по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

В погоне за двумя зайцами поймай обоих сразу!
34 журнала издательства NOTA BENE входят одновременно и в ERIH PLUS, и в перечень изданий ВАК
При необходимости автору может быть предоставлена услуга срочной или сверхсрочной публикации!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Мотивационная направленность женского предпринимательства в России
Кузнецова Татьяна Викторовна

кандидат психологических наук

аспирант, кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности; факультет психологии, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)

119606, Россия, Московская область, г. Москва, Проспект Вернадского, 82, оф. 223, блок 2

Kuznietsova Tetiana

PhD in Psychology

post-graduate student of the Department of Acmeology and Psychology of Professional Activity, Faculty of Psychology at Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (The Presidential Academy, RANEPA)

119606, Russia, Moskovskaya oblast', g. Moscow, Prospekt Vernadskogo, 82, of. 223, blok 2

kuznietsova.t@gmail.com

Аннотация.

В данной работе рассмотрены проблемы развития женского предпринимательства в России. В частности мы установили, что индекс мотивационной направленности для открытия бизнеса у женщин значительно отличается от мужского. Кроме того, среди основных проблем, препятствующих развитию своего бизнеса у женщин можно выделить: гендерные стереотипы, жесткая конкуренция с мужчинами, борьба со стереотипами в обществе, высокая процентная ставка при кредитовании, отсутсвие бизнес образования, знаний, навыков и компетенций для ведения бизнеса. Для подготовки статьи были обработаны публичные доклады международных организаций,проанализированы наработки отечественных авторов, использован опыт работы автора с представительницами малого и среднего бизнеса В России сейчас наблюдается поддержка и популяризация женского предпринимательства. Женщины становятся активными и непоколебимыми в достижении финансовых целей. Они работают над ошибками, получают дополнительное образование, необходимое для управления собственным бизнесом. В ответ на возникшую потребность бизнес образования, создаются короткие программы, доступные по целевой политике для владелиц малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова: женщины предприниматели, бизнес, мотивация, гендерные стереотипы, конкуренция, ассертивные действия, социальное предпринимательство, социальные проекты, ИПАЖ, ЕБРР

DOI:

10.25136/2409-8701.2018.2.26165

Дата направления в редакцию:

03-05-2018


Дата рецензирования:

01-05-2018


Дата публикации:

19-05-2018


Abstract.

In her research Kuznetsova discusses the development of female business in Russia. In particular, she discovers that the index of motivation for starting a business is significantly different for women than for men. Moreover, the main problems preventing women from developing their own business include gender stereotypes, fierce competition with men, fight against stereotypes in the society, high credit interest rate, and absence of business education, knowledge, skills and competences. To write this article, Kuznetsova has reviewed public speeches made by the representatives of international organisations, findings and discoveries of Russian researchers, and her own experience of working with women who conduct small and middle business. There is a support and promotion of women entrepreneurs in Russia. Women become more active and committed to achieving their financial goals. They learn lessons from their mistakes and seek for additional training necessary to run one's own business. In response to the arising need in business education, there are short-term programs that teach business and affordable by female owners of small and medium business. 
 

Keywords:

assertive activity, competition, gender stereotyping, motivation, business, women entrepreneurs, social entrepreneurship, social projects, WBI, EBRD

Основные ценности в мотивационной иерархии у женщин: интересная работа, связанная с общением, с людьми и достижением чего-то нового; получение конкретных и ощутимых результатов своего труда; обретение внутреннего комфорта и самоуважение.

Основные препятствия на пути развития женского предпринимательства: отсутствие начального капитала, отсутствие нужных знаний и качеств, отсутствие соответствующего образования и опыта работы, противодействие внешней среды. Предмет исследования в данной статье мотивационная направленность российских женщин к построению частного бизнеса в России.

В сентябре 1995 года в Пекине во время четвертой всемирной конференции по положению женщин, государства - члены ООН единодушно одобрили Платформу действий по поддержке гендерного равенства и расширению прав и возможностей женщин [7]. Эта конференция дала международный толчок развития и поддержания равноправия полов во всем мире. Женщинам дано право на участие в процессе принятия решений, доступ к власти, предпринимательству, расширение возможностей и улучшение положения женщин.

В наше время, среди женщин, большую популярность завоевывает предпринимательская деятельность. В основном бизнесом занимаются мужчины. Но совсем недавно и женщины стали создавать свое дело. По данным исследования Amway Global Entrepreneurship Report (AGER), в 2013 году свой бизнес хотели открыть 62% женщин. А в 2014 году интерес к предпринимательской деятельности выразили уже 68%. Что же служит мотивом для открытия бизнеса? В таблице 1 представим индексы мотивационной направленности у мужчин и женщин предпринимателей [1,c.84-87].

Таблица 1 - Индексы мотивационной направленности у мужчин и женщин предпринимателей [1]

Индекс мотивационной направленности № позиции в общем ряду ценностей
Название ценностей мужчины женщины мужчины женщины
Обретение внутреннего комфорта и самоуважения 2,6 1,96 6 3
Видеть конкретные и ощутимые результаты своего труда 1,62 1,6 1 2
Дает возможность обрести свободу творчества, достичь пика творческой самореализации 2 2,13 3 6
Обеспечить защищенное материальное положение для себя и близких 1,69 2,43 2 8
Расти профессионально в важных для себя сферах деятельности 3,1 2 7 4
Повысить свой престиж в глазах «ближнего и дальнего» окружения 3,2 2,69 8 10
Достичь богатства ради внутренней свободы и независимости 2,6 2,74 4 9
Избежать давления и оставаться внутренне независимым, утвердиться в собственных глазах и глазах окружающих 2,59 2,09 5 5
Обретение умения выстаивать в сложных ситуациях 3,5 2,18 9 7
Иметь интересную работу, связанную с новыми впечатлениями и общением с людьми 3,63 1,49 10 1

По данным таблицы у мужчин в мотивационной иерархии основные позиции занимают следующие ценности:

1. Иметь возможность достичь самореализации;

2. Обеспечить защищенное материальное положение для себя и своей семьи;

3. Видеть конкретные и ощутимые результаты своего труда;

У женщин ценности носят иной характер:

1. Они хотят иметь интересную работу, связанную с общением с людьми и достижением чего-то нового;

2. Женщины также хотят видеть конкретные и ощутимые результаты своего труда;

3. Кроме того, женщины предприниматели хотят обрести внутренний комфорт и самоуважение [2,c.56-59].

В России современные женщины видят для себя в предпринимательстве три возможности — возможность самореализации, возможность зарабатывать больше, чем они зарабатывали бы по найму и желание совмещать бизнес и семью. Важным при определении работать на свое личное дело является наличие свободного графика, возможности управлять своим временем и своими ресурсами. Российские женщины хотят работать и уделять время детям, семье, дому, и близким родственникам.

Указанные отличия свидетельствуют о различиях в «мотивационных профилях» у мужчин и женщин. Мужчины более хотят обеспечить себя и свою семью денежными средствами, а женщины хотят стать предпринимателями для достижения своих жизненных целей. У кого-то это могут быть новые впечатления, а у кого-то опыт, полученный от предпринимательской деятельности. Еще с древнейших времен мужчина являлся кормильцем семьи, добытчиком. Сохранилось это до сих пор, только в другой форме, где «добычей», является заработок в денежном выражении. Женщины же были хранительницами домашнего очага и поэтому для них более важны духовные ценности. В связи с этим, женщины выбирают предпринимательство с позиции полезности обществу, продвижения своего хобби и дополнительного дохода. Женщины охотно берутся за социальное предпринимательство, работая с больными детьми и пожилыми людьми. В России около 90% социального бизнеса, связанных с развитием детей и дошкольным образованием, делают именно женщины.

По результатам исследования Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), которые проходили на территории России и в мире, наблюдается, что у женщин большая доля возвратов кредитов, чем у мужчин. Дисциплина связана с возникновением социальной ответственности у женщин. Они поддерживают своих пожилых родителей и родственников, при разводе, в России, женщины, остаются с детьми. В силу этих двух социальных задач женщины более ответственны с точки зрения кредитной дисциплины Российские женщины более осторожны с точки зрения принятия рисков. Им не хватает знаний как оценивать риски и возможности. Крайне часто, опасаясь каких-то потенциальных проблем, женщина не видит открывающихся перед ней перспектив [5].

В апреле 2017 года компания EY провела анализ данных по теме гендерного равенства и диверсификации в стратегии управления бизнесом и персоналом. Данные были собраны в рамках ежеквартального совместного исследования Промсвязьбанка и «ОПОРЫ России» «Индекс Опоры RSBI: компас для анализа микро, малого и среднего бизнеса» и отражают мнение 2000 российских предпринимателей, а также в разрезе размера бизнеса, отраслей и отдельных регионов. Были проанализированы результаты исследования «Индекс предпринимательской активности женщин в России (WBI)», проводимого по инициативе Комитета по развитию женского предпринимательства «ОПОРА России» .

Аналитический центр EY обобщил указанные данные, сопоставив их с результатами собственного исследования EY «Женщины в составе советов директоров в США: наши наблюдения» Проведенные данные относятся к практике ведения деятельности в сегментах малого, среднего и крупного бизнеса в России и раскрывает самые последние тенденции в сфере женского предпринимательства [8].

Большинство опрошенных респондентов не ожидают положительных изменений экономических условий, которые могли бы облегчить процесс создания собственного бизнеса, — 69% опрошенных предпринимательниц считают, что ситуация останется прежней. Среди основных негативных факторов респонденты отмечают высокую налоговую нагрузку, нестабильную экономическую ситуацию, снижение покупательной способности и административные барьеры. Важный фактор, который стоит отметить, очень низкий уровень доступности финансовых ресурсов. Традиционно практически половина женщин-предпринимателей занимают средства у близких и знакомых. Как показал опрос, возможностью кредитования предприятий МСБ смогли воспользоваться меньше одной пятой респондентов. В процессе привлечения финансовых ресурсов для развития бизнеса женщины сталкиваются с такими сложностями как, высокие процентные ставки, требования по предоставлению залога, необходимость сбора большого объема документов и в итоге одобрение неполной суммы кредита. Именно с этими трудностями связаны пессимистичные ожидания респондентов: 35% полагают, что доступность финансовых ресурсов снизится [8].

Рассмотрим, как женщины-предприниматели решают возникающие текущие проблемы в бизнесе. Для решения критических ситуаций у каждого человека есть свои подходы. В результате исследования были выявлены основные пути решения проблем в сфере бизнеса:

1. Вступление в социальный контакт. Люди, использующие такую технику, стараются искать поддержки среди семьи, друзей знакомых. Если они будут одни, то не смогут решить проблему. Но такой поиск решения проблем положительно связан с общей насыщенностью жизни событиями, количеством прошедших радостных событий, а также с событиями, относящимися к изменениям социальной среды;

2. Ассертивные действия отлично согласовываются с самооценкой, но имеют отрицательные связи со стратегией «Избегание», а также с карьерной ориентацией на стабильность работы. Другими словами, уверенные действия для решения проблем у предпринимательниц связаны с положительной самооценкой;

3. Стратегия «Избегания» положительно связана с манипулятивными действиями, агрессивными действиями, напряженностью, тревожностью, мечтательностью, имеет отрицательные связи с ассертивными действиями, со смысложизненными ориентациями на цель и результат;

4. Манипулятивные действияположительно связаны со стратегией «Избегание», асоциальными и агрессивными действиями, осторожными действиями, но есть отрицательная связь с количеством будущих событий, временем ретроспекции и антиципации;

5. Осторожные действияположительно взаимосвязаны с непрямыми, манипулятивными и антиобщественными действиями, также они отрицательно связаны с прямой стратегией и с экспрессивностью [3,c.106-107].

Какие же бывают проблемы на пути к развитию женского предпринимательства?

Среди наиболее успешных женщин предпринимателей проводился опрос. В частности, женщин спрашивали, согласны ли они с мнением, что в сфере бизнеса большое количество женщин ощущает неравенство своих возможностей для достижения успеха по сравнению с мужчинами. Мужчины ответили «да» только в 37,3 % случаев, «нет» – в 53,7 %. При этом женщины на такой же вопрос утвердительно ответили в 51,9 % и отрицательно только в 25% случаев.

От сюда можно сделать вывод, что основной причиной проблем в развитии женского предпринимательства являются гендерные стереотипы. Женщинам постоянно приходится их преодолевать. Кроме того, необходимо упомянуть еще об одной сложности. Ей является более жесткая конкуренция с мужчинами из-за двойной нагрузки, а именно: работа и семейные дела. Можно отметить, что среди женщин в целом еще встречаются случаи проявления низкой самооценки, но среди предпринимательниц данная тенденция, как правило, не наблюдается. Связано это с тем, что женщина предприниматель, создавая бизнес, забывает про стереотипы и комплексы. Она в полной мере реализует себя в профессии.

Но, не смотря на это, гендерные стереотипы остаются. Это можно заметить по результатам следующего опроса, в ходе которого был задан вопрос о существовании дискриминации по половым признакам в бизнесе. Больше половины женщин дали ответ «Да», а большая часть мужчин, наоборот, ответила «Нет». От сюда выходит, что мужчины игнорируют факт дискриминации женщин в предпринимательстве [4,c.41-42].

Можно отметить еще несколько причин, которые мешают женщинам заниматься бизнесом. Как утверждают сами женщины, причинами являются:

1. Отсутствие начального капитала;

2. Отсутствие нужных знаний и качеств;

3. Отсутствие соответствующего образования и опыта работы;

4. Противодействие внешней среды.

Отсюда можно сделать вывод, что традиционные для всех предпринимателей проблемы у женщин выражены гораздо сильнее, чем у мужчин. Мужчины относятся к преодолению проблем в женском бизнесе более оптимистично. Женщины в этом деле гораздо менее уверены в себе.

Несмотря на нестабильную экономическую ситуацию в нашей стране, сложности с финансированием, психологические и административные барьеры, мы видим небольшой, но уверенный рост женского предпринимательства.

В отношении женского предпринимательства наблюдается рост позитивных настроений в обществе. Более трети (37%) женщин, опрошенных в рамках исследования «Индекс предпринимательской активности женщин в России (Примечание русс. ИПАЖ, англ. WBI)», ожидают дальнейшего улучшения ситуации в будущем. Женское предпринимательство молодеет — растет доля тех, кто относится к возрастной категории до 35 лет[9].

В России реализуются различные социальные, образовательные проекты по поддержке и продвижению женского предпринимательства. Мы наблюдаем популяризацию идей женского предпринимательства и поддержку со стороны власти, СМИ и общества.

Проект «Мама-предприниматель» реализуется Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП) и Комитетом по развитию женского предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». Со-организатором и грантодателем выступает Благотворительный фонд Amway «В ответе за будущее». Проект «Мама-предприниматель» разработан исключительно для женщин в декретном отпуске, матерей несовершеннолетних детей. Целью данного проекта является помощ в начале и реализации собственного дела, воплощение в жизнь бизнес-идей. Бесплатное обучение проходит в форме пятидневного тренинга-интенсива с погружением в деловую среду, разработкой бизнес-проектов и менторской поддержкой. Заключительный этап обучения – конкурс проектов участниц, победительница которого получает грант в размере 200 000 рублей на запуск своего бизнеса. Экспертное жюри оценивает экономическую обоснованность, оригинальность, социальную значимость проектов. Подобные проекты реальная помощь и поддержка для современных женщин. Возможность попробоваь себя в защите и реализации своих бизнес идей, знакомства с единомышленницами.

В завершение следует отметить, указанные отличия свидетельствуют о различиях в мотивационных профилях у мужчин и женщин. У мужчин – это возможность высокого дохода и самореализация, а у женщин – достижение конкретных жизненных целей и установок. Что касается проблем в бизнесе у женщин, то основной причиной являются гендерные стереотипы и жесткая конкуренция с мужчинами вследствие двойной нагрузки: домашних дел и предпринимательской деятельности. Женщинам необходимо руководствоваться феминным подходом, делегировать некоторые ежедневные дела и добиваться успеха без втсупления в конкуренцию с мужчинами.

Библиография
1.
Бергис. Т.А. Стратегии преодоления критических жизненных ситуаций женщинами предпринимателями / Кафедра теоретической и прикладной психологии Тольяттинский государственный университет.-С. 84-87.
2.
Галлямов. Р. Особенности женского предпринимательства в современной России / Р. Галлямов. Человек. Экономика. Общество. – С. 56-59.
3.
Корсун. Т.А. Развитие женского предпринимательства в России на современном этапе / Т.А. Корсун. Вестник ЗаБГУ. 2016. Т. 22. № 9. – С. 106-107.
4.
Малышевская. Ю.Ю. Мотивация деятельности, ценностные ориентации и образ жизни женщин-предпринимателей (на материалах республики Бурятия) / Ю.Ю. Малышевская. Социологические науки – С. 41-42.
5.
Стратегия содействия равноправию полов на 2016-2020 годы, публичный документ ЕБРР
6.
http://www.adb.org/sites/default/files/institutionaldocument/33901/files/gender-tool-kit-transport.pdf
7.
http://www.un.org/womenwatch/daw/beijing/pdf/Beijing%20full%20report%20R.pdf
8.
http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-women-entrepreneurship-rus/$FILE/EY-women-entrepreneurship-rus.pdf
9.
https://nafi.ru/projects/predprinimatelstvo/indeks-zhenskoy-predprinimatelskoy-aktivnosti-wbi/
References (transliterated)
1.
Bergis. T.A. Strategii preodoleniya kriticheskikh zhiznennykh situatsii zhenshchinami predprinimatelyami / Kafedra teoreticheskoi i prikladnoi psikhologii Tol'yattinskii gosudarstvennyi universitet.-S. 84-87.
2.
Gallyamov. R. Osobennosti zhenskogo predprinimatel'stva v sovremennoi Rossii / R. Gallyamov. Chelovek. Ekonomika. Obshchestvo. – S. 56-59.
3.
Korsun. T.A. Razvitie zhenskogo predprinimatel'stva v Rossii na sovremennom etape / T.A. Korsun. Vestnik ZaBGU. 2016. T. 22. № 9. – S. 106-107.
4.
Malyshevskaya. Yu.Yu. Motivatsiya deyatel'nosti, tsennostnye orientatsii i obraz zhizni zhenshchin-predprinimatelei (na materialakh respubliki Buryatiya) / Yu.Yu. Malyshevskaya. Sotsiologicheskie nauki – S. 41-42.
5.
Strategiya sodeistviya ravnopraviyu polov na 2016-2020 gody, publichnyi dokument EBRR
6.
http://www.adb.org/sites/default/files/institutionaldocument/33901/files/gender-tool-kit-transport.pdf
7.
http://www.un.org/womenwatch/daw/beijing/pdf/Beijing%20full%20report%20R.pdf
8.
http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-women-entrepreneurship-rus/$FILE/EY-women-entrepreneurship-rus.pdf
9.
https://nafi.ru/projects/predprinimatelstvo/indeks-zhenskoy-predprinimatelskoy-aktivnosti-wbi/
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"