metodika issledovaniya zavistlivosti lichnosti / T.V. Beskova // Voprosy psikhologii. № 2. 2012. S. 127 – 141.
4.
Beskova T.V. Struktura, atributivnye svoistva i parametry zavisti kak sotsial'no – psikhologicheskogo otnosheniya lichnosti / T.V. Beskova // Mezhdunarodnyi nauchno – issledovatel'skii zhurnal «Uspekhi sovremennoi nauki». 2017. № 4. S. 184 – 190.
5.
Buchatskaya M.V., Vasina N.V., Kostyrya S.S. Gendernye osobennosti smyslozhiznennykh orientatsii v period krizisa serediny zhizni i v predpensionnom vozraste / M.V. Buchatskaya, N.V. Vasina, S.S. Kostyrya // Servis plus. 2013. № 3. C.29 – 32.
6.
Druzhinin V.N. Psikhologiya sem'i / V.N. Druzhinin. – M.: Nauka, 1996. – 160 s.
7.
Kon I. S. Rebenok i obshchestvo / I.S. Kon. – M.: Nauka, 1988. – 272 s.
8.
Leont'ev D. A. Psikhologiya smysla / D.A. Leont'ev. – M.: Smysl, 2007. –511 s.
9.
Letyagina S.K. Osobennosti vzaimosvyazi zavisti roditelei i ikh detei studencheskogo vozrasta / S.K. Letyagina // Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya. 2018. T. 7. № 2 (23). S. 376 – 380.
10.
Letyagina C. K. Vyrazhennost' zavisti u yunoshei i devushek s raznoi siblingovoi pozitsiei v sem'e / S.K. Letyagina // Izvestiya saratovskogo universiteta. Seriya Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya. 2019. Vypusk 3 (31) S.240 – 247.
11.
Mel'nikova N.N. Kar'ernye orientatsii: gendernye razlichiya i vozrastnaya dinamika / N.N. Mel'nikova // Vestnik YuUrGU. Seriya «Psikhologiya». 2016. T. 9, № 3. S. 76 – 86
12.
Chudnovskii V.E. Smysl zhizni: problema otnositel'noi emansipirovannosti ot «vneshnego» i «vnutrennego» / V.N. Chudnovskii // Psikhologicheskii zhurnal. 1995. T. 16. № 2. S. 15–25.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"