Статья 'Влияние деструктивного внутриличностного конфликта на развитие личности будущего педагога.' - журнал 'Психолог' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Психолог
Правильная ссылка на статью:

Влияние деструктивного внутриличностного конфликта на развитие личности будущего педагога

Печерский Юрий Иванович

адъюнкт кафедры психологии и педагогики Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»

394065, Россия, Воронежская область, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53

Pecherskiy Yuriy Ivanovich

Adjunct of the Department of Psychology and Pedagogy of the Federal State Treasury Educational Institution of Higher Education "Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation"

394065, Russia, Voronezh, Patriotov Avenue, 53.

y.i.pechersky@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2409-8701.2017.1.21677

Дата направления статьи в редакцию:

11-01-2017


Дата публикации:

10-02-2017


Аннотация: Предметом исследования данной статьи является деструктивный внутриличностный конфликт, который оказывает влияние на развитие личности. Объектом исследования - студенты педагогического вуза. Автор статьи подробно рассматривает такие аспекты темы как сущность внутриличностного конфликта, его интерпретация зарубежными и отечественными учеными. Анализируется опыт протекания деструктивного внутриличностного конфликта у студентов. На основании изученных исследований, автором дается собственная модель определения влияния деструктивного внутриличностного конфликта на студентов-педагогов. В заключении сделаны выводы о факторах, которые проявляются у студентов педагогического вуза в случае наличия деструктивного внутриличностного конфликта, а также причинах этого процесса. В ходе работы нами использовались основные теоретические методы психолого-педагогического исследования, а именно аксиоматический и гипотетико-дедуктивный метод, индуктивный метод, моделирование и интерпретационно-описательные методы. Основные выводы проведенного исследования формируются автором в функциональном блоке, который демонстрирует структуру содержания и методы деятельности педагогического состава педагогического вуза, направленные на выявление влияния деструктивного внутриличностного конфликта на развитие личности студентов. Новизна исследования заключается в определении конкретных функций и способов воздействия педагогов с целью обнаружения деструктивного внутриличностного конфликта, который оказывает влияние на формирование личности будущего педагога.


Ключевые слова:

внутриличностный конфликт, деструктивный конфликт, педагог, развитие личности, студенты, будущий педагог, профессиональный педагог, педагогический вуз, актуализация, противоречие

Abstract: The subject of the present research article is the destructive intrapersonal conflict that affects the personality development. The object of the research is the students of a teachers' training institute. The author of the article examines such aspects of the topic as the essence of the intrapersonal conflict and its interpretation by foreign and Russian scientists. The author also analyzes the process of experiencing a destructive intrapersonal conflict by students. Based on analysed researches, the author offers his own model for defining the influence of a destructive intrapersonal conflict on students studying pedagogics. At the end of the article the author makes a conclusion about factors demonstrated by pedagogical students when there is a destructive intrapersonal conflict as well as what causes this process. In the course of his research the author has used the basic methods of pedagogical research, in particular, axiomatic and hypothetico-deductive method, inductive method, simulation and interpretative descriptive methods. The author makes his final conclusions in the form of a functional block which demonstrates the structure and methods of teaching activities aimed at defining the influence of a destructive intrapersonal conflict on students' personality development. The novelty of the research is caused by the fact that the author defines particular functions and means that can be used by teachres to define a destructive intrapersonal conflict which, in its turn, may affect the process of personality development of a would-be teacher. 


Keywords:

intrapersonal conflict, destructive conflict, teacher, personality development, student, would-be teacher, professional educator, educational institution, actualisation, contradiction

Психологическое совершенствование студентов в ходе учебно-профессиональной деятельности представляет собой процесс актуализации, направленной на поиск потенциальных возможностей студента как полноценной и постоянно развивающейся личности, которая способна раскрываться на основе индивидуальности и совершенствования целей, учитывая протекающие внутри личности процессы и противоречия. Такие противоречия часто выражаются в виде наличия внутриличностных конфликтов, которые могут принимать конструктивную или деструктивную форму.

Вместе с тем, для студентов-педагогов такие внутренние конфликты особенно важно вовремя увидеть, поскольку неразрешенные противоречия могут нанести урон другим людям в процессе последующей профессиональной деятельности такого педагога. Люди выбирают профессию, во многом отвечающую сложившимся представлениям о себе как о личности. В случае, если выбранная профессия будет соответствовать их Я-концепции, то такие люди могут добиться самоактуализации [18, с. 35].

Рассмотрим более подробно мнения ученых относительно природы и протекания внутриличностных конфликтов.

Так, в зарубежной и отечественной науке общим для большей части существующих подходов и концепций является мнение о том, что внутриличностный конфликт представлен в виде острого, критического самоощущения и переживаний индивида, что будет вызвано длительной затянувшейся борьбой между структурами внутреннего мира личности, что в последующем будет отражать противоречивые связи с окружающей социальной средой и препятствовать принятию грамотного решения в конкретной ситуации, а также тормозит активным действиям, направленным на реализацию задуманного [2, с. 78].

Е.А. Донченко в проводимых исследованиях делает указания на внутренний конфликт, являющийся причиной обострения существующих или вновь появившихся противоречий, от исхода которых во многом будет зависеть последующее развитие личности. При этом стоит учитывать, что внутренние конфликты способны не только препятствовать, но также и способствовать личностному развитию будущего педагога.

Вместе с тем, если внутренний конфликт не может сам разрешиться или разрешаются не вполне адекватным способом, при этом затрудняя восстановление существующего внутреннего равновесия, связывающего представления и стремления студентов-педагогов. Однако, как отмечал Л.И. Божович, если студент-педагог сможет осознать и разрешить внутренние конфликты при использовании актуализации его потенциальных возможностей, то это будет «способствовать усложнению его внутреннего мира и переходу на новые более сложные уровни функционирования».

Таким образом, внутренний конфликт может рассматриваться как условие, являющееся предпосылкой роста уровня личностной позиции будущего педагога [16, с. 28].

Вместе с тем, нельзя не отметить и крайне негативные последствия внутриличностных конфликтов будущих педагогов. Деструктивный внутриличностный конфликт способен приводить к весьма серьезным последствиям, имеющих форму как тяжелых переживаний, которые вызывают стрессы, так и крайнюю форму его разрешения, представленную в форме суицида.

Важно отметить, что внутренняя конфликтная ситуация должна постоянно присутствовать в каждом человеке, а потому не должна сопровождаться страхами. Для психически здоровой личности наличие внутренней конфликтной ситуации на «фоновом» уровне будет являться естественным состоянием психики. В этом отношении немецкий философ И. Кант считает, что не существует высоко морального человека, у которого совесть всегда спокойна и которого не мучают сомнения.

Великий славянский философ В. Соловьев в ответ на мнения западноевропейского рационализма Декарта – говорил, что «мыслю, следовательно, существую» - противопоставляя при этом свой тезис в направлении учета особенностей славянского менталитета, – «стыжусь, следовательно, существую».

Проблематика внутриличностного конфликта представлена как базовая и для главных персонажей произведений А. Пушкина, переживания Пьера Безухова в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого, главных героев романов таких авторов как Я. Колос, Ф. Достоевский, И. Мележ. Проблема неспокойной мятежной российской души является ключевой почти для всех произведений российских и белорусских классиков.

Вместе с тем состояние внутриличностного напряжения и достаточно высокой противоречивости психики является не только естественным, но также и необходимым условием для совершенствования самой личности, что невозможно реализовать без соответствующего разрешения внутренних противоречий. Наличие противоречий представлено стержнем для развития конфликта. Если внутриличностный конфликт может протекать на фоновом уровне, то он крайне необходим, поскольку недовольство собой, а также критическое отношение к себе способны заставить человека дальше стремится к самосовершенствованию и самоактуализации, благодаря чему человек способен наполнить смыслом не только свою жизнь, но и совершенствовать окружающую действительность [8, с. 82].

Рассмотрим варианты интерпретаций норм поведения с позиции педагогической науки. При этом существуют три различные ориентации педагогических взглядов, которые предполагают приведение становящегося человека при использовании образовательных методик (воспитания и обучения) к конкретной норме. Анализ норм представлен в таблице 1.

Таблица 1. Нормы поведения и характеристика образовательных методик.

Признаки норм поведения

Характеристика образовательных методик

Сопоставление социальной роли и общественных функций человека

Стремление в подготовке человека к выполнению конкретных функций, которые могут быть связаны с его этнической, половозрастной, социально-классовой, религиозной, профессиональной и другой общественной принадлежности.

Стремление педагога приблизить своего ученика к идеалу

Ориентировка на норму, в которой отражается воплощение идеала человека.

Привить правильное отношение человека к самому себе

Связано с обеспечением наиболее возможной реализацией потенциала конкретного человека, с самопринятием, самоуважением и адекватной самооценкой.

Необходимо предусмотреть и проведение в ходе профессионального обучения системы педагогических воздействий, понимаемых в виде ключевых признаков. Такие признаки позволят максимально обучать личность справляться с возникающими конфликтными ситуациями, формируя зрелую личность.

Среди таких признаков исследователи отмечают:

- взаимодействия, которые формируют из растущего ребенка зрелого человека, способного соответствовать целям наставника, а также конкретному образу, который он способен нарисовать в сознании и к которому может привести студента, организуя его жизнь;

- взаимодействия, способствующие к объединению совместных усилий и последующему образованию человека, при котором момент взаимности, «совместности» будет выдвигаться на первое место при организации последующего педагогического взаимодействия;

- поддержка развития будущего педагога, которая должна способствовать реализации его профессионального потенциала и сводиться к минимуму в момент воздействия педагога на студента, выдвигая при этом на первый план активную роль самого студента, за которым в ходе педагогического взаимодействия будет следовать наставник.

Педагогические способы, направленные на организацию процесса преодоления внутренностных конфликтов в процессе образования, представлен в таблице 2 тремя базовыми моделями [3, с. 101].

Таблица 2. Модели преодоления деструктивных внутриличностных конфликтов.

Модель

Характеристика

Организация на основе принципа авторитета педагога

Педагог открыто признается ведущим организатором процесса образования студента, определяющим цели его воспитания и обучения и отбирающим способы и средства организации его развития в соответствии с поставленными целями; воспитанник же сознательно должен признать себя ведомым и следовать за наставником.

Организация на основе принципа педагогической манипуляции

Педагог определяет цели, пути, способы и средства развития студента, создавая у него иллюзию самостоятельной и независимой жизнедеятельности в процессе образования.

Организация на основе принципа педагогической поддержки

Педагог в определении целей, путей, способов и средств образования студента следует за ним, за его потенциалом, интересами, потребностями и способностями, помогая в их актуализации и реализации, а также содействуя решению его личностных проблем.

Привычки поведения, которые формируются у будущих педагогов в процессе их становления в вузе, в последующем оказывает значительное влияние на способность личности в процессе уже непосредственно профессиональной личности справляться с появлением деструктивных внутриличностных конфликтов.

К примеру, исследования свидетельствуют о том, что у педагогов, переживающих внутриличностные конфликт, показатели профессионального выгорания могут быть намного выше, чем у педагогов, которые не проявляют внутреннюю конфликтность. Исследователи делают такие выводы:

1. Ключевыми факторами в структуре внутриличностных конфликтов в контексте системы профессионального выгорания педагогов можно назвать эмоциональное выгорание, противоположные личностные тенденции, а также наличие индивидуальных особенностей.

2. В педагогах, прошедших через переживания внутриличностных конфликтов, могут более ярко проявляться негативное настроение, высокая степень тревожности, наличие негативных эмоций во время исполнения конкретных профессиональных задач, преподавательской деятельности, а также в ходе педагогического общения и в отношении к себе самому.

3. Педагоги, имеющие проявления внутриличностных конфликтов наиболее негативно воспринимают существующую оценку другими людьми своей личности, являются менее привязанными к себе, не проявляя ярко выраженных признаков уверенности в себе, сопутствуя это все негативными оценками себя, а также своих профессиональных достижений, успехов, возможностей, нивелируя собственное достоинство.

4. Педагоги, проявляющие внутреннюю конфликтность, связаны с такими тенденциозными характеристиками личности, а именно, связанными с выявлением дружелюбия, наличия готовности к подчинению, в зависимости от конкретных обстоятельств, уровня тревожности, эмоциональной неустойчивости, наличия признаков саморегуляции и настойчивости.

5. Педагогам, имеющим ярко выраженные переживания внутриличностных конфликтов, свойственно низкое оценивание себя, а также отсутствие веры в благие намерения других, повышенную тревожность как свойственной им черты и осознания комплексов, переживающийся личностью [15].

Переживая проявления внутриличностного ценностного конфликта, человек выбирает конкретный способ разрешения конфликта. Например, он может предпочесть одну из противоборствующих ценностей. В большинстве случаев подобное решение является ловушкой — в сложных ситуациях нравственного выбора происходит «перекрытие» источников жизненного смысла, значимые цели и ценности блокируются.

Результирующая сила этих воздействий выражается в утрате ценности бытия, интереса, перспективы жизни, а, следовательно, и стимулов к деятельности. Как отмечают И.А. Беляев и В.А. Тихоненко, возникают феномены отчуждения, безнадежности, появляется отрицательное эмоциональное отношение к миру – от ощущения тягостности, мучительности до отвращения.

В некоторых случаях личность выбирает из нескольких различных, но близких по субъективной ценности и вероятности достижения альтернатив. В подобных ситуациях обнаружен весьма интересный феномен в работе оценочной функции: после совершения выбора, но еще до начала действий происходит изменение исходных оценок альтернативных вариантов, оценка выбранной альтернативы заметно увеличивается, а отвергнутой — уменьшается (Н.А. Батурин, В.П. Трусов, Э. Фромм). Отметим еще несколько стратегий разрешения конфликта ценностей:

- создать себя как активного деятеля, способного изменить ситуацию;

- приспособиться к условиям культуры, заплатить регрессией своих нравственных и интеллектуальных сил;

- выждать, пока сгладится острота конфликтной ситуации;

- позволить проявиться негативному отношению к ситуации, себе, миру;

- не замечать конфликт, игнорировать его внутренне и т. д. [19, с. 105].

При переживании внутреннего вакуума и связанных с ним состояний для указанной выборки характерно использовать компенсацию и проекцию, то есть прибегать к фантазированию, обеспечивая интеграцию образа «Я» за счет иллюзорных факторов. Достигать ощущение безопасности для собственной самооценки за счет обвинения других и приписывания им различных неблаговидных качеств и достигать тем самым повышения собственной самооценки [1, с. 27].

Существует большое количество описаний выявления деструктивного внутриличностного конфликта, анализ которых необходим как для понимания его психологической сущности, выработки средств и способов психологической коррекции состояний, которые были вызваны им, так и для прогнозирования поведения этого человека в конкретных жизненных ситуациях. Например, установлено, что конфликты сопровождаются негативными эмоциями, волнением, отчаянием, потерей и чувством вины.

Также при деструктивном внутриличностном конфликте наблюдаются негативные переживания, волнения, апатия, стресс, фрустрация, потеря уверенности в своих силах, комплекс неполноценности, повышенная агрессивность, раздражительность в общении, потеря смысла жизни, суицид, все виды психологических защит, применительно к внутриличностным конфликтам определяются как «латентные способы решения конфликта» (истерия, симуляция, сублимация, компенсация, уход от действительности, регрессия и др.).

Под разрешением деструктивного внутриличностного конфликта понимается восстановление согласованности внутреннего мира человека, достижение нового жизненного качества, снижение остроты противоречий жизненных отношений, установление единства сознания.

Психологические условия актуализации положительного потенциала внутриличностных конфликтов студента-педагога зависят от психолого-педагогических и психокоррекционных влияний, направленных на развитие личностных качеств, которые бы содействовали восстановлению и сохранению положительного самоотношения, формированию активной внутренней позиции студенческой молодежи.

Психологические условия актуализации положительного потенциала внутриличностных конфликтов студента-педагога зависят от психолого-педагогических и психокоррекционных влияний, направленных на развитие личностных качеств, которые бы содействовали восстановлению и сохранению положительного самоотношения, формированию активной внутренней позиции студенческой молодежи.

Основными задачами формирующих влияний педагога является: обеспечение необходимыми психологическими знаниями, умениями, привычками оптимизации внутренних ресурсов положительного самоотношения, повышение стрессоустойчивости, собственной коммуникативной культуры студентов, внедрение глубинных мировоззренческих установок, развитие волевых качеств, способности рефлексии.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, что при деструктивном состоянии психологического здоровья будущих педагогов представляется невозможным успешное формирование культуры в образовании. Поэтому очень важно обратить внимание преподавателей на необходимость психологического обеспечения педагогической деятельности, на постановку данной проблемы перед студентами с целью организации работы по культивированию организационно-педагогической культуры преподавателя, в том числе и культуры заботы о психологическом здоровье, как одной из составных частей профессионализма педагога.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.